Курсовая работа: Особенности склонностей к интернет-зависимости у спортсменов-подростков

В настоящее время молодое поколение отчаянно зависимо от наличия интернета. Интернет стал для них всем, ведь он может дать ответы на многие вопросы, там можно найти себе друзей, единомышленников, возлюбленного. В интернете есть то, чего нет в настоящей, реальной жизни - свободы. По крайней мере, так считает большинство тех, кто часами готов сидеть в интернете и переходить с сайта на сайт, с форума на форум, менять прозвища и становиться кем угодно, но только не собой.

Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности склонностей к интернет-зависимости у спортсменов-подростков':


Курсовая работа
Особенности склонностей к интернет-зависимости у спортсменов-подростков
Введение
психологический зависимость интернет подросток
В настоящее время молодое поколение отчаянно зависимо от наличия интернета. Интернет стал для них всем, ведь он может дать ответы на многие вопросы, там можно найти себе друзей, единомышленников, возлюбленного. В интернете есть то, чего нет в настоящей, реальной жизни - свободы. По крайней мере, так считает большинство тех, кто часами готов сидеть в интернете и переходить с сайта на сайт, с форума на форум, менять прозвища и становиться кем угодно, но только не собой. Ведь это, как они считают, и есть свобода от всех ограничений реальной жизни. Особенно падкими на прелести интернета оказались подростки, которые наиболее впечатлительны и восприимчивы к тому, что они видят на просторе всемирной сети. Все это приводит к возникновению у них множества личностных, эмоциональных, интеллектуальных и других проблем, связанных с общением, персонификацией и идентификацией себя в обществе.
Путям решения указанных проблем посвящен ряд научных исследований. В частности, А. Голдберг предложил определение интернет-зависимости и набор диагностических критериев для его определения. К. Янг, одна из первых ученых, заинтересовавшаяся темой интернета, провела первые в мире исследования на тему интернета и интернет-зависимости. Дж. Морэйхан-Мартин предложила терминологию, с помощью которой можно различать интернет-аддикцию, зависимость от интернета, излишнее применение интернета, а также компульсивное, патологическое, проблематичное, разрушительное применение интернета. А.Е. Войскунский - один из наиболее известных сейчас специалистов в изучении интернета и интернет-зависимости, автор многих статей, посвященных его психологическим исследованиям данной области. К.С. Лисецкий предложил различать «растворенность» в интернете (недооценка времени в интернете, переоценка значимости и объема произведенного с его помощью продукта) и «нерастворенность» (переоценка времени в интернете, адекватная оценка значимости и объема произведенного посредством интернета продукта). Ю.М. Кузнецова и Н.В. Чудова провели исследования и сопоставили интернет-зависимость с длительностью применения интернета и с психологическими особенностями пользователей, включая идентичность, личностное развитие, эмоциональную сферу, самосознание и др.
Исследований на тему интернет-зависимости множество, но большая часть исследователей сходится в том, что основная масса пользователей сети Интернет - подростки. Есть ли тогда различия в том, какой образ жизни ведут подростки? Есть ли различия в склонности к интернет-зависимости у подростков, которые ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом и подростков, что негативно относятся к такому времяпрепровождению?
Однако ответов на сформулированные нами вопросы в психологической науке нам обнаружить не удалось. По-видимому, им пока недостаточно уделено внимания в публикациях, отражающих в том числе и проблему интернет-зависимости. Именно этим и обусловлен наш выбор темы «Различия в склонности к интернет-зависимости у подростков-спортсменов и не спортивных подростков».
Объектом нашего исследования является интернет-зависимость у подростков, а предметом - особенности склонности к интернет-зависимости у подростков из контрастных групп по признаку увлеченности спортом.
Цель исследования заключается в выявлении различий в склонности к интернет-зависимости у подростков, занимающихся спортом и негативно относящихся к спорту.
Задачи сводятся к тому, чтобы:
)определить сущность интернет-зависимости и симптоматическую характеристику различных ее видов;
)выявить возрастные особенности подростков, приводящие к возникновению интернет-зависимости;
)создать модель исследования на выявление различий в склонности к интернет-зависимости у подростков-спортсменов и не спортивных подростков;
)выявить особенности склонностей к интернет-зависимости у подростков из контрастных групп.
Гипотезы:
)у подростков, занимающихся спортом, интернет-зависимость менее выражена, чем у подростков, равнодушных к спорту;
)существуют различия в склонности к интернет-зависимости у подростков, занимающихся спортом, и подростков, не занимающихся спортом.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование.
Используемые методики: тест на интернет-зависимость, разработанный Кимберли Янг, выполненный и адаптированный В.А. Буровой; «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского); тест на выявление уровня самооценки (Карелин А.); «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).
В исследовании участвовало 15 подростков, занимающихся спортом, в возрасте 15-17 лет и 15 подростков, равнодушных к спорту, находящихся в том же возрасте.
1. Интернет-зависимость и возрастные особенности
.1 Психологическая характеристика интернет-зависимость
Термин Internet-addiction (по-русски «интернет-аддикция» или «интернет-зависимость») появился в 1996 году. Его предложил американский психолог, доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в интернете. Хотя обсуждение данной проблемы началось еще в 1994 году.
В самом общем виде интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования интернетом» [1, с. 246]. В некоторых психологических словарях интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета [2, с. 4]. Так же применяются такие понятия, как «зависимость от интернета», или «интернет-аддикция», а также «избыточное / патологическое применение интернета».
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг, который и предложил определение интернет-зависимости. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике []. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии по данному вопросу [3, с. 83]. К концу 1998 г., интернет-аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи.
В работе А.Е. Войскунского под интернет-аддикцией понимается [4]:
зависимость от компьютера (различные игры, общение и т.п.)
зависимость от «кибер-отношений»
зависимость от «киберсекса»
Развитие интернет-аддикции проходит стадийно, то есть имеет определенные стадии, такие как:

В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов «ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания.
Среди российских специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко [5], [6]. «Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, - свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности» [6].
Так что же, можно заболеть интернетом? Ведь интернет - это не вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по информационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической» зависимости.
Вопрос о том, что работа в интернете может стать источником болезни, и является наркоманией в буквальном смысле слова [7].
Другие говорят, что «не очень ясно, правомерно ли вообще говорить об интернет-зависимости [8]. Web-серфинг, очевидно, является не столь разрушительным занятием, как употребление наркотиков. Непонятно также, где пролегает граница между невинным увлечением и болезненным пристрастием: куда, например, отнести любовь к музыке?
Третьи утверждают, что сеть предоставляет возможность приятно провести время и не вызывает физиологической зависимости [9]. Это «экологически чистый» помощник от стрессов.
Университет в Хертфоршир провел исследование [10]. Оно основывалось на опросе 445 пользователей в Великобритании, и его результаты были предоставлены Британскому психологическому обществу. «Фанатами», т.е. зависимыми, себя считают 46% пользователей. Эти люди постоянно находятся в интернете и считают это замечательным. Большинству из тех, кто считает себя зависимым, около 30 лет. Как видно, на сетевую иглу «садятся» далеко не только подростки и студенты. Отличается, что быстрее и чаще привыканию подвержены гуманитарии, притом с высшим образованием. У многих из них само понятие зависимости от сети вызывает активную неприязнь, хотя они и подмечают сильную склонность к виртуальному общению.
Большинство зарубежных специалистов полагают, что если можно говорить об интернет-зависимости, то она характерна для весьма небольшого числа пользователей интернета; тем самым они не подтверждают мнения, согласно которым подобный вид зависимости характерен для многих миллионов пользователей.
Если сравнивать интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт [11, с. 193]. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать «нет» из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях.
Специалисты же, изучающие интернет-зависимость, достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому) [12, с. 110]. Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в интернете; способность и склонность забывать при работе в интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное «забывание» о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами.
Кимберли Янг, известная своими исследованиями в области интернета и зависимости от него, приводит следующие четыре симптома, свойственные тем, кто страдает интернет-зависимостью [12]:
) навязчивое желание проверить e-mail;
) постоянное ожидание следующего выхода в интернет;
) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в интернет;
) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на интернет.
Кимберли Янг определила, что интернет-аддикция может сочетаться с психопатологией, а именно со степенью депрессивности. Чтобы не быть отвергнутыми в реальной жизни, они живут и общаются в виртуальном. Так же она выделяет пять основных категорий интернет-зависимости:
)киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для «взрослых» или от киберпорнографии.
2)киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.
)чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.
)информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.
)компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков.
Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им, а их всего 6:
. Толерантность:
Количество времени, проводимое в сети вырастает вдвое.
Если субъект не умножает количество часов, которое проводит в сети, то эффект значительно снижается.
2. Синдром отказа:
Характерный прекращением или сокращение времени, проводимое в сети. Симптомы развиваются в течение некоторого времени (от нескольких дней до месяца), а именно:)Психомоторное возбуждение;
b)Тревога;)Фантазии (мечты) о действиях в сети;)Навязчивые мысли о том, что происходит в данный момент в сети;)Произвольные или непроизвольные действия пальцами, похожие на печатание на клавиатуре и т.п.
Применение интернета разрешает избежать симптомов «синдрома отказа».
. Интернет используется в течение большего времени или чаще, чем было задумано.
. Появляется постоянное желание или неудачные попытки прекратить или начать контролировать время, проведенное в сети.
. Тратится огромное количество времени на различную деятельность в сети, а именно:
Покупка различной продукции: книги, CD и т.п.;
Поиск новых браузеров;
Поиск провайдеров.
6. Проявление социальных, профессиональных или психологических проблем:
Недосыпание;
Семейные проблемы;
Плохое настроение;
Пренебрежение профессиональными обязанностями;
Чувство изолированности от других людей.
А.Е. Войскунский обобщил все ранее описанные поведенческие характеристики интернет-зависимости [13]:
. Неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в интернете, и тем более прекратить работу;
. Досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об интернете в такие периоды;
. Стремление проводить за работой в интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;
. Побуждение тратить на обеспечение работы в интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги;
. Готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в интернете;
. Способность и склонность забывать при работе в интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях; важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;
. Стремление и способность освободиться на время работы в интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;
. Нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства;
. Готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в интернете;
. Пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;
. Избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением интернета;
. Пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка «личное» время, работая в интернете;
. Постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера.
. Злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;
. Подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках интернета, обсуждение их с окружающими.
Орзак М. выделяет следующие психологические симптомы интернет - зависимости [14]:
.Депрессивность, ощущение пустоты. Также может проявляться раздражение вдали от компьютера, Интернета;
2.Отличное настроение - эйфория, проводимое в сети;
.С каждым днем количество времени, проводимое в сети - увеличивается;
.Отсутствует возможность остановиться;
.Проявляется пренебрежительное отношение к семье, друзьям, коллегам и т.п.;
.Появляются проблемы, связанные с трудовой и профессиональной деятельностью, то есть на работе, учебе;
.Интернет-аддикт скрывает или лжет членам семьи, работодателям о своей деятельности.
По мимо психологических симптомов, доктор Орзак выделяет ряд физических симптомов:
.Головные боли (в частности мигрени);
2.Нарушения питания (пропуск приемов пищи);
.Различные виды болей спины;
.Различные расстройства сна (нарушение режима сна);
.Появление сухости в глазах;
.Длительное перенапряжение мышц.
Также можно выделить и отметить определенные черты личности интернет-аддикта:
. Личность проявляет эгоцентризм;
. Проявляется пониженная самооценка;
. Проявление инфантильности личности;
. Личность проявляет безответственность;
. Наблюдаются аффективные колебания личности;
. Отсутствует общение в реальном мире.
Бурова В.А. отмечает понятие интернет, как средство «ухода» от реального мира. Она предлагает выделить некоторые причины интернет-аддикции, а именно [4]:
.Анонимное «проживание» в сети: главной особенностью здесь является чувство защищенности, безопасности;
2.Формирование новых образов «Я» (различные вымыслы, фантазии);
.Огромная возможность поиска нового собеседника. Легко можно найти собеседника, отказаться от него, продолжать искать нового;
.Доступ к информации.
Кимберли Янг отмечает, что интернет-аддикты чаще всего используют виртуальное пространство для:
Получения социальной поддержки;
Получения сексуального удовлетворения;
Получения признания окружающих;
Возможное изменение «Я».
По статистике, к интернет-зависимости склонны люди с двумя типа дезориентации: социальной и...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности психологической защиты у молодежи, склонной к Интернет-зависимости

Курсовая работа: Изучение интернет-зависимости у подростков

Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития

Курсовая работа: Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивности

Курсовая работа: Особенности креативности у подростков с различными типами акцентуаций