Курсовая работа: Особенности психологии русской нации

Из всего многообразия явлений и социально-психологических проблем общности предметом наибольшего внимания исследователей-философов, социологов и психологов всегда была психология наций. Исследование национальной психологии вызывало интерес в обществе с древних времен, с тех пор как образовались сами нации с присущими им психологическими особенностями.

Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности психологии русской нации':


Содержание
Введение
. Психология нации
.1 Психологическая основа нации
.2 Содержание психологии нации
.2.1 Статистические компоненты психологии нации
.2.2 Динамические компоненты психологии нации
. Особенности психологии русской нации
.1 Особенности формирования русского национального самосознания
.2 Психологические особенности русских
Заключение
Список используемых источников и литературы
Введение
Из всего многообразия явлений и социально-психологических проблем общности предметом наибольшего внимания исследователей-философов, социологов и психологов всегда была психология наций. Исследование национальной психологии вызывало интерес в обществе с древних времен, с тех пор как образовались сами нации с присущими им психологическими особенностями. Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний об окружающем мире, накоплением сведений о близких и дальних народах. Уже в древности наряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность, военные, политические и экономические интересы, предпринимались попытки теоретического обобщения этнопсихологических данных. Среди выдающихся исследователей психологии наций были Геродот (490-425 гг. до н.э.), Гиппократ (ок. 460-370 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460-350 гг. до н.э.). Большой вклад в разработку теории психологии наций внесли К. Гельвеций (1715-1771), Ш. Монтескье (1689-1755), Д. Юм (1711-1776), Г. Гегель (1770-1831).
Начало собственно этнической психологии как самостоятельной отрасли знания было положено М. Лацарусом (1824-1903) и Х. Штейнталем (1823-1899), идеи которых получили затем развитие в трудах В. Вундта (1832-1920), Г. Лебона (1841-1931), Г. Тарда (1843-1904), Н.К. Михайловского (1842-1904), Н.А. Бердяева (1874-1948), В.М. Бехтерева (1857-1927), Д.Н. Овсянико-Куликовского (1853-1920), Г.Г. Шпета (1879-1937) и других ученых.
Конечно, современная психология этносов значительно обогатилась по сравнению с прошлыми временами. Значительный вклад в ее развитие внесли труды отечественных ученых С.М. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, Г.Д. Гачева, П.И. Гнатенко, В.Г. Крысько, А.А. Налчаджяна, Ю.П. Платонова, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и других.
Актуальность курсовой работы. Сегодня интерес к основам национальной психологии продиктован насущными потребностями действительности, суровой реальностью современного мира. Процессы расширения межнациональных связей, распад целого ряда многонациональных государств, агрессивный национализм, целая череда кровопролитных этнических конфликтов, международный терроризм полностью опровергают гуманистические иллюзии о едином человечестве, грядущем стирании национальных локальных различий. Глобализация и модернизация общества, в том числе в нашей стране, отмечены этнической напряженностью. Эти процессы отражаются на психологической атмосфере общества, в том числе на состояние психологии народов России. В последнее время, наблюдается много преобразований в разных областях деятельности, которые происходят как «под копирку», по западным лекалам. Это связано с тем, что с либеральными реформами и глобализмом в нашу страну приходят ценности, культура, технологии, идеи, научная мысль, образы Западного мира. И очень часто, эти нововведения не учитывают нашу родную специфику, специфику русского народа и общества, которые формировались на протяжении всего периода нашей русской истории. В этой связи, изучение психологии русской нации особенно актуально.
В ходе этого исследования хотелось бы затронуть и некоторые проблемы, связанные непосредственно с этнической обусловленностью личности, с проблемой самоопределения индивида, живущего в обществе разнородном по своим национальным составляющим.
Психология нации имеет свою основу: язык; сознание и самосознание, в том числе национальную этничность, национальные стереотипы, национальные ценности; национальные интересы и вкусы; культуру; своих конкретных носителей. Психология нации - это неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств каждой конкретной нации, образующее единство и отражающее то общее, что есть у этой общности. Национальная психология состоит из следующих структурных элементов: национального темперамента, национального характера, национального склада ума, национальных традиций, национальных чувств и эмоциональных состояний. Необходимо отметить, что в реальной действительности в национальной жизнедеятельности все выделенные компоненты выступают как нерасчлененное целое, поэтому разделение национальной психологии возможно лишь в абстракции, как методический прием, необходимый для их более детального изучения.
Объектом исследования является психология русской нации.
Предметом исследования является специфика психологии русской нации.
Цель данной работы заключается в изучении такого явления как психология русской нации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
.изучить психологическую основу наций;
.изучить содержание психологии наций;
.обобщить особенности формирования русского национального самосознания
.выявить психологические особенности русской нации
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Психология нации
.1 Психологическая основа нации
психология нация русский самосознание
Присущую представителям данного народа совокупность традиционных, передающихся из поколения в поколение особенностей поведения и психической деятельности принято рассматривать как психологию наций или национальную психологию. Она представляет собой одну из устойчивых основ поведения людей одной нации, даже принадлежащих к различным социальным слоям. Имплицитно имеются две составляющие данного словосочетания - «национальная» и «психология». Слово «психология» имеет два значения: житейское, бытовое и научное. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психического склада личности (ее «психически окрашенной» части), особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология».
Нация - весьма неопределенное в современной науке полисемантическое понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной и постиндустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации. В историческом материализме нация - это высшая форма исторической общности, которая, кроме этнических признаков, предполагает еще экономическую, политическую (имеет собственную государственность), культурную общность. В современной европейской науке нация - это гражданская общность, включающая в себя людей разной этничности, но объединенных государством, правом, политико-правовой культурой. Нациями являются немцы, французы, американцы и т.п. [13].
Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования нации предложил русско-американский социолог П.А. Сорокин. Согласно П.А. Сорокину [22], нация является многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые:
) являются гражданами одного государства;
) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников;
) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки.
П.А. Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности еще не дают нации. Только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком и территорией, она действительно образует нацию [22].
Таким образом, нация представляет собой историческую общность людей, состоящую из национальной элиты, интеллигенции, народной массы, объединенных национально-цивилизационной идеей, духовной культурой, государственной властью, общественной формацией, образом жизни и конкурирующую с другими нациями за место в человеческом и земном пространстве. В этой связи нация выступает исторически более ранней общностью по сравнению с цивилизацией и является основой и препятствием развития последней. Важнейшим структурным элементом нации является национальная элита (духовная, политическая, экономическая), это его мозг и сознание, она управляет нацией в сложных исторических условиях.
Поясним некоторые важные признаки нации (народа). Историческая судьба включает в себя совокупность исторических событий, которые были пережиты представителями данного народа за время его существования. Монголо-татарское иго, Куликовская битва, Смута XVI века, нашествие Наполеона, Октябрьская революция, построение социализма, Великая Отечественная война и т.п. - вот те события, которые были пережиты россиянами и о которых они знают из обучения и общения со старшими.
Одним из главных признаков существования нации является историческая память, представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства, т.е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины. Человек, обладающий исторической памятью, осознает свое место в духовной эстафете поколений. Представитель той или иной нации может понять, кем он является, только вспомнив, кем были его предки.
Важнейшим признаком нации является самоидентификация ее членов. Так, Э. Геллнер [4] пишет, что группа людей становится народом, если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное признание такого объединения и превращает их в нацию, а не другие качества - какими бы они ни были, - которые отделяют эту группу от всех стоящих вне ее. Э. Геллнер настаивает на том, что именно сознательные, мировоззренческие стороны людей, а не объективные (территория, язык, экономика, государство, как считалось в марксизме-ленинизме) факторы превращают людей в нации.
Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятия «этнос». «Этнос» в переводе с греческого означает «племя», «народ». Понятие это очень многозначно и многогранно. В разговорном языке оно традиционно именуется народом. В научном дискурсе ученые не пришли к общему мнению по поводу его содержания. Одни считают главным отличительным признаком этноса расовые различия, т.е. особое сочетание таких наследственных биологических признаков, как цвет кожи, черты лица и телосложение. Другие исследователи, такие как американский социолог Н. Смелзер [21], рассматривают этнос как социальную общность, третьи, например, Л.Н. Гумилев [5] - как поведенческую. Существуют и другие подходы к определению этноса. Заметим, что, несмотря на разнообразие существующих точек зрения, все исследователи ведут речь примерно об одном и том же наборе признаков.
Нации могут быть гомогенными и гетерогенными. Различие между ними в том, что первые сформировались на основе одного этноса (например, польская нация), а вторые - в результате взаимодействия различных этнических групп (пример - почти все латиноамериканские нации). Поэтому для национальной общности в отличие от этнической наиболее характерными признаками являются социально-экономические (прежде всего, наличие общего рынка в рамках всей территории страны), политические (наличие определенной формы государственности, а также унификация языка и др.).
Производным от слова «нация» является термин «национальность» - определенная генетическая, социально-экономическая и культурная общность людей, социальная характеристика представителей конкретных наций. В традиционном понимании человек может принадлежать только одной нации (русский, кореец, японец и т.д.). Это позволяет выявить принадлежность человека или группы людей к определенной народности или нации (например, в переписи населения, анкетном опросе, системе паспортного учета).
Каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей. Возможность длительного существования нации обусловливается функционированием и постоянным совершенствованием основ самобытной национальной психологией, находящих выражение в национальном языке, сознании и самосознании, национальных интересах и вкусах. Проявление всех этих компонентов составляет жизнь нации.
Первоосновой любой нации является язык - объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет, по крайней мере, два взаимосвязанных значения:
) язык вообще, язык как определенная совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выражения мыслей;
) конкретный, так называемый национальный язык - конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретной общности, в конкретное время и в конкретном пространстве. Множественность языков обратно пропорциональна количеству людей, которые на них говорят: из 1500 языков 22 принадлежат 75% человечества, а 7 языков - 50% человечества.
В мире существует около 3 тыс. языков, из них описано 2796, еще 4 тыс. языков умерло. Весь этот многообразный материал на основе генеалогической классификации сводится в родственные группы и ветви, объединенные в высшей классификационной форме - языковой семье. Язык - явление общественно-историческое, поэтому понятие семьи в применении к ним означает лишь то, что данные языки связаны между собой в процессе происхождения и исторического развития, характер которого определяется его общественной природой.
Те, которые не обнаруживают никаких генетических связей, выделены в особую группу изолированных (или самостоятельных) языков. К последним относятся баскский (Испания, Франция), андаманский (Россия), айнский (Россия, Япония), японский и корейский (в последнее время находят связи корейского с тунгусо-маньчжурскими языками). Одна из самых изученных и многочисленных языковых семей - индоевропейская, на языках которых говорят 45% населения мира. Эта семья подразделяется на 11 групп, в том числе на славянскую, которая включает три подгруппы: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы); западнославянскую (поляки, лужичане, чехи, словаки) и южнославянскую (словенцы, хорваты, боснийцы, сербы, черногорцы, македонцы, болгары). До сих пор время образования индоевропейской языковой семьи и место первоначального формирования входящих в нее народов не установлены точно - эти вопросы продолжают оставаться предметом дискуссий [15].
Национальный язык - это тот понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа.
Структурные свойства языка:
а) словарь символов - склад элементов для создания сообщений. Например, в английском языке около 500 тыс. общеупотребительных и 500 тыс. специальных слов. Но в обычном общении используется около 5 тыс. слов. Образованный человек может знать до 15 тыс. Словарь Шекспира составляет примерно 30 тыс. слов.
б) грамматика - правила, по которым строятся предложения (образцы). Грамматики различаются по сложности. Английская относится к простым, а немецкая или русская к сложным.
в) синтаксис - правила управления словами. Русский язык синтаксически более свободен, чем английский. Возможно, это связано с отношением русских людей к порядку.
г) языки избыточны: одним словом можно выразить разные смыслы. Например, полный словарь английского языка приводит около 14 000 возможных определений к 500 наиболее употребительным словам. У такого простого слова, как round (круг, круглый) есть 79 значений.
Язык не только дифференцирован (разнообразен), но и стратифицирован по уровням. Выделяют основные формы языка: литературный, народно-разговорный, просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты (социолекты).
Очевидно, что представители разных наций смотрят на мир разными глазами. Дело даже не в глазах. Мы можем знать обычаи другого народа, предпочтения и табу, можем даже усвоить его верования и философию, но только изучение его языка позволило бы нам сбросить (в отношении способности описывать мир) оковы родного языка и воспринимать реальность столь же полно, как он. Различным языкам соответствуют различный опыт, и нам не остается ничего другого, кроме как изучать языки. Мы не можем выучить их все, но уже одно то, что мы знакомы с проблемой, и учитываем картину миру иноземного друга, поможет установить такой уровень взаимопонимания, какой возможен при различии национальных психологий.
Благодаря единому языку общения для всего сообщества реализуются наиболее важные информационные связи, осуществляются правосудие и государственное управление. В Советском Союзе официально провозглашалось равноправие языков всех народов, населявших огромную страну. Но формальное равноправие не означает фактического равенства. Разные языки не могут быть реально равными уже по объему выполняемых ими функций. Поэтому в многонациональном государстве непременно устанавливается - стихийно или законодательно - определенная иерархия языков. Первостепенную важность приобретает язык межнационального общения. Исторически сложилось так, что эту роль на территории Российской империи, а затем СССР играл русский язык. В новообразованных государствах ситуация коренным образом изменилось. Положение русского и русскоязычного населения почти везде становилось все более сложным. Цивилизованное решение этой проблемы видится в законодательном введении двуязычия [13].
Итак, общий язык закладывает фундамент для формирования единой национальной культуры и этики. А также такого тонкого психологического феномена, который в психологии называется коллективным бессознательным. Национальный язык, будучи действенным средством общения, накопления и выражения опыта членов нации, позволяет придать их культуре и всей жизни специфическое звучание и самовыражение. И, конечно же, на основе его возникают и постоянно проявляются взаимные симпатии, доверительность межличностных отношений, совместимость всех представителей нации, функционирующих в результате как единый и неделимый организм.
Взаимодействие таких признаков национальной общности, как территория, историческая память, язык и др., их суммарное влияние на ее сохранение выражаются в виде вторичного явления - национального сознания. Национальное сознание - совокупность представлений нации о своем происхождении, истории, месте в современном мире, отношениях с другими аналогичными общностями. Это часть общественного сознания (теоретического и обыденного, общественной психологии, политического, правого, морального, религиозного, философского сознания и др.), которая несет на себя черты национального своеобразия.
Национальное сознание существует на теоретическом и обыденном уровнях. Теоретический уровень национального сознания представляет собой научно оформленную, систематизированную конструкцию, состоящую из национальных идей, выработанных нацией за длительное время ее существования и определяющих стратегию ее развития.
Национальная идея - это представления, во-первых, о национальном обществе, которое в национальном сознании представляется идеалом, во-вторых, о месте этого национального общества в общемировой системе. Это системное качество нации (народа) и...

Похожие материалы:

Реферат: Содержание, развитие и особенности гендерной психологии

Курсовая работа: Психологические особенности агрессивного поведения у людей с нарушением зрения

Курсовая работа: Особенности внимания у детей младшего школьного возраста

Реферат: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Курсовая работа: Индивидуально-психологические особенности личности руководителя