Курсовая работа: Подростки и компьютерные сети

Социальные сети становятся все более популярными, и количество времени, проводимого пользователем в социальных сетях, неуклонно возрастает. Это связано с тем, что каждый человек нуждается в общении, а жизнь современного человека становится такой быстрой, что времени на встречи и полноценное общение с друзьями, родственниками и просто знакомыми практически не остается.

Дата добавления на сайт: 11 сентября 2024


Скачать работу 'Подростки и компьютерные сети':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
.1 Подросток и компьютер
.2 Подростки. Возрастные особенности
.2.1 Физиологические особенности
.2.2 Отношения с семьей
.2.3 Отношения со сверстниками
.2.4 Общение со сверстниками противоположного пола
.2.4.1 Формы общения
.2.5 Общение подростков со взрослыми
.2.6 Развитие мышления
.2.7 Развитие внимания, памяти, воображения
.2.7.1 Память
.2.7.2 Воображение
.2.8 Развитие личности. Кризис личности
.3 Социальные сети
ГЛАВА 2. Описание методов, выборки и процедуры исследования
.1 Описание методов исследования
.2 Описание выборки исследования
.3 Процедура исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследования
.1 Результаты метода исследования - эссе
.1.1 Анализ результатов эссе
.2 Результаты метода исследования - рисунок
.3 Результаты метода исследования - анкетирование
.3.1 Анализ результатов метода исследования - анкетирования
ГЛАВА 4. Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Социальные сети становятся все более популярными, и количество времени, проводимого пользователем в социальных сетях, неуклонно возрастает. Это связано с тем, что каждый человек нуждается в общении, а жизнь современного человека становится такой быстрой, что времени на встречи и полноценное общение с друзьями, родственниками и просто знакомыми практически не остается. В результате этого, реализуя свою потребность в общении, а также в развлечениях и проведении свободного времени, человек выходит в социальную сеть.
Проблема
На сегодняшний день уже мало людей, которые не состоят в каких либо соц. сетях. В основном, это самое старшее поколение, которым в силу возраста и своих возможностей сложно освоить компьютер. Социальные сети настолько сильно укоренились в нашем сознании, что мало кто уже представляет себе жизнь без них. Поскольку подростки наиболее восприимчивы ко всему новому, то и социальные сети они осваивают намного быстрее. Многие из них выходят в сеть, не дожидаясь, когда придут домой и сядут за компьютер. Айпод или смартфон - необходимое средство общения современного подростка. Наши дети сидят в режиме онлайн пока не закончится Интернет.
Подростковый возраст - период самоутверждения, когда человеку важно приобрести значимость в важной для него среде, завязать дружеские и партнерские отношения. Общение со сверстниками - одна из ведущих видов деятельности в этот период жизни. Но, так получается, что осваивают они ее в двух мирах - реальном и виртуальном. И очень важно какой мир больше завладеет сознанием подростка. Ведь именно сейчас он только учится строить отношения. Не повлияют ли социальные сети на наше растущее поколение так, что они так и не смогут научиться строить близкие, открытые отношения с реальными людьми? Будут ли они, вообще, ценить общение вживую?
Цель
Выявить отношение подростков к социальным сетям
Задачи
Проследить, осознают ли подростки отрицательные стороны социальных сетей
Определить сколько времени подросток проводит в социальных сетях
Выявить какие социальные сети пользуются наибольшим спросом у подростков
Проследить влияние социальных сетей на подростков
Объект
Подростки - активные пользователи социальных сетей
Предмет
Отношение подростков к социальным сетям
Гипотеза
Подростки много времени проводят в социальных сетях. Мало осознают негативное влияние социальных сетей.
ГЛАВА 1
1.1 Подросток и компьютер
Тема в современном мире достаточно актуальная и совсем неоднозначная. На мой взгляд, мы живем в то время, когда родители уже не могут решать нырять или нет ребенку в виртуальный мир, можно только пытаться ограничивать и контролировать их поведение в Интернете. Да и сам контроль поведения подростка в виртуальном пространстве очень условен. «Взламывать» контролирующие и ограничивающие программы подростки успевают, чуть ли не быстрее, чем профессиональные программисты их пишут. А родители не всегда имеют время, возможности, а иногда и желание узнать, чем занимается их ребенок, когда сидит за монитором. И так как общению с компьютером в современном мире подросток учится одновременно с общением в социуме (а в некоторых случаях и раньше), то и уровень, и скорость, и легкость взаимодействия с виртуальным миром у него много выше, чем у взрослого человека. Это похоже на изучение иностранного языка: чем раньше человек начинает изучать второй язык, тем «роднее» он для него становится. Таким образом, возможность существования ребенка в нескольких виртуальных реальностях - это данность, с которой приходится смириться.
Все мы понимаем, что компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, или, даже, цивилизованности человека. Трудно представить себе человека, претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером. «Потребность в Интернете занимает второе место, превысив по степени важности потребность в материальном благополучии, но уступив потребности в еде» ( Психологический журнал том 34, номер 4, 2013 ) .Современное состояние дел таково: если в середине-конце 90-х годов в числе наиболее частых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то теперь увлечение компьютером потеснило прежние увлечения. Современных школьники, отвечая на вопрос о своих интересах и увлечениях, часто упоминают компьютер, Всемирную сеть Интернет, практически наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями. Что такое Интернет? «Интернет - это глобальная компьютерная сеть, предоставляющая огромные свободы пользователям». Но сейчас, это уже нечто большее, чем просто сеть.
Одним из следствий распространенности и доступности Интернета в современном мире стали увеличение и продолжительности его использования, особенно среди подростков. Квалификация феномена так называемого чрезмерного использования Интернета (excessive internet use ) неоднозначна: одни исследователи говорят о склонности к интернет - зависимости, тогда как другие обращают внимание на то, что с развитием технологий сами границы нормы и патологии сдвигаются, и то, что выглядит как зависимость, может быть проявлением современного образа жизни. (Психологический журнал, том 34, номер 4 , 2013) .
Что же такое Интернет глазами подростка? Прежде всего - это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учебе. На самом деле, очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях. В некоторых случаях это перерастает в зависимость. Но, к сожалению, доказать это самому подростку невозможно. Он должен сам это понять и осознать, только тогда возможно все изменить. Для большинства подростков Всемирная сеть - это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не сточки зрения взрослых. Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, но и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни. Интернет дает иллюзию вседозволенности.
А вот что пишет психиатр - психотерапевт профессор А. Ю.Акопов «Компьютер (под компьютером он подразумевает стационарные и переносные, ноутбуки) - не только удобное, технически совершенное средство связи. Это средство и общения, времяпрепровождения, проведения досуга, отдыха, расслабления после тяжелого рабочего дня, снятия усталости, стрессов. С помощью компьютера можно получить любую информацию во всех сферах - в громадных объемах, быстро, оперативно не выходя из дома, ни к кому не обращаясь, никого не беспокоя и не перед кем не одалживаясь. Когда человек сидит за компьютером, ему кажется, что он все может, ему все по силам, он - сверхчеловек, он - господин ситуации. Работать на компьютере может любой - от 4-5 лет до глубокой старости. Компьютер может все и всех заменить человеку, за компьютером никто не нужен (радость аутиста и аутизации всех работающих за ним) (опять: «Балдеем без тебя»). Компьютеру можно доверить все, скрыть свои недостатки (физические), личностные особенности, уродства: тебя твои оппоненты не видят. Именно по этому компьютерному визави можно доверить все свои тайны, многое из того, что при личном знакомстве не сказал бы этому человеку, как доверяются случайному попутчику, - это безнаказанно. Через компьютер человек получает свежую зрительную информацию - только успевай перерабатывать ее. Поэтому, о каком реальном общении может идти речь? Оно уже не нужно. Не нужно встречаться, куда-то ходить, все можно по компьютеру: заказать товары, еду, оплачивать услуги. На компьютере можно работать дома и зарабатывать приличные деньги, это престижная высокооплачиваемая работа; можно взламывать банковские счета, воруя миллионы (хакеры). Это анонимно (отсюда антисоциальное использование компьютера и работающих на нем) . Это спасение для инвалидов ( общение, занятость, приработок ), стариков и одиноких, несчастных людей, для аутистов. Компьютер - великолепное средство обучения, дающее возможность самообразования, творчества, реабилитации больных и инвалидов, это великолепное средство дать пощечину обществу и отмстить обидчику.
Тогда в чем же проблема? Все дело в информации. Там ее излишне (для каждого) много ( но она не может дать ответ именно на твои вопросы, помочь разрешить именно твои проблемы, так как она безадресна, она плохо структурирована, а нужная тебе информация нуждается в долгом и трудном, и не всегда успешном поиске. Мой клинический опыт говорит о том, что информация при определенных условиях - более сильнодействующий, «тяжелый» наркотик, чем, например, героин. Компьютерной зависимости покорны все возрасты. Но чаще это или дети, подростки, или взрослые работающие люди, таким образом отдыхающие от трудов праведных». (А.Ю.Акопов «Свобода от зависимости», стр.138 ) Если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, «мыши» или монитора, то на психику человека в первую очередь влияют виртуальные вещи - игры и Интернет. «Компьютер, компьютерная виртуальная реальность, с которой сливается человек психически и физически, одушевляется человеком (напомню, что именно так - одушевление - я назвал один из психологических процессов в ходе формирования любой зависимости).» (А.Ю. Акопов, стр.141)
Интернет плох тем, что не имеет границ. То есть, он не ограждает подростков от ненормативной информации, которую им совершенно незачем знать. Из всего выше сказанного следует то, что остается надеяться только на сознание самих детей, на их честность. Было бы лучше, если бы каждый ребенок задумался о своих поступках, о том, сколько драгоценного времени он теряет, просиживая в Интернете за бессмысленным занятием. Подростковый период - это самое замечательное время, которое нужно заполнить яркими моментами и провести его с пользой.
Как же бороться с негативным влиянием Интернета на ребят? На данный момент во всех общеобразовательных школах подключен бесплатная Всемирная сеть. И поставлены специальные «фильтры», которые не позволяют заходить на сайты не учебного характера. Это только один из способов борьбы государства с негативным влиянием Интернета на подростков.
Интернет с каждым днем все больше развивается, сфера услуг его расширяется. А такими темпами, если не придумать радикальных методов по контролю над теми, кто его посещает, то наше общество начнет деградировать. Этот процесс уже начался, а что будет дальше, зависит только от нас самих. Бесконтрольное посещение Интернета - это на самом деле очень большая проблема, которая требует незамедлительного решения.
Профессор А. Ю.Акопов дает конкретные рекомендации взрослым, взаимодействующим с детьми и подростками: «Детям необходимо больше общаться со сверстниками, необходимо живое общение и с родителями. Необходимо контролировать, сколько времени и что он делает за компьютером. В Интернете много информационного шума, а ребенок в школе привык, что в книгах все правильно. Поэтому и информацию из Интернета он воспринимает некритично. В ограничении времени работы за компьютером необходимо применять и информационные, и педагогические методы. Родителям надо ставить фильтры на определенную компьютерную информацию (часто дети выходят на порносайты). Для родителей необходимо реализовать компьютерный ликбез. Учителя - предметники могут провоцировать лишний интерес ребенка к компьютеру. Не следует без надобности перегружать детей ненужной работой на компьютере. Необходимо составить свод законов по работе с компьютером для учителей в плане воспитания информационной культуры.» (А.Ю.Акопов «Свобода от зависимости» стр. 146)
.2 Подростки. Возрастные особенности
Подростковый возраст или отрочество имеет достаточно неопределенные границы (от 9-11 до 14-15 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.
1.2.1 Физиологические особенности
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. И хотя линии психического и физического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже. Начиная с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывает интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес, а это сопровождается изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 4 - 7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания - в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль или полную пассивность.
Стоит отметить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей. Они как будто все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков в большей мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство - более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении). В этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и женские качества.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его особой значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими людьми, которые должны проявить и понимание, и тактичность.
На образ физического «Я» и самосознание в целом влияет темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверенны в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест или раздражен.
1.2.2 Отношения с семьей
В. С. Мухина в своей книге «Возрастная психология» пишет: « Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от подростка обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» («Мы - группа», У. Г. Самнер) составляют сверстники.( В. С. Мухина «Возрастная психология», стр.346) Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников, выступающих источником новых норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития
) освобождение от родительской опеки.
) постепенное вхождение в группу сверстников
1.2.3 Отношения со сверстниками
В этот период подросток начинает больше ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние развода на развитие ребенка (подростки)

Курсовая работа: Психологические последствия общения в сети Интернет

Реферат: Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей