Реферат: ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Актуальность исследования. Как только маленький человек осознает себя как личность, он начинает интересоваться другими людьми. Его интерес носит не только физиологический, но и психологический характер. Хочет он того, или нет, но ему приходится считаться со своим окружением.
Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024
Скачать работу 'ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ':
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический подход к изучению конфликтов в отечественной и зарубежной психологии
1.1Понятие «конфликта» и «конфликтной ситуации», сущность и особенности в педагогике и психологии
1.2Характеристика общения детей 4-5 лет
1.3Особенности поведения детей 4-5 лет в конфликтной ситуации
Вывод по главе I
Глава II. Изучение особенностей поведения детей 4-5 лет в конфликтной ситуации
2.1Подбор методик и описание этапов эмпирического исследования особенностей поведения детей 4-5 лет в конфликтной ситуации
2.2Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования особенностей поведения детей 4-5 лет в конфликтной ситуации
2.3Методические рекомендации для родителей и педагогов по данной теме
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Как только маленький человек осознает себя как личность, он начинает интересоваться другими людьми. Его интерес носит не только физиологический, но и психологический характер. Хочет он того, или нет, но ему приходится считаться со своим окружением.
Поэтому именно в этом возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются межличностные отношения.
Становление личности ребенка определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. В детских группах складываются межличностные отношения, которые отражают взаимосвязи участников этих групп. Дети 4 - 5 лет предпочитают больше общаться со сверстниками, чем со взрослыми. Любому ребёнку необходимо признание его успехов, внимание и сотрудничество ровесников.
Между детьми 4-5 лет разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, помогают друг другу, ссорятся, обижаются, мирятся, ревнуют, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.
У ребенка 4-5 лет наряду с потребностью в совместной игре появляется потребность в признании и уважении сверстниками. Эта потребность становится причиной многих конфликтов и создает массу проблем в отношениях детей. Ребенок изо всех сил стремится привлечь внимание окружающих, чутко ловит в их мимике и взглядах признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на упреки или невнимание со стороны партнеров. Ребенка важнее его собственное высказывание или действие, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Это и является первой и главной причиной постоянных детских ссор.
Часто сам конфликт ребенка со сверстниками и возникающие негативные черты вследствие этого конфликта долгое время скрыты от наблюдений. Если источник конфликта и его первопричина упускается воспитателем; то педагогическая коррекция, примененная на открытом, но более позднем этапе, оказывается малоэффективной.
Опасно то, что появившиеся у ребенка отрицательные качества, могут обнаружиться впоследствии в новом школьном коллективе, трудовой деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми в связи с тем, что дошкольный возраст является определяющим все дальнейшее формирование личности.
Способность воспринимать конфликт как нераскрытую возможность и следить за появлением его сигналов - первый шаг в разрешении конфликта.
Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте. Именно в этом возрасте начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.
В связи с вышесказанным, каждому человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении.
Поэтому изучение особенностей протекания конфликтов среди детей 4-5 лет является актуальной проблемой.
В последние годы появились научные труды, Т.В. Драгуновой [11], В.А. Романенко[37], , Б.И. Хасана [56] и других, рассматривающие конфликты в воспитательном процессе.
Причины конфликтов между детьми исследователи связывали с особенностями организации деятельности (Т.А. Павленко, А. Рузская [30] и другие), операциональной или мотивационной несформированностью игры у детей (А.А.Рояк [38], В.Я. Зедгинидзе [13] и другие). Конфликты дошкольников с ровесниками постоянно привлекали внимание педагогов и психологов. Но рассматривались они в основном в связи с проблемами трудновоспитуемости и агрессивности (Л.С.Выготский [6], А.С. Белкин [2] и другие).
Цель дипломной работы - исследование особенностей поведения детей 4-5 лет в конфликтной ситуации.
Объект исследования - конфликт как социально-психологический феномен.
Предмет исследования - особенности поведения детей 4-5 лет в конфликтной ситуации.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по изучению конфликтов у детей дошкольного возраста;
2.Изучить особенности и причины детских конфликтов в 4-5-летнем возрасте;
3.Охарактеризовать особенности развития и общения детей среднего дошкольного возраста.
4.В ходе экспериментального изучения выявить особенностей поведения детей 4-5 лет в конфликтной ситуации при помощи психологических методик.
5.Проанализировать полученные результаты, сделать выводы по результатам исследования.
6.Подобрать методические рекомендации для родителей и педагогов по данной теме.
Гипотеза исследования мы предполагаем что,
чем меньше ребенок проявляет агрессию в конфликтной ситуации, тем он популярнее среди сверстников;
способы воздействия детей друг на друга в конфликте очень часть зависят от их поведения. Если ребенок ведет себя агрессивно, то и в конфликте, он выберет такую же линию поведения.
что дети 4-5 лет не умеют разрешать возникающие конфликты. Они выбирают самые разные варианты решений. В одном случае это может быть агрессия, в другом - обращение за помощью, а так же дети предлагают словесное решение.
Однако в целом дети чаще всего обращаются за помощью к взрослым, либо стараются искать вербальное решение. При отсутствии такового
Методы исследования:
а)анализ литературы по теме исследования;
б)синтез и обобщение полученных знаний;
в)методики психологической диагностики: наблюдение, цель: изучить поведение детей в конфликтной ситуации во время игр; анкетирование воспитателей, цель: изучение особенностей поведения детей средней группы в конфликтной ситуации; социометрическая методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская) Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста. , проективная методика «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина) Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.
г)анализ, статистическая обработка и интерпретация полученных результатов.
Экспериментальная база: ГБОУ Школа № 319, средняя группа №5 «Зайчик». В группе 23 человека: 11 мальчиков и 12 девочек , 2 воспитателя, с сентября 2015 года по апрель 2016 года.
Практическая значимость дипломной работы. Эмпирический материал, полученный в данном исследовании, позволил уточнить и расширить имеющиеся в психологии данные об особенностях поведения детей 4-5 лет в конфликтной ситуации. Данные об особенностях поведения детей 4-5 лет в конфликтной ситуации позволяют совершенствовать психолого-педагогическую теорию и практику. В частности, на их основании можно разработать конкретные рекомендации для родителей и педагогов по работе с конфликтными детьми. Полученные данные можно будет учитывать в воспитательной работе педагогов и консультаций родителей, психокоррекционной и консультационной работе социально- психологической службы детского сада. Результаты исследования могут обеспечить формирование адекватного представления об особенностях поведения детей 4-5 лет в конфликтной ситуации. Так же, нами были подобраны методические рекомендации для родителей и педагогов по работе с конфликтными детьми, причем указаны направления работы, как разрешение уже возникших конфликтов, так и их профилактика. Указаны стадии разрешения детских конфликтов воспитателем, основные подходы и приемы в разрешении конфликтов. Предложены конкретные упражнения, игры и стратегии, а также принципы профилактики.
Теоретическая значимость дипломной работыты определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях поведения детей 4-5 лет в конфликтной ситуации. Л.С.Выготский [5][6], А.С. Белкин [2], Т.В. Драгуновой [11], В.А. Романенко[37], , Б.И. Хасана [56], Т.А. Павленко, А. Рузская [30], А.А.Рояк[38], В.Я. Зедгинидзе [13] и другие.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы из 60 источников, приложение.
Глава I. Теоретический подход к изучению конфликтов в отечественной и зарубежной психологии
.1 Понятие «конфликта» и «конфликтной ситуации», сущность и особенности в педагогике и психологии
Конфликты являются одним из важнейших явлений современной жизни человека. Жизнь современного человека в силу того, чтоб он живет в обществе, сложна и полна противоречий. Возникающие противоречия часто приводят к столкновению интересов не только отдельных людей, но и больших и малых социальных групп.
В психологии есть авторские позиции определения понятия конфликта. Рассмотрим некоторые определения этого понятия.
Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил.
Под конфликтом понимают самый острый способ разрешения противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия. Конфликт заключается в том, что его субъекты противодействуют друг другу, причем это противодействие обычно сопровождается негативными эмоциями. В случае, когда субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (это может быть дискуссия либо спортивное единоборство), либо субъекты конфликта переживают негативные эмоции, но внешне никак их не проявляют, и при этом отсутствует противодействие друг другу, то такие ситуации называются предконфликтными [13].
Гришина Н.В. [8] определяет конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями при наличии попыток разрешения противоречия на фоне эмоциональных состояний.
Другие исследователи (Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г.) [32] рассматривают конфликты как реакцию людей на препятствие к достижению разного рода целей совместной деятельности на поведение других, не соответствующих ожиданиям, а также как реакцию на почве несовместимости характерологических шаблонов поведения, несходства культурных основ и потребностей.
Конфликтной ситуацией называется ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои цели, несовпадающие с целями других, интересы и объект конфликта. Конфликтная ситуация может длиться долго, но рано или поздно, произойдет такое стечение обстоятельств, которое приведет к открытому противостоянию сторон - конфликту.
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.
Чтобы эффективно решать возникающие проблемы каждый человек должен усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, он должен знать причины возникновения и способы решения конфликтов.
Противодействие субъектов конфликта разворачивается в трех сферах: в процессе общения, в поведении, в деятельности.
Признаками конфликта являются:
-ситуация, которая воспринимается участниками как конфликтная,
-неделимость объекта конфликта, т.е. объект конфликта не может быть поделен между участниками конфликтного взаимодействия;
-желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации [29].
Протекает конфликта изменчиво, он непостоянен, может то затухать, то усиливаться.
Конфликтное противостояние предполагает определение области (проблемы) противоречия, т.е. предмета конфликта.
Предметом конфликта называется объективно существующая или воображаемая проблема, которая служит причиной раздора между сторонами (проблема первенства, совместимости, власти). Детские конфликты часто возникают из-за ресурсов (предметы, интересы), трудностей в общении, поведения, ценностей и физиологических или психологических потребностей.
Субъектом конфликта являются его участники, стороны, чьи интересы непосредственно затронуты.
Субъекты конфликта можно определить как своеобразную форму коммуникации в различных системах: группа-группа, человек-человек, человек - группа, человек часть группы, часть группы - часть группы. Изучение конфликта с позиции эмоционально-мотивационных состояний конфликтующих сторон позволяет определить его как эмоционально насыщенную реакцию, одновременно защитную и ответную на неблагоприятные ситуации, которые травмируют личность, как реакцию на препятствия в достижении целей, как реакцию на стресс и т.п. [34]
Объект конфликта - это предмет спорта, то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон. Это то, что вызывает противодействие сторон, выраженное в конкретном материальном виде (ресурс, например, игрушка), социальная (власть) или духовная ценность (идея, принцип) [29].
Так как у дошкольников ведущей деятельностью является игра, воспроизводящая действия взрослых и отношения между ними, то именно она и становится объектом конфликта [5].
Факторы, обостряющие протекание конфликта в детском коллективе:
-нарастание и внешние проявления накала страстей. Это такие эмоции, как: гнев, страх, тревога, разочарование;
-отсутствие реакции взрослого на конфликт между детьми (безразличие);
-тиражирование конфликтной ситуации: увеличение числа детей, участвующих в конфликте и принимающих ту или иную сторону;
-отсутствие попыток установить и поддержать отношения, как со стороны взрослых, так и со стороны детей - участников конфликта;
-вовлечение в конфликт родителей. Факторы, ослабляющие конфликт:
-разговор об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;
-уход на нейтральную сторону;
-снятие ощущения угрозы, при помощи использования детьми и взрослыми коммуникативных умений и навыков урегулирования конфликтов;
-сохранение и укрепление межличностных отношений [24]. Структура конфликта по-разному описывается разными авторами, но
основные элементы принимаются практически всеми.
H.В.Гришина [8] считает, что конфликт проходит через следующие этапы развития:
1.возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);
2.осознание ситуации как конфликтной;
3.конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);
4.разрешение конфликта.
По мнению В. Зедгенидзе [13] детские конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие, имеют общие стадии протекания:
I.стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм (в игровом взаимодействии, общении детей);
2.стадия перехода потенциального конфликта в реальный (осознание, что нарушена его территория или ущемлены личные интересы);
3.стадия конфликтных действий и эмоциональных проявлений (обида, гнев, оскорбления, агрессивные насильственные действия, потасовка и т.д.);
4.стадия снятия или разрешения конфликта.
Различают различные виды конфликтов. К примеру, конфликты бывают внешние и внутренние.
Внешние конфликты возникают в сфере отношений между детьми. Чаще всего такое конфликты не выходят за пределы общения, не захватывают глубоких пластов межличностных отношений. Они носят ситуативный, преходящий характер, и обычно сами дети разрешают подобные конфликты самостоятельно, без участия взрослых, устанавливая нормы справедливости. Внешние конфликты полезны - они дают ребенку право на творческое решение проблемной ситуации, на принятие ответственности, выступают регуляторами полноценных и справедливых отношений между детьми. В педагогическом процессе подобные конфликтные ситуации могут моделироваться целенаправленно, так как являются одним из эффективных средств нравственного воспитания.
Внутренний конфликт (психологический) возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и чаще всего скрыт от наблюдения [25].
В отличие от внешнего, внутренний конфликт вызывается противоречиями, которые связаны не с организацией деятельности, а с самой деятельностью. У каждого ребенка уже сформировано понятие о деятельности и если это понятие входит в противоречие с требованиями сверстников, не совпадает с объективными возможностями ребенка в игре или противоречит мотивам игры ребенка и его сверстников, возникает конфликт. Подобные противоречия дети могут преодолеть только с помощью взрослых. При проявлении таких противоречий нарушается внутренний эмоциональный комфорт ребенка, ухудшается эмоциональное самочувствие, ребенок не может удовлетворить свои существенные потребности. Начинается искажение не только деловых, но и личностных отношений. В результате возникает психологическая изоляция от сверстников. Внутренние конфликты влияют на личность и ее развитие отрицательно, тормозя формирование личности и становление полноценных отношений ребенка со сверстниками.
В группе сверстников каждый ребенок занимает определенное положение. Это положение выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности ребенка, зависит от его умственного развития, знаний, особенностей поведения, внешности, умения устанавливать контакты с другими детьми и т.д.
Рояк А.А., [38] рассматривает два типа конфликтов у дошкольников, которые испытывают трудности в общении со сверстниками: конфликт в операциях и конфликт в мотивах.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие:
-между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре, когда возможности оказываются ниже требований сверстников;
-между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры).
В обоих случаях ведущей игровой деятельности дошкольников не сформирована, из-за чего и развивается конфликт.
Кроме уже рассмотренных, бывают и другие виды конфликтов: закономерные (неизбежные), необходимые, вынужденные и функционально неоправданные. Конфликты могут быть открытыми и скрытыми. Конфликты могут преследовать личные, групповые или общественные цели [19].
В зависимости от эмоционального состояния людей различают конфликты с высоким эмоциональным накалом, умеренным и без эмоционального накала.
В соответствии с типами по составу конфликтующих сторон детские конфликты бывают внутриличностные, межличностные, внутригрупповые. По форме и степени столкновения детские конфликты...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности мотивационной сферы у детей 8-12 лет с личностной беспомощностьюКурсовая работа: Исследование взаимосвязи уровня эмпатических способностей и стратегии поведения в конфликтной ситуации
Курсовая работа: Проблема взаимосвязи социометрического статуса со стратегией поведения в конфликтной ситуации
Реферат: Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков
Курсовая работа: Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов поведения в конфликтной ситуации у студентов