Курсовая работа: Особенности развития математических и спортивных способностей школьников

Знакомясь с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сравнивая и сопоставляя их достижения, темпы духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга. Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим.

Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности развития математических и спортивных способностей школьников':


Оглавление
Введение
Глава 1. Исторический анализ изучения способностей в зарубежной и отечественной психологии
.1 Определение понятия "способности"
.2 Проблема способностей в зарубежной психологии
.3 Проблема способностей в отечественной психологии
.4 Классификация способностей
Глава 2. Предпосылки развития специальных способностей школьников
.1 Психологическая структура математических способностей
.2 Психологическая структура спортивных способностей
Заключение
Список использованных источников

Введение
Знакомясь с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сравнивая и сопоставляя их достижения, темпы духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга. Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности? Эта проблема волнует умы ученых с давних времен. И в зависимости от представлений о природе человека, господствовавших в разные периоды, к способностям и одаренности относились по-разному.
Тема способностей и их развития особенно актуальна в нашем обществе, так как именно способности человека определяют успехи, которых он добьется в том, или ином виде деятельности. Современный человек должен быть не просто созидателем, а творческой и интеллектуально развитой личностью. Школа занимается вопросами воспитания и становления такого человека, реализуя принципы индивидуального подхода к учащимся.
В центре внимания педагогической общественности Беларуси - профильное обучение в общеобразовательных учебных заведениях республики, планируемое с 2015 года. Готова ли школа к введению профильного обучения, и на кого оно ориентировано? Как относиться к столь распространенному мнению о плохих и хороших учениках и их учителях? Возможно, более чем сильным ученикам, профили нужны слабым, которые порой оказываются в трудной ситуации, когда вынуждены изучать то, что им вовсе не по силам? Для многих таких детей выходом могли бы стать профильные музыкальные или хореографические классы.
В настоящее время в психологических исследованиях в Республике Беларусь и за рубежом ведется интенсивный поиск новых идей для реализации дифференцированного обучения учащихся с учетом их индивидуальных потребностей, способностей и запросов, а также представить в комплексе современные проблемы организации профильного обучения.
Цель исследования: анализ теоретических подходов к изучению способностей школьников.
Объектом исследования являются способности.
Предмет исследования - особенности развития математических и спортивных способностей школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в курсовой работе ставились и последовательно решались следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме способностей.
провести теоретический анализ изученности проблемы математических и спортивных способностей в зарубежной и отечественной психологии.
Гипотеза исследования: существуют различия в подходах к исследованию способностей в отечественной и зарубежной психологии.
В работе особое внимание уделено специальным способностям, а так же условиям их развития и исследованиям, которые существуют на данный момент.
Теоретическим основанием исследования являются фундаментальные работы зарубежных и отечественных авторов по проблемам психологии способностей, интеллекта и креативности (Г.Дж. Айзенк, А. Бине, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Р. Кеттелл, П.А. Нечаев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, П. Торренс, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, В. Штерн и др.).
Актуальность работ по психологической диагностике способностей определяется в первую очередь большой практической значимостью этой проблемы. Существующее в обществе разделение труда, продолжающаяся его дифференциация, неуклонное увеличение числа профессий повышают важность изучения способностей и склонностей человека в отношении разных видов деятельности. Такие области практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производственное обучение, требуют разработки и применения надежных, действенных, прогностичных методов диагностики уровня развития способностей. Такие методы необходимы также для ранней диагностики одаренности детей, выявления у них творческих, музыкальных, художественных и других способностей. Психодиагностика способностей имеет выраженную гуманистическую направленность, поскольку способствует выбору наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей. Все это существенно влияет на формирование положительной профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом, а, следовательно, и удовлетворенности жизнью в целом.
Глава 1. Исторический анализ изучения способностей в зарубежной и отечественной психологии
.1 Определение понятия "способности"
Термин "способности" употребляют в житейском обиходе очень широко и неоднозначно. Почти у каждого автора прослеживается свое толкование. В словаре-справочнике практического психолога в редакции Конюхова Н.И. находим: "Способности - это психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими" [цит. по 8, с. 6].
"Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности" [цит. по 5, с. 23].
Обратимся к определению в словаре русского языка С.И. Ожегова: "Способность: 1. Природная одаренность, талантливость. 2. Умение, а также возможность производить какие-нибудь действия" [цит. по 14, с. 17].
"Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успешность ее обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней", - пишет Г.В. Бороздина [цит. по 3, с. 13].
Способность- одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. По словам Теплова Б.М. "С.Л. Рубинштейн понимал под способностями "...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются" [цит. по 16, с. 10].
Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:
) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.
По утверждению Кошелевой Е.С. в современной психологии сформировались различные традиции исследования творческих способностей человека.
"Под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей" [цит. по 9, с. 156].
"Психолог А.В. Петровский образно сравнивал способности с зерном, которому еще предстоит развивать: подобно тому, как брошенное зерно - это лишь возможность превратиться в коло при определенных условиях (например, структура и влажность почвы, погода и др.), так и способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений при благоприятных условиях. Возможности превращают в действительность только в результате упорного труда" [цит. по 3, с. 48].
"Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина "способности". С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии 18-19 вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике" [цит. по 12, с. 535].
Таким образом, наличие множества определений и разных подходов к толкованию способностей свидетельствует о недостаточном уровне изученности проблемы.
.2 Проблема способностей в зарубежной психологии
Попытки объяснить загадку человеческого творчества делались, начиная с глубокой древности. Платон и Аристотель (IV век до н.э.) объясняли способность к творчеству, как дар богов. В течение столетий этот объяснительный принцип оставался единственным применительно к творческим способностям.
Понятие о способностях ввел в науку Платон (428-348 гг. до н. э.). Он говорил, что "не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди, по своим способностям, весьма различны: одни рождены для управления, другие - для вспомоществования, а иные - для земледелия и ремесленничества". Именно благодаря Платону возникло представление о врожденном неравенстве людей по способностям; философ говорил о том, что человеческая природа не может одновременно хорошо делать два искусства или две науки.
Английский философ-материалист Френсис Бэкон, признавая природную одаренность, в то же время считал, что врожденные дарования подобны растениям и нуждаются в выращивании с помощью занятий наукой. Тем самым он признавал роль воспитания в развитии и "исправлении" способностей.
"Можно сказать, что экспериментальная психология способностей и психодиагностика - близнецы, а их отец - Френсис Гальтон, который является основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но главное - в его работах выкристаллизовались основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития, которые и по сей день решаются исследователями. Он предложил близнецовый метод в психогенетических исследованиях" [цит. по 6, с. 8].
Ф. Гальтон изобрел анкету как метод исследования и провел анкетирование более 300 представителей английской интеллектуальной элиты. Он полагал, что талант является наследственной чертой и проявляется в ряде поколений и что, следовательно, социальная элита формируется на основе наследуемого таланта. Он стал основоположником евгеники (греч.еu - хорошо и genos - род) - направления генетики, ставил задачу улучшения биологических свойств человека путем искусственного отбора. Однако эмпирические результаты исследований не всегда подтверждали теоретические предположения Ф. Гальтона, который был убежден, что представители социальной элиты биологически и интеллектуально превосходят представителей социальных низов, а женщины - менее талантливы и умны, чем мужчины.
Ученый изобрел множество психодиагностических методик и приборов: свисток Ф. Гальтона для измерения звуковысотной чувствительности, линейку Ф. Гальтона, метод свободных ассоциаций и т.д. Он впервые исследовал личностные особенности человека науки.
"Ф. Гальтон пытался объяснить влиянием наследственности индивидуальные различия между людьми, и не случайно его работы послужили отправным пунктом развития дифференциальной психологии. Два фактора - наследственность и среда - влияют на развитие человека. И, чтобы выявить относительное влияние наследственности и среды в течение жизни, он в 1876 году предложил использовать методику сравнения испытуемых-близнецов, выросших в одинаковых и разных социальных средах (разлученные близнецы)" [цит. по 6, с. 9].
В меньшей мере Ф. Гальтон обращал внимание на роль социальных условий в развитии способностей. Однако позже этот пробел был восполнен другими исследователями.
Более адекватные тесты для изучения уровня развития интеллекта предложил в начале XX в. французский ученый Альфред Бине. Он и его сотрудники измеряли уровень развития психических процессов - памяти, внимания, воображения и т. д. Он разработал первый психометрический тест интеллекта (шкала умственного развития Бине-Симона).
Основываясь на этих тестах, немецкий исследователь Вильям Штерн предложил определять индекс интеллекта - IQ. В своей работе "О психологии индивидуальных различий" он ввел термин дифференциальная психология.
В эти же годы английский психолог Ч. Спирмен (С. Spearman, 1904) применил метод корреляции тестовых испытаний, чтобы выделить "общий фактор одаренности". Однако американский психолог Л. Терстон (L. Thurstone, 1938), развив идеи Спирмена и использовав метод "мультифакторного анализа", расщепил "общий фактор" на девять факторов, а в 1950-х гг. их стали выделять уже десятками.
.3 Проблема способностей в отечественной психологии
Основателем советской школы дифференциальной психологии по праву считается Борис Михайлович Теплов (1896-1965). Развивая идеи И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, он предложил программу экспериментальной диагностики физиологических свойств индивидуальных различий человека.
Б.М. Теплов и его ученики выделили новые свойства нервных процессов: лабильность, динамичность, концентрированность возбуждения, активированность. Эмпирическое подтверждение получила идея об обусловленности индивидуальных характеристик психики человека типологическими особенностями нервной системы. Значимым вкладом в исследование механизмов высшей нервной деятельности явилась разработка проблемы общих и парциальных (региональных) свойств нервной системы. Принципиальное значение имело выдвинутое в работах В.Н. Небылицина положение об обратной зависимости между абсолютной чувствительностью и функциональной выносливостью нервной системы. Экспериментальное доказательство получил вывод о том, что функции передних отделов коры головного мозга выступают основой общих свойств нервной системы. Анализ этих структур показал их сложную многоуровневую организацию, представляющую собой физиологический базис индивидуально-психологических различий.
Дальнейшее развитие идей Б.М. Теплова и В.Н. Небылицина связано с проведением сопоставления свойств нервной системы с разнообразными психологическими различиями в динамике (психических процессов, состояний, свойств личности, видов деятельности). Так, в трудах Э.А. Голубевой доказаны принципы комплексного изучения общих и специальных способностей и задатков учащихся в сопоставлении с успешностью их обучения. К.М. Гуревич с позиции теории базовых свойств нервной системы исследовал проблему профессиональной пригодности человека и вытекающие из нее вопросы диагностики. В исследованиях В.М. Русалова открыты интегральные характеристики мозга, которые лежат в основе психической активности и саморегуляции, разработана теория темперамента.
Таким образом, экспериментальные исследования свойств нервной системы, механизмов коры головного мозга позволили установить связь между природными и индивидуальными различиями человека как субъекта деятельности, как личности.
Особую роль Б.М. Теплов сыграл в разработке проблемы способностей в контексте индивидуальности личности. Ученый предложил три признака способностей:
) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности;
) способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, но могут обусловливать быстроту и легкость их приобретения.
Основой развития способностей являются задатки, понимаемые Б.М. Тепловым как анатомо-физиологические особенности. Но способности - не врожденные свойства, они развиваются в процессе той или иной деятельности, т.е. способности возникают в соответствии с конкретной деятельностью. Способности характеризуют возможность успеха в деятельности и в деятельности формируются. Структура способностей, по Б.М. Теплову, исходит из психологического анализа соответствующих видов деятельности. Ученый полагал, что успешность выполнения каких-либо видов деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь качественно своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность, т.е. одаренностью. Причем успешность выполнения деятельности определяется во взаимосвязи одаренности с владением необходимыми знаниями и навыками.
Исследования Б.М. Теплова и его учеников позволяют определить сложившееся понимание способностей как индивидуально-психологических различий, которое нашло отражение в следующих положениях: нервная система имеет многоуровневую иерархическую организацию, представленную сложными взаимосвязями между общими и парциальными свойствами; нервная система является природной основой индивидуально-психологических различий; индивидуальные особенности нервных процессов обусловливают специфику индивидуальности человека, выраженную в деятельности; способности есть индивидуально-психологические особенности; структура способностей заключена в структуре конкретного вида деятельности; развитие способностей осуществляется в деятельности.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) раскрывает понимание способностей как индивидуальных особенностей личности и определяет их через механизм обобщения, т. е. способности - это обобщение психических способов осуществления деятельности. Таким образом, способности - это личностные образования, которые одновременно устойчивы и изменчивы: устойчивы, поскольку они присущи данной личности, составляют ее ярко выраженную определенность; изменчивы, потому что открыты в систему взаимодействия личности с миром. В итоге этого взаимодействия психологические способы, обобщаясь и закрепляясь в человеке, входят как строительный материал в развитие его способностей, образующих особый сплав исходных природных данных человека и результатов его деятельности. Природная сущность способностей, по С.Л. Рубинштейну, заключается в общих "родовых свойствах", присущих всем людям. Общие "родовые свойства" - психические процессы - и выступают основой развития способностей. Раскрывая вопрос о взаимоотношении...

Похожие материалы:

Курсовая работа: ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОНОРОВ КРОВИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Исследование физического и умственного развития школьников 6-9 лет школы № г. Гомеля

Реферат: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития