Отчёт по практике: Особенности психологического развития в дошкольный период

Я Самоловова Анна Николаевна студентка 4-го курса проходила ознакомительную практику в автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования детского сада №89 г. Тюмени. Сроки: с 22 января 2015 года по 22 февраля 2015 года.

Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности психологического развития в дошкольный период':


Введение
Я Самоловова Анна Николаевна студентка 4-го курса проходила ознакомительную практику в автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования детского сада №89 г. Тюмени. Сроки: с 22 января 2015 года по 22 февраля 2015 года. Продолжительность: пять недель. Принимала практику директор детского сада №89 г. Тюмени Резопова Е.В. Психолог необходим в детском саду для целенаправленного, систематического психологического развития необходимого каждому ребенку в дошкольный период. Очевидно, что дети, с которыми общаются, взаимодействуют люди, наделенные психологическими знаниями и навыкам», значительно превосходят по уровню развития, самоконтроля и, в целом, психической зрелости своих сверстников, с которыми никто не занимается.
Цель работы - исследование особенностей психологического развития в дошкольный период.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1)исследовать методы психического развития в практике работы воспитателей и родителей;
2)изучить психологическое развитие детей в детских садах.
Существуют психологические программы развития и коррекции. Программы развития (очень разнообразные и эффективные) существуют для внедрения в практику воспитания и образования так называемых «нормальных», в целом психически здоровых, обычных детей. Программы коррекции имеют иной объект (так называемые «трудные» дети, характеризующиеся девиантным поведением). Однако четкой границы между трудным и благополучным ребенком нет, и, по моему мнению, переходные формы развития личности ребенка позволяют выявить глубинные психологические причины нарушения эмоциональных состояний и процессов ребенка.
Глава 1. Использование методов психического развития в практике работы воспитателей и родителей
Гармоничное развитие ребенка предполагает разумное целенаправленное общение с ним практически в каждый момент его детской жизни, внедрение методов психического развития необходимо в любом процессе взаимодействия с маленьким человеком. Для того чтобы душа и сознание ребенка постоянно и эффективно трудились, взрослый должен быть знающим и умелым психологом.
Изложу систему методов психического развития детей, которую может использовать любой взрослый в процессе каждодневного общения с ребенком. Эти методы не требуют специальной полготовки. Методы изложены в последовательности их применения, воспитатели и родители могут использовать их в любое время общения с ребенком, ориентируясь на уровень его понимания и особенности его индивидуальности.
Методы психического развития, удобные в употреблении, обогатят воспитателям и педагогам, работающим в детских садах опыт и облегчат труд: будучи включены в постоянное общение с детьми, методы эти позволяют организовать их внимание, эффективно регулировать поведение и уровень активности, занимают досуг и позволяют использовать время, проведенное на улице. Использование методов не требует специальных знаний и умений, достаточно быть внимательным к детям и иметь достаточно времени для занятий, игр и бесед с ними. Мне представляется, что работа психолога с ребенком не будет достаточно эффективной, если он не смог организовать в помощь своему делу активность взрослых, которые общаются с ребенком постоянно. При этом работа психолога с этими взрослыми должна строиться не по линии односторонних консультаций, а по пути партнерского взаимодействия, организованного на основе общих программ практики и наблюдений.
Использование методов психического развития необходимо включать в любые занятия и игры с детьми, начиная с 2,5-3-летнего возраста. Иногда достаточно задать ребенку нужный вопрос, умело направить его самостоятельную активность, обратить внимание на что-то интересное, и деятельность его обратиться в нужное русло. Для этого нужно не оставлять детей без присмотра, незаметно наблюдать за ними, когда они заняты и, конечно, не жалеть времени и духовных сил на общение с ними, когда они этого сами хотят.
Развитию навыков общения способствует разбор конфликтов. Не рекомендуется разрешать ссоры категорической изоляцией детей друг от друга - от этого мало пользы для ссорящихся. Дети должны учиться разрешать конфликты, накапливать опыт эффективного поведения в сложных (подчас стрессовых) ситуациях общения и взаимодействия. Для этого необходимо воспитателям по горячим следам ссоры спокойно и рассудительно произвести разбор конфликта (предварительно успокоив детей). Полезно выяснить с помощью детей - свидетелей ссоры, с чего начался конфликт, какие цели преследовал каждый из участников (по возможности уловить, какие истинные мотивы ими руководили) и провести коллективное обсуждение вопроса о том, как можно было бы лучше повести себя в данной ситуации, для того чтобы избежать ссоры.
Надо, чтобы все участники и свидетели ссоры участвовали в обсуждении возможностей примирения. Взрослый должен убедиться в том, что окончательный путь эффективного разрешения конфликта удовлетворил и обиженного, и обидевшего. Воспитатель должен наблюдать, разрешать и фиксировать все текущие конфликты, используя для этого карту конфликтной активности, в которой против фамилии каждого ребенка обозначено его участие в конфликте в роли нападающего (Н) или жертвы (П) и исход этого участия в виде агрессивных действий (Аг.), ухода от конфликта (У) или продуктивного разрешения (примирения, компромисса - К). Оценивается конфликтная активность каждого ребенка за неделю и сравнивается с результатами других наблюдений и данными психодиагностики.
Воспитателю полезно использовать методы психического развития детей в процессе чтения сказок, рассказов, стихов и последующего их обсуждений. Необходимо не просто оценить, как ребенок запоминал прочитанное, но и насколько он разобрался в нем, насколько полученные знания обогатили его детский опыт. Нравственному развитию ребенка способствуют рассуждения о характере героев сказок.
Следы разумного, полезного труда важно проследить после прочтения любой сказки и показать, как он формирует, изменяет характер героев. Например, после прочтения сказки «Репка» можно незаметно расширить тему разговора и перевести его в русло помощи взрослым. Воспитатель помогает ребенку сделать вывод о том, что хоть силы и возможности их мамы больше, чем у них, но без детской помощи взрослым было бы трудно закончить уборку, навести порядок в доме и т.п. Такие размышления способствуют формированию чувства долга, ответственности детей и их уверенности в себе.
С другой стороны, упражнения такого рода развивают речь и понятийное мышление. С этой целью после разбора прочитанного можно попросить детей пересказать сказку или" рассказ с акцентом на характер героев, на динамику их эмоциональных переживаний, на смену настроения (атмосферы) повествования. Рекомендую также использовать чтение детской литературы для уяснения причинно-следственных связей, временной последовательности. Как показывает опыт, последнее особенно трудно дается детям 3-5 лет, поэтому обсуждение прочитанного полезно дополнять вопросами: Когда это случилось? До или после... (назвать определенное событие)? Что случилось между двумя этими событиями? В какое время суток, время года происходило действие сказки? Очень важно помочь детям уяснить, что характеры героев и их поступки определяют и общий итог действия, и то, что происходит с каждым героем.
Многие методы развития познавательных процессов (памяти, понятийного и образного мышления, воображения) могут быть использованы воспитателями и родителями в различные моменты общения с детьми. Например, очень полезны разговоры о профессиях: какие бывают профессии, кем работают родители, с какими профессиями взрослых дети встречаются чаще всего, что входит в круг обязанностей и функций каждой профессии, какие навыки, знания, качества требуют разные профессии, какие инструменты, предметы, аксессуары сопровождают работу разных профессий. Эти беседы развивают опыт и воображение детей - они хотят нарисовать то, что обсуждали, организовать игры, имитирующие труд разных людей. Но здесь активность детей нельзя оставлять без присмотра.
Полезно подготовить заранее и ненавязчиво предложить детям для игры различные неоформленные предметы (бумажки, палочки, шарики, кусочки ткани), которые они могут использовать как заместители реальных предметов, обыгрывая различные профессии. Если дети затрудняются в утилизации предмета, можно предложить способ его использования. Наблюдая за игрой детей, можно ненавязчиво спросить его, что он собирается делать, какова последовательность его действий. Эти простые беседы и упражнения развивают понятийное мышление, знаково-символическую и планирующую функцию, речь и опыт детей.
Одни и те же понятия должны многократно включаться в опыт и деятельность (игру) ребенка. Это позволяет установить и осмыслить связи между понятиями, различные способы оперирования понятиями. Так, к проблеме профессий дети возвращаются, когда обсуждают проблему того, как различные продукты и предметы попадают к ним в дом (сколько различных людей поработало над тем, чтобы книга легла на полку, яблоко - в вазу, игрушка - в детский уголок, одежда - в шкаф). При этом воспитатель должен помочь детям использовать свой опыт и наблюдения в установлении связей между предметами, событиями и действиями с ними, осознать различные цели действий и способы использования предметов.
Глава 2. Психологическое развитие детей в детских садах
память мышление воображение ребенок
Развитие опыта питает воображение ребенка. Развитию воображения и творческого мышления ребенка посвящены многие игры и беседы с детьми. Так, воспитатель берет игрушку и просит детей сочинить про нее историю. При этом каждый ребенок произносит не более двух-трех фраз; дети высказываются по очереди, но сюжетная линия продолжается. Потом эту сказку можно обыграть с игрушками. Играми воображения полезно заполнять любой досуг. Например, на прогулке обратить внимание детей на дорожку, попросить проследить и перечислить ее особенности, направление, изгибы и длину. В группе дети нарисуют эту дорожку по памяти; потом, глядя на свой рису нок, вообразят, что они идут по ней, потом прыгают, скользят, катятся на велосипеде. Потом они сами проверят, насколько все точно они вообразили. Для этого они поставят конец карандаша в начало дорожки (ровно в центре ее старта), закроют глаза и «пройдут» карандашом по ее длине, стараясь не задевать края. Если воображение было продуктивным, а предварительное наблюдение внимательным, карандаш не перечеркнет краев дорожки.
Обычно, затеяв под руководством воспитателя полезную игру на улице, дети переносят ее в группу, и тогда последующий досуг будет полезным и захватывающим. Так, воспитатель просит детей понаблюдать за машинами, сравнивая их, за особенностями домов для людей, машин, животных, а вечером в группе взрослый сам будет наблюдать интересную игру по строительству разных домов, оживленному движению машин, работе людей на стройке. Вот еще одно эффективное упражнение на развитие воображения: на прогулке воспитатель дает детям нейтральный предмет (палочку, камушек), просит придумать про него историю (где он был раньше, как попал сюда), вообразить, на что он похож и как его можно использовать в игре. Этот ненужный ранее, но такой ценный ныне предмет дети охотно забирают с собой в группу и вечером не просто включают его в свои игры, но и строят игру вокруг него. Воспитателю это позволяет сделать ценные наблюдения о развитии знаково-символической функции у детей.
Полезно оживить и обогатить жизнь детей в детском саду, периодически устраивая «День вежливости», «День аккуратности», «День добрых дел», «День интересных игр», «День веселых сюрпризов и добрых шуток». Основная психологическая работа с детьми приходится на подготовку этих событий. Так, накануне «Дня добрых дел» воспитатель обсуждает с детьми проблему того, что можно считать добрым делом, каковы добрые дела по отношению к родителям, близким, воспитателям, друзьям. Дети стремятся отличиться, припоминая или придумывая добрые поступки, планируют весь завтрашний день (здесь полезно установить временную последовательность событий). Вечером подводятся итоги: кто больше сделал полезных дел.
Мышление ребенка нестандартно. Он видит много таинственного и прекрасного в любом самом обыденном предмете. Воспитатель должен помочь ребенку развить эту способность и использовать ее на благо формирования познавательных функций.
Очень полезны беседы на тему, начинающуюся вопросом: «Что было бы, если...?», «Что было бы, если люди разучились говорить, читать, писать, потеряли бы память, цветовое зрение, если бы они были рассеяны и невнимательны, если бы они мало знали, ничему не хотели бы учиться?» Эти беседы вызывают живой интерес, рождают шутки, смех, развивают воображение и чувство юмора и в то же время они позволяют детям осознать функциональное назначение памяти, мышления, восприятия и различных культурных навыков. Обычно дети пытаются обыграть эти беседы, изображая глухого учителя или слепого врача.
Существует бесконечное количество способов побудить ребенка размышлять, изучать, сопоставлять факты, придумывать, сочинять, воображать. Взрослому достаточно лишь «запустить» эту работу мысли и ненавязчиво ее контролировать. Например, можно показать детям сюжетную картинку и, задавая вопросы, о том, что изображено на ней, что было до этого момента и что будет после, попросить сочинить историю и каждого свою историю рассказать. Самым важным в этом упражнении является не сочинение историй, а их сравнение.
Психические навыки и практический опыт воспитателя помогают ему оживить любую игру детей, сделать ее не только интересной, но и осмысленной. Например, дети играли с машинками на ковре, строили гараж, грузили на машинки кубики и свозили их «на стройку». Потом игра детям наскучила, и они стали бегать по комнате друг за другом. Постепенно бег возбудил детей, и они начали с криками скакать и носиться по комнате, сшибая на ходу мебель и друг друга. Потребность детей в физической разминке понятна, но если их вовремя не переключить на интересную игру, дело может дойти до травм. В этом случае воспитатель предлагает интересную игру на воображение с использованием темы предыдущей игры и просит детей вообразить себя маленькими заводными машинками. Воспитатель включает мотор машинки, дотрагиваясь до спины ребенка. Включение мотора заставляет машинку двигаться быстро и в разных направлениях, но только в воображении ребенка, сам он остается неподвижным. Воспитатель управляет движением машинок командами «быстрее... еще быстрее... машина дает гудок направо... вперед...» Когда воспитатель вновь касается спинки ребенка, это означает сигнал к остановке машинки и выключению мотора. Во время игры ребенок успокаивается, отвлекается от бессмысленной беготни, развивает воображение, умение создать образ, объединяющий зрительные, слуховые, тактильные и проприоцептивные ощущения.
Дети любят дарить и получать подарки. Воспитатель может использовать эти качества для развития и диагностики воображение детей, затеяв игру следующего содержания. Детям предлагается вообразить себя волшебными гномами, а воспитательницу - принцессой из сказки. Каждый гном должен сделать подарок принцессе, но не простой, а волшебный, такой, какой нельзя купить в магазине. Победителем оказывается тот гном, который придумал что-то совершенно необыкновенное, фантастическое. Начинается игра, как правило, с абсолютно банальных подарков - платьев, украшений, цветов. После того, как воспитатель повторяет условие игры (подарки должны быть необыкновенными), дети пытаются перечислять обычные предметы, добавляя слово «волшебный»: волшебные часы, волшебную палочку, волшебный телевизор. Тогда воспитатель просит объяснить, в чем заключаются волшебные свойства предмета, и тут детская фантазия рождает интересные идеи. Волшебные часы могут перенести принцессу в любой счастливый момент ее жизни или растягивают счастливое время и сокращают скучное. Волшебный телевизор подхватывает и развивает все интересные мечты, мелькнувшие в голове принцессы, превращая их в художественные и мультипликационные фильмы.
Наблюдения во время этих игр и занятий - драгоценное свидетельство детского творчества. В практике работы детского сада многие воспитатели регулярно фиксируют результаты своих наблюдений при выполнении заданий в специальных дневниках. Эти наблюдения исследуются психологом и педагогами-методистами, сверяются с данными психодиагностики и дают важную информацию о ходе и эффективности внедрения программ развития, используются для составления планов индивидуальных работ с проблемными детьми в ходе бесед с родителями.
В качестве примера мы приведем страницы дневника опытного воспитателя Н.Б. Николаевой, в котором фиксированы содержание упражнений и особенности их выполнения детьми средней группы.
«Упражнение - беседа о том, что было бы, если люди разучились правильно говорить, читать, потеряли бы память.
Ответы детей. Дети высказывались о том, что если мыне умеем правильно говорить, то нас никто не поймет, томы не сможем общаться, просить о помощи (Максим, Костя, Алёша).
Если ничего не сумеешь прочитать, то ничего не узнаешь, не сможешь ничего купить, неправильно придешь в магазин или его не найдешь, будет очень плохо (Вадик, Саша, Филипп, Костя, Карен).
Если не сможешь правильно запомнить, то будешь все путать, не сможешь позвонить другу, не сможешь вызвать скорую помощь, милицию, не придешь вовремя по назначению (Гера, Даша, Максим).
Если не будешь вежливым, то не рассчитывай на дружбу и помощь, никто с тобой ничем не поделится и ничего для тебя не сделает, останешься один как грубый человек (Даша, Алёша, Гера, Саша, Максим, Василиса, Наташа). В процессе выполнения пассивными оставались Паша и Вика».
Итак, методы психического развития, удобные в употреблении, обогатят воспитателям и педагогам, работающим в детских садах опыт и облегчат труд: будучи включены в постоянное общение с детьми, методы эти позволяют организовать их внимание, эффективно регулировать поведение и уровень активности, занимают досуг и позволяют использовать время, проведенное на улице. Использование методов не требует специальных знаний и умений, достаточно быть внимательным к детям и иметь достаточно времени для занятий, игр и бесед с ними. Многие методы развития познавательных процессов (памяти, понятийного и образного мышления, воображения) могут быть использованы воспитателями и родителями в различные моменты общения с детьми.
Существует бесконечное количество способов побудить ребенка размышлять, изучать, сопоставлять факты, придумывать, сочинять, воображать. Взрослому достаточно лишь «запустить» эту работу мысли и ненавязчиво ее контролировать. Наблюдения во время этих игр и занятий - драгоценное свидетельство детского творчества. В моей практике работы в детском саде многие воспитатели регулярно фиксируют результаты своих наблюдений при выполнении заданий в специальных дневниках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, перед взрослыми стоит огромная ответственность за это маленькое существо, которое должно стать человеком не только с хорошим здоровьем,...

Похожие материалы:

Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Акцентуации характера (понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития)

Курсовая работа: Особенности развития математических и спортивных способностей школьников

Контрольная работа: Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы

Контрольная работа: Особенности развития детей, которые утратили родительскую опеку