Курсовая работа: Особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Актуальность изучения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте состоит в том, что число таких детей с каждым годом увеличивается, и ранняя диагностика, и коррекция, когда компенсаторные возможности мозга относительно велики, дают возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт специального образования
Кафедра специальной педагогики и специальной психологии
Курсовая работа
.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль «Специальная психология»
Особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Исполнитель
Никуленок Елена Сергеевна
Студентка 2 курса очного отделения
Научный руководитель
к.пс.н., доцент
Нугаева Ольга Георгиевна
Екатеринбург - 2016
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте состоит в том, что число таких детей с каждым годом увеличивается, и ранняя диагностика, и коррекция, когда компенсаторные возможности мозга относительно велики, дают возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.
Среди детей с расстройством поведения выделяется группа страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «лёгкая дисфункция мозга» [6].
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - это одна из форм проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД), или лёгкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определённых структур и нарушении созревания высших психических функций.
Кроме лёгкой дисфункции мозга и минимальной мозговой дисфункции, некоторые исследователи (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева) причинами гиперактивного поведения называют пороки внутрисемейного воспитания, а также особенности темперамента. Длительные проявления невнимательности, гиперактивности и импульсивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения [3].
Для детей с данным синдромом характерна низкая эмоциональная устойчивость, преобладание в поведении импульсивных и аффективных реакций, общая лабильность, низкий уровень самоконтроля и саморегуляции. Отмечаются и характерные особенности эмоциональной сферы, определяющие неудачи в общении. К таким особенностям относятся неуверенность в себе, негативные варианты самооценки, социальная тревожность, что отрицательно сказывается на поведении ребенка, умении контролировать собственные действия, межличностном взаимодействии с окружающими, что приводит к социальной дезадаптации [7].
Объектом изучения является социальное взаимодействие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте.
Предметом изучения является проявление и характер межличностного общения со сверстниками и взрослыми.
Целью данной работы является теоретический обзор психолого-педагогических исследований проблемы социального взаимодействия детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Определить подходы к основным понятиям - «социальное взаимодействие», «межличностное взаимодействие», «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
2.Описать возрастной аспект социального взаимодействия у детей в дошкольном возрасте.
.Описать специфику социального взаимодействия у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте.
.Подобрать методические средства изучения социального взаимодействия у детей в дошкольном возрасте.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Определение основных понятий «социальное взаимодействие», «межличностное взаимодействие», «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
Дошкольный возраст - важный этап психического развития личности ребенка, когда тот познает мир, учится устанавливать межличностные контакты, решать возникшие конфликтные ситуации [29].
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, а в дошкольном возрасте все большее место начинают занимать другие дети. Если в 3 года потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника уже становится одной из главных. Общение со сверстниками является необходимым фактором для первичной социализации личности [12].
Социальное взаимодействие - это наиболее сложный вид взаимодействия, представляющий собой системы взаимообусловленных социальных действий, связанных взаимной зависимостью, в которой действие одного субъекта является и причиной, и следствием ответных действий других субъектов. Социальное взаимодействие шире межличностного взаимодействия, так как в него могут вступить люди, разделенные пространством и временем [30]. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ним связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другим во многом определяет духовно-нравственное становление личности ребенка [20].
Социальное взаимодействие является важнейшим условием социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивающих их успешную социализацию и интеграцию в общество нормально развивающихся детей. Опыт первых отношений, как здорового ребенка, так и ребенка с ОВЗ является фундаментом для дальнейшего развития его личности. Ребенок не должен чувствовать себя «не таким, как все» из-за имеющихся особенностей развития, он должен жить в обществе и иметь друзей.
Самой распространенной формой хронических нарушений поведения и отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. По данным большинства эпидемиологических исследований, его частота от 4,0% до 9,5%. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей [23].
Синдром - от греч. syndrome - скопление, стечение. Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента.
Гиперактивность - от греч. Hyper - над, сверху - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их легко и обрадовать, и расстроить.
Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.
В СДВГ гиперактивность проявляется в том, что ребенок находится в постоянном движении, бегает, как заведённый, не может спокойно усидеть на месте в течение времени, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Иногда, кажется, что такие дети не умеют себя вести или слишком темпераментны. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что часто приводит их к вспышкам раздражения. Многие гиперактивные дети отстают в развитии речи и моторики.
Импульсивность или слабость контроля импульсов, еще один характерный признак СДВГ. Любой маленький ребенок поступает по принципу «здесь и сейчас», не учитывая возможных последствий. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности понимают, что сначала нужно обдумать ситуацию, а потом действовать, но поступать именно так они не в состоянии. В этом проявляется импульсивность таких детей: они трудно соблюдают правила поведения, поступки их отличаются порывистостью и необдуманностью, поведение приобретает непоследовательный и беспорядочный характер. Данный признак может стать причиной социально неприемлемого поведения [8].
Внимание - это особая психическая функция, отвечающая за определение и прослеживание значимого объекта или идеи и выработку соответствующей реакции на них; это процесс, с помощью которого отбирается и затем обрабатывается информация.
Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени, является причиной плохой успеваемости. Наибольшее трудности дети испытывают при выполнении заданий, требующие длительное концентрирование внимания. Дети часто отвлекаются, не могут доводить намеченные действия до конца, плохо слушают объяснения, пропуская при этом важные детали. Дефицит внимания особенно проявляется в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи.
Несмотря на плохую концентрацию внимания, дети с СДВГ могут во время любимых занятий и игр удерживать внимание на достаточно длительное время и успешно справляться с ними. Данная «избирательность» внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствию от этой деятельности.
У детей с СДВГ нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания, в снижении избирательности, выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое [8].
Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностьюв дошкольном возрасте проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.
синдром дефицит внимание гиперактивность
1.2 Описание возрастного аспекта социального взаимодействия у детей в дошкольном возрасте
Дошкольное детство - совершенно своеобразный период развития человека от 3 до 6-7 лет. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном он сам начинает определять собственное поведение [13].
Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связанно с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский считал, что развитие определяется изменением отношения между отдельными психическими функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходят на первое место. Так, в дошкольном возрасте складывается новая система психических функций, в центре которой становится память. Память приводит к существенным изменениям в психической жизни дошкольника. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями [25].
Еще одним важнейшим новообразованием является возникновение произвольного поведения. Поведение ребенка становится опосредованным нормами и правилами поведения. Впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом - осознание своего поведения [26].
Старший дошкольник начинает понимать свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми. Ребенок в этом возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни. Все эти новообразования зарождаются и развиваются в ведущей деятельности дошкольника - сюжетно-ролевая игра. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Играя вместе, дети начинают учитывать желания другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Так, игра оказывает огромное влияние на развитие общения в дошкольный период [29].
Общение - это взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты [15].
Общение ребенка с взрослыми в дошкольном возрасте усложняется и приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослых и совместной деятельности с ними. Благодаря речевому развитию расширяются возможности общения с окружающими. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации [10].
М. И. Лисина выделяет две группы внеситуативные формы общения: познавательную и личностную.
В возрасте от 3 до 5 лет складывается внеситуативно-познавательная форма общения ребенка с взрослым. Она состоит не из практического взаимодействия с взрослым, а в теоретическом. Благодаря обострению познавательной потребности ребенка он начинает задавать многочисленный вопросы. Детей данного возраста называют «почемучками». Ведущий для этой формы мотив общения - познавательный. Взрослые выступают перед ребенком в новом качестве - как источник знаний. Для внеситуативно-познавательной формы общения также характера потребность в уважении взрослых, проявляющаяся в повышенной обидчивости детей и в чувствительности к замечаниям. Главным средством такого общения является речь, так как она позволяет выйти за пределы ситуации и осуществить внеституативное общение.
К концу дошкольного возраста появляется новая высшая внеситуативно-личностная форма. В отличие от предыдущей формы, ее содержанием является мир людей, вне вещей. В 4-5 лет ребенок интересуется темами о животных, машинах, явлениях природы, а уже в старшем дошкольном возрасте предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях. Ведущими мотивами становятся личностными, то есть главным побудителем общения является сам человек. В этом случае взрослый выступает для ребенка как конкретный индивид и член общества. Ребенка интересует не только его внимание, доброжелательность, физическая близость с взрослым, наличие интересных игрушек, но и самые разнообразные аспекты его существования, не видимые в конкретной ситуации и не как не касающиеся самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и др.). Так же охотно он рассказывает о себе самом, о своих родителях, друзьях, радостях и обидах [4].
Для старших дошкольников характерно стремление не только к доброжелательному вниманию и уважению со стороны взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Эта потребность проявляется в желании поделиться своим мнением, оценкам, своим отношением к тому или иному событию. Для них становится особо важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение мнений ребенка и взрослого служит критерием правильности [27].
Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение в развитии личности дошкольника. Так как:
.В процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведение, способствующие формированию морального сознания.
2.Через личностное общение дети учатся видеть себя со стороны, что является условием для развития самосознания и самоконтроля.
3.В личностном общении дети начинают различать роли взрослых, воспитателя, врача, продавца, и т.д., что приводит к разному отношению с ними.
Между двумя этими формами общения нет четких возрастных границ. Внеситуативно-личностное общение может не возникнуть к 6-7 годам, а иногда оно встречается уже с 3 лет. Но общая возрастная тенденция свидетельствует о последовательном появлении этих форм общения в онтогенезе [5].
Кроме взрослого в социальном взаимодействии ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники.
С 3-4 лет у ребенка появляется новый партнер по общению, с возрастом становящийся все более значимым. Взаимодействие со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, отличающихся от взаимодействия с взрослым.
Первая, наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и широком их диапазоне. Общаясь со сверстниками, ребенок спорит с ними, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает. Именно здесь впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, специально не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование. Такой широкий диапазон контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач. С 3-4 лет ребенок решает: управление действиями партнера, контроль их выполнения, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра, навязывание собственных образцов, постоянное сравнение с собой. Это требует освоения широкого спектра и коммуникативных действий.
Второе отличие заключается в чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В общении со сверстниками больше экспрессивно-мимических проявлений от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Начиная с 4 летнего возраста, сверстник становится более предпочтительным и привлекательным партнером по общению. Значимость общения значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.
Третья специфическая особенность заключается в их нестандартности и нерегламентированности средств общения. В общении со взрослым дошкольник придерживается определенных форм поведения, а при взаимодействии со сверстниками использует самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и т. п. Это позволяет ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. С возрастном контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения, но особая раскованность общения остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Четвертая отличительная черта общения - преобладание инициативных действий над ответными. Это проявляется в невозможности продолжить и развить...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Гендерные особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста