Курсовая работа: Переживание времени

Субъективные представления о времени продолжают оставаться одной из актуальных областей исследования в отечественной психологии. Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется прежде всего тем, что все основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов.

Дата добавления на сайт: 11 сентября 2024


Скачать работу 'Переживание времени':


ВВЕДЕНИЕ
Субъективные представления о времени продолжают оставаться одной из актуальных областей исследования в отечественной психологии. Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется прежде всего тем, что все основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, проблема времени достаточно широко изучена, но в ее решении особое место занимают социально - психологические аспекты, человеческий фактор, как важный образующий момент в отношении ко времени и реализации его объективной данности в социальной материи, социальной эволюции. Переживание времени играет важную роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. В связи с этим, проблема психологического времени - один из наиболее актуальных аспектов категории времени.
Во-вторых, в рамках психологической науки накопленное множество фактов по проблеме времени. Однако проблема переживания времени больных с психосоматическими заболеваниями является мало изученной. А значит, исследование данного аспекта времени у больных с гипертонической болезнью и бронхиальной астмой является актуальным.
Объект исследования: переживание времени.
Предмет исследования: переживание времени больных с гипертонической болезнью и бронхиальной астмой.
Цель исследования - исследовать переживание времени больных с гипертонической болезнью и бронхиальной астмой.
Гипотеза заключается в предположении о том, что существуют особенности переживания времени больных с гипертонической болезнью и бронхиальной астмой.
Задачи:
. Провести теоретический анализ психологической литературы и раскрыть понятие переживание времени;
. Рассмотреть теоретические представления переживания времени больных с гипертонической болезнью и бронхиальной астмой;
. Провести эмпирическое исследование переживания времени больных с гипертонической болезнью и бронхиальной астмой.
ГЛАВА 1. Теоретические представления переживания времени больных с гипертонической болезнью и бронхиальной астмой
Проблема времени всегда привлекала к себе внимание человека, поскольку она была и остается проблемой его бытия. Уже античные мыслители рассматривали время как последовательные изменения (возникновение, становление, исчезновение), происходящие с определенной цикличностью и повторяемостью. Символом, олицетворяющим время у древних народов, было катящееся колесо. Исключительная сложность проблемы сводится к ряду вопросов, главным из которых от глубокой античности до наших дней остается вопрос: что такое время и существует ли оно объективно? Каковы бы не были представления о времени, они подчиняться только двум основным принципам: объективности и субъективности. Время, как объект выступает в физических науках, что не представляет интереса для данного исследования. В этом исследовании время выступает, как субъект. Субъективное переживание времени - это не оценка отдельного, определенного промежутка времени, а полное осознание времени, по отношению к которому способность оценивать временной промежуток является лишь одной из множества характеристик.
1.1Понятие переживания времени в психологии
Изучение проблемы времени в рамках психологической науки показало, что она не менее сложна, чем в физике и полна противоречий. Одним из сложных является вопрос о восприятии времени.
К.А. Абульханова-Славская и Т.Н. Березина [1] существующие направления изучения времени условно классифицируют следующим образом: выделив четыре основных аспекта его рассмотрения. Первый - отражение (психикой, сознанием) объективного времени, большая или меньшая адекватность и механизмы отражения (восприятие времени). Второй - временные, то есть процессуально-динамические характеристики самой психики, связанные, прежде всего, с лежащими в ее основе ритмами биологических, органических, нейрофизиологических процессов. Третий - способность психики к регуляции времени движений, действия и деятельности. Четвертый - личностная организация времени жизни и деятельности, то есть той временно-пространственной композиции, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути.
Рассматривая онтогенез человека как развивающиеся единство биологического и социального, психологи выделяют временные структуры человека как индивида, личности, субъекта деятельности и говорят о человеке как о «полиморфном носителе временных упорядоченностей различного порядка». Такой подход позволяет выделить различные уровни временных отношений, каждому из которых соответствуют тот или иной аспект исследований в психологии. В настоящее время можно выделяют три основных направления изучения времени в психологии: психофизиологический, психологический и личностный.
На психофизиологическом уровне выделяется проблема адаптации человека к системе текущего времени, что является необходимой предпосылкой для успешной ориентировки в окружающей среде. Подобного рода адаптация проявляется в различных формах. По мнению ряда авторов, отсчет времени осуществляется с помощью сложной системы, в которой сочетаются эндогенные процессы организма в виде сердечных сокращений, дыхательного цикла, цикла обмена веществ и экзогенные влияния в виде циркадических ритмов, температурных изменений, изменения влажности и т.д. Связывают подобный отсчет времени с функционированием биологических часов. По мнению Б.И. Цуканова [19, 21], субъективный образ длительности в данном случае строится с опорой на четко определенный временной промежуток, который выполняет роль своеобразного индивидуального «шага» и совпадает с длительностью эндогенных изменений. Подобная субъективная единица восприятия объективного времени примерно равна 0,87 - 0,89 секунд.
Вместе с тем, помимо такого врожденного чувства времени, существует и способность к осознанной оценке времени.
Психологическое время значимо отличается от объективного, хронологического. Людям свойственны индивидуальные особенности восприятия времени, например, как плавно текущего или скачкообразно, как сжатого или растянутого, пустого или насыщенного. На разных этапах онтогенетического развития люди по-разному относятся к прошлому, настоящему и будущему: молодым свойственна направленность в будущее, в пожилом возрасте более значимо прошлое, имеет место ретроспективная направленность мотивов. Наряду с возрастной дифференциацией особенностей переживания времени, существуют и половые отличия: мужчины склонны к большей актуализации будущего, а женщины - прошлого, которое психологически для них является более значимым.
К. Левин [10] установил взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим, он подчеркивал, что когда человек воспринимает, переживает свое теперешнее положение, то оно неминуемо связано с его ожиданиями, желаниями, представлениями о будущем и прошлом. Такое включение будущего и прошлого жизни в контекст настоящего К. Левин назвал временной перспективой. Идеи К. Левина, впервые поставившего вопрос о существовании единиц психологического времени различной направленности, послужили стимулом для дальнейшего исследования «временной перспективы личности».
Попытки найти орган, специализирующийся на восприятии времени, не дали положительных результатов, хотя И.М. Сеченов [15] и отводилт роль "чувствующих приборов времени» слуховому и кинестетическому анализаторам. Почему именно эти анализаторы получили в ходе эволюции живых систем преимущественное право воспринимать время, И.М. Сеченов [15] не объяснил. Дальнейшие исследования показали, что с таким же успехом роль «чувствующих приборов времени» можно приписать и другим анализаторным системам.
Г. Вудроу [5] первым попытался критически подойти к вопросу восприятия времени. Исходя из основного тезиса, что восприятие - реакция на стимул, Г. Вудроу [5] писал, что если время-объект, то это объект, в корне отличный от таких объектов, которые воспринимаются нами так, как, например, воспринимается яблоко.
Среди совокупности фактов, накопленных за многие годы, наиболее значимыми являются те, которые позволяют говорить о реальности переживаемого времени у человека. П. Фресс [18] выделял: 1) непосредственно переживаемое время; 2) опосредованное отношение к переживаемому времени в виде понятий. Д.Г. Элькин [24] разделяя точку зрения П. Фресса [18], говорил о непосредственном и опосредованном (понятийном) отражении времени. Аналогичный взгляд и у С.Л. Рубинштейна [14]. Он выделял переживаемое время в виде непосредственно данной длительности и абстрактное время, определяемое в понятиях.
Первый уровень - общий для животных и человека. Когда переживаемое время течёт. Его течение заложено в механизме собственных (биологических) часов, ход которых определяют все внутренние (эндогенные) изменения в организме человека. Эти часы являются врождёнными и подчинены регуляции центральной нервной системы, которая является «самым основным часовым прибором». Именно с этим текущим временем, переживаемым, обусловленным ходом собственных часов индивида, и имели дело исследователи, когда пытались изучать восприятие времени. А. Хоринг первым установил три качественно отличные зоны в переживаемом времени. Они получили название коротких, нейтральных и длинных интервалов. Дальнейшие исследования, обзоры которых достаточно полно представлены Г. Вудроу [5], П. Фрессом [18], Д.Г. Элькиным [23, 25], были направлены на изучение порогов длительности, психофизических механизмов различения, проверки закона Вебера в этих зонах, связи нейтральных интервалов с различными физиологическими характеристиками организма.
Опосредованное отношение к переживаемому времени является собственно человеческим образованием. Оно возникает благодаря социальному опыту и речи. Речь выступает инструментом для оценок непосредственно переживаемых отрезков времени, так как в речи закрепляются социально принятые меры времени. В онтогенезе благодаря речи человек овладевает законом последовательности. П. Фресс [18] подчеркивал, что овладение этим законом означает, целую революцию в психике человека, ибо перед ним открывается временная перспектива с полярностью прошлого и будущего. К началу подросткового возраста субъекту открывается непрерывность течения времени. Осознание текучести переживаемого времени отражается в субъективном отношении к скорости его течения, что выражается в разнообразии оценок и суждений о том «быстро или медленно протекает время», совпадает ли его скорость со скоростью течения времени у других людей. Подобное разнообразие оценок получило название психологической относительности течения субъективного времени.
Высшей формой отношения к переживаемому времени является сложившаяся система представлений и понятий о нём. Они позволяют человеку, используя точки отсчёта времени (как общепринятые, так и собственные), преобразовывать последовательные ряды временной перспективы, реконструировать прошлое, предвидеть будущее, выходить за пределы индивидуального опыта и включать себя в историю человечества. Человек смотрит на время как на своё достояние. На уровне понятий время для личности выступает своеобразным «объектом», который как бы находится в её распоряжении. Личность может «иметь время», щедро «отдавать своё время», придавать ему ценность, подобную ценности денег. Закрепляясь в ходе онтогенеза в форме понятий, время как бы отрывается от уровня непосредственно переживаемых изменений и становится «психологическим временем личности». Именно здесь, на уровне понятийного отношения к времени, возможно, символическое преобразование последовательности за счёт частой повторяемости рядов временной перспективы, что, как отмечал Фресс [18], в известной мере освобождает человека от тяжести необратимости изменений, от безвозвратно ушедшего времени.
С.Л. Рубинштейн [14] в собственно восприятии времени различал: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности. Как одно, так и другое, по его мнению, включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты. У человека имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или «чувство», времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмичностью основных процессов органической жизни - пульса, дыхания.
Небольшие промежутки времени, заполненные, например, рассматриванием какой-нибудь картинки, по их истечении обычно, как показали опыты ряда исследователей, более или менее сильно переоцениваются, большие - недооцениваются. Эти данные можно обобщить в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени. Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. В этом расчленении закона заполненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прошлое объективировано в своем содержании и целиком определяется им; события в нем внеположные: они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания. В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно переживается как настоящее, оно по существу смыкается в переживании в одно единство; заполняющими его событиями оно не расчленяется именно постольку, поскольку оно переживается как настоящее. При незаполнении же переживаемого времени в переживании обычно создается томительное напряжение, так что внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется. По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план установка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие переживаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного - мучительно сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором - оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным характером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детерминированной оценки времени.
В. И. Ковалев [9] провел глубокий методологический анализ проблемы времени, а также он предложил и разработал два основных принципа ее анализа и концептуализации. Первым явилось выделение и дифференциация психологической организации у человека и человеком времени, которая включала процессы восприятия, переживания, осознания и отношения ко времени жизни, и личностной регуляции - использования, овладения и управления (преобразования) времени. Эта дифференциация разделила с целью дальнейшего соотнесения субъективное психологическое время и время личности. Второй принцип заключался в выделении уровней организации психологических времен, имеющих следующую восходящую последовательность: субъективно-переживаемое, перцептуальное, личностное, субъектное и индивидуальное время. В. И. Ковалев [9], опираясь на концепцию В. Н. Мясищева [12], определил отношение ко времени не как рядоположенное другим отношениям (к людям, жизни, деятельности и т. д.), а как «сердцевину всех отношений личности», носящее ценностный характер.
Весьма сложным является вопрос о направлении течения субъективного времени. Организм индивида, как диссипативная структура, подчиняется второму закону термодинамики, и все эндогенные изменения в организме происходят в направлении от менее вероятных событий к более вероятным (от рождения к смерти). Поэтому, исходя из второго закона термодинамики, в диссипативных структурах времени приписывается течение только в одном направлении, в направлении роста энтропии, то есть, из прошлого в будущее.
А.А. Логинов [11] пишет, что биологическое (физическое) время в организме индивида направлено из прошлого через настоящее в будущее. Обратное направление невозможно, в этом и заключается необратимость в физическом смысле.
Субъективно переживаемое время в психике индивида течет в направлении из будущего через настоящее в прошлое. Исходя из этого факта, Брагина Т.А. и Доброхотова Н.Н. [4] пришли к заключению, что если индивидуальное время субъекта по направлению не согласовывается, расходится с временем внешнего мира (физическое время), то психика индивида как бы существует в своем собственном времени, независящем от физического. Направление индивидуально переживаемого времени расходится не с направлением времени внешнего мира, а с направлением «стрелы внутреннего времени» жизни организма индивида. Так как направление «стрелы внутреннего времени» жизни организма определяется законом роста энтропии, то за время жизни организм достигает наиболее вероятного состояния, состояния равновесия.
Каждому субъекту в его сознании открывается течение переживаемого времени в направлении из будущего через настоящее в прошлое. Субъективно переживаемое время действительно не согласовывается, расходится со «стрелой внутреннего времени» организма, и возникает кажущаяся независимость субъективного времени от «физического времени», «объективного времени» - «времени внешнего мира». Направление и течение переживаемого времени не является свойством самого по себе ума, а является свойством органа ума - мозга, который играет роль собственных часов человека. Природа «обратного хода» этих часов во многом не ясна и не изучена. Но, благодаря их «обратному ходу», в сознании индивида существует реальная «стрела субъективного времени», указывающая его течение из будущего через настоящее в прошлое.
В психологии давно назрела необходимость дать целостное описание свойств и особенностей реально переживаемого времени для каждого отдельного человека. Чтобы описать эту реальность и её свойства необходимо выделить главную меру - собственное настоящее человека, в котором именно ему открывается ряд последовательных изменений. Если на «стреле субъективного времени» индивиду непосредственно дано его настоящее, то, прежде всего, нужно точно определить длительность «действительного настоящего» и обосновать существование чётких критериев для его выделения.
Как пишет, Цуканов Б.И. [20], весьма важное место в целостном описании особенностей переживаемого времени...

Похожие материалы:

Реферат: Возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени личностью в период взрослости

Реферат: Проблема группового отношения к времени в социальной психологии