Реферат: Переговоры как средство конструктивного регулирования конфликтов

Актуальность темы исследования заключается в том, что конфликт можно рассматривать не только как структуру, но и как процесс, протекающий во времени. К динамическим характеристикам относятся стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях, а также - регуляторы взаимодействия.

Дата добавления на сайт: 26 сентября 2024


Скачать работу 'Переговоры как средство конструктивного регулирования конфликтов':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы переговорного процесса в урегулировании конфликта
.1 Понятие конфликта
.2 Значение переговоров в урегулировании конфликтов
Выводы к первой главе
Глава II. Проблематика урегулирования конфликтов при помощи переговоров
.1 Проблемы переговорных процессов в условиях конфликта
.2 Особенности переговорного процесса
Выводы ко второй главе
Глава III. Конфликты в организации
.1 Конфликтогенные социальные факторы и их характеристика
.2 Направления развития процедур переговорных процессов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что конфликт можно рассматривать не только как структуру, но и как процесс, протекающий во времени. К динамическим характеристикам относятся стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях, а также - регуляторы взаимодействия.
Проблематика исследования заключается в том, что при описании динамики конфликта приходится сталкиваться с определенными трудностями. Далеко не всегда удается на практике точно выявить начало конфликта, границу перехода конфликтной ситуации в открытое противоборство, определить границы его стадий.
Проблема социальных конфликтов наиболее актуальна в настоящее время. Для начала нужно определить, что же такое социальный конфликт. Определение социального конфликта, в наиболее общей форме может выглядеть следующим образом.
Социальный конфликт - это конфликт возникающий, как между отдельными лицами, так и между целыми социальными группами, причина данных конфликтов состоит в противоречиях во взглядах сторон, каждая из которых стремится занять лидирующее положение для продвижения своих интересов.
Конфликт относится к критическим жизненным ситуациям, которые представляют собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоятельства, воспринимаемые им как сложная психологическая проблема, требующая своего разрешения.
Современные подходы настаивают на диалектическом понимании объективно-субъективной природы конфликтов, предполагающем не только наличие объективных условий возникновения конфликта, но и субъективной оценки ситуации.
Развитие конфликта включает следующие этапы:
Возникновение объективной конфликтной ситуации или предконфликтной ситуации;
осознание ситуации как конфликтной;
конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);
разрешение конфликта.
Динамические характеристики конфликта описывают процесс возникновения конфликта из некоей совокупности внешних условий, о протекании конфликтного взаимодействия и о разрешении или каком-либо ином его завершении.
Степень разработанности проблемы. Главные концепции конфликтологических теорий были положены западными исследователями, среди которых особенное место принадлежит Г. Зиммелю, Р. Дарендорфу, JI. Козеру, К. Марксу, Т. Парсонсу, Э. Мэйо, К. Боулдингу, М. Дойчу, Р.Гарнеру, Т.Маршалу, Р.Миллсу, Э. Хобсбауму.
Этим авторам принадлежит разработка наиболее значимых концепций конфликта - позитивно-функциональной, системно- структурной, диалектической, источнико-конфликтной.
Именно они предложили различные трактовки понятия «социальный конфликт», изобразили действие конфликта на различных уровнях общественной организации, дали разнообразные типологии конфликтов, изучили и доказали их функции, изучали социальные результаты конфликтов.
Анализируя структуру конфликта, Л.А. Петровская выделяет следующие основные понятия:
стороны (участники) конфликта;
условия протекания конфликта;
образы конфликтной ситуации;
возможные действия участников конфликта;
исходы конфликтных действий.
Н.В. Гришина, выделяет в конфликте также 5 структурных элементов, однако понимает их несколько по-иному:
стороны (участники) конфликта;
условия конфликта (включают условия его возникновения и условия его протекания);
предмет конфликта;
действия участников конфликта; исход (результат) конфликта.
При таком понимании структуры конфликта предполагается, что субъективные образы происходящего возникают по поводу каждого из его компонентов: может возникать субъективный образ восприятия друг друга участниками конфликта, субъективное понимание причин и условий его протекания, предмета, действий сторон, а также субъективное представление об исходе конфликтных действий.
Для подробного рассмотрения природы конфликта значительный интерес представляют исследования, относящиеся к природе организаций, их структуре, организационному поведению, организационной культуре, динамике внутриорганизационных отношений.
И здесь следует отметить работы таких зарубежных ученых, как П.М. Блау, Дж. Гибсон, Д.Х. Доннелли-мл., П. Друкер, О. Крегер, Дж. М. Тьюсон, Дж. В. Ньюстром, К. Девис, Г. Саймон, В. Томпсон и др., а также российских - С.А. Баркова, О.С. Виханского, А.Н. Зинковского, И.А. Кравченко, Ю.Д. Красовского, А.И. Наумова, А.И. Пригожина, В.А. Спивака, А.В. Тихонова, С.С. Фролова и др.
Несомненный вклад в разработку проблемы конфликта внесли отечественные ученые: А.Я. Анцупов, М.С. Вершинин, Н.В. Вешняков, И.Я. Герасименко, Н.В. Гришина, О.Н. Громова, А.В. Дмитриев, А.И.
Желтухин, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов, В.И. Кудрявцев, В.П. Милецкий, Б.И. Хасан, А.И. Шипилов, P.M. Юсупов, В.А. Ядов и др.
Они развивали понятийный аппарат, содержательные стороны конфликта, его функции и результаты, предлагали разнообразные систематизации конфликтов и устройства конфликторазрешения.
Проблемой управления конфликтами в разное время занимались Т.П. Галкина, Н.С. Данакин, В.В. Козлов, А.А. Козлова, Б.Г. Литвак, А.В. Сергейчук, Н.А. Скок, В.И. Сперанский, А.А. Урбанович, К.В. Харченко, А.В. Чумиков, Г.П. Щедровицкий, С.В. Шекшня и др.
Несмотря на обширную разработанность в целом проблемы конфликта, и самой организации, остается довольно немало проблем, призывающих к новому осмыслению, в свете проистекающих в обществе модификаций. И это безусловно в первую очередь касается конфликта в организации, что требует комплексного, разностороннего и взаимосвязанного разбора всех аспектов деятельности организации.
Объект исследования - современные конфликты в обществе: сущность, содержание и формы проявления.
Предмет исследования сущность конфликтов в организации и методы их нейтрализации путем переговоров.
Целью работы выступает изучение сущности, содержания и форм проявления конфликтов в организации и роли переговорного процесса для их урегулирования.
За дачи работы:
Изучить природу конфликта;
Рассмотреть теоретические основы возникновения конфликтов;
Установить роль переговоров в урегулировании конфликтов в социальном обществе;
Изучить формы проявления конфликтов;
Рассмотреть особенности ведения переговоров;
Проанализировать действие факторов, влияющихна ормирование конфликта в организации;
Теоретическую и методологическую основу составили работы социологов и теоретиков в области социологии управления, социологии организации, социологии группового поведения, классические методы социологического анализа эмпирического материала, базирующиеся на использовании общеметодологических принципов объективности, системности, детерминизма, конкретности и всесторонности.
Среди методологических установок, явившихся основой изучения эмпирического материала, можно выделить институциональный анализ и методы феноменологической социологии. Метод сбора информации включал в себя опрос экспертов и респондентов, операционализацию понятий, формулирование гипотезы, анализ количественных данных, проверку задач и качественные обобщения.
Эмпирическая база . Эмпирическую базу исследования составил как первичный, так и вторичный социологический материал. Первичный социологический материал был собран в ходе социологических опросов.
Вторичный социологический материал составили опубликованные результаты опросов, проведенные В.В. Гавршпоком, Т.П. Галкиной, О.Н. Громовой, Т.М. Заславской, А.Д. Лазукиным, П.М. Козыревой, Н.Ю. Кремневой, Н.А. Трикозом, а также социологические исследования,
проведенные в разное время разными научными коллективами.
Теоретическая и практическая значимо сть заключается в анализе проблемы исследования, выявления её сути и проецировании основных методик преодоления конфликтной ситуации на решение внутриорганизационных проблем.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографического списка.

Глава I. Теоретические основы переговорного процесса в урегулировании конфликта
1.1 Понятие конфликта
Определить понятие конфликта не так-то просто. Дело в том, что виды его различны. Также отличаются его направленность, цели, интенсивность и так далее. С чем же связано понятие конфликта? Отметим, что под данным термином понимают открытое либо скрытое столкновение взглядов, мнений и позиций, являющихся противоположными по отношению друг к другу.
Конфликт может быть между отдельными лицами или группами лиц. Как правило, все начинается с инцидента, то есть случая, повлекшего за собой столкновение мнений, интересов и так далее. Во время конфликта одна сторона ведет себя так, что происходит ущемление интересов другой стороны. Также стоит отметить, что обе стороны могут одновременно ущемлять интересы друг друга.
Понятие конфликта связано с тем, что люди не могут взаимодействовать друг с другом, не посягая при этом на что-то чужое. Не вступать в конфликты - это означает не существовать вообще. Конфликты могут быть не только деструктивными (разрушающими что-либо), но и конструктивными (благоприятно влияющими на развитие чего-либо). Рассматривая понятие конфликта, необходимо обратить внимание на его возможные причины.
В первую очередь отметим то, что к нему может привести плохая согласованность, а также наличие противоречий в поставленных целях. Предотвратить или даже устранить конфликт в данном случае можно при помощи определенных уточнений, корректировки задач, изменения деятельности и так далее. Иначеговоря,устраняютсянедостатки, устраняется и сам конфликт.
Причиной конфликта может быть неэффективность организационных структур, непонятное разграничение обязанностей, ограниченность ресурсов, выделение одних и недооценка других людей. Часто к конфликту приводят различные убеждения людей, взгляды на те или иные события. Нередко конфликт возникает по причине простого расхождения во вкусах. Особенно сильными такие конфликты бывают в тех случаях, когда каждая из сторон полностью убеждена, что ее взгляды являются единственными правильными, а все остальное - абсурд, обман, нелепость.
К конфликту запросто могут привести и плохие физические условия. Дело в том, что в таких условиях человек становится максимально раздражительным. При всем этом он начинает искать способы хоть как-то улучшить свое положение. Если кто-то в данный момент окажется на его пути - конфликт неизбежен.
Распространенная причина конфликта - зависть. Также в качестве причины может выступать любая обида или неудовлетворенность. Каким образом конфликт может дать положительный результат? Дело в том, что благодаря ему могут решиться те вопросы, которые требуют решения уже много лет. Также стоит отметить то, что стороны конфликта, пытаясь доказать свою правоту, как правило, начинают развиваться, самосовершенствоваться.
От этого может в лучшую сторону измениться их деятельность или даже жизненная позиция. На производстве это может привести к тому, что коллектив будет работать лучше (однако отметим, что подобное случается нечасто).
Понятие конфликта в психологии является достаточно сложным. Выделяют открытые и скрытые конфликты. При открытом - противоборство сторон заметно, а при скрытом - нет. Последний может продолжаться очень долго. Понятие межличностного конфликта связано с противоборством отдельного человека и группы лиц, общества в целом или другого человека. Выделяют также внутриличностный конфликт.
При этом человек борется с самим собой, какими-то отдельными своими чувствами, пытается измениться и так далее.
Сложное разноплановое явление, имеющее свою динамику и структуру, принято обозначать понятием «конфликт». Этапы конфликта определяют сценарий его развития, который может состоять из нескольких соответствующих периодов и фаз.
Динамику конфликта можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В первом случае под этим состоянием подразумевают наиболее острую стадию противостояния. В широком смысле этапы развития конфликта - это длительный процесс, при котором фазы выяснения отношений сменяют друг друга в пространстве и времени.
К рассмотрению этого явления нет однозначного подхода. Например, Л. Д. Сегодеев выделяет три этапа динамики конфликта, каждый из которых им разбивается на отдельные фазы. Китов А. И. разделяет процесс противостояния на три стадии, а В. П. Галицкий и Н. Ф. Фседенко - на шесть. Некоторые ученые считают, что еще более сложным явлением является конфликт. Этапы конфликта, по их мнению, имеют два варианта развития, три периода, четыре стадии и одиннадцать фаз.
Этапы развития конфликта могут развертываться по двум разным сценариям: борьба входит в стадию эскалации (первый вариант) или минует ее (второй вариант). Периодами развития конфликта можно назвать следующие состояния: Дифференциация - противоборствующие стороны разъединяются, пытаются отстаивать только свои интересы, используют активные формы противостояния.
Конфронтация - участники конфликта используют жесткие силовые методы борьбы. Интеграция - оппоненты идут навстречу друг другу и начинают искать компромиссное решение. Кроме вариантов и периодов, можно выделить следующие основные этапы конфликта:
Предконфликт (скрытый этап). Конфликтное взаимодействие (противодействие в активной стадии, которое, в свою очередь, делится на три фазы: инцидент, эскалация, сбалансированное взаимодействие). Разрешение (завершение противостояния). Постконфликт (возможные последствия). Ниже мы подробно рассмотрим фазы, на которые делится каждая стадия конфликтного взаимодействия.
В латентном этапе развития можно выделить следующие фазы: Возникновение конфликтной ситуации. На этом этапе между оппонентами возникает определенное противоречие, но они еще не осознают его и не предпринимают никаких активных действий к отстаиванию своих позиций. Осознание конфликтной ситуации.
В это время противоборствующие стороны начинают понимать, что столкновение неизбежно. При этом восприятие возникшего положения обычно носит субъективный характер. Осознание конфликтной объективной ситуации может быть как ошибочным, так и адекватным (то есть правильным).
Попытка оппонентов разрешить наболевший вопрос коммуникативными способами, грамотным аргументированием своей позиции.
Предконфликтная ситуация. Возникает, если способы мирного разрешения проблемы успеха не принесли. Противоборствующие стороны осознали реальность возникшей угрозы и решили отстаивать свои интересы другими методами.
Инцидент - это преднамеренные действия оппонентов, желающих единолично завладеть объектом конфликта, невзирая на последствия.
Осознание угрозы своим интересам заставляет противоборствующие стороны применять активные методы воздействия.
Инцидент - это начало столкновения. Он конкретизирует расстановку сил и обнажает позиции конфликтующих сторон. На этой стадии оппоненты еще слабо представляют себе свои ресурсы, потенциалы, силы и средства, которые помогут им одержать верх.
Это обстоятельство, с одной стороны, сдерживает конфликт, а с другой заставляет его развиваться дальше. На этой фазе противники начинают обращаться к третьей стороне, т. е. апеллировать в юридические органы для утверждения и защиты своих интересов.
Каждый из субъектов противостояния старается привлечь к себе наибольшее количество сторонников.
Конфликтное взаимодействие.
Эскалация - эта стадия характеризуется резким увеличением агрессивности противоборствующих сторон. При этом их последующие деструктивные действия гораздо интенсивнее, чем предыдущие. Последствия сложно предсказать, если так далеко заходит конфликт.
Этапы конфликта в своем развитии делятся на несколько ступеней: Резкое уменьшение когнитивной сферы в деятельности и поведении. Субъекты противостояния переходят к более агрессивным, примитивным способам противоборства. Вытеснение объективного восприятия оппонента универсальным образом «врага».
Этот образ становится ведущим в информационной модели конфликта. Увеличение эмоционального напряжения. Резкий переход от разумных аргументов к личным выпадам и претензиям. Рост иерархического ранга запрещаемых и нарушаемых интересов, их постоянная поляризация. Интересы сторон делаются биполярными. Бескомпромиссное применение насилия в качестве аргумента.
Утрата первоначального предмета столкновения.
Генерализация конфликта, его переход в глобальную стадию. Вовлечение в противоборство новых участников. Вышеперечисленные признаки характерны как для межличностных, так и для групповых конфликтов. При этом инициаторы столкновения могут всячески поддерживать и формировать данные процессы при помощи манипулирования сознанием противоборствующих сторон. Необходимо подчеркнуть, что в процессе эскалации сознательная сфера психики оппонентов постепенно утрачивает свою значимость.
В этой фазе субъекты конфликта понимают, наконец, что силовыми методами им проблему не разрешить. Они продолжают борьбу, но градус агрессивности постепенно снижается. Однако реальных действий, направленных на мирное урегулирование ситуации, стороны пока не предпринимают.
Разрешение конфликта.
Этапы разрешения конфликта характеризуются прекращением активного противоборства, осознанием необходимости сесть за стол переговоров и переходом к активному взаимодействию.
Завершение активной фазы столкновения может быть спровоцировано несколькими факторами: коренной переменой системы ценностей конфликтующих сторон; явным ослаблением одного из оппонентов; очевидной бесперспективностью дальнейших действий; подавляющим превосходством одной из сторон; появлением в противостоянии третьей стороны, способной внести весомый вклад в решение проблемы. Собственно разрешение конфликта.
Стороны начинают вести переговоры, полностью отказываются от силовых методов борьбы. Способы разрешения противоборства могут быть следующими:
изменение позиций конфликтующих сторон;
устранение одного или всех участников противостояния;
уничтожение объекта конфликта;
эффективные переговоры; обращение оппонентов к третьей стороне, играющей роль третейского судьи.
Конфликт может завершиться и другими путями: затуханием (угасанием) или перерастанием в противоборство другого уровня.
Постконфликтный этап Частичное разрешение. Этапы социального конфликта завершаются на этой относительно мирной стадии. Данное состояние характеризуется сохранением эмоциональной напряженности, переговоры происходят в атмосфере обоюдного высказывания претензий. На...

Похожие материалы:

Реферат: Семейные традиции, как средство нравственного воспитания учащихся

Курсовая работа: Сказкотерапия как средство коррекции детских страхов

Курсовая работа: Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта

Курсовая работа: Завистливость личности как фактор межличностных конфликтов

Курсовая работа: Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков