Дипломная работа: Особенности психологической саморегуляции творчески одаренной личности

Актуальность исследования. Стремительный характер динамики современного общества настоятельно требует от человека развития личностных качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно подойти к решению возникающих проблем. Современная система образования должна реагировать на происходящие в обществе изменения.

Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности психологической саморегуляции творчески одаренной личности':


Дипломная работа
Особенности психологической саморегуляции творчески одаренной личности
Актуальность исследования. Стремительный характер динамики современного общества настоятельно требует от человека развития личностных качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно подойти к решению возникающих проблем. Современная система образования должна реагировать на происходящие в обществе изменения. Модернизация системы образования характеризуется сменой ее парадигмы с информационной на развивающую, самостоятельную, познавательную, творческую активность учащихся. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности общества в профессионально компетентной, социально активной творческой личности, способной эффективно функционировать в современных рыночных условиях. Не случайно основатель гуманистического направления психологии К. Роджерс отмечает, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие «творчества»» [39, c. 247].
Долгое время в психологии способностей господствующее положение занимала интеллектуальная парадигма, и интеллект, следовательно, рассматривался в качестве главенствующего фактора при определении, как способностей, так и одаренности. Данное положение вещей не могло не наложить серьезный отпечаток на процесс выявления одаренных детей и формирование образовательных программ для их обучения. Как указывает известный исследователь одаренности Е.П. Торренс, «если бы мы определяли детей как одаренных на основе тестов на интеллект, мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них» [20, с. 64].
Проблема творчества становится в настоящее время настолько актуальной, что ее вполне можно назвать проблемой века. В связи с этим обостряется необходимость развития творческой активности в период всего школьного обучения.
Характеризуя творческую активность как активность, направленную на эффективное осмысленное выполнение и преобразование деятельности, отечественные ученые отмечают наличие противоречия между теоретическими подходами к природе творческой активности, с одной стороны, и практикой ее развития, с другой (Д. Богоявленская, М. Р. Битянова, Р.С. Овчарова, Е.Л. Яковлева и др.).
Проблема творческой активности и ее саморегуляции изучалась в работах различных психологов, где преимущественно рассматривались отдельные стороны явлений (Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса и др.). В то же время анализ творчества как некоего целостного процесса, как проявления целостной личности ведет к необходимости системного и комплексного исследования особенностей саморегуляции творческой активности.
В связи с этим важность изучения данной проблемы обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, назревшей необходимостью системно и комплексно исследовать проблему творческой активности и ее саморегуляции.
Во-вторых, ориентацией современного образования на развитие творческой активности школьников в учебно-воспитательном процессе. В этой связи вопрос о саморегуляции данного вида активности является значимым для теории и практики обучения. Учитывая то, что подростковый возраст - это начало самоопределения, творческих поисков и открытий, проявления стремления к творческому самовыражению и самореализации, можно говорить о важности изучения особенностей саморегуляции творчески одаренной личности в этом возрасте.
В-третьих, необходимость изучения данной проблемы обусловлена наличием противоречия между потребностью в творчески активной личности, способной функционировать в быстро меняющемся окружающем мире, и недостаточной разработанностью программ развития творческой активности учащихся.
Цель исследования - изучение особенностей психологической саморегуляции творчески одаренной личности.
Объект исследования - особенности психологической саморегуляции творчески одаренной личности.
Предмет исследования - особенности психологической саморегуляции подростков с разным уровнем творческой одаренности.
Основной гипотезой исследования является следующее утверждение: существуют различия в особенностях саморегуляции у подростков с разным уровнем творческой одаренности.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1.Изучить основные теоретические подходы к интерпретации понятий «одаренность» и «саморегуляция».
.Рассмотреть признаки и виды одаренности.
.Определить уровни саморегуляции психической активности.
.Выделить группы подростков с разным уровнем творческой одаренности.
.Провести психодиагностическое обследование особенностей саморегуляции в выделенных группах.
.Провести сравнительный анализ особенностей саморегуляции у подростков с разным уровнем творческой одаренности.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
1)метод теоретического анализа;
2)эмпирические методики: методика Д. Джонсона (экспресс-метод психодиагностики креативности), тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверкова и Е.В. Эйдмана, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой и опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина.
3)методы обработки и анализа данных: методы описательной статистики; аналитическое сравнение, критерий сравнения средних Стьюдента для независимых выборок
Характеристика выборки. В начале исследования общий объем выборки составил 112 респондентов мужского и женского пола в возрасте 13-15 лет, обучающихся в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования, МОУ ДОД ДХШ им. В.А. Пташинского. В дальнейшем участие в исследовании продолжили 49 человек, так как с помощью метода экспертной оценки были выделены группы с разным уровнем творческой одаренности; в первую группу вошли респонденты с невыраженными творческими способностями (26 респондентов), во вторую группу вошли творчески одаренные подростки (23 респондента).
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, основной части, заключения, библиографического списка и приложений. В текст дипломной работы включены таблицы.
1. Теоретический анализ психологических исследований одаренности
одаренность психологический саморегуляция
1.1 Классические и современные методологические подходы к определению одаренности
Понятие «одаренность» имеет широкое значение. Многочисленные труды посвящены рассмотрению данного понятия. Чтобы разобраться в том, что такое «одаренность» рассмотрим различные трактовки данного понятия.
Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
Д.Н. Ушаков в толковом словаре русского языка отмечает, что одаренность - это талантливость, даровитость, та или иная степень ее [47]. Одаренный - человек с богатой природой, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями. Человек с богатым воображением. Очень талантливый, даровитый человек. Он очень одарен.
Б.Г. Мещеряков в большом психологическом словаре трактует талант, как высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих видах деятельности [5].
А теперь рассмотрим несколько трактовок данного понятия, которые дают психологи.
М.А. Холодная определяет одаренность как результат длительного, подчиняющегося определенным закономерностям процесса, суть которого заключается в выстраивании и обогащении индивидуального ментального опыта [50, с. 7-8].
Д. Рензулли рассматривает одаренность как результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости [38, с. 27].
С.Л. Рубинштейн психолог и философ считает, что внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с общими условиями ведущих форм человеческой деятельности [43].
Одним из первых в отечественной психологии научное определение понятия «одаренность» дал еще в 1940 г. в своей статье «Способности и одаренность» Б.М. Теплов. По его мнению, одаренность следует понимать, как «то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [45, с. 22]. Характеризуя природу гениальности, ученый выразил согласие с И. Кантом в том, что это «высшая степень одаренности» [45, с. 23].
В своем определении одаренности Б.М. Теплов делает упор именно на совокупности способностей, что обеспечивает возможность достижения успеха в определенной деятельности. В определениях его последователей появляются новые существенные признаки одаренности.
Во-первых, под способностями понимаются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
Во-вторых, способностями называются не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности;
В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам, которые выработаны у данного человека [46, c. 397].
Д.Б. Богоявленская рассматривает одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [4, с. 48].
А.И. Доровской рассматривает одаренность, как совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей [11, с. 67].
В.С. Юркевич рассматривает одаренность как индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности [56, с. 56].
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными [29, с. 16]. Рассмотрим эти параметры подробнее.
В сфере опережающего развития познания обычно отмечается следующее. Существуют особые периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями. Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на свои исследования. Одаренных детей также отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным детям, - коллекционированием.
Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе, так как большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ [29, с. 18]. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
В сфере психологического развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты [29, с. 19-20].
.Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.
.Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
.Обычно дети в маленьком возрасте не могут четко развести реальность и фантазию. Особенно это проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в своем раскрашивании и развитии собственных фантазий, настолько сживаются с ними, буквально «купаясь» в живом воображении, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход - качества, которые столько дали человечеству и в материальном и в эстетическом развитии.
.Одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
.Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делают успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Однако их замечательные речевые способности могут привести к тому, что взрослые начинают неверно воспринимать уровень их эмоциональной зрелости - а это усугубляет проблему.
.Одаренные дети - как и их менее способные ровесники - являются возрастными эгоцентристами в своем толковании событий и явлений.
Термин эгоцентризм помогает понять качественные различия между интуитивным, анимистическим восприятием дошкольников и более рациональным, ориентированным на конкретную реальность воззрением старших детей.
Говоря о физическом развитии можно отметить, что существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый - это тощий, маленький, бледный «ботаник» в очках. Второй - это одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее, красивее, чем их ординарные сверстники. Однако если мы расширим диапазон определения, для того чтобы включить все разнообразие одаренности и избежать социальных и культурных предубеждений стандартного тестирования, то мы увидим, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и своим разнообразием.
Так, говоря о случаях яркого проявления способностей в младшем школьном возрасте, т.е. у так называемых вундеркиндов, Н.С. Лейтес еще в 1971 г. отмечал наличие возрастных факторов одаренности. Отличительной чертой необыкновенных детей Н.С. Лейтес считает их склонность к труду, т.е. чрезвычайную умственную активность, повышенную потребность в деятельности как возрастное явление, которое может быть связано с ускорением развития и зависеть от сближения, а позже - совмещения во времени особенностей различных возрастных периодов. Он подчеркивает, «что яркие проявления общей одаренности в детском возрасте могут рассматриваться как предпосылка будущих способностей лишь постольку, поскольку соответствующие факторы возрастного развития сохраняются как устойчивая индивидуальная особенность» [20, с. 162].
Н.С. Лейтес отмечает, что «при существующей в психологии традиции слово «одаренность» может означать качественно своеобразное у каждого индивида сочетание таких способностей, их единство. При этом понятие «одаренность» означает не только высокий уровень, но и некоторую внутреннюю установку, направленность развивающейся личности» [21, с. 8]. В связи с этим позднее, в 1996 г., Н.С. Лейтес формулирует следующее определение этого феномена: «Под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления».
Ученый выделяет следующие дополнительные признаки и факторы одаренности: опережение во времени развития; ранний умственный подъем; сочетание стандартности и творчества в мышлении; изменчивость уровня умственных достоинств; особые возможности детства; возрастное развитие активности; формализм детского мышления; «творчество» как свойство детского мышления; сенситивные периоды развития; периоды детства как эпохи жизни со своими неповторимыми возможностями; взаимосвязь индивидуального и возрастного; неравномерность темпа возрастного развития; высокий умственный уровень и темп развития; индивидуальное как таковое, которое вырастает из возрастного; одаренность как то, что проявляется не сразу, а со временем; специализация умственных возможностей; умственные возможности в связи с развитостью личности и т.д.
Н.С. Лейтес особенно выделяет в группе способных детей так называемых вундеркиндов (нем. вундер - чудо, кинд - ребенок), т.е. «детей с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, математике... «Чудо-дети» встречаются преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте...» [21, с. 29]. При этом он отмечает, что в оценке их способностей и достижений имеет место некоторое преувеличение и, может, поэтому вундеркинды часто не оправдывают надежд, которые возлагают на них взрослые. Из-за этого их будущее неопределенно; однако существуют дети, чьи способности не всегда можно увидеть, для них свойственна определенная задержка в развитии способностей, и поэтому их проявления одаренности могут быть неожиданными [21, с. 29-44].
Вышеизложенные взгляды классиков отечественной психологии оказали значительное влияние на исследование одаренности. В этом плане заслуживают внимания определения одаренности в психологических, философских и педагогических словарях. Так, в психологическом словаре под редакцией В.И. Войтко, одаренность- как понятие общей психологии означает «высокий уровень задатков, склонностей». Для психологии важна разработка теории одаренности как целостного и системного проявления личности, а также изучение особенностей реализации одаренности в различные возрастные периоды жизнедеятельности человека, его индивидуальных различий. Одаренность является сплавом врожденного и приобретенного индивидом [35].
Содержательным является определение в данном словаре сущности понятия одаренных детей. Это «дети, у которых в раннем возрасте проявляются способности к выполнению определенных видов...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Индивидуально-психологические особенности личности руководителя

Отчёт по практике: Особенности психологической работы по коррекции эмоционального развития старших дошкольников с недостатками речевого развития в условиях детского сада

Курсовая работа: Психологические особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля

Реферат: Роль семьи в формировании и развитии личности. Особенности личности ребенка

Дипломная работа: Социально-психологические особенности личности руководителей высшего звена