Курсовая работа: Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

Содержание

Введение
1. Проблема психологии обучения в научной литературе
.1 Характеристика понятия психология обучения
.2 Общая характеристика психологии обучения школьников
2 Психологические особенности обучения школьников начальных классов
.1 Основные психологические особенности обучения школьников начальных классов и их краткая характеристика
2.2 Психология организации обучения детей в младших классах школы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности психического развития в младшем школьном возрасте':


Курсовая работа
Дисциплина: Психология развития и возрастная психология
Тема
Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

Содержание
Введение
1. Проблема психологии обучения в научной литературе
.1 Характеристика понятия психология обучения
.2 Общая характеристика психологии обучения школьников
2 Психологические особенности обучения школьников начальных классов
.1 Основные психологические особенности обучения школьников начальных классов и их краткая характеристика
2.2 Психология организации обучения детей в младших классах школы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Введение
Актуальность темы определяется тем, что в последнее время много внимания уделяется проблемам детей младшего школьного возраста. Одно из важнейших мест занимает вопрос переходного этапа развития. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
Младший школьник только лишь окунается в атмосферу школьной жизни, основной его деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Современная ситуация развития предъявляет новые требования к особенностям ребенка, такие требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития.
Специфика психологии обучения школьников начальных классов очень важна, потому что знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.
Центральная задача психологии обучения - анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень, который может быть, ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации - и личности.
Исследование психологии обучения школьников в начальных классах, затронуты в работах Безруких М.М., Ефимова С.П. Венцевой, Т. Б. Гуткиной Н.И. Давыдова, В. В. Цукермана Г.А. и многих других научных деятелей.
Объект: Психология обучения школьников
Предмет: Специфика психологии обучения школьников начальных классов
Цель: Изучение специфики психологии обучения школьников начальных классов
Задачи:
Дать определение понятиям психология обучения
Охарактеризовать особенности психологии обучения школьников
Рассмотреть психологическую характеристику особенностей обучения школьников начальных классов
Проанализировать психологию организации обучения детей в младших классах школы.

1. Проблема психологии обучения в научной литературе
.1 Характеристика понятия психология обучения
Психология обучения - это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. При этом учение рассматривается как специфическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия.
Центральная задача психологии обучения - анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:
выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;
выявление общественных и социальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;
системно-структурный анализ педагогического процесса;
раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.
Основой психологии обучения является мысль, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень, который может быть, ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации - и личности.
Н.П. Локалова полагает, что центральное место в проблематике психологии обучения занимает изучение процесса усвоения знаний. Процесс усвоения знаний изучается в тесной связи с изучением применения знаний на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование учащимися полученными знаниями. Применение знаний, являясь составной частью их усвоения, имеет в то же время и свои специфические особенности, поскольку учащемуся не только приходится использовать имеющиеся у них знания в пределах одного и того же учебного предмета, но и переносить приобретенные знания и умения в другие области науки и новые виды практической деятельности. Эти упражнения в переносе знаний, умений и навыков осуществляются школьниками в тех случаях, когда перед ними ставятся относительно новые задачи-проблемы, что играет существенную роль в умственном развитии учащегося. Соотношение процессов учения и развития составляет одну из важных теоретических проблем психологии обучения.
Принципы психологии обучения:
обучение строится на основе данных психологии о возрастных возможностях развития с ориентировкой на завтрашний день этого развития зона ближайшего развития.
обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащегося, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов учебной деятельности.
обучение не сведено к передаче знаний, к отработке действий и операций, а есть процесс формирования личности обучающегося, развития мотивации его поведения.
развивающий и воспитывающий эффект обеспечивает не любая, а только формирующая учебная деятельность.
Принципы психологии обучения, положены в основу разработки методов обучения как единства деятельности преподавателя и учащихся.
Методы обучения различаются по характеру управления деятельностью учащихся преподавателем.
Согласно К.Д. Ушинскому психологическими критериями эффективности учебного процесса являются: запас знаний, умений и навыков школьников, способность применения знаний, уровень сформированности разных видов деятельности учебной, трудовой, а также наличие новообразований в умственном и нравственном развитии ребенка.
Сам процесс обучения - это деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Оно имеет много сторон. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения.
Обучение представляет собой форму организации процесса передачи знаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих. Организация обучения развертывается в пространстве и времени. В системе обучения активно взаимодействуют обучающий и учащийся. Это взаимодействие осуществляется путем общения, в результате которого осуществляется учебная деятельность.
Психологическое содержание всех составляющих учебной деятельности раскрывается в разделе педагогической психологии - «психологии обучения».
.2 Общая характеристика психологии обучения школьников
В самом начале школьного обучения ребёнок осознает свои возможности, он готов подчиняться требованиям и предписаниям, он в состоянии видеть иную точку зрения, он активен и ему хочется учиться.
Младший школьный возраст - время обретения умелости и компетентности. У взрослых почти не возникает никаких проблем, первоклассники - старательные ученики и послушные воспитанники.
Школьник - самый первый статус ребёнка. Почти каждый ребёнок стремится делать всё правильно. Ведущая деятельность - учёба. Мир в этом возрасте представляется системой научных знаний и понятий, которыми надо овладеть. В своей деятельности школьник ориентируется на общекультурные образцы действия, которые принимает в диалоге с взрослыми.
Учитель - довольно сильно значимая личность, так как он является «социально установленным» авторитетом. Разница в позициях родителей и учителя для младшего школьника заключается именно в том, что учитель является «представителем общества», «носителем общего знания», который по определению не может знать меньше родителей или ошибаться. Такое однозначное отношение к личности учителя со стороны ребенка обуславливает и позицию родителей к учителю. Мудрым житейским советом родителям будущего первоклассника является совет «выбирать не школу, а учительницу».
Стремление соответствовать некоторым образцам (поведения, чувства, мысли), делает детей в этом возрасте восприимчивыми к любым технологиям. Быстро и умело перенимаются модели - внешнего поведения, физических упражнений, операционных навыков управления техникой - от велосипеда до компьютера. Эта тенденция в позитивном своём направлении позволяет развиться трудолюбию. Но она, таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребёнок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями.
Одним из направлений развития в младшем школьном возрасте становится установление разнообразных социальных связей. Это позволяет выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях. Структурирование своего психологического пространства проявляется и в обращении с материальным миром - свои личные предметы ребёнок маркирует, «украшает», как может. Это возраст создания «тайников» и «секретиков», постройки «штабов», начала освоения чердаков и подвалов. Тем самым, ребёнок словно передаёт вещам часть своих личных свойств. Так можно осязать «границы своего Я». Потому порой даже случайное нарушение этих установленных границ - стёртая родителями наклейка, снятая картинка и т.п., - воспринимаются очень трагично.
Большинством авторов содержание психического развития в младшем школьном возрасте рассматривается через анализ учебной деятельности.
Согласно Д.Б. Эльконину учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
По мнению Давыдова в ходе учебной деятельности ребенок ищет и присваивает обобщенные способы решения задач, у него формируется теоретическое мышление с такими его составляющими, как содержательная рефлексия, анализ, планирование, абстракция, обобщение.
Отличительные особенности учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:
учебная деятельность не является продуктивной в том смысле, что не имеет внешнего продукта; ее цель и результат - изменение самого субъекта деятельности;
это теоретическая деятельность, т.е. направленная на осмысление способа осуществления деятельности, а не на достижение внешнего результата, поэтому учебная деятельность - это рефлексивная деятельность.
Для В.В. Давыдова теоретическая деятельность - это деятельность, основанная на понятийном мышлении; учебная деятельность - это поисково-исследовательская активность, но ученик делает открытия только для себя, а не обнаруживает что-то принципиально новое.
В начальных классах учебной деятельности соответствует учебная форма сотрудничества. Центральным новообразованием учебной деятельности является рефлексия как умение отделять знаемое от незнаемого, связываемое автором с освоением ребенком системы понятий и теоретическим мышлением. Центральным новообразованием учебной формы сотрудничества является «умение учиться», т.е. способность учить самого себя, быть субъектом обучения.
В исследованиях Г.Г. Кравцова портрет младшего школьника «описывается» на основе анализа содержания и характеристик общения ребенка с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, и именно они выступают главными критериями возникновения новообразований.
По его мнению, дошкольник характеризуется ситуативностью в общении с взрослым и сверстниками, его поведение детерминировано наличной ситуацией, он импульсивен и непосредствен. Тогда как младший школьник приобретает способность управлять собой, он становится надситуативным в своем поведении и обращает внимание на способ решения задачи, а не на непосредственное достижение цели.
Г.Г. Кравцов связывает появление теоретического отношения к задаче с возникновением у ребенка произвольности действий и изменением позиции в общении. Ребенок, произвольно действуя, осознает цель своего действия и соотносит ее со средствами деятельности.
учебный психологический ребенок общение

2 Психологические особенности обучения школьников начальных классов
.1 Основные психологические особенности обучения школьников начальных классов и их краткая характеристика
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста очень важен, так как это позволяет правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах.
Сам младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4) классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.
Возраст этот относительно спокойного и равномерного физического развития ребенка.
Непосредственно начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье.
На этом этапе самой главной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться.
Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Естественно далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение - труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
Под адаптацией детей к школе обычно понимают процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.
Для всех детей этот период характеризуется эмоциональной насыщенностью переживаний, которая может служить индикатором продолжительности адаптационного периода.
Приход ребенка в школу - объективно трудный для него период. Он связан с новой социальной ситуацией развития, с появлением новой социальной роли, с новыми требованиями, обязанностями.
Сама учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий.
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
В ходе процесса обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности, а так же восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Также лучше становится в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Что касается особенностей памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.
Тоже можно сказать и про воображение его основная тенденция развития в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.
За время всего процесса обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Поводом перехода ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:
интеллектуальная готовность (или шире - готовность познавательной сферы);
личностная (в том числе, мотивационная);
социально-психологическая готовность;
готовность эмоционально-волевой сферы.
Еще важно выделить и мотивационную составляющую. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости(Приложение А).
Помимо этого есть и другие мотивы, Внутренние мотивы которые подразделяются на:
) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;
) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших...

Похожие материалы:

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности влияния родителей на успешность детей в школе в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Развитие личности в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Мотивы учения в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Самооценка личности в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте. по дисциплине психологии