Отчёт по практике: Отчет о психолого-педагогической работе на проекте "На пороге новой жизни"
Примечание: К сожалению, у нас не было медицинских данных о детях из детского дома, и мы не можем утверждать, что на поведение воспитанников влияло их объективное состояние здоровья или имеющиеся психопатологии.
Дата добавления на сайт: 05 апреля 2025
Отчет о психолого-педагогической работе на проекте
\"На пороге новой жизни\"
Примечание: К сожалению, у нас не было медицинских данных о детях из детского дома, и мы не можем утверждать, что на поведение воспитанников влияло их объективное состояние здоровья или имеющиеся психопатологии.
Подготовительно-мотивационный этап. Поездка в автобусе.
Цель: Настроить группу на работу в течение дня, сформировать интерес к проекту.
Задачи:
.) познакомиться с детьми, получить первичную информацию об их представлениях о проекте, об их отношении к выбору профессии, об их взаимоотношениях в группе на текущий момент;
.) дать воспитанникам реальную информацию о проекте, о его целях и структуре, создать мотивационные \"крючки\" проекта, актуализировать потребность, связанную с интериоризацией знаний, умений и навыков, относящихся к теме проекта.
Методы:
беседа, личное общение;
коммуникативные игры, направленные на \"деловое\" взаимодействие (например, \"Есть контакт!\").
Реализация: Детей забрали от детского дома в 8:00. Дети ждали, были готовы сесть в автобус даже без команды.
Внешний вид
Дети знали, что поедут на проект в Нижний Новгород, однако на себя многие надели старую, грязью и (некоторые) рваную одежду, на ногах у многих были сланцы. Особенно неряшливый внешний вид был у мальчиков. Но и девочки поразили тем, что даже у них, несмотря на раннее утро, были очень грязные ноги.
Многие дети (и мальчики, и девочки) имеют татуировки, причем содержание татуировок соответствует татуировкам советских заключенных. Например, у одного воспитанника на руке была надпись \"ЗЛО\", что на \"воровском языке\" может означать: \"За все легавым (или, как вариант, \"любимой\") отомщу\".
С собой не брали сумок, только телефоны, у кого были, и наушники.
Поведение
Дети забежали в автобус в приподнятом настроении, в несколько возбужденном состоянии.
К нам (взрослым) относились скептически, но без агрессии, с интересом.
Вовлекаться в разговор дети не стремились, за исключением нескольких (2-3-х) человек. Дальнейшие наблюдения и тестирование показали, что именно они были максимально мотивированы и уже определились с выбором профессии, даже имели производственную практику.
Трое человек с самого начала устранились от всякого общения, развернулись лицом в противоположную сторону ото всех и либо дремали, либо слушали музыку в плеере. Это был не демонстративный саботаж, а скорее привычное инфантильное поведение.
Явных деструктивных лидеров (как, впрочем, и позитивных) не выявлено, но есть деструктивные «балагуры».
На отсутствие желания включаться в разговор повлияли следующие причины: когнитивная простота значительного числа воспитанников; сильное давление внешней оценки группы на поведение человека, сопровождаемое негативным подкреплением (если ребенок ошибается, то группа его высмеивает и оскорбляет); инфантильность и отсутствие желания концентрировать внимание на \"серьезных, а не веселых\" вещах.
Задание \"Аукцион профессий\" вызывает меньше азарта и (что важно) содержания в высказываниях, чем придуманный ими \"Аукцион знаменитых маньяков\" или \"Аукцион марок сигарет\".
Содержание проекта заранее детям подробно не освещалось, они думали, что поедут на автомойку. Но известие о том, что они окажутся в автосалоне в центре Нижнего Новгорода их нисколько не смутило, не было задано ни одного уточняющего вопроса по существу.
Разговор о профессиях с группой имел две отличительные черты:
Обсуждался лишь небольшой круг профессий, непосредственно знакомых детям: девочки выбирают сферу услуг/индустрию красоты, которая сводится (в их глазах) к профессии парикмахера; мальчики выбирают направления автослесарь, сварщик и (!) учитель физкультуры.
Нереалистичные представления о качестве жизни, заработной плате связанной с их профессиональным выбором, завышенные ожидания и завышенный уровень притязаний (например, собираются получать 200 000 рублей и ездить на Феррари, работая сварщиком)
Наиболее ярким и продуктивным моментом всей поездки стала коммуникативная игра «Есть Контакт!», цель которой сформировать потребность найти вербальный контакт с любым членом группы. Она позволила развернуть разговор в конструктивное русло и на время поменять роли внутри детского коллектива, так что даже условные «антилидеры» и «изгои» смогли проявить свои интеллектуальные и коммуникативные способности.
Отметим, что безусловным мотиватором для воспитанников детского дома являются деньги, финансовая составляющая проекта сильно подгорела их интерес, однако и здесь есть особенности. Выпускников интересуют деньги как таковые: их наличие в кармане, реальность получения. По условиям проекта зарплату давали в том случае, если вся группа максимально эффективно справится с задачами, которые ставят организаторы, причем групповая ответственность обговаривалась отдельно. Однако на деле практически не проявилось влияние коллектива на личность. Ученики демонстрировали свой индивидуализм и эгоцентризм.
Тестовый этап. На базе «Новинки».
Цель: Расширить представление воспитанников детского дома о возможностях выбора профессии, введя понятия «способность», «задатки», «направленность личности», «предмет труда», «склонность».
Задачи:
.) актуализировать тему «Кем быть?»;
.) провести тестирование, получить и обработать результаты;
.) проанализировать и интерпретировать результаты теста.
Методы:
мотивационная игра «Профессиональное гадание»;
методика Е.А. Климова, модификация А.А. Азбель;
работа-обсуждение в малых группах
Реализация:
Текущее состояние группы: утомление после долгой поездки, гиподинамия.
Подросткам дали 15 мин. чтобы освоится и привести себя в порядок, после чего накормили завтраком
Изменение групповой динамики: к рабочей группе присоединились кураторы, динамика резко упала.
Примечание: появление кураторов в данный момент времени было неоправданным. Групповая психологическая работа идет в закрытой группе, по правилам, принятым в этой группе, каждое задание и каждый момент времени, прожитый группой становятся частью общей истории, внутри коллектива формируются особые отношения, основанные на этой истории, в течение некоторого времени тренер проводит специальные упражнения на снятие тактильного, эмоционального и пространственного напряжения. Появление нового человека (а тем более нескольких) отбрасывает нас на целый этап назад и тормозит развитие группы, так как в данную секунду у нас пропадает общая история и появляются две истории: история группы и история новичков. Требуется дополнительное время и особый способ коммуникации, чтоб возникла новая общая история; для этого кураторы должны стать, как минимум, частью коллектива и выполнять задания, которые выполняют все. Ситуация осложняется тем, что кураторы и дети находятся в разных возрастных категориях, что усиливает эмоциональное напряжения (учитывая, что с эмоционально-волевой сферой у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, и так не все в порядке).
Еще одним осложняющим работу фактором становится следующее поведение кураторов:
а) невключенность в (любое) основное действие,
б) создание параллельного движения, беседы - параллельного действия, отвлекающего и демотивирующего,
в) явное оценочное наблюдение за работой членов группы, что повышает тревожность, замкнутость, снижает эффективность работы.
Оптимальным поведением кураторов было бы следующее: поехать вместе с детьми от детского дома до базы «Новинки», участвовать в автобусных «историях», присоединится к тестированию, обсуждению и дальнейшей работе либо стать «незаметными наблюдателями», которые не попадают в поле внимания группы.
Игра «Профессиональное гадание» позволило актуализировать тему и выявить эмоциональный фактор отношения детей к тому или иному направлению деятельности. Совпадения с ожиданиями вызывали эмоциональный подъем.
Был проведен тест по методике Е.А. Климова с помощью дифференциально-диагностического опросника в модификации А.А. Азбель.
По результатам: те, кто был наиболее мотивирован с самого начала проекта, тестом подтвердили свой выбор; остальные выяснили, что нужно еще подумать о своем профессиональном будущем.
В процессе работы в группах, которые были сформированы по показателям теста относительно предмета труда, дети обсуждали качества и требования, которые предъявляют работодатели к специалисту в той или иной профессии, сопоставляли со своими, а так же расшили знания о конкретных специальностях внутри направления работы, и местах, где эти специальности можно получить (вузы, сузы).
Работа шла с перерывом между тестированием и обсуждением, что изначально не планировалось. Перерыв был вынужденным, т.к. у подростков проявилась чрезмерно высокая утомляемость, особенно от интеллектуальной деятельности. В норме 15-16 летние дети способны удерживать произвольное внимание в течение 45 мин. (школьный урок), в нашем случае это время сократилось до 20 мин., по истечении которых ребята явно потеряли понимание происходящего.
Так же у многих трудности вызвал элементарный подсчет баллов теста, что опять говорит нам о проблемах в когнитивной сфере. Обсуждение происходило при ведущей роли психологов, дискуссии не велись, дети вопросов (особенно на размышление) не задавали. Они просто получали информацию, иногда уточняя детали.
. Командный этап. На базе «Новинки».
Цель: Активировать работу в команде.
Задачи:
.) создать условия для командной работы;
.) привести группу к «групповому успеху»;
.) подключить к упражнениям максимальное количество народа для создания еще одного события «общей истории»;
.) дать возможность для эмоциональной и физической разрядки.
Методы:
упражнения командообразовательного тренинга;
элементы тимбилдинга.
Реализация:
В «игру» вступали неохотно, но быстро втягивались.
Основные движущие мотивы игровой активности: быть не хуже других, быть как все, быть лучше других. Мотивы общей цели вызывают споры и взаимные упреки, как следствие не происходит выхода ярких эмоций.
Динамика внутри тренинга положительная, направлена на усиление межличностной интеграции.
Наиболее ярким и продуктивным моментом можно считать упражнение «змея», в которое дети втянули и кураторов. В нем проявилось групповое единство на основе общей цели.
Относительно предшествующих этапов, данный этап был наиболее эмоциональным.
После окончания упражнений несколько человек дали интервью, остальные проследовали в автобус
Психосоматические невротические проявления: трое девочек отказались участвовать в упражнениях. На попытки кураторов и психологов вернуть детей в круг отвечали: «У меня голова (живот) болит». Так же реагировали несколько мальчиков, которых просили дать интервью. Естественно, что после исчезновения стресс-фактора «боли» прекращались.
Интервью давали охотно. Журналист отметила, что говорили «хорошо, полными предложениями». Скорее всего, дети поняли, что интервью - социально одобряемое взрослыми кураторами поведение - поведение, которое «нравится взрослым, зачем-то им нужно, веселит их», влечет за собой похвалу, поощрение. Поэтому большинство с удовольствием участвует в этой «игре». Давая интервью, они ощущают себя значимыми и даже в некотором роде исключительными (особенно «хорошо говорящие девочки»), с готовностью повторяют «подсказки журналиста», чтобы их речь выглядела более «складной». В целом из наблюдений за интервью в Новинках, а потом в автосалоне можно сделать следующий вывод: дети говорят не то, что они думают, а то, что от них хотят слышать взрослые.
. Практический этап. В автосалоне Skoda.
Цель: Дать возможность детям на практике познакомиться с интересующей их профессией
Задачи:
.) поместить участников проекта в \"реальную производственную среду\";
.) дать возможность выбрать направление работы;
.) предоставить возможность реальной практики;
.) дать экспертную оценку их работе.
Методы:
производственная практика
наставничество
Реализация: Детям был представлен доступ к рабочим местам в автосалоне; они выбрали следующие специальности: менеджер по продажам, автослесарь, сотрудник службы охраны.
По инструкции дети должны были познакомится с наставником, провести опрос по заготовленному заранее опроснику, узнать о функциональных обязанностях сотрудников работающих на данных должностях, получить и выполнить конкретное практическое задание наставника.
Группа, работавшая в зоне автосервиса среди практических заданий выполняла: мойку машины, замену колеса, диагностику подвески. Группа \"менеджеров по продажам\" изучала: брэнд бука автомобиля, технические характеристики, техники продаж и по итогу должна была провести консультацию с \"клиентом\". \"Охрана\" осваивала принципы работы службы безопасности, технические средства контроля.
Наибольшую активность и заинтересованность проявили всего несколько человек, те, кто определился с выбором (правильность их выбора уже была подтверждена тестированием). Остальные чувствовали себя не так комфортно. Теоретическая часть рабочего процесса давалась им особенно тяжело. В то же время практические задания вызывали неподдельный интерес.
Самым популярным рабочим процессом в зоне автосервиса стала мойка машин. Во многом потому, что этот процесс представлялся детям как наиболее простой, и даже носящий «развлекательный» характер. Кроме того, дети с самого начала «ехали мыть машины» - здесь их первоначальные представления о проекте наконец-то совпали с происходящим.
В отделе продаж все ребята были впечатлены уровнем коммуникации наставника - руководителя отдела продаж. При самостоятельных попытках «продаж» дети показали довольно низкий уровень коммуникации, малые способности к деятельности подобного рода (связанной с общением). Практическое задание только подтвердило результаты предварительного тестирования (практически у всех воспитанников детского дома показатели сферы «человек-человек» были «ниже среднего»).
Финансовый эквивалент работы для участников проекта не являлся центральным мотивом деятельности. Деятельность рассматривалась через призму удовольствия и интереса. Воспитанники почти не проявляли инициативу, а задания воспринимали как аттракцион, особенно те, что были практико-ориентированными.
На попытки организаторов поставить размер зарплаты в зависимость от качества и количества выполненной работы, отвечали попытками торговаться, стремясь голословно убедить организаторов, что заслуживают больше денег. Предстоящие финансовое поощрение воспринимали как бонус, как приз в игре, совершенно не учитывали степень завершённости рабочего процесса (бросили мыть машину, когда им это надоело), а также коэффициент сложности задачи.
Групповая работа была на низком уровне, стажеры не интересовались конечным результатом, были сконцентрированы только на том этапе проекта и работы, за которые отвечали сами.
. Этап рекреационный. В ресторане «Едок» (ТРЦ «Республика»)
Цель: дать возможность участникам проектам восстановить силы после интенсивной работы
Задачи:
.) накормить, дать возможность отдохнуть;
.) провести наблюдение за группой во внерабочей обстановке.
Методы:
организация общественного питания;
наблюдение.
Реализация: После окончания производственной практики воспитанники отправились в ресторан быстрого питания «Едок».
Во время поездки в автобусе дети делились впечатлениями, демонстрировали эмоциональный подъем. В ресторане жадно (особенно мальчики) накинулись на еду, поглядывали на свободные порции и быстро реагировали на предложение о добавке, забирали по возможности несколько порций.
Особенно нужно отметить желание детей, о котором они говорили в автобусе и за столами - желание пройтись по магазинам и что-нибудь купить. Это желание у них вызывало очень сильные эмоции. Они даже просили заплатить за работу заранее.
Организаторы разрешили детям пройтись по магазинам в течение 15 мин. Мальчики направились в магазины с мобильными телефонами, а девочки в магазины бижутерии.
В магазинах электроники мальчики пытались войти в Интернет и поиграть в компьютерную приставку. Также интерес вызвали магазины, где можно было купить кроссовки и спортивный костюм. Девочки в магазинах вели себя очень возбуждённо, хватали мелкие предметы и бижутерию, кричали что они всё это хотят, пытались украсть то, что плохо лежит.
Поход по магазинам оказался очень диагностичным. Дети продемонстрировали свои истинные мотивы, показали насколько сильно у них развито потребительское отношение к окружающему миру. Так как времени специально было дано мало, дети стали возмущаться и довольно агрессивно, что они не имеют возможности \"потратить здесь заработанные ими деньги\". При этом на тот момент они ещё не знали, сколько денег получат за работу и получат ли вообще.
До этого момента они не выражали свое несогласие открыто. Во всех предыдущих ситуациях они использовали стратегию избегания: «У меня болит…», в магазине же предприняли первую слабую попытку сопротивления требованиям взрослых. Это лишний раз подтверждает, что реально значимой в ходе проекта была для них лишь деятельность, связанная с походом в магазин.
. Рефлексивный этап. «Упражнение Джеффа»
Цель: Подвести итоги проекта с детьми.
Задачи:
.) провести опрос участников проекта относительно их эмоций и впечатлений, а также мыслей, которые появились у них после окончания проекта;
.) выполнить упражнение Джеффа, в котором будут затронуты мировоззренческие вопросы, связанные с аспектами профессионального выбора;
.) подвести финансовые итоги проекта сделать символический подарок детскому дому.
Методы:
беседа,
упражнение Джеффа,
экспересс-мастерская.
Реализация:
К моменту подведения итогов дети достаточно устали, поэтому начали терять контроль над собой, и прекратили поддерживать социально одобряемое поведение. В течение дня они испытывали много эмоций, у них было много впечатлений, на их утомляемости сказалось и общие нарушения развития эмоционально-волевой сферы личности.
Несмотря на то, что беседа с наставниками у детей складывалась непросто и информация была получена довольно скудная, но даже этого количества информации хватило, чтобы впечатлить подростков. Они довольно охотно рассказывали о том, какими в их глазах предстали наставники - сотрудники автомобильного салона. Разговор с реальными людьми на реальном производстве немного «привел детей в чувство». В словах стало меньше фантазии и иллюзий относительно будущего профессионального выбора и карьеры. Они стали оперировать реальными цифрами зарплаты, трудовых часов, рабочих дней, рабочих нормативов.
Проведение упражнения Джеффа осложнилось следующими факторами:
а) общая усталость детей, недавний обильный прием пищи;
б) утрата контроля над собой и демонстрация истинных мотивов; точнее - демонстрация отсутствия мотивов к познанию себя и «коллег», отсутствия желания разобраться в вопросах более высокого мировоззренческого порядка, эгоцентризм, нежелание и неумение слушать других;
в) присутствие на упражнении наблюдателей не включенных в работу, которые не только создавали для детей дополнительный оценочный стресс-фактор, но и импульсивно пытались вмешаться в работу группы (например, предлагали детям воды посреди обсуждения) - это снижало напряжение работы и отрицательно влияло на динамику группы, концентрацию внимания (с которым у них и без того проблемы), а также на детскую оценку значения происходящего;
г) отсутствие резервного времени в плане проекта, вследствие чего пришлось значительно сократить упражнение.
Эти факторы не позволяют нам подробно проанализировать результаты упражнения. Выделим два показательных ответа: 1. На вопрос о возможности не работать большинство ответило отрицательно, имея ввиду, что при такой возможности они все равно бы нашли себе дело. Это является положительным моментом. Однако, на вопрос о выборе между стабильным, но маленьким доходом и большим, но нестабильным отвечали в условиях сильной внутренней борьбы, а многие колебались и меняли свой выбор. Этот факт с одной стороны говорит о потребности в стабильности, с другой показывает заниженный уровень притязаний и самооценки, выбор жизненной стратегии избегания, а не достижения.
После окончания работы дети получили «заслуженную» зарплату. Сумма их удовлетворила. Мысль о том, что они могли бы получить в три раза больше, никак не отозвалась и не заинтересовала их. Не было задано уточняющих вопросов относительно критериев оценки их работы, не было возмущенных, которые бы считали несправедливым, что они работали больше, а получили меньше, и предъявляли претензии друг к другу или к организаторам. Получив конверты с зарплатой дети участвовали в экспресс-мастерской, после чего разошлись фотографироваться в автомобилях салона.
Общие выводы и рекомендации
Участие в проекте для детей из детского дома было безусловно полезно. Во время работы дети продемонстрировали большинство характерных черт, свойственных выпускникам детских домов, о которых мы писали в проектной заявке и сопроводительном письме, а именно:
несоответствие уровня притязаний («хочу») уровню собственных устремлений и возможностей («могу»);
завышенные притязания относительно социального продвижения;
завышенные притязания материального благополучия;
высокий уровень социальных и потребительских притязаний, не подкрепленный столь же высокими профессиональными устремлениями;
у многих выпускников желание больше зарабатывать не сочетается с психологической готовностью к более трудному и квалифицированному труду: «хочу получать больше, а работать меньше»;
наличие чрезмерного оптимизма по поводу процесса осуществления жизненных планов;
Целью проекта было: Погружение детей в реальную рабочую атмосферу. Эту цель мы достигли.
Главными задачами проекта были:
.) познакомить детей с людьми-профессионалами и особенностями профессии на практике;
.) дать возможность на практике попробовать свои силы в той или ной профессии; воспитанник выбор профессия
.) расширить взгляд на проблемы профессионального выбора и последствий этого выбора.
Все задачи в ходе реализации проекта удалось выполнить.
Самым важным для детей в этом проекте было общение со специалистами, взгляд в будущее, взгляд на себя на рабочем месте, и развенчание иллюзий относительно будущего, перевод разговора о профессии на язык фактов, цифр и действий.
Однако, воспитание - это длительный системный процесс; а также непрерывный, имеющий имплицитный характер, процесс, где ранние стадии развития более важны и являются базисными по отношению к последующим. Процесс же психологического развития еще более сложен и тонок. И надежда на то, что несколькими (даже эффективными) проектами можно сильно изменить жизнь подростка, иллюзорна. Проблема заключается в том, человек совершает поступки и делает выбор, опираясь на внутреннюю систему ценностей и установки (неосознаваемые побудители). А они в основном формируются на ранних этапах развития личности. Мы же имеем дело уже с вполне сформировавшейся личностью, даже в некоторых случаях с якрой индивидуальностью, что не дает нам возможности работать в рамках разового группового проекта с глубинными психическими структурами.
В качестве рекомендации для дальнейшей работы предлагаем сконцентрироваться на зоне ближайшего развития участников проекта.С учетом возраста это будет работа по социализации этих детей с акцентом на вопросах построения и функционирования семьи. Юношам и девушкам, которые попали в сложные жизненные ситуации, будет очень сложно строить личную семейную жизнь, так как они являются носителями деформированных моделей семейной жизни и воспитания детей. Требуются большие усилия, чтобы не пошли по пути реализации моделей поведения их родителей. Эта задача почти не решаемая в условиях краткосрочной работы, однако, пропедевтическая деятельность в направлении семейной социализации будет полезна в любом объеме. Нужно понимать, что любая кураторская работа с детьми должна начинаться как можно раньше, желательно вести детей с самого раннего возраста, а самое эффективное - это взять ребенка в семью.
Зинин А.В.
Тихонова О.Н.