Курсовая работа: Особенности психофизического и речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность исследования. С 1 сентября 2016 года в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья вступили в действие новые Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ, которые устанавливают единые государственные требования к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где создание специальных условий для получения образования указанными учащимися является обязательным.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности психофизического и речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья':


Введение
психологический обучающийся образовательный
Актуальность исследования. С 1 сентября 2016 года в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья вступили в действие новые Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ, которые устанавливают единые государственные требования к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где создание специальных условий для получения образования указанными учащимися является обязательным. При этом к специальным условиям образования, в первую очередь, относится использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, что означает необходимость привлечения к образовательному процессу педагогические кадры, имеющие достаточную квалификацию для выполнения вышеназванных задач. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) становится необходимым владение специальными педагогическими технологиями работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность осуществления психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной организации обусловлена необходимостью реализации целенаправленного и спланированного взаимодействия всех участников образовательных отношений. В таком случае одной из задач психолого-педагогической службы становится именно организация результативного сотрудничества взрослых и детей и содействие ему с целью предоставления помощи ребенку в различных ситуациях, как жизненных, так и образовательных. При этом категория «психолого- педагогическое сопровождение» понимается как совместное передвижение, помощь ребенку с ОВЗ в преодолении трудностей.
Цель исследования - на основе изучения научных источников и специальной литературы разработать и адаптировать программу психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях современного образования.
Задачи:
1.Раскрыть теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях современного образования.
2.Исследовать в опытно-экспериментальной работе особенности развития обучающихся с ОВЗ в условиях современного образования.
3.Определить педагогические условия психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях современного образования.
Объект исследования - особенности психофизического и речевого развития обучающихся с ОВЗ.
Предмет исследования - педагогические условия психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях современного образования.
Гипотеза: мы предполагаем, что качество образования детей с ОВЗ будет выше если:
будет организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в современных образовательных условиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
создание специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ;
- будет обеспечено систематическое повышение уровня профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса.
Методы: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Выготского Л.С., Левченко И.Ю., Лубовского В.И., Назаровой Н.М., и др. На основе исследований Л.С. Выготского, М.Р. Битяновой, Б.В Зейгарник, В.И. Лубовского, В.Л. Холод, А.В. Холод и др. раскрыто понятие «психолого- педагогическое сопровождение». Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, в связи с введением ФГОС НОО ОВЗ данная тема своевременна и требует дополнительных исследований.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении на основе анализа научных источников таких понятий, как «сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение», «особые образовательные потребности» и др. А также в раскрытии основных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях современного образования.
Новизна данного исследования заключается в том, что в работе на основе теоретического анализа научных источников и специальной литературы, а также на основе анализа результатов диагностической работы разработана программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, в которые учтены требования, предъявляемые системой специального образования, обозначенных в ФГОС ОВЗ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные подходы организации специальных условий психолого- педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ОВЗ в современных условиях могут быть использованы педагогами, психологами в практической деятельности.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях современного образования
Сущность, понятие, особенности психолого-педагогического сопровождения
Рассмотрим сущность, понятие и особенности психолого- педагогического сопровождения. Сопровождать, как указано в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, означает «идти, ехать рядом с кем-либо в качестве спутника или поводыря» [56, с. 821]. В словаре В.И. Даля сопровождение трактуется как действие и означает «провожать, идти вместе с целью проводить, следовать» [16, с. 524]. Значит, само значение слова предполагает встречу двух людей, их совместное прохождение общего отрезка пути, и в таком случае «сопровождать» означает проходить с кем-либо часть пути. В психолого-педагогической литературе проблеме сопровождения посвящена немалая часть исследований. Так, В.И. Лубовский характеризует сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам [37, с. 199]. По мнению Е.Н. Шиянова, сопровождение - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система [58, с. 102]. В своих трудах Л.С. Выготский определяет сопровождение как психолого- педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении [14, с. 115]. В качестве технологии сопровождение представлено в работах Е.И. Казаковой, которая акцентирует внимание на возможности создания в процессе сопровождения условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [27, с. 45]. М.И. Рожков, выделяя психологические аспекты данного понятия, понимает сопровождение как метод, направленный на создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [50, с. 322]. Л.Г. Субботина, анализируя педагогические аспекты понятия, подчеркивает, что сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект [54, с. 18].
Таким образом, понятие «сопровождение» с позиций педагогики и психологии часто рассматривается как синоним поддержки, содействия, сочувствия, сотрудничества, как метод и как создание специфических условий. При сопоставлении смысловых нагрузок указанных выше трактовок можно отметить единство исследователей в признании необходимости совместных действий субъектов сопровождения в определенный временной промежуток. Общим в определениях можно считать признание активной позиции не только ребенка, но и его родителей и педагогов при решении жизненных проблем и преодолении жизненных ситуаций.
Отсюда следует, что сопровождение обучающегося на каждом важном для него этапе выступает залогом его успешной социализации, особенно в условиях образовательной организации.
Развитие научного поиска в данном направлении стимулирует ответвление понятий «педагогическое сопровождение» и «психологическое сопровождение» как самостоятельных и актуальных для образовательного процесса. Исследованию специфики категории «педагогическое сопровождение» посвящены работы Л.С. Выготского [14], Н.Б. Крыловой [32], Н.М. Назаровой [41] и др., где она трактуется как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации; как умение педагога быть рядом, следовать за учеником, содействовать его индивидуальному образовательному маршруту. Е.Е. Лапп, Е.В. Шилова понимают педагогическое сопровождение как специфическое сотрудничество, которое обеспечивает беспроблемное взаимодействие [34, с. 174].
Изменчивость условий реализации образовательного процесса, рост требований к содержанию и характеру образовательных программ, возрастающая необходимость повышения уровня психологической и методической готовности педагогов к профессиональной деятельности актуализируют востребованность психологического сопровождения в образовательных организациях. Широкое распространение данное понятие получило после публикации в 1993 г. книги Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой «Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей», где оно представлено как помощь в реализации самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути [10, с. 5-9].
Психологическое сопровождение, в определении М.В. Жигоревой, И.Ю. Левченко, - это один из видов профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия [23, с. 54]. Как систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий, понимает психологическое сопровождение Т.Г. Яничева [64, с. 74]. По мнению Е.А. Козыревой, под психологическим сопровождением следует понимать систему профессиональной деятельности педагога, психолога, направленную на создание условий для позитивного развития детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентировкой на зону его ближайшего развития [29, с. 71].
Понимание психологического сопровождения обучающегося в образовательном процессе основывается на признании того факта, что сопровождение представляет собой не обслуживание одним специалистом деятельности других, а их профессиональное взаимодополнение (Г.А. Нагорная) [40, с. 169]. В контексте данных определений важной особенностью психологического сопровождения выступает системность организации взаимодействия специалистов смежных профессий и специальностей, направленного на обеспечение необходимых условий обучения и развития. При этом психологическое сопровождение характеризуется комплексностью, непрерывностью, приоритетностью интересов обучающихся, ответственностью за результативность, субъект- субъектным характером, интерактивностью.
И.И. Кобзарева, анализируя понятие «психологическое сопровождение», приходит к выводу, что оно рассматривается как метод, форма, технология и вид профессиональной деятельности психологов [28, с. 98]. Психологическое сопровождение образовательного процесса неразрывно связано с процессами обучения и воспитания, направлено на развитие обучающихся. Целью психологического сопровождения следует признать объединение субъектов образовательного процесса в деятельности по созданию условий, стимулирующих развитие и саморазвитие личности обучающихся. Несмотря на то, что этот процесс может обеспечиваться педагогами, классными руководителями, приоритет в его организации и управлении следует отдать педагогам-психологам. Как модель деятельности психологической службы образования психологическое сопровождение рассматривается в работах Т.В. Азаровой, Е.И. Афанасьевов [11], М.Р. Битяновой [11], Е.И. Казаковой [27], Е.И. Козыревой [29] и др.
При этом функционирование психологической службы в условиях образовательных организаций актуализировало зарождение и развитие психолого-педагогического сопровождения как самостоятельного направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение трактуется Г.А. Нагорной как «полисубъектные, диалогические отношения в процессе учебно-профессионального взаимодействия» [40, с. 170]. По ее мнению, «личность в таких отношениях не только занимает субъектную позицию, но и сама создает полисубъектные диалогические отношения в ходе взаимообщения» [40, с. 171].
Л.Г. Субботина рассматривает данное понятие как целостный и непрерывный процесс изучения личности ребенка, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия [54, с. 17]. М.Р. Битянова и др., используя понятие «психолого-педагогическое сопровождение», указывает, что в основе сопровождения образовательного процесса находится единство четырех функций: диагностика сущности возникшей проблемы, информация о сущности проблемы и путей ее решения, консультирование на этапе принятия решения и выработка плана преодоления проблемы, первичная помощь на этапе реализации плана преодоления проблемы [11, с. 102]. Значительную роль в данном процессе автор отводит взрослым, оказывающим разнообразную поддержку ребенку в соответствии со своей социальной, профессиональной и личностной позицией. В данном случае педагог ориентирует на интеллектуальное и этическое развитие, родитель транслирует микрокультурные ценности [11, с. 105].
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение может быть представлено как: профессиональная деятельность педагогических работников, нацеленная на помощь и поддержку обучающемуся в его развитии; комплекс взаимосвязанных и целенаправленных педагогических действий, реализуемых в ситуациях личностного развития и развития в ходе образовательного процесса; взаимодействие субъектов сопровождения.
Сравнительный анализ научных источников показывает, что в системе образования можно выделить четыре самобытных направления педагогического сопровождения, в которых превалируют аспекты (С.И. Зырянова) [26, с. 43]:
-психологический;
-медико-психологический;
-социально-педагогический;
-собственно педагогический.
Так, в зарубежной литературе (Западной Европы, США) «педагогическое сопровождение» - феномен прежде всего психологический, толкуется в широком смысле как помощь в индивидуальном развитии человека, в его сложной жизненной ситуации (К. Валстром, К. Маклафлин, П. Зваал, Д. Романе и др.) [см.: 41, с. 54].
Гуманистический подход в западноевропейском образовании сохраняет ярко выраженные психологические основы. В США педагогическая поддержка идентична школьному консультированию, психолого- педагогической деятельности консультативной службы в системе образования; в Англии - это разнообразные виды деятельности в различных сферах: тьюторство, помощь в ситуации выбора, опекунство, пасторская забота, курс личностного и социального образования. В Австралии акцент ставится на коучинг - помощь и содействие личности в позитивных изменениях; в Голландии - системе психолого-педагогической помощи и поддержке ребенка в образовательном процессе, в выборе профессионального пути.
Несмотря на разнообразие обозначенных видов деятельности, в целом выявляется акцент на вспомогательной сущности работы психологов, на содействии личности прежде всего в трудной жизненной ситуации. В отечественной системе школьного образования сформировалась и успешно развивалась в конце XX - начале XXI вв. социально-психологическая служба школ, которая реализовывала (частично реализует и в настоящее время) концепцию психологического сопровождения личности ученика при взаимодействии школьного педагога-психолога и социального педагога, работников конкретной образовательной организации в содружестве с родителями.
М.Р. Битянова и др., опираясь на результаты научных изысканий И.В. Дубровиной, Ф.Е. Василюка и др., разработала теоретическую модель, названную «парадигмой сопровождения», подчеркнув ее деятельностную направленность, ориентацию не на объект, а на работу психолога с объектом, в частности с учеником [11, с. 125]. В этом случае «ничто не может быть изменено в его внутреннем мире помимо его собственной воли, собственного желания; психолог не воздействует на него своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует с ним, предлагая различные пути решения тех или иных задач или проблем. Кроме того, цель работы - не в том, чтобы «заглянуть» в его внутренний мир, узнать, как устроен он, его отношения с миром и самим собой, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений» [11, с. 126]. И далее: «Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия» [11, с. 127].
М.Р. Битянова обосновала три ведущих принципа эффективного сопровождения [11, с. 142]:
1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения посредством педагогической и психологической диагностики.
2.Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения с опорой на индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, гибкие схемы, способные изменяться и трансформироваться в зависимости от потребностей.
3.Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Таким образом, на основании вышесказанного, основными задачами, решаемыми в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, можно считать:
-мониторинг развития и статуса обучающихся;
-формирование у обучающихся рефлексивных умений;
-оказание помощи обучающимся, имеющим проблемы в развитии и (или) обучении, в специально создаваемых условиях;
-реализацию поддержки обучающихся.
Отдельной задачей выступает выполнение педагогом-психологом ряда заданий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса через его индивидуализацию и на защиту социального и психологического здоровья всех его участников через использование методов и технологий практической психологии и педагогики. Психолого- педагогическое сопровождение...

Похожие материалы:

Реферат: Факторы, влияющие на эмоционально-волевую регуляцию поведения детей с ограниченными возможностями здоровья

Реферат: Особенности психологического развития детей с недостатками речевого развития

Отчёт по практике: Особенности психологической работы по коррекции эмоционального развития старших дошкольников с недостатками речевого развития в условиях детского сада

Курсовая работа: Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста