Реферат: Особенности влияния компьютерной зависимости на формирование агрессивности у подростков

В последние годы в жизни человечества компьютер и люди стали не разрывным целым. Сегодня очень сложно увидеть человека, который ни разу не сталкивался бы с компьютерными технологиями, а уж тем более не знал бы о существовании компьютера. Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - это одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности влияния компьютерной зависимости на формирование агрессивности у подростков':


Содержание
Введение
1. Анализ психологической литературы по проблеме исследования компьютерной зависимости в подростковом возрасте
1.1 Различные взгляды и подходы к проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте
.2 Проявление особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте
.3 Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение подростков
2. Экспериментальное исследование особенностей влияния компьютерных игр на развитие агрессивного поведения в подростковом возрасте
2.1 Организация методов исследования и проведение диагностических методик
.2 Обработка и анализ полученных результатов
.3 Коррекционная программа по снижению компьютерной зависимости у подростков
Выводы
Рекомендации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В последние годы в жизни человечества компьютер и люди стали не разрывным целым. Сегодня очень сложно увидеть человека, который ни разу не сталкивался бы с компьютерными технологиями, а уж тем более не знал бы о существовании компьютера. Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - это одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Наша жизнь насыщенна новыми технологиями, они окружают нас везде: на работе, дома, на улице, в общественных местах. Многие уже и представить себя не могут без этого чуда техники. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни человека, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Но такое бурное развитие компьютерных технологий в жизни социума, несомненно, оставляет определенный след на развитие личности современного ребенка. Огромный поток новой информации, использование компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает далеко не благоприятное влияние на воспитательное пространство детей и подростков. В свою очередь создание воспитательного пространства - это необходимое условие взросления и становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Очень сильно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD-приставки, музыкального центра, книги и т.д. [1]
На сегодняшний день заметно увеличивается рост количества детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры [2]. В свою очередь многие родители гордятся достижениями своих детей в этой области знаний, так как они открывают большие перспективы в будущем для их детей. И все же вместе с этой положительной стороной компьютеризации следует отметить и негативные последствия этого процесса, влияющего не только на физическое, но и на социально - психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является такое явление как компьютерная зависимость. По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них [3]. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.
Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной "наркомании", вызванной техническими средствами [4].
Официально же, компьютерная аддиктивность была признана психологами в середине девяностых годов ХХ века. Тогда же была введена первичная классификация вариантов такого рода зависимости. Поскольку введена она была американскими учёнными, в ней в изобилии встречается терминология, позаимствованная из английского языка. И это, прежде всего, действительно Геймер-аддиктивность, или зависимость от компьютерных игр. Её в свою очередь можно разделить на варианты On-Line addiction и Off-Line addiction. Первая из них или On-Line зависимость связана с навязчивой идеей игр в Интернете, Off-Line зависимость предполагает постоянное использование компьютерных игр без выхода в Интернет [5].
На данный момент проблема влияния компьютерных игр на подростков приобрела широкий общественный резонанс. Причем информация об этой проблеме поступает преимущественно из двух источников - средств массовой информации и эмпирических исследований, каждый из которых обладает своей спецификой. С 80-х годов в средствах массовой информации появляется много сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Среди основных обвинений - зависимость, которая выражается в психопатологических симптомах. К таким симптомам относятся неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, повышенная агрессивность, оскуднение эмоциональной сферы и т.д. [6] Компьютер постепенно затягивает их, привлекая своими большими возможностями, и не заметно заменяет все: живое общение с друзьями, семью, подвижные игры и многое другое. Такие дети перестают ощущать всю прелесть детства, а также они становятся совсем не по-детски злыми, агрессивными, раздражительными. На сегодняшний день в большей частности именно компьютер и обилие в нем разнообразных игр, завлекающие подростков на длительное время, наносят непоправимый ущерб психике детей, а также их физическому здоровью. А ведь нынешние подростки это будущее всего человечества и кто знает, к каким последствиям может привести их увлеченность компьютерными играми.
Существует множество мнений людей по поводу того, как на психику ребенка влияет компьютерная зависимость. Но большинство из них считают, что в компьютерных играх, которыми увлекаются сегодняшние подростки, содержится большое количество сцен агрессии и виртуального насилия, которые далеко не положительно влияют на состояние детей (С.А. Завражин, Дж. Кэнтор, Д. Гроссман, Д. Гибсон). Например, профессор медицины Клаус Матиака из клиники немецкого университета Аахен (Universitätsklinikum Aachen) говорит о том, что мозг человека может реагировать на виртуальное насилие в игре почти также, как и на реальное. А это значит, что при убийстве в игре человек может испытывать агрессивность, эмоции гнева, враждебности, страха [7]. Также хотелось отметить, что исследования посвященные проблеме влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков по сведениям американского психолога, руководителя группы исследователей из Университета св. Льва Д. Николл выявляют связь между жестокостью в играх и повышением агрессивности поведения игроков в реальной жизни. Д. Торр из университета Сан-Диего также утверждает, что "свыше тысячи исследований в течение последних 30 лет подтверждают причинную связь между медианасилием и агрессивным поведением некоторых детей" [8]. Об этом же говорят и эксперименты различных исследователей: от психологов многообразных направлений, нейрофизиологов, социологов до журналистов. И чаще всего, о каких либо результатах различных экспериментов по данной проблеме мы узнаем из статей журналистов в газетах, так как другие источники такой информации практически отсутствуют.
Из всего выше сказанного, можно сказать, что актуальность данной темы обусловлена возрастанием внимания к проблеме влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков. Так как на данный момент в современном социуме всё более актуальной становится тема насилия и агрессии. В обществе как орудие в борьбе за преуспевание нередко культивируется агрессивность в открытой или замаскированной форме. Именно этой замаскированной формой и являются компьютерные игры. В личностных характеристиках подростков агрессивность формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в агрессивном поведении. Возможно, для того чтобы уйти от реальности дети и втягиваются в компьютерные игры. Ведь там можно получить понимание взрослых и удовлетворение от своего положения, пусть и в виртуальном мире и не всегда добрыми делами. Именно поэтому основное зло для подростков видится в персональных компьютерах нового поколения. Так как обилие разнообразных игр завлекают подростков на длительное время.
И все же на протяжении пятнадцати лет ведется дискуссия. Существует ли неразрывная причинно-следственная связь между злом, созданным в фантазии (в игре), и злом реальным (Кристиан Бютнер) [9 смотр]. Однако в психологии проблема влияния склонности к компьютерным играм на формирование агрессивности как свойства личности изучено не достаточно. Хотя в свою очередь специалисты утверждают, что компьютерная зависимость - это явление страшнее наркомании, так как она ведет к наиболее тяжелым последствиям и самое главное от этой зависимости пока не существует лекарств.
Вследствие, этого целью данной дипломной работы является выявление особенностей и степени влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что склонность к агрессивным реакциям в подростковом возрасте находится в зависимости от влияния компьютерных игр. Если мы проведем коррекционную работу, то полагаем снизить уровень компьютерной зависимости и тем самым понизить уровень агрессивности у подростков.
Объект исследования - подростки в возрасте 11-15 лет, которые имеют компьютерную зависимость.
Предмет исследования - особенности влияния компьютерной зависимости на формирование агрессивности у подростков.
Исходя из постановленной цели, мы выдвинули следующие задачи:
. Изучение научно-теоретической и методологической литературы по теме исследования.
2. Изучить проблему степени влияния компьютерной зависимости на агрессивное поведение подростков.
. Подбор методик психологической диагностики агрессивности подростков.
. Выявление возможностей коррекции компьютерной зависимости и агрессивности подростков.
В дипломной работе использовались такие методики как:
Тест-опросник для установления компьютерной зависимости от компьютерных игр и интернет-игр;
"Личностная шкала проявления тревоги" (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова);
Диагностика состояния агрессии (опросник "Басса-Дарки");
"Не существующее животное";
Рисуночный тест изучения фрустрации по Розенцвейгу.
Базой исследования была выбрана Карабалыкская средняя школа №1 имени М. Горького. В общем, количество респондентов составляло 70 человек в возрасте 11-15 лет, из них была выделена для экспериментальной работы группа в количестве 16 человек, в ответах которых было 25% и более положительных ответов по методике "Тест-опросник для установления компьютерной зависимости от компьютерных игр и интернет-игр".
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемой проблемой влияния компьютерной зависимости на агрессивное поведение подростков. А так же была создана коррекционная программа способствующая снижению уровня компьютерной зависимости.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы школьными психологами, педагогами, социальными работниками, родителям и т.д.
Методологической основой являются результаты исследований по проблеме влияния компьютерной зависимости на агрессивное поведение подростков (С.А. Завражин, Дж. Кэнтор, Д. Гроссман, К. Янг, А. Шень, Р.М. Грановской, Е.Е. Лысенко, Ю.С.Шевченко).
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, выводов, рекомендаций, заключения, списка литературы и приложения.
1. Анализ психологической литературы по проблеме исследования компьютерной зависимости в подростковом возрасте
.1 Различные взгляды и подходы к проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте
О компьютерной зависимости в последнее время стали много говорить. И все, же над этой темой работает небольшое количество специалистов (особенно в Казахстане). Это и понятно ведь данное явление достаточно молодое, многие и не задумываются о последствиях этой проблемы. Однако она уже успела всколыхнуть общественное мнение и ею, заинтересованы люди разных специальностей. От того данные и результаты их работ не однозначны. К примеру, многие специалисты в области психиатрии вообще выражают сомнение в существовании компьютерной зависимости или отрицают вред от этого явления.
Как известно термин "зависимость" определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо или кому-либо. Это состояние неспособности к автономному функционированию в отсутствие внешнего объекта. В контексте нашей темы - это патологическое пристрастие человека к проведению длительного времени за компьютером. Так же к компьютерной зависимости можно отнести интернет-зависимость и игроманию, которые так или иначе связаны с компьютером.
На сегодняшний день определение "компьютерная зависимость" не признано на международном уровне и не внесено Американской Психиатрической Ассоциацией (АПА) (American Psychiatric Association, APA) в DSM-IV (DSM-IV-TR, Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition, Text Revision, 2000) и в европейскую МКБ-10. Но есть намерения о внесении в DSM-V. Сегодня можно пользоваться моделью диагноза из DSM-IV - "патологическое влечение к азартным играм". Если следовать этой модели, то привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, не вызванное химическими веществами [10].
Изначально понятие "компьютерная зависимость" появилось в 1990 году. Многие специалисты психологии относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной "наркомании", вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни [11].
Как утверждает заведующий отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков России А.Г. Мазур компьютерные игры, в большинстве случаев именно от них и происходит компьютерная зависимость, становятся мощнейшим дезадаптирующим фактором. Ребенок уже не может без них жить, формируется так называемое влечение, с которым сам он уже не способен справиться. Необходимо участие психологов, социальных работников, педагогов, а подчас и врачей, которые помогли бы ребенку выйти из этого состояния. Можно ли назвать это болезнью, пока не ясно, вопрос требует специального изучения. Но факт это то, что состояние компьютерной зависимости ребенка дезадаптирует. Подросток полностью отдаляется от социума, поскольку у него не остается других интересов, кроме игры. Она становится доминантой, как наркотик у наркомана [12].
Понятно, что люди, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру [13]. Следует отметить и тот факт, что не у всех людей имеется предрасположенность к компьютерной зависимости. Огромное воздействие компьютерные игры оказывают в первую очередь на подростков. Здесь сказывается личностная незрелость, так же есть и биологические причины задержки роста личности, и какая-то психическая неполноценность. Ю.С. Шевченко доктор медицинских наук, президент Фонда социальной и психической помощи семье и детям в одной из своих бесед с журналистами по данной проблеме говорит следующее: "Можно установить корреляцию видов зависимости с личностными особенностями. Скажем, психически неустойчивых подростков больше привлекает возможность сиюминутного получения удовольствия, информации и т.п. Подростков эпилептоидного плана разработчики компьютерных игр "подлавливают" на азарте, на увлечении материальной стороной жизни и, конечно, на агрессивности. Подросткам шизоидного типа, которые плохо приспосабливаются к реальности, предоставляется возможность фиктивного овладения иллюзорным миром. А приманка для истероидов - это общение в сети, когда они могут примерять на себя разные роли, представать в разных обличьях и таким образом пытаться изжить свои комплексы" [12].
С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг. [11]
Рассмотрим эти признаки:
• когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;
• если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
• ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
• ребенок расходует много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
• подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
• сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
• чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
• прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
• когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
• происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
• ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
• он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Если говорить о характерных особенностях зависимостей различного типа, то ими являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.
Российский психолог Л.В. Ускова предложила следующие симптомы компьютерной зависимости могут быть психические и физические [10].
Психические признаки: "потеря контроля" над временем, проведенным за компьютером, намеренная ложь относительно времени проведенного за компьютером, невыполнение обещаний, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения, раздраженное поведение при отвлекании от компьютера, избыточная агрессивность, социальная дезадаптация, деградация социальных связей, антисоциальное поведение и т.д.
Физические признаки: нарушения со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром "сухого глаза"), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки, карпальный синдром), пищеварительной системы (нарушение питания, хронические запоры, геморрой). Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом, поэтому они страдают общим истощением...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивности

Курсовая работа: Особенности склонностей к интернет-зависимости у спортсменов-подростков

Контрольная работа: ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ТУБЕРКУЛЁЗА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Курсовая работа: Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками

Реферат: Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков