Курсовая работа: Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА 7
1.1 Родители семей группы риска: определение и характеристика 7
1.2 Феноменологический анализ ценностных ориентаций родителей детей группы риска 10
1.3 Личностный смысл в структуре ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска 17
Выводы по главе 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА 21
2.1 Организация и методики эмпирического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска 21
2.2 Анализ первичных результатов эмпирического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска 29
2.3 Специфические особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска 32
Выводы по главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Дата добавления на сайт: 15 июня 2024


Скачать работу 'Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска':


Курсовая работа
Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска

Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc506373025 \h 3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА PAGEREF _Toc506373026 \h 71.1 Родители семей группы риска: определение и характеристика PAGEREF _Toc506373027 \h 71.2 Феноменологический анализ ценностных ориентаций родителей детей группы риска PAGEREF _Toc506373028 \h 101.3 Личностный смысл в структуре ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска PAGEREF _Toc506373029 \h 17Выводы по главе PAGEREF _Toc506373030 \h 20ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА PAGEREF _Toc506373031 \h 212.1 Организация и методики эмпирического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска PAGEREF _Toc506373032 \h 212.2 Анализ первичных результатов эмпирического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска PAGEREF _Toc506373033 \h 292.3 Специфические особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска PAGEREF _Toc506373034 \h 32Выводы по главе PAGEREF _Toc506373035 \h 37ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc506373036 \h 39СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc506373037 \h 41
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования определяется тем, что вопрос рассмотрения ценностно-смысловой сферы человека в современном мире приобретает комплексный характер. Данная проблема становится одной из центральных в различных социальных дисциплинах. Изучение ценностно-смысловой сферы личности является важной областью исследований, которая располагается на стыке разных отраслей знаний о человеке. Это и философия, и социология, и психология, и педагогика. Рассмотрим более подробно вопрос ценностно-смысловой сферы в области психологической науки.
В ценностно-смысловую сферу личности включены ценностные ориентации человека и система его личностных смыслов. Эти отдельные компоненты тесно связаны с понятием личность, потому что их суть заключена в изучении человеческого поведения и его побуждений.
Для более полного рассмотрения нашей темы необходимо отметить, что самой первой и важной социальной средой для ребенка является его семья. Именно семейное воспитание играет важнейшую роль в развитии детей. В семье дети усваивают основные правила и нормы поведения, вырабатывают стереотипы отношения к окружающему миру и т.д. Поэтому, можно сказать, что благополучие или неблагополучие семьи и особенности ценностно-смысловой сферы родителей обязательно отражаются на детях.
Важно помнить, что деформация личности ребенка под влиянием семейного воспитания и действий родителей начинается с самого раннего детства. Именно в этом периоде у ребенка могут возникнуть вредные для дальнейшего развития ценностные установки, которые дети перенимают у своих родителей. Таким образом, некоторые особенности ценностно-смысловой сферы родителей могут служить причиной появления детей группы риска.
В современном мире увеличивается количество детей группы риска и общее падение нравственности старшеклассников, это говорит о смене ценностных ориентаций, на которую влияют различные обстоятельства. В том числе это и негативные особенности ценностно-смысловой сферы родителей.
Нам известно недостаточное количество работ, которые посвящены ценностным ориентациям. Вопросом ценностных ориентаций и их влияния на жизнь человека занимались такие ученые, как Аккузина О.П., Добрин К.Ю., Карпухин О.Н., Рослова О.Г. Стоит отметить, что по сей день не существует четкого определения понятия ценностных ориентаций и ценностно-смысловой сферы личности.
Некоторые исследователи рассматривали связь между наличием позитивных ценностных ориентаций у подростков на формирование жестокости, агрессивности и асоциального поведения (Быков С.А., Журавлев А.Л., Пирожков В.Ф., Семенюк Л.М., Цыганенко М.В. и т.д.). Также, необходимо заметить, что, на данном этапе развития науки, не существует исследования, посвященных влиянию особенностей ценностно-смысловой сферы родителей на появление детей группы риска.
Выше сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске и определении особенностей ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска.
С учетом значимости выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска».
Объект исследования: родители детей группы риска.
Предмет исследования: специфика ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать особенности ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска.
Гипотеза исследования: ценностно-смысловая сфера родителей детей группы риска имеет специфические особенности.
Названная цель исследования определила следующие задачи научного поиска:
На основе анализа психологической, педагогической и социологической литературы раскрыть понятие «родители детей группы риска».
Дать характеристику ценностно-смысловой сферы как совокупности ценностных ориентаций и личностных смыслов родителей детей группы риска.
Осуществить опытно-поисковую работу по выявлению специфических особенностей ценностно-смысловой сферы родителей детей группы риска.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ научной литературы, систематизация и проблемный анализ первоисточников; эмпирические – для диагностики использовались методики:
1. Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук);
2. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубнова;
3. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д.А.Леонтьев.
База исследования и выборка: Исследование проводилось на базе школы, было исследовано в общей сложности 40 человек (20 детей 13-14 лет из группы риска и 20 их родителей).
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, списка литературы, включающего 23 наименования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
1.1 Родители семей группы риска: определение и характеристикаСемья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, которые связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья играет важную роль в общественном развитии, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация детей. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей [ REF _Ref506371571 \r \h 15].
Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, так как успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией.
Главным социальным фактором, который влияет на становление личности человека, является семья. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою жизнь. Именно в семье человек получает первый жизненный опыт.
Поэтому важно в какой семье воспитывается ребенок (в благополучной или неблагополучной) [ REF _Ref506371578 \r \h 16].
В настоящее время все чаще говорят о семьях «риска».
Семья «группы риска» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
Соответственно, родители детей группы риска относятся к категории людей, которые, в силу определенных обстоятельств, не смогли привить своим детям необходимые для общества качества и нормы поведения.
Вероятнее всего, родители детей группы риска сами выросли в подобной (возможно даже неблагополучной) семье, поэтому, тактика их поведения с детьми недостаточно продумана, что приводит негативным последствиям, как для семьи, так и для общества.
Разные ученые выделяют различные группы факторов риска.
Медико-биологические факторы: группа здоровья; наследственные причины; врожденные свойства; нарушения в психическом и физическом развитии; условия рождения ребенка; заболевания матери и ее образ жизни; травмы внутриутробного развития и т.д.
Социально – экономические: многодетные и неполные семьи; несовершеннолетние родители; семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе.
Основная причина попадания ребенка в семью группу риска – это сложные жизненные обстоятельства, такие как:
Пьянство родителей, их асоциальное поведение;
Криминальные и асоциальные наклонности;
Убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
Жестокое обращение с детьми;
Побеги из дома, конфликты со сверстниками [ REF _Ref506371586 \r \h 17].
Перечислим основные характеристики семьи группы риска:
Слабая способность членов семьи к анализу того, что происходит в семье, неспособность по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.
Слабая способность обсуждать словесно проблемы семьи;
Засилье в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.
Высокая степень риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков [ REF _Ref506371599 \r \h 2].
Часто родители в этих семьях не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально – педагогическая помощь.
Поэтому самым необходимым этапом работы с такими семьями является развитие надежды.
В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу - сбор, анализ и систематизации подобных историй (пробуждающих надежду), составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам [ REF _Ref506371614 \r \h 9].1.2 Феноменологический анализ ценностных ориентаций родителей детей группы рискаВ жизни и деятельности личности важную роль играют ценности, которые значительно влияют на те или иные действия человека. Также, важно отметить, что все действия в жизни человека связаны с достижением личностного смысла и смысла жизни. Поэтому, ценностно-смысловая сфера является важным определяющим фактором развития личности человека.
Ценностно-смысловая сфера – это центральное образование личности, которое воздействует общее на поведение человека в любой ситуации и определяет направленность жизни. Именно ценностно-смысловая сфера помогает личности осмысливать свое существование и окружающие его явления, а также мир в целом.
В ценностях человека заключен сложный, динамичный, противоречивый мир. Люди стараются оценить все ситуации и моменты, происходящие в жизни по их значимости. То есть человек, таким образом, реализует ценностное отношение к миру. Для людей ценностью является все то, что имеет для каждого из них некую значимость, личностный или общественный смысл. Ценностью можно назвать представление о том, что для человека свято, или же для группы людей, коллектива, а также общества в целом. Ценности - это убеждения и предпочтения людей, которые выражаются в поведении [14].
Ценностями являются идеи, идеалы и цели, к которым постоянно стремится человек и общество. Есть общепринятые ценности, такие как любовь, престиж, уважение, деньги и т.д. А также есть внутригрупповые ценности, такие как политические, религиозные, индивидуальные.
Ценности могут объединяться в систему, изменяющуюся с возрастом и обстоятельствами, происходящими в жизни [7].
Перечислим некоторые функции ценностей:
Ориентир в жизни;
Для поддержки социального порядка;
Механизм социального контроля.
Формирование ценностно-смысловой структуры личности выступает важным фактором процесса социализации, с помощью которого человек постепенно становится полноправным членом общества [6]. Ценности можно разделить в зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения на материальные и духовные. Основные их различия заключаются в том, что материальные ценности связаны с удовлетворением практических нужд, поэтому измерить их можно с помощью оценки практической полезности предметов. Духовные ценности характеризуют высшие запросы людей, именно поэтому критерии их выделения другие [10].
А.Маслоу выделил две группы ценностей [13]:
Ценности бытия – это высшие ценности, которые присущи самоактуализирующимся людям;
Дефициентные ценности - это низшие ценности, которые ориентированы на удовлетворение какой-то потребности.
А. Маслоу предполагал, что есть некие определенные ценности, которые присущи каждому человеку.
М. Рокич утверждал, что ценности – это устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или цель существования предпочтительнее, чем противоположный способ поведения, либо конечная цель существования [23].
М. Рокич выделил два класса ценностей:
Терминальные ценности – это убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; Инструментальные ценности - это убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.В.Ф. Сержантов утверждал, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами, такими как значение и личностный смысл [18].
Также, В.Ф. Сержантов разделил ценности на две категории:
Материальные;
Духовные.
В.Ф. Сержантов подчеркивал, что, ценности в отношении к индивидуальному сознанию человека находятся в двояком отношении: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида определенный смысл.
Также, как и понятие ценности, важное значение для человека имеет понятие смысла. Именно это понятие имеет прямое отношение к постепенному продуктивному развитию личности. Личностный смысл можно описать как индивидуализированное отражение реального отношения человека к объектам, для которых и разворачивается деятельность. Данное отношение осознается человеком как значение лично для него усваиваемых безличных знаний о мире, которые включают понятия, умения, действия и поступки, которые совершают люди, их социальные роли, ценности и идеалы.
В психологии смыслом называют внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. В более широком аспекте, смысл рассматривается как ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.
Как правило, для личностных и смысловых ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностно-смысловых ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида [8].
Можно выделить следующие составляющие смысловых систем:
Побуждают человека к деятельности (смыслообразующие мотивы). Это отношение личности к действительности, приобретающее для нее субъективную ценность или значимость;
Выражают личностный смысл и смысловые установки;
Регулируют смысловыми установками поступки и действия человека.
Личностный смысл имеет некоторые важные особенности. Самой важной их них считается производность личностного смысла от места личности в системе общественных отношений и от ее социальной позиции.
Таким образом, смысл является выражением отношения субъекта к явлениям объективной реальности, изменениям окружающего мира, своей деятельности и поступкам других людей и т.д. [12].
Стремление личности к смыслу – это одна из самых важных потребностей человека. Удовлетворение этой потребности определяется способностью брать на себя ответственность и уверенностью в своей способности осуществлять контроль над своей судьбой.
Осмысленность жизни человека – это главный показатель наличия личностного смысла. К.А. Абульханова-Славская утверждает, что смысл жизни можно определить как ценность и переживание этой ценности личностью в ходе ее выработки, присвоения или осуществления.  Также, автор пишет, что смысл жизни является психологическим средством переживания жизни в процессе ее осуществления [1].
Б.С. Братусь определил смысловую сферу человека через мотивы личности (как цепь отношений от меньшего к большему). Автор утверждает, что смысловые образования шире, чем мотивы. Поэтому к ним он относит и ценности личности, при этом подчеркивая, что это целая разветвленная система отношений [5].
Б.С. Братусь выделил в смысловой сфере личности человека следующие уровни:
Низший уровень. Это прагматические, ситуационные смыслы, которые определяются с помощью предметной логики достижения цели в определенных конкретных условиях;
Эгоцентрический уровень определяется личной выгодой для человека;
Группоцентрический уровень. Это смысловые отношения к действительности, которые определяются референтной малой группой;
Просоциальный уровень. Это нравственная смысловая регуляция.
А.Г. Асмолов утверждал, что личностный смысл определяется как индивидуализированное отражение действительности, которое выражает отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение [3].
Осмысленность жизни - это субъективная значимость объектов и явлений действительности, проявляющихся в двух формах:
В эмоциональной окраске образов восприятия и представлений этих объектов и явлений;
В понимании субъектом их роли и места в своей жизнедеятельности - в удовлетворении определенных потребностей, в реализации тех или иных мотивов [20].
На формирование осмысленности жизни в первую очередь влияет способность индивида анализировать и обобщать актуальные смыслы (т.е. значения прошлого и настоящего) и формировать жизненные цели (т.е. проектировать будущее) [19].
Представив все определения важнейших понятий, можно дать характеристику ценностно-смысловой сфере, а также ценностно-смысловым ориентациям. Основой ценностно-смысловых ориентаций личности служит многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, которые участвуют в создании направленности личности, а также выражают социально-детерминированные отношения личности к действительности.
Ценностно-смысловые ориентации - это система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям. Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивности

Квалификационная работа: Тревожность как фактор дезадаптации детей младшего школьного возраста группы риска

Курсовая работа: Особенности мотивационной сферы у детей 8-12 лет с личностной беспомощностью

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности влияния родителей на успешность детей в школе в младшем школьном возрасте

Лекция: ОСНОВНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ В РОДАХ И ГРУППЫ РИСКА ПО ОСЛОЖНЕННОМУ ТЕЧЕНИЮ РОДОВ