Отчёт по практике: Отчет о производственной практике по психологии

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГА
РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
РАЗДЕЛ 4. ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Дата добавления на сайт: 16 августа 2024


Скачать работу 'Отчет о производственной практике по психологии':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова
Институт математики, экономики и механики
Кафедра социальной и прикладной психологии
Отчет
о производственной практике
Яковенко Виктории Викторовны
Студента 4 курсу дневного отделения
Научный руководитель: доц. Гусакова М.П.
Одеса - 2013
Содержание
Раздел 1. Информационный
Функциональные обязанности психолога
Рабочая документация психолога
Раздел 2. Организационный
Раздел 3. Исследовательский
Раздел 4. Информационно-просветительский
Приложение
Раздел 1. Информационный
Одесский областной реабилитационный центр детей-инвалидов "Будущее" им. Бориса Литвака (Дом с ангелом). Расположен по адресу - улица Пушкинская, 51 (угол улицы Базарной). Чтобы успешно решать эти задачи, структура и методы работы Центра были построены следующим образом. Условно Центр поделен на 2 подразделения - медицинской и социальной адаптации.
Структура медицинского подразделения включает консультативно-диагностическое и лечебно-реабилитационное отделения, отделение реабилитации движений и отделение коррекционной педагогики. К подразделению социальной адаптации отнесены учебный компьютерный центр, театр, выставочный зал, секция бальных танцев и инвалидного спорта. Практическую координацию работы этих двух подразделений осуществляют специалисты-психологи и педагоги, адаптирующие курс медико-социальной реабилитации, назначенный тому или иному пациенту, в индивидуальную программу. Перечень специальностей врачей, работающих в этих отделениях, довольно внушителен: детские неврологи, психиатры, ортопеды, педиатры, офтальмологи, врачи функциональной диагностики, физиотерапевты, логопеды, дефектологи, врачи ЛФК, детские психотерапевты, психологи и др.
На сегодняшний день инструментально-диагностическая база Центра позволяет проводить многие исследования, например, все виды УЗИ-исследований, в том числе транскраниальную допплерографию, компьютерную эхоэнцефалографию, компьютерную электроэнцефалографию, слуховые, зрительные, когнитивные и соматосенсорные вызванные потенциалы, электромиографию, ЭКГ.
Лечебно-реабилитационное отделение включает массажный кабинет, кабинеты бальнеотерапии, располагающие ванными для гидромассажа, в том числе и с гальванизацией. Физиотерапевтический кабинет оснащен современным оборудованием для проведения сеансов криотерапии, термотерапии, индуктотерапии, вибротерапии, электрофореза и др. Отделение реабилитации движений располагает четырьмя залами для ЛФК, комнатой мягкой модульной мебели, специальным адаптированным залом для занятий спортом, а также небольшим ипподромом для проведения сеансов иппотерапии. Сеансы ЛФК проводятся с применением метода динамической проприоцептивной коррекции с использованием специальных лечебно-нагрузочных костюмов модификаций "Адели", "Гравитон", "Гравистат".
Гордостью отделения реабилитации движений является нейросенсорная комната. Она позволяет достичь релаксации или активизации психической деятельности ребенка, развивать у него общую моторику, выработать навыки зрительно-моторной координации за счет создания обогащенной мультисенсорной среды и позитивного эмоционального фона. Работа специалистов подразделения социальной адаптации нацелена на создание условий для всестороннего развития детей - интеллектуального, эмоционального, нравственного, культурного и профессионального. Итогом должно стать превращение ребенка-инвалида в личность - самостоятельного гражданина и конкурентоспособного работника. Этому во многом способствуют занятия детей в специализированном компьютерном центре. Обучение в нем предполагает максимально возможную индивидуализацию и дифференциацию программ. Занятия в одном из залов направлены на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной и речевой деятельности. Для этого используются различные манипуляторы, адаптированная клавиатура, планшеты для рисования и т.д. Занятия длятся 15-20 минут и чередуются с физическими упражнениями под руководством методиста ЛФК.
Другой задачей компьютерного центра является образовательный процесс. Программа обучения, в зависимости от возможностей детей, включает несколько этапов, начиная от элементарных пользовательских навыков до курсов обучения программированию, веб-дизайну, компьютерной графики. Дети, достигшие определенных успехов в освоении компьютерных программ, начинают работать над конкретными проектами.
Одесский Центр медицинской, психологической и социальной реабилитации детей с патологией центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата открылся 3-го сентября 1996 года. Здание венчает золотой ангел Надежды и Милосердия - работа скульптора Михаила Ревы [1] . Именно благодаря этой скульптуре одесситы называют Центр реабилитации "Дом с ангелом".
Идея создания Центра принадлежит не мне, а моей покойной дочери. "Папа, - сказала она, - твои тренеры выбирают в свою спортивную школу самых здоровых и готовых к жизни людей. А больные, слабые, а инвалиды? Они ведь остаются за бортом. Каково им? …" Она говорила это, зная, что уходит из жизни. [2]
Борис Литвак, создатель Центра, президент благотворительного фонда "Будущее"
Решение о создании Центра было принято горсоветом Одессы в 1992 году под руководством Валентина Симоненко .
В Центре осуществляются программы по диагностике, лечению и реабилитации детей с органическими поражениями центральной и периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата. За время работы здесь получили медицинскую помощь более чем 24 000 детей [3] (данные на сентябрь 2013 г.), 60% детей - жители Одесского региона, остальные - представители всех регионов Украины и некоторых зарубежных стран. Ежедневно около 50 семей получают консультации специалистов центра.
Принципиальным для Фонда является то, что все услуги, в том числе: диагностика, лечение, обеспечение медикаментами, психологическая помощь и социальная реабилитация - бесплатны. Много лет Фонд работал исключительно за счет благотворительной помощи со стороны учреждений, предприятий, отдельных граждан Украины и зарубежных стран. С 2011 -го года работу Центра поддерживает облгосадминистрация, а также облсовет и горсовет.
В 2003 году Фондом построен и оборудован компьютерный комплекс, где дети получают навыки работы с компьютером.
сентября 2008 года при Центре была открыта гостиница-пансионат для больных детей и их родителей. Пансионат рассчитан на 140 мест. Проживание и 4-хразовое питание для пациентов "Дома с ангелом" - бесплатны.
В феврале 2010 года специалисты Центра внедрили и начали проводить Войта-диагностику и терапию [5] , а также обучать родителей этой методике лечения ДЦП и других нарушений двигательного развития детей.
Функциональные обязанности психолога
1. Осуществляет психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе использования достижений психологической науки способствует обеспечению полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся.
. Выступает в роли участника воспитательного процесса в работе с семьёй и ребёнком.
. Проводит психопрофилактическую и диагностическую работу:
) по запросам педагогов, администрации школы, родителей учащихся изучает интеллектуальные, личностные, межличностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы, склонности;
) участвует в приёме детей в 1-ые классы школы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению;
) проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю;
) использует наиболее эффективные диагностические методы для установления причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, причин нарушений межличностных отношений школьников со сверстниками с целью своевременного оказания психологической помощи и поддержки;
) проводит углублённое психологическое обследование учащихся, направляемых на ПМПК.
. Совместно с педагогами разрабатывает программу индивидуальной работы с учащимися для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе и при обучении на новом школьном этапе.
. Проводит необходимую психокоррекционную работу.
. Прогнозирует и оказывает поддержку в развитии индивидуальных и творческих способностей учащихся.
. Проводит индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам обучения, культуры умственного труда, развития, жизненного самоопределения, самовоспитания, профессиональной ориентации, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей учащихся по проблемам обучения и воспитания детей.
. По запросам народных судов, милиции, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних проводит психологическую экспертизу психического состояния ребёнка и условий семейного воспитания.
. Принимает участие в работе педсоветов, методических объединений. Подготавливает необходимую информацию для педагогического совета и педагогического консилиума для разрешения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся.
. Проводит психологическую работу с учителями (семинары, тренинги, методические учёбы).
. Работает в тесном контакте с классными руководителями, социальным педагогом, логопедом, администрацией школы.
. Пропагандирует психолого-педагогические знания среди родителей учащихся (общешкольные и классные родительские собрания).
. Несёт ответственность за сохранность документации и оборудования школьного психологического кабинета, обеспечивает правильное его использование.
. Осуществляет учёт результатов психолого-педагогической работы в строгом соответствии с формами, установленными научно-методическими центрами школьной психологической службы.
Основными направлениями деятельности практического психолога, предусмотренные "Положением о психологической службе образования" являются:
Психопрофилактическая работа Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития;
элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
Психодиагностическая работа
Развивающая и психокоррекционная работа (Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:
активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.
Консультативная работа (психологическое консультирование) Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:
консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;
консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи.
социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
Психологическое просвещение
Просвещение - важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей (Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000)
Психологическое просвещение предусматривает деятельность:
получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;
выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
Психологическая реабилитация Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:
психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.
Кабинет психолога находится на втором этаже реабилитационного центра.
Цвет стен, пола, мебели, жалюзи подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете с округленными формами и установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам.
Зона ожидания. Находится за пределами.
Консультативная зона: мягкая мебель, журнальный столик.
Рабочая зона: письменный стол, компьютерный стол, стулья, компьютер, множительная техника, шкафы для хранения методических материалов, дидактических игр и игрушек, библиотека, сейф для хранения документов.
Зона развивающих занятий: детский стол и стульчики, игрушки Психотерапевтическая зона: стеллажи для хранения изоматериалов и наборов игрушек, песочница.
Рабочая документация психолога
Важным компонентом профессиональной деятельности практического психолога является оформление документации. Документация сопровождает каждое направление работы психолога от коррекционно-диагностической и консультативной, до профилактической и просветительской.
Документация, прежде всего, вводится в целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях.
Перечень необходимой документации:
1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
. Журнал учета проведенной работы (диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, организационно-методической, экспертной, социально-диспетчерский).
. Календарный план на месяц.
. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
Помимо перечня необходимой документации, перечисленной выше, считаем нужным остановиться на описании рабочих материалов педагога-психолога, которые на наш взгляд, должны присутствовать обязательно у каждого педагога - психолога, работающего в образовательном учреждении.
Данная группа документов является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования. Она представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, подгруппой детей, целой группой, воспитателем, родителями и др.
Основной формой этой документации является психологическая карта (ребенка, группы, воспитателя - в зависимости от проблемы).
Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы.
Данные о рекомендациях, даваемых воспитателям и родителям.
Название коррекционных и развивающих программ, которые использовались для работы.
Письменные заключения, предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.
Качество оформления таких документов, как: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных бесед, интервью и др., часто зависят от уровня профессионализма, качества полученного образования и опыта работы каждого, отдельно взятого, специалиста.
При передаче заполненного бланка другому специалисту возникают сложности в понимании того, что фиксировал первый специалист. Такие случаи бывают, когда происходит смена кадров в образовательном учреждении или когда те или иные заключения, справки, характеристики требуется предоставить коллегам в комиссии, экспертизы.
Правильное оформление бланков важно потому что, в практической психологии, это учёт результатов обследования. Бланк ассоциируется с первичными документами, которые не может не вести опытный специалист.
Бланк - вид полиграфической продукции, представленный в виде стандартного бумажного листа формата А4, с воспроизведенной на нем постоянной информацией и местом, отведенным для переменной...

Похожие материалы:

Отчёт по практике: Отчет по производственной практике. Направление и профиль подготовки «Психолого-педагогическое образование, психология образования»

Отчёт по практике: Отчет по учебно-ознакомительной практике

Отчёт по практике: ОТЧЁТ по учебной практике позвоночных животных

Отчёт по практике: ОТЧЕТ о летней учебной практике по дисциплине «Биология»

Статья: Антигипоксанты и антиоксиданты в кардиологической практике