Реферат: Особенности проявления тревожности у женщин в период беременности
В наши дни особенностью социальной ситуации в нашей стране является снижение уровня рождаемости, повышается количество осложненных беременностей и родов, снижается уровень здоровья новорожденных.
Дата добавления на сайт: 05 ноября 2024
Скачать работу 'Особенности проявления тревожности у женщин в период беременности':
Особенности проявления тревожности у женщин в период беременности
Оглавление
Введение
Глава 1. Эмоциональное состояние женщин во время беременности: теоретические подходы к проблеме
Беременность и ее влияние на эмоциональное состояние женщин
1.2 Понятие тревожности, причины ее во время беременности
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению личностной и ситуативной тревожности в период беременности
Организация и методы экспериментального исследования
2.2 Результаты экспериментального исследования по выявлению личностной и ситуативной тревожности в период беременности
2.3 Выводы по экспериментальному исследования по выявлению личностной и ситуативной тревожности в период беременности
2.4 Рекомендации для женщин, в период беременности
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В наши дни особенностью социальной ситуации в нашей стране является снижение уровня рождаемости, повышается количество осложненных беременностей и родов, снижается уровень здоровья новорожденных. С одной стороны, причиной данной тенденции является нестабильная социально-экономическая ситуация, которая неблагоприятно сказывается на эмоциональной сфере женщины. С другой, воздействие беременности на психику женщин порою столь значительно, что некоторые авторы (Н. Удденберг, M. Ринглер) рассматривают это явление как кризисную ситуацию. В последнее время процент возникновения патологии в родах увеличился вдвое. И с каждым годом неуклонно возрастает число женщин, роды у которых прошли с осложнениями. На начало третьего тысячелетия в стране сложилась ситуация, когда по официальным данным государственной статистики 60% детей имеют родовые травмы, что неизбежно приводит к различным формам нарушения развития ребёнка и в дальнейшем становится важным фактором при возникновении большинства болезней детей [Белогай, 2004].
Исследование такого важного этапа подготовки к материнству как беременность в научной литературе представлена не очень полно, внимание ей стало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемы можно найти у ограниченного количества авторов. В отечественной психологии в последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией (Скобло Г.В., Дубовик О.Ю., 1992; Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А., 1993; Брутман В.И., 1996), психофизиологией (Батуев А.С., 1996; Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В., 1995), психологией материнства (Коваленко Н.П., 1998; Радионова М.С., 1997), психотерапевтическими (Шмурак Ю.И., 1993) и психолого-педагогическими (Брутман В.И., 1994) аспектами беременности и ранних этапов материнства, дивиантным материнством (Филиппова Г.Г., 1996). Однако, сами исследователи считают, что полученные результаты отражают скорее общие индивидуальные особенности женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования. То же самое касается исследований, посвященных изучению психофизиологических основ материнства (Батуев А.С., 1996), психического здоровья матери и ребенка, социального статуса женщины и особенностей ее семьи (Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С., 1996).
В настоящее время оценка течения беременности и родов сводится преимущественно к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. Среди большинства работ по этой тематике проявлялось преобладание научных медицинских аспектов над психологическими и социальными. Психологические же особенности женщин по большей части затрагиваются лишь косвенно, несмотря на то, что в последнее время основной причиной возникновения патологии в родах являются перенесенные в период беременности стрессы, длительные депрессии, страхи и негативные переживания [Филлипова, 2006].
Проблема изучения психических состояний женщины в период беременности, их диагностика и коррекция являются областью исследования общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, психофизиологии и т.д. Однако на сегодняшний момент данная проблема изучена более полно с психофизиологической точки зрения, по всем остальным отраслям психологической науки имеются лишь теоретические разработки и эклектичные практические рекомендации по адаптации и коррекции психоэмоционального состояния женщины в период беременности. Многоплановость этой проблемы указывает на необходимость ее комплексного и системного изучения на индивидуально-психологическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровнях.
Актуальность данной проблемы определяется недостаточной разработанностью методических и методологических подходов, средств и форм психолого-педагогического сопровождения женщины в период беременности. В связи с этим возникла необходимость специального изучения особенностей психического состояния, влияющего на особенности эмоциональной сферы женщин в период беременности, в частности выявления уровня тревожности у женщин в период беременности.
Гипотеза нашего исследования: эмоциональная сфера беременной женщины характеризуется повышенной тревожностью, в сравнении с не беременными женщинами.
Объект исследования: эмоциональная сфера беременных женщин.
В качестве предмета исследования рассматриваются особенности проявления тревожности в период беременности.
Цель исследования – выявление особенностей проявления тревожности у женщин во время беременности и разработка рекомендаций для снижения уровня тревожности.
Задачи исследования:
Провести теоретическое исследование данной проблемы в работах отечественных психологов.
Изучить уровень тревожности беременных женщин и женщин, которые не являются беременными.
Проанализировать взаимосвязь уровня тревожности с будущим материнством.
Методологической основой исследования явились исследования по изучению тревожности у беременных женщин И. Брутман, Г.Г. Филиппова, А. Фрейд, З. Фрейд и др., работы по подготовки женщин к беременности, родам и материнству Ж.В. Завьяловой, О.А. Касьяновой.
Методы исследования:
Теоретический анализ проблемы в научной литературе.
Эмпирические методы (анкета, опрос, методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова), методика Спилбергера – Ханина).
Методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов, различия средних значений между двумя независимыми выборками вычислялся по t–критерию Стьюдента, обработка проводилась в программе STATISTIKA 17.0).
База исследования: МУЗ «МУЗ Женская консультация роддома №2» Центрального района города Волгограда.
Исследование проводилось в индивидуальной форме. В исследовании приняли участие 15 беременных женщин (в возрасте от 18 до 39 лет) и 15 женщин, которые не являются беременными (в возрасте от 18 до 30 лет)
Теоретическая значимость: состоит в дальнейшем изучении проблемы тревожности, и рассмотрении стрессовых факторов, влияющих на уровень тревожности в период беременности у женщин.
Практическая значимость: результаты исследования могут найти применение в курсах работы с беременными женщинами. Разработанные рекомендации также могут быть использованы при подготовке женщин к оптимальным условиям протекания беременности
Глава 1: Эмоциональное состояние женщин во время беременности: теоретические подходы к проблеме
1.1 Беременность и ее влияние на эмоциональное состояние женщин
Беременность — очень особенное время постоянного изменения, преображения. Процесс развития и роста дитя происходит в маминой матке, и сама женщина во время беременности и родов меняется — становится матерью, постигает свое женское предназначение. Этот процесс перехода к материнству протекает на всех уровнях: физическом, ментальном, эмоциональном, преображается тело и душа женщины. Гормональный фон беременности может привести к частым сменам настроения, повышению тревожности, изменениям либидо, утомляемости и слезливости, к другим неожиданным эмоциональным изменениям. Порой достаточно много испытаний доставляет женщине ее общая жизненная ситуация. Все это, происходящее внутри и около беременной женщины, требует зачастую от нее большого напряжения сил. В это время очень важно качество и достаточность поддержки, которую получает женщина, востребованной может оказаться профессиональная помощь психолога, акушерки или опытной женщины, прошедшей опыт вынашивания и рождения ребенка. [6]
Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания ребенка (В.И. Брутман, А.Я. Варга, М.С. Радионова, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова и др.) позволяет предположить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ослабления имеющихся у женщины проблем. В первом триместре актуализируется, и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен «синдром обустройства гнезда», который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. Направление активности в этот период на подготовку к родам и послеродовой период соотносится с благоприятной динамикой течения беременности и ценности ребенка, активность, не связанная с ребенком, - с неблагоприятной динамикой. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка. [14]
Кризис первой беременности на субъективном уровне может сопровождаться негативным эмоциональным состояниями. В их число входят раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества. Столкнувшись с этим кризисом, нередко женщина пытается не замечать, как изменилась ее жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытывать депрессию и разочарование. Полное отсутствие негативных эмоций, безмятежное переживание беременности может являться симптомом отказа от усилий по преодолению кризиса. Женщины, которые игнорировали трудности, преувеличивая положительные чувства во время беременности, впоследствии не верили в себя как в мать, у них ухудшились супружеские отношения, труднее протекали роды, они более негативно относились к кормлению грудью, их дети были хуже развиты, чем другие.
Изменение в самосознании женщины во многом обусловлены действием эволюционно выработанных биологических механизмов формирования материнского отношения к ребенку (привязанности). В. Брутман выделяет центральными в формировании привязанности к ребенку возникновение первичного интрацепривного ощущения в ходе беременности, совпадающее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство «сродненности» с собственным ребенком. [5]
Г. Филлипова [19] считает, что переживания беременной шевеления ребенка характеризует стиль переживание беременности и может служить диагностическим показателем для выявление отклонений от адекватной модели материнства и проектирование индивидуально – ориентированного психологического вмешательства. Используя методы наблюдения, феноменологического описания поведения, полуструктурированного интервью, проективных методик, она описала варианты стилей переживания беременности.
Шесть вариантов стилей переживания беременности по Г.Г. Филипповой:
1. Адекватный – идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре повышение тревожности со снижением в последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду.
2. Тревожный – идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком маленький или слишком большой по сроку беременности размеров; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовой период; первое шевеление ощущается рано, дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, наблюдаются волнения по поводу здоровья ребенка и себя.
3. Эйфорический – все характеристика носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам. Обычно в конце беременности появляются осложнения.
4. Игнорирующий – идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуется как доставляющее физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и не связана с ребенком.
5. Амбивалентный – общая симптоматика сходно с тревожным топом, особенностью является резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений.
6. Отвергающий – идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается не удобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний [19].
Рассматривая беременность, можно выделить основные отличительные характеристики этого периода. На наш взгляд, изменения затрагивают три уровня человеческой жизни: физиологический, психофизиологический и психологический. Рассмотрим психологический уровень изменения.
Психологические изменения во время беременности проявляются в так называемом «синдроме беременности». Применительно к беременности, синдром – это новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и заканчивается не родами, а в момент пигмалионизации своего ребенка. Синдром беременности переживается женщиной на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами [9].
На первом этапе чаще всего испытывается аффект осознания себя беременной. В рамках этого симптома, как правило, проявляется следующее различие: чем выше у беременной женщины социальный и интеллектуальный уровень, чем более она независима и профессионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.
Следующим этапом развития синдрома беременности является рефлексивное принятие нового собственного образа: «Я – в положении». Этот этап характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме. Реальные биологические и нейроэндокринные изменения, сопровождающие беременность, могут оказывать глубокое психологическое влияние на женщин, готовящихся стать матерью. [8]
Так как эти изменения носят интенсивный характер в начале беременности, и требуется некоторое время для адаптации к ним, вероятно, что эмоциональные переживания женщины в течение первого стресса, характеризующегося такими проявлениями, как тошнота, рвота, головокружение, головные боли и нарушение аппетита.
Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабильности, который, в той или иной степени присущ для всего периода беременности. Под этим симптомом подразумевается эмоциональная дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях фона настроения. У некоторых женщин возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность, возможно, потому что беременная пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности. Колебание настроения могут выражаться в различной степени внутреннего напряжения: в ощущениях скуки, в медлительности, в возрастающем недовольстве собой, в вербализованном чувстве угнетенности.
С момента осознания и внутреннего и принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. Исследователи отмечают, что в это время наблюдаются характерные быстрые колебания настроения и воскрешение прежних тревог, аффектом, в котором одновременно присутствуют радость, оптимизм, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль. Здесь и опасения, и страхи, связанные с предстоящими родами, доходящие до паники – «вынесу ли я роды?»; и неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью; и страх за здоровье будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального положения своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы; и наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности.
Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. В этот момент будущей матерью переживается симптом новой жизни в себе. Этот этап чаще всего наступает тогда, когда женщина начинает ощущать первые шевеления плода. Ребенок своими движениями как бы заставляет признать себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может. По мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца: «проснулся», «веселится», «беспокоится» и т.п. Наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца, его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональный тона. Некоторые женщины настолько погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляются черты детскости. Они становятся более сензитивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными. Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние способствует формированию образа ребенка, который включается в самосознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно – смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как «соединство», «сроднение». Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния. Он характеризуется надвигающейся ответственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и...
Похожие материалы:
Реферат: Возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени личностью в период взрослостиКурсовая работа: Исследование общения мужчин и женщин в период ранней взрослости
Статья: Алгоритм иммуногематологического исследования женщин во время беременности
Курсовая работа: Воля: сущность и особенности проявления
Реферат: Гимнастика женщин во второй половине беременности