Реферат: ОСОБЕННОСТИ САМОПРИНЯТИЯ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Среди отечественных психологов в последние годы изучение психологических особенностей родителей аномального ребенка и взаимоотношений в таких семьях занимались И.С. Багдасарьян, Е.И. Морозова, В.В. Ткачева и др.
Дата добавления на сайт: 09 июля 2025
Содержание
1 ОСОБЕННОСТИ САМОПРИНЯТИЯ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЖЕНЩИН, ДЕТИ КОТОРЫХ СТРАДАЮТ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ С ПОДРОСТКОМ, СТРАДАЮЩИМ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Библиографический список
1 ОСОБЕННОСТИ САМОПРИНЯТИЯ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Среди отечественных психологов в последние годы изучение психологических особенностей родителей аномального ребенка и взаимоотношений в таких семьях занимались И.С. Багдасарьян, Е.И. Морозова, В.В. Ткачева и др. В.В. Ткачевой сделаны первые шаги в изучении личности родителей детей с различными отклонениями и в создании комплексной помощи семьям. Но тема самооценки и самопринятия родителей детей с таким сложным и заметным дефектом, как церебральный паралич, в этих работах лишь упоминалась, но не была предметом пристального внимания.
В работах же, выполненных в русле биографического подхода и посвященных изучению воздействия отдельных жизненных факторов на самооценку и самопринятие, такой значимый фактор, как болезнь ребенка, не изучался исследователями. Тем не менее, для построения более эффективных программ психологической помощи матерям, которые подвергаются длительному психопатогенному воздействию, необходимы экспериментальные данные, подтверждающие необходимость создания таких программ.
Изучение характеристик личности этих матерей и, в частности, их самопринятия поможет найти путь к более глубокому осмыслению психологических проблем родителей аномального ребенка. Поэтому исследование посвящено изучению особенностей самопринятия матерей детей с ДЦП, а также поиску путей, с помощью которых психолог сумел бы помочь им справиться с волнующими их трудностями.
Гипотеза нашего исследования была такова: наличие ребенка с ДЦП в семье снижает уровень самопринятия их матерей.
В связи с выдвинутой гипотезой мы ставили следующие задачи: выявить уровень самопринятия матерей, воспитывающих детей с ДЦП дошкольного и школьного возраста; выявить уровень самопринятия матерей, воспитывающих здоровых детей дошкольного и школьного возраста; сравнить уровень самопринятия матерей, воспитывающих детей с ДЦП, и матерей, воспитывающих здоровых детей дошкольного и школьного возраста.
Для достижения поставленных задач использовали тест-опросник самоотношения В. В. Столина, проективную методику КИСС (косвенное измерение системы самооценок), созданную Е. О. Федотовой, и качественный анализ интервью матерей, воспитывающих ребенка с ДЦП, которые в комплексе позволили определить уровень их самопринятия (на осознаваемом, вербальном и неосознаваемом, невербальном уровнях).
В качестве испытуемых выступали матери детей, посещающих Центр медицинской и социально-педагогической реабилитации «Радость» г. Нижнего Новгорода; матери, являющиеся членами Нижегородской общественной организации «Преодоление», и матери детей, посещающих массовых детские сады и общеобразовательные школы г. Нижнего Новгорода. Общее число матерей детей-инвалидов составило 20 человек, матерей здоровых детей — 20 человек.
Сравнительный анализ самопринятия матерей, воспитывающих детей с ДЦП, и матерей, воспитывающих здоровых детей, по итогам теста-опросника самоотношения выявил, что показатели интегрального чувства «за» или «против» собственного «Я», самоуважения, аутосимпатии, самопринятия и самоинтереса матерей, воспитывающих детей с ДЦП, значительно ниже, чем у матерей, воспитывающих здоровых детей (причем различия достоверны при 1 в 64,5% случаев. С другой стороны, выраженное проявление различных компенсаций, таких как неучастие, социальная отгороженность, свобода от обязательств — ВК < 1, свидетельствующее об установке на минимизацию усилий, восстановление и самосохранение, — в 36% случаев.
Анализ сочинений и записей бесед с матерями показывает, что родительские позиции в семьях, воспитывающих ребенка-инвалида, имеют ряд специфических свойств, отражаемых в родительской позиции: преобладание негативного эмоционального фона, а также негативных оценок ребенка. В основном матери центрируются на прошлом и будущем, игнорируя настоящее. Характеристики ребенка несут факт приписывания ему качеств: «эгоизма с рождения», «несамостоятельности», «болезненности и зависимости». Распространены ошибочные оценки умственного развития, переоценка способностей или указания на мнимое отставание в интеллектуальном развитии, недооценка эмоциональных переживаний детей, специфическое игнорирование реальных и закономерных трудностей ребенка при подчеркивании странностей его поведения, что особенно выявляется в реакциях на детский страх. Контент-анализ высказываний матерей показал ригидность в способах воздействия на ребенка: 64% матерей не изменяют формы наказания без учета ситуаций и возраста ребенка. Воспитательные воздействия направлены главным образом на лечение ребенка, уход за его физическим состоянием и решение сиюминутных проблем, связанных с послушанием.
Анализ отношения подростков к матерям показал следующее: мальчики отмечают сверхопеку со стороны матери и воспринимают ее как авторитарную (73%). С одной стороны, мальчики стремятся к автономности, с другой — демонстрируют примиренческую позицию, склонны соглашаться с ней, испытывают необходимость в помощи и поддержке. Девочки фиксируют непринятие матерью их стремления к самостоятельности и независимости, отгороженность ее от проблем и интересов дочери, слабовольность и зависимость матери от мнения окружающих (68%). И девочки, и мальчики отмечают непоследовательность в проведении линии воспитания обоих родителей.
Таким образом, результаты исследования показали, что существует определенная степень зависимости между эмоционально-оценочными компонентами матери и подростка, страдающего ДЦП, особо проявляемая в неблагополучном эмоциональном фоне.
Библиографический список
1. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка//Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 4. С. 563-567.
2. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 2009.
3. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 2008.
4. Кириченко Е. И., Калижнюк Э. С. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 9. С. 1390-1394.
5. Ковалев В, В. Психиатрия детского возраста. М., 2008.
Размещено на /
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности интеллектуального развития детей 5-7 лет с детским церебральным параличом