Курсовая работа: Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и других факторов.
По мнению многих исследователей, ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, специальные экспериментальные исследования указывают, что наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей.
Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024
Скачать работу 'Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста':
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционально-негативных состояний в старшем дошкольном возрасте
1.1 Страх, как понятие в психологии
1.2 Особенности проявления страхов детей старшего дошкольного возраста
1.3 Коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей страхов детей старшего дошкольного возраста
2.1 База и методы исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и других факторов.
По мнению многих исследователей, ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, специальные экспериментальные исследования указывают, что наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей.
Страх является одной из угрожающих психологическому здоровью ребенка эмоций. Проблему детских страхов рассматривали в своих работах А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.А. Панфилова, Л. Островская, О.В. Хухлаева и другие.
А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития эмоционально-негативных состояний. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов.
Актуальность исследования проблемы определяется тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Если родители и педагоги смогут вовремя увидеть эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
В большинстве случаев эмоционально-негативные состояния возникают по причине родителей, и роль педагога - предупредить возможность их проявления и оградить детей от эмоционально-негативных состояний, вызванных семейными проблемами, душевной травмой или, наоборот, чрезмерной опекой, или же родительской невнимательностью.
страх коррекция дошкольный возраст
Актуальность проблемы и необходимость ее практической разработки определили тему исследования: "Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста".
Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления страхов детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить теоретический материал по проблеме исследования.
2.Подобрать диагностический инструментарий по проблеме исследования детских страхов.
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях Л. Костиной, Е.И. Рогова, А.И. Захарова, Г. Эберлейн, К.С. Лебединской, И.В. Дубровиной и др.
Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционально-негативных состояний в старшем дошкольном возрасте
1.1 Страх, как понятие в психологии
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчук мы видим, что "страх - это аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта" [31].
Р.В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [17].
Известный физиолог И.П. Павлов трактует страх как "проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности" [21].
Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как "эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленно на источник действительной и воображаемой опасности" [28].
В.И. Гарбузов говорит о том, что происхождение страхов у детей достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого [1].
По мнению А.И. Захарова, страх - это интенсивно выраженная эмоция. Страх имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности [5]. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступил как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Поэтому А.И. Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития [8].
А.И. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 - 7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся "быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают". Каждому ребенку присущи определенные страхи [5].
По мнению А. Фрейд, З. Фрейд, страх - аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологических случаях - фобией. Страхи являются результатом неудовлетворенных желаний и потребностей [27].
Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. Всё это даёт основание говорить об условно - рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием [5].
В самом общем виде страх условно классифицируют на [9]:
ситуационный (возникающий в необычных ситуациях)
личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью).
Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности [9].
Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка [27].
В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. Ю.Л. Неймер выделяет 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный:
Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
Страх невротический - разнообразные формы "бесцельного страха" невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.
Страх свободный - общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии "боязливого ожидания", страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх [21].
Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов:
возрастные
невротические
страх сделать ошибку
страх перед школой
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [17].
Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, их представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед педагогом.
Некоторые дети панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует [17].
В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их [17].
Наиболее полной можно считать классификацию страхов А.И. Захарова:
по характеру: природные, социальные, ситуативные, личностные.
по степени реальности: реальные и воображаемые.
по степени интенсивности: острые и хронические.
Несмотря на то, что страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.
На патологический страх указывают его крайне драматические выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и не благоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности [5].
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами [5].
По мнению Г. Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить чувства [30].
Таким образом, страх представляет собой специфическое острое эмоциональное состояние, особую чувственную реакцию, проявляющуюся в опасной ситуации. Страх имеет условно - рефлекторный характер в психологическом восприятии ребенка. Страх условно классифицируют на: ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов у детей старшего дошкольного возраста: возрастные, невротические, страх сделать ошибку, страх перед школой. Наиболее полной можно считать классификацию страхов А.И. Захарова.
1.2 Особенности проявления страхов детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте широкое использование символизации эмоциональной жизни ребенка, в его играх, рисунках. Она способствует практическому освоению реального социального пространства. Можно сказать о знаково-символической деятельности, которая выступает в виде моделирования.
Затем у ребенка появляется возможность использовать экспериментирование в символической деятельности. В области эмоциональной жизни это может сказываться следующим образом: в процессе экспериментирования ребенок, оперируя заместителями (например, образами воображения), осуществляет трансформации, не обусловленные логикой реально замещаемых предметов [10].
Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Невротические страхи - результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов [14]. Невротические страхи отличаются от возрастных: невротический страх возникает раньше или позже возрастного страха, продолжается более длительное время и имеет более выраженный аффективный заряд, блокирующий процесс самопознания и творческого раскрытия личности ребенка [6]. Возрастные страхи носят временный характер и чаще всего исчезают без следа. С невротическими страхами ребенок самостоятельно справиться не может [16].
Ребенок, которому сопутствует чувство страха, обычно скован, замкнут, менее коммуникабелен, чем его сверстники. Он более робок, недоверчив, постоянно чем-то насторожен и часто встреча с новым, неизведанным сопряжена с испугом [19].
Страхи ребенка - спутники и своего рода показатели его развивающегося воображения. Часто страхи детей возникают после просмотра фильмов и чтения книг, на наш взгляд очень безобидных и забавных [4]. Из-за незнания закономерностей природных явлений ребенок может испугаться внезапного порыва ветра, гудящих проводов, прошуршавшего в кустах ежика и т.д. Испуг может перейти в устойчивый страх, если ребенок видит, что взрослый в аналогичной ситуации постоянно испытывает беспокойство. Таким образом, пример поведения взрослых может стать источником детских страхов, ведь одна из особенностей дошкольника - высокая подражательность и внушаемость. Иногда детские страхи возникают в связи с недомоганиями, с различными перегрузками нервной системы. Но главная причина детских страхов - ошибки воспитания [19]. Страхи порождает и боль. Отсюда страх высоты, лестниц у упавших с высоты и сильно ушибившихся детей [1].
А.И. Захаров отмечает, что наибольшая чувствительность к страхам, как у мальчиков, так и у девочек проявляется в 6 лет. К этому возрасту в основных чертах завершается созревание эмоциональной сферы, развивается воображение и умение ставить себя на место другого человека, что расширяет восприятие страхов и делает их переживание более глубоким [8].
Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его появление означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начиняет понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт его биографии [5].
Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто - то умер и с ним (ребенком) тоже может что - то случиться. Если ребенок неспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти. Страх смерти наиболее ярко выряжен у эмоциональных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью абстрактному и отвлеченному мышлению. Страх смерти в большинстве случаев встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, чем у мальчиков, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков наблюдается более ощутимая связь страха смерти себя, а в последующем, родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8-9 месяцев жизни. Следовательно, мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления [27].
Старшие дошкольники больше подвержены страхам, если их родители ссорятся между собой. Беспокойство, возникающее в данном случае, перерождается в страх, поскольку дети лишены возможности влиять на конфликт родителей [7].
В.И. Гарбузов говорит о том, что в проблеме детских страхов важны три момента.
Во - первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни бабайкой. Пугать чем-либо - значит пугать смертью. В большей степени взрослые указывают ребенку на реальные опасности, но никогда на мнимые, придуманные, пугают ради послушания. Воспитание страхом является жестоким воспитанием. Последствия такого воспитания - тревожная мнительная личность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
Во - вторых, родители никогда не стыдят ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью ребенка также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек у ребенка из чувства стыда начинает скрываться...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского садаРеферат: Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа: Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Курсовая работа: Особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Реферат: Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста