Курсовая работа: Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками
Обращение к проблеме взаимоотношений подростков со сверстниками обусловлено высокой значимостью межличностных отношений и общения в подростковом возрасте для личностного развития подростка.
Дата добавления на сайт: 05 сентября 2024
Скачать работу 'Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками':
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
.1 Понятие межличностных отношений в психологии
.2 Особенности взаимоотношений в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ПОДРОСТКОВ
.1 Организация исследования
.2 Анализ результатов исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к проблеме взаимоотношений подростков со сверстниками обусловлено высокой значимостью межличностных отношений и общения в подростковом возрасте для личностного развития подростка.
Проблему межличностных отношений изучали многие отечественные и зарубежные исследователи (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.C. Выготский, Я.Л. Коломинский, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Т. Лири, B.C. Мерлин, Дж. Морено, Дж. Мид, В.Б. Ольшанский и др.). Оптимальные межличностные отношения являются залогом полноценного протекания у человека психических процессов, оказывают влияние на успешность всех видов деятельности, способствуют полноценной социализации его личности, являются движущим фактором и обязательным условием развития психики ребенка. Особенно важен в этом плане подростковый возраст, когда происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные понятия и качества личности, обеспечивающие субъектное поведение.
Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте исследовали Л.И. Божович, И.С. Кон, В.В. Фельдштейн и др. Однако, несмотря на множество исследований, проведенных как в нашей стране, так и за рубежом, особенности межличностных отношений в подростковом возрасте до конца не изучены. Это подчеркивает актуальность указанной проблемы и определило выбор темы настоящего исследования: «Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками».
Цель исследования - теоретически и эмпирически изучить особенности взаимоотношений подростков со сверстниками.
Объект исследования: взаимоотношения подростков.
Предмет исследования: особенности взаимоотношений подростков со сверстниками.
Гипотеза исследования: взаимоотношения подростков со сверстниками имеют определенные особенности, связанные с полом.
Задачи исследования:
. Изучить теоретические аспекты проблемы взаимоотношений подростков со сверстниками.
. Исследовать показатели типов взаимоотношений со сверстниками у мальчиков и девочек подросткового возраста.
. Сравнить показатели взаимоотношений со сверстниками у мальчиков и девочек подросткового возраста и выявить различия.
Теоретическая база исследования: принцип детерминизма, принцип единства деятельности и сознания (С.Л. Рубинштейн); принцип развития (Л.С. Выготский); представления современных психологов о межличностных отношениях и их особенностях в подростковом возрасте (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Т. Лири, К. Левин, В.В. Фельдштейн и др.).
Методы и методики исследования:
. Теоретические методы: анализ и обобщение данных научной, учебной и методической литературы по проблеме исследования.
. Методы психодиагностики: тестирование с помощью методики «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири.
. Методы математико-статистического анализа: первичная описательная статистика (вычисление средних значений и стандартных отклонений индивидуальных показателей; вычисление процентных долей); сравнительный анализ (критерий U Манна-Уитни).
База исследования: МБОУ СОШ № 64 г. Челябинска.
Испытуемые: 20 подростков 14-15 лет из числа учащихся 7в класса, в том числе 10 мальчиков и 10 девочек.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что выявленные в нем особенности межличностных отношений подростков могут быть использованы при составлении практических рекомендаций для психологической коррекции взаимоотношений подростков со сверстниками.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
.1 ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
Одной из важнейших потребностей человека является потребность в принадлежности к группе - потребность входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты. Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения [33].
Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко определяют межличностные отношения как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [8].
По мнению А.А. Леонтьева, межличностные отношения есть система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и лежит в основе формирования климата социально-психологического в коллективе [26, с. 378].
Исследование отношений как самостоятельного предмета в психологии связано с работами В.Н. Мясищева. По мнению автора, личность определяют ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями [31].
В литературе высказывается множество точек зрения по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. При этом все авторы единодушны в том, что межличностные отношения являются обязательным фактором нормального функционирования общности людей. Они выступают необходимым условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед.
Каждая общность людей характеризуется преобладающим в ней видом деятельности: в трудовом коллективе будет преобладать профессиональная деятельность, в учебной группе - овладение знаниями, умениями и навыками, в семье - воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Соответственно, в каждом типе общностей преобладает тот вид межличностных отношений, который обеспечивает главный для нее вид деятельности.
Сравнение характера межличностных отношений в разных объединениях людей обнаруживает наличие сходств и различий. Сходство выступает в том, что межличностные отношения оказываются необходимым условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед. Вместе с тем, каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Так, для трудового коллектива ею будет профессиональная деятельность, для учебной группы - овладение знаниями, умениями и навыками, для спортивной команды - выступление, рассчитанное на достижение запланированного результата в соревнованиях, для семьи - воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Поэтому в каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностных отношений, обеспечивающий главную для нее деятельность.
Понимание и оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты личности [33, с. 19].
С позиций социометрического подхода межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения людей в малой группе.
С позиций социокогнитивного подхода межличностные отношения трактуются как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации, т.е. те способности индивида, которые обозначают термином «социальный интеллект» [48].
С позиций концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского, межличностные отношения в любой достаточно развитой группе опосредствованы содержанием и ценностями деятельности, при этом, осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят, в конечном счете, от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности [38].
В своей концепции деятельностного опосредствования А.В. Петровский моделирует межличностные отношения в форме трехслойной сферы: эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива; ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой; и глубинные образования малой группы, характеризующиеся совместной деятельностью и общими целями [38, с. 52].
По характеру взаимодействия межличностные отношения в производственных группах Я.Л. Коломинский подразделяет на деловые и личностные. Поэтому наряду с формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе имеется психологическая структура неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений (например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, лидерства и др.) [20, с. 26].
Т.Е. Конникова, наряду с деловым и личностным компонентом межличностных отношений, выделяет также подсистему гуманистических отношений. При этом личностные отношения понимаются здесь как складывающиеся в группе стихийно, а гуманистические отражают результат взаимодействия первых двух компонентов системы [49].
В.Б. Ольшанский различает инструментальные, функциональные, экспрессивные и эмоциональные межличностные отношения [36, с. 196].
Г.М. Андреева отмечает, что межличностные отношения представляют собой отражение в сознании общественных отношений. По мнению автора, природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений. По мнению Г.М. Андреевой, важнейшей чертой межличностных отношений является их эмоциональная основа. Они возникают и развиваются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Различают два класса чувств, определяющих характер межличностных отношений: чувства, способствующие сближению людей, и чувства, отталкивающие одного человека от другого [2].
В.Г. Ромек считает, несмотря на то, что содержанием межличностных отношений являются чувства, для формирования межличностных отношений этого недостаточно. Межличностные отношения существуют только тогда, когда личные позиции и чувства взаимно интересуют партнеров, когда помимо желания говорить о своих чувствах, есть еще желание выслушать партнера, интерес к его собственным мнениям и чувствам [43].
В структуре межличностных отношений выделяют три компонента:
. Когнитивный (гностический, информационный) компонент межличностных отношений - познание, понимание и осознание информации, задействованной в межличностных отношениях.
. Аффективный (эмоциональный, переживательный) компонент межличностных отношений выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) до индифферентных (нейтральных) и дизъюнктивных (негативных, разделяющих).
. Поведенческий (практический, регулятивный) компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях и включает в себя поступки, мимику, пантомимику, жесты, речь и пр. [5].
Н.Н. Обозов отмечает, что межличностные отношения характеризуются взаимностью и изменчивостью. Их развитие обусловлено такими особенностями общающихся, как пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и пр. Исследователь считает, что межличностные отношения - это всегда «субъект-субъектные» связи»; это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия [33, с. 26]. Поэтому в качестве главного критерия готовности субъектов к взаимодействию Н.Н. Обозов рассматривает меру, глубину вовлечения личности в отношения. Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, автор предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения. Выделяя в структуре личности несколько уровней характеристик (общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные), он отмечает, что «разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности» [33, с. 117].
Между тем, вопрос классификации форм межличностных отношений остается нерешенным.
Так, В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды [31].
Л.Я. Гозман выделяет отношения симпатии и любви, включая уважение в качестве компонента в структуру отношения симпатии [13].
В.В. Столиным выделены три биполярные шкалы отношений: симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-отдалённость [33].
М. Аргайл выделил дружеский, враждебный, подчинённый, доминантный, искренний, неискренний, эмпатичный, отчуждённый тип отношений [3].
Т. Лири описал восемь общих тенденций межличностного поведения: доминирование, уверенность в себе, состоятельность, консерватизм, скептицизм, уступчивость, зависимость, конформизм, отзывчивость [48].
В наиболее общем смысле можно выделить три группы отношений: степень аффилиации (притяжение, любовь - отталкивание, ненависть); доминирование - подчинение; включённость - «отсутствие».
Другой распространенной классификацией является деление всех взаимодействий на кооперацию и конкуренцию, согласие и конфликт, ассоциацию и диссоциацию и пр. Кооперация обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил) для совместной деятельности. Что касается конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений и пр. [49].
Таким образом, в современной психологии существуют различные подходы к пониманию межличностных отношений, каждый из которых имеет свой предмет изучения: социометрический (избирательные предпочтения членов группы); социокогнитивный (познание и оценка другого и решение социальных проблем); деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельности детей). Современные исследователи не выработали единого определения понятия «межличностные отношения», и в работах разных авторов одни и те же отношения обозначаются различными терминами. Спорным также остается вопрос классификации форм межличностных отношений. С одной стороны, предложенные классификации помогают сориентироваться в проблеме. С другой стороны, факторы, включенные в них, раскрывают только часть условий, при которых возможна реализация данного типа отношений.
.2 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В подростковом возрасте изменяется социальная ситуация развития, что приводит к существенным изменениям в сфере межличностных отношений. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис пубертата, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый [41].
Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Если взаимоотношения младших школьников во многом определяются взрослым через организацию их учебной деятельности (учитель хвалит или порицает ученика и его оценка принимается учениками как главная характеристика личностных качеств товарища), то в подростковый период личность взрослого становится несколько менее значимой, но зато более тесными стали контакты со сверстниками [10].
У подростков складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - с взрослыми, другая - со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам [47].
Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Личные взаимоотношения в группе сверстников становятся основой формирования тесных группировок, так называемых малых групп [27].
Выделяют два вида межличностного взаимодействия подростков: функционально-ролевое и эмоционально-межличностное.
Функционально-ролевое взаимодействие возникает в сферах познания, предметно-практической и духовно-практической деятельностей, организованной игры, спорта и имеет целью их обслуживание.
Эмоционально-межличностное взаимодействие возникает в сфере общения и имеет целью удовлетворение потребности субъектов в эмоциональном контакте [47].
Выделяют три формы межличностного взаимодействия подростков:
. Интимно-личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшие формы такого общения - дружба и любовь.
. Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - «я» и «они». Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
. Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - «Я и общество». Такое общение связано с социальными потребностями людей и способствует развитию форм общественной жизни групп, коллективов и т.д. Для подростков, участвующих в социально-ориентированной форме общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники [52].
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Самооценка и особенности общения подростков в группе сверстниковРеферат: Особенности влияния компьютерной зависимости на формирование агрессивности у подростков
Контрольная работа: Особенности взаимоотношений психолога-практика с лицами, обратившимися за помощью
Курсовая работа: Особенности склонностей к интернет-зависимости у спортсменов-подростков
Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков