Курсовая работа: Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивности

Девиантное поведение, в том числе агрессия, не являются уникальными и новыми, однако, данная проблема становится все более актуальной в настоящее время. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, вызывающих как позитивные, так и негативные изменения в различных сферах социальной жизни человека.

Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивности':


Минобрнауки России
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вятский государственный гуманитарный университет
Факультет психологии
Кафедра практической психологии
Курсовая работа
Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивности
Выполнила: Копысова Е.С.
студентка III курса группы ФП-31
Научный руководитель:
д.пс.н., доцент Корчагина Г.И.
Киров - 2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования смысловой сферы у подростков склонных к девиации (агрессии)
.1Понятие смысла
1.2Понятие агрессии и ее типы
.3Проблема исследования смысловой сферы у агрессивных подростков
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи смысловой сферы с типом (уровнем) агрессивности
.1 Организация эмпирического исследования
.2 Результаты и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Девиантное поведение, в том числе агрессия, не являются уникальными и новыми, однако, данная проблема становится все более актуальной в настоящее время. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, вызывающих как позитивные, так и негативные изменения в различных сферах социальной жизни человека.
Наиболее подвержены девиации, а так же испытывающими большие трудности в приспособлении к постоянно меняющимся условиям среды являются подростки. Девиантное поведение подростков является с одной стороны результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в его ближайшем окружении: семье, школе.
Исследование подростков с разными типами агрессивности поможет узнать особенности их смысловой сферы, а так же понять, есть ли взаимозависимость между ними.
Цель данного исследования: выявление взаимозависимости особенностей смысловой сферы от типа агрессивности у подростков.
Объект исследования: подростки
Предмет исследования: уровень агрессии, смысловая сфера
Гипотезы исследования:
1.Особенности смысловой сферы взаимосвязаны с типом (уровнем) агрессивности подростка.
2.Чем выше уровень агрессивности, тем уже смысловая сфера.
Для проверки гипотезы, были выдвинуты следующие задачи:
.Опираясь на научную литературу, дать обзор изученности проблемы понятия «смысла» в психологии.
2.В ходе изучения научной литературы, дать определение понятью «агрессия», а также выявить типы (уровни) агрессивности.
.Подобрать методический аппарат исследования.
.На основе корреляционного анализа определить различные варианты взаимозависимости смысловой сферы и уровня агрессивности.
Методический аппарат исследования:
1.Методы теоретического анализа психологической литературы.
.Психодиагностические методики: Опросник Баса-Дарки, «Смыслы жизненных ориентаций» Д.А. Леонтьев.
3.Методы математической обработки данных: корреляционный анализ.
4.Организация исследования: Исследование проводилось в декабре 2012 года. В качестве респондентов выступили учащиеся 7-8 классов школы №56 (N = 65) в возрасте от 14 до 15 лет, в том числе 30 юношей и 35 девушек.
5.Структуру курсовой работы составляют: введение, теоретическая и эмпирическая главы, заключение, библиографический список, приложение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ДЕВИАЦИИ
.1Понятие смысла
Понятие смысла пришло в психологию из донаучных попыток объяснения человеческого поведения, основывавшихся на представлениях обыденного сознания. Такая форма объяснения «заключается в том, что действия и психические феномены наделялись смыслом благодаря установлению их связи с намерением. Выявить связь чего-либо с преследуемой субъектом целью, с содержанием мысли или с намерением - значит раскрыть его смысл, обеспечить определенное понимание наиболее примитивное и фундаментальное».
Психоанализ стал первой системой научной психологии, которая обратилась к понятию смысла для объяснения поведенческих проявлений человека. Их главной характеристикой является направленность на раскрытие смысла поступков и непроизвольных реакций человека. Мы впервые встречаемся с понятием смысла в работах Фрейда, который включает его в ряд объяснительных понятий научной психологии. Р. Шоп провел исследование, посвященное анализу понятия смысла в работах Фрейда (Shope, 1937), и выделил четыре несовпадающие трактовки смысла в различных конспектах:
)Смысл сновидения или смысл символа - это мыслительный процесс, психическое содержание, которое данным сновидением или символом замещается.
2)Отождествление смысла с целью или намерением данного психического акта.
)В отличие от второго содержит указание на значимость этого акта.
)Отождествляет смысл действия с лежащими за ним скрытыми мотивами.
Сам Фрейд утверждает, однако, что смысл симптомов содержится именно в бессознательных процессах, осознание которых приводит к исчезновению симптома (Фрейд, 1922а, с. 69).
Выдвинутая Фрейдом задача объяснения поведенческих проявлений человека в терминах их смысла не стала, однако, отличительным признаком психоаналитического направления, а получила довольно широкое распространение в различных клинических подходах к личности. (Леонтьев)
Альфред Адлер первый сформулировал противоположное по отношению к фрейдовскому понимание смысла. Он характеризует свою систему индивидуальной психологии как учение о смысле человеческих действий и экспрессивных проявлений, движений, о смысле, который индивиды придают миру и самим себе, хотя полностью к этим смыслам предмет изучения индивидуальной психологии не сводится. Одним из центральных объяснительных понятий является индивидуальный смысл жизни, понимание которого служит ключом к пониманию личности.
Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Адлер связывает смысл жизни со своими представлениями о трех фундаментальных жизненных проблемах, вытекающих из трех объективных аспектов человеческого бытия. Факт жизни человека на Земле в конкретных условиях существования порождает проблему труда и профессионального самоопределения; факт жизни человека в обществе порождает проблему межличностных отношений, кооперации и дружбы; факт существования двух полов порождает проблему отношений между ними, любви и брака.
Адлер так же признает, что никто не обладает истинным и абсолютным смыслом жизни, но при этом он выделяет психологический критерий «истинности» смысла - такие смыслы являются общими, т. е. другие их могут разделять и принимать для себя. Напротив, отклоняющиеся личности обладают лишь приватным смыслом жизни, который замыкается на них самих и по сути смыслом вовсе не является. Адлер говорит о том, что смысл возможен лишь в коммуникации, другими словами, слово, которое обозначает что-то лишь для одного человека лишено смысла. В отличие от Фрейда, для Адлера смыслом обладают не только человеческие действия и переживания, но и явления внешнего мира.
Таким образом, мы видим, что в работах Адлера представлен иной подход к пониманию смысла, хотя он так же не уделял внимания понятийному определению смысла ситуаций и человеческих действий, исходным понятием для него выступило понятие смысла жизни.
Отдельные положения содержатся в некоторых работах К.Г. Юнга, который обращался, как к проблеме смыла жизни, так и к проблеме интерпретации смысла сновидений, продуктов фантазий и т.п., хотя нигде понятие смысла не выступало у него предметом специального систематического анализа. (Леонтьев)
В 1917 году Юнг выдвигает положение о том, что перед людьми стоит задача обнаружить смысл, и что лишь благодаря ему они вообще могут жить. Он говорит о том, что данный смысл нельзя вывести из природных или естественных условий человеческого существования. Смысл жизни связан лишь с постановкой культурных или духовных целей, стремление к которым есть безоговорочное условие душевного здоровья.
Отличие данной точки зрения состоит в том, что для Юнга нахождение и реализация смысла жизни выступает как специфическая потребность и задача. В одной из своих работ Юнг затрагивает возрастные и дифференциальные психологические аспекты смысла жизни. Он отмечает, что в молодом возрасте сильнее ориентация на действие, а познание смысла жизни становится важнее в старшем возрасте; важность смысла жизни могут отрицать лишь люди с низкими запросами или не вполне социально приспособленные (Юнг, 1993, с. 84, 86).
Кроме проблемы смысла жизни, Юнг рассматривает также проблему толкования смысла сновидений, высказывая точку зрения, совпадающую с позицией Адлера, а именно, о недостаточности казуального подхода к толкованию сновидений, об их предвосхищающем характере, о связи сновидений с непосредственными жизненными обстоятельствами и установками сознания.
В психодинамических теориях Фрейда, Адлера и Юнга содержатся в зачаточной форме практически все основные идеи, присущие более поздним подходам к проблеме смысла. Фрейд показал осмысленный характер непроизвольных поведенческих проявлений и фантазий, проследил связь смысла с актуальными мотивами и историей жизни личности. Адлер обратил внимание на финальные связи поведенческих смыслов со смыслом жизни, с общей ее направленностью, разработал первую психологическую теорию смысла жизни и его влияния на психические процессы, а также обратил внимание на субъективный смысл, который приобретают для человека обстоятельства его жизнедеятельности. Юнг отметил фундаментальную направленность человека на отыскание смысла своей жизни, представив ее как специальную задачу и потребность, а также подчеркнул социокультурную обусловленность, как индивидуального смысла жизни, так и смысла сновидений и продуктов фантазии. (Леонтьев)
Рассматривая становление понятия смысла, нельзя обойти стороной труды советских ученых, а именно деятельностного подхода.
В отечественной психологии мы обнаруживаем понятие смысла в работах Л.С. Выготского 1930-х годов, сохраняющее семантическую трактовку, применяемую лишь к вербальным смыслам. Хотя в последующих его работах
Данное понятие трактуется иначе, а именно, оно выносится за пределы контекста речевого мышления, в плоскость практических отношений субъекта с миром, а также реальной жизнедеятельности.
Выготский вводит понятие смысла в виде оппозиции «смысл - значение», вводя данную оппозицию, он ссылается на французского психолога Ф. Полана и, по сути, принимает его положение. (Леонтьев) «Смысл слова, как показал Полан, представляет собой совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову… Значение есть только одна из зон того смысла, который приобретает слово в контексте какой-либо речи…» (Выготский Л.С., 1934, с. 305).
Практически все работы Выготского, в которых он говорит о смысле, в настоящее время трактуются неоднозначно. В них можно увидеть как совершенно новое содержание или традиционное употребление слова «смысл», как синонима слова «значение».
По мнению А.Н. Леонтьева значение «смысл» отнюдь не в понятии смысла, а в другом понятии - понятии переживания. Переживание, будучи вторичным и произвольным фактом не определяется прямо и непосредственно ни физиологическими свойствами субъекта, ни свойствами самого предмета переживания. Рассматривая человека как субъекта деятельности можно раскрыть конкретное единство физиологического и психологического, «внутреннего» и «внешнего» в его личности. Собственно понятие смысла А.Н. Леонтьев вводит в своей докторской диссертации «Развитие психики»и в писавшихся параллельно «Методологических тетрадях», причем у него это понятие изначально характеризует реальные жизненные отношения как человека, так и животного.
«Смысл выступает в сознании человека как то, что непосредственно отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения» (Леонтьев А.Н., 1977, с.278). «Смысл в нашем понимании есть всегда смысл чего-то и для кого-то, - смысл определенных воздействий, фактов, явлений объективной действительности для конкретного, живущего в этой действительности для конкретного, живущего в этой действительности субъекта» (Леонтьев А.Н., 1994, с.96).
Тем самым проблема смысла была вынесена из плоскости сознания в плоскость порождающих это сознание реальных жизненных отношений субъекта.

1.2 Агрессия и ее виды
Агрессия - социальная форма поведения человека и животных, направленная на другие объекты и имеющая цель причинить им вред.
Б. Крэйхи в работе «социальная психология агрессии» утверждает, что социальная психология рассматривает агрессию, как особую форму общественного поведения. Её особенность заключается в том, что агрессия зарождается внутри «социального мира» индивида, и в то же время может влиять на этот «социальный мир» и его окружение. Значит, основные аспекты изучения агрессии должны быть связаны с взаимодействием индивидов или социальных групп. Иными словами агрессия проявляется через социальные отношения. При этом факторы, предшествующие агрессивному поведению, будут также социальными.
Считается также, что агрессивность - это отрицательное, разрушительное действие, негативное проявление психической деятельности, связанное с причинением кому-либо или чему-либо ущерба, вреда. Все «официальные» виды агрессии включают именно эти аспекты. В повседневной жизни агрессия воспринимается людьми, как исключительно отрицательное проявление человеческих качеств. В клинической психологии и психиатрии представления об этом феномене аналогичны представлению простых людей, так же имеет негативную окраску. Оно содержит в себе разрушение, нанесение ущерба, страданий физического и нравственного характера. А между тем, само слово «агрессия» (от греч. «aggredy») означает «идти вперед», «приближаться».
В данном понятии, как и во многих других, соединены противоречивые тенденции. «Приближаться» ведь можно как с целью налаживания контакта, так и с какой-либо враждебной целью. На эту особенность агрессии, ее противоречивые грани, указывали многие исследователи, такие как К. Меннингер, Р. Мэй и др. (Можгинский).
Агрессия может выступать как очень сложное и неоднозначное явление в тех случаях, когда нельзя сказать однозначно добрые или злые намерения преследует человек, когда одно становится частью другого. Внешне она может выступать как негативная разрушительная сила, а на самом деле являться частью процесса созидания. Такой пример, мы можем видеть в «Фаусте»: «Я часть ой силы, что вечно хочет зла, но совершает благо».
Данную особенность давно заметили ученые-биологи. К. Лоренц разделял ее на отрицательную и положительную; К. Меннингер прямо говорил о том, что на самом отрицательном потенциале агрессии содержится в то же время необходимое созидательное начало.
Свой вклад в понимание агрессии внес психоанализ и производные от него направления психологии. З. Фрейд говорил о том, что агрессивность может быть частью сексуальной энергии, т. е. частью общей психической, жизненной энергии. Позднее, он же выдвинул концепцию деструктивной агрессивности, согласно которой агрессия представляет собой самостоятельный феномен, гнездящийся в «преисподней сознания». Ее цель - разрушение. Человек, по Фрейду, стремится к разрушению, это стремление - проявление его природы. Здесь можно вспомнить С. Лема, видевшего в агрессии «неотъемлемую часть человеческой природы». (Можгинский)
Карл Юнг в свою очередь ввел понятие агрессивных архетипов коллективного бессознательного. Это алгоритмы, невидимые матрицы, своего рода формулы, существующие в окружающем мире человека. Они жестко диктуют способы поведения, в том числе агрессивные, а так же обладают энергией. Под действием таких архетипов, человек «внезапно», «непонятно» и «необъяснимо» становится жестоким. Наличие данных архетипов вызывает нарушение целостности психического мира человека. Особенно сильно это проявляется у подростков, из-за нестабильной психики в период пубертатного (подросткового) кризиса. Наступает нарушение взаимосвязи разных уровней сознания, расстройство психосинтеза (по Р. Ассаджоли), в результате чего ослабляется защита и становится возможным проникновение в сознание агрессивных архетипов коллективного бессознательного.
Кроме того интересна теория перинатальных матриц С. Грофа, которая говорит о том, что в процессе родов у ребенка наступает гиперстрессовая ситуация: он движется по родовым путям, встречая препятствия, испытывая неимоверный ужас от стеснения и удушья. Ребенок не в состоянии переработать эти ощущения, он бессилен. Мощный отрицательный аффект запоминается, записывается, «впечатывается» в сознание. После, в кризисные моменты жизни, эти матрицы могут активироваться, происходит их выход наружу в виде немотивированной, мощной, разрушительной агрессии.
В настоящее время существует множество различных классификаций агрессии. Например, Р. Бэрон и Д. Ричардсон («Агрессия».) предлагают дихотомический способ деления. Иными словами, авторы выделяют два равноправных полюса в агрессивном поведении. Первый полюс - это инструментальная агрессия. В данном случае, агрессия является средством по достижению какой-либо цели. Эта цель может быть как индивидуальна, так и социально мотивирована, при этом она может носить позитивный характер . Например, иногда в общественном транспорте находится человек, который проявляет агрессию по отношению, к нежелающему уступить место юноше. Его цель может быть индивидуальна: занять данное место, в связи с определенными причинами. А может быть социально мотивирована: указание молодому человеку, на нормы общества, по которым он обязан уступить более старшему. В любом случае, инструментальная агрессия направлена на получение результата, а не на нанесение вреда другому. У подростков инструментальная агрессия ярко проявляется в поведении антисоциальных группировок. Они используют насилие, как метод, т.к. оно может потребоваться при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам (Stivens, 1971).Второй полюс Р. Бэрон и Д. Ричардсон определяются как враждебная агрессия. «Враждебная агрессия - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда». Употребление термина враждебная агрессия, характерно для тех случаев, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Например, убийство домашнего животного соседа.
Данная классификация противоречит мнению А. Бандуры, который считал, что нельзя закладывать в основу классификации только целенаправленность на объект. Он объяснял это тем, что, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности креативности у подростков с различными типами акцентуаций

Курсовая работа: Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска

Курсовая работа: Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками

Курсовая работа: Самооценка и особенности общения подростков в группе сверстников

Курсовая работа: Особенности мышления младших подростков