Курсовая работа: Полоролевая идентификация воспитанников детского дома подросткового возраста

Дети-сироты в любом возрастном периоде значительно отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в полных семьях. Нарушения развития их личности связано с взаимодействием ряда психобиологических и психологических процессов, отмечаемых во всех исследованиях на данную тему (М.И. Лисина; В.В. Зарецкий).

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Полоролевая идентификация воспитанников детского дома подросткового возраста':


МИНИТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра психологии
направление 030300.68 магистратура «Психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА:
«Полоролевая идентификация воспитанников детского дома подросткового возраста»
С.Я. Вьюшкова, студент Пм - 112 гр.
Проверил:
к. псх. н., доцент
Кулеш Е.В.
Хабаровск 2013

Содержание
Введение
I.Теоретический анализ проблемы полоролевой идентификации в трудах отечественных и зарубежных авторов
.1Основные подходы исследования полоролевой идентификации в психологии
1.2Психологические особенности развития подростков оставшихся без попечения родителей
1.3Особенности полоролевой идентификации сирот подросткового возраста
2.Характеристика диагностического инструментария по проблеме изучения полоролевой идентификации воспитанников детского дома подросткового возраста
2.1 Организация и этапы проведения экспериментального исследования
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Дети-сироты в любом возрастном периоде значительно отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в полных семьях. Нарушения развития их личности связано с взаимодействием ряда психобиологических и психологических процессов, отмечаемых во всех исследованиях на данную тему (М.И. Лисина; В.В. Зарецкий). К ним относят ранний отрыв от биологической матери и лишение ребенка возможности во взаимодействии с ней развивать эмоциональную сферу. Непостоянство среды воспитания. Отсутствие стимуляции активности и развития деятельности ребенка со стороны взрослых. Отсутствие объектов для подражания, идентификации, совместной деятельности. Жизнь в условиях хронического стресса в семье родителей, где до их развода или лишения родительских прав не исполнялась ни одна из базовых функций семьи, а преобладали психогении от конфликтов.
Фактически с момента рождения и до помещения в детский дом на каждом из этапов онтогенеза личности детей не решались основные задачи их возрастного развития.
Анализ научной литературы показывает, что ученые делают предметом анализа различные аспекты полового самосознания детей, оставшихся без попечения родителей: формирование половой идентичности у детей дошкольного возраста в условиях депривации (С.Б. Данилюк); проблемы полоролевого поведения у подростков детского дома (H.H. Крыгина); особенности становления половой идентичности у детей, лишенных родительского попечительства (М. Лангмейер, 3. Матейчек, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, H.H. Толстых, Т.И. Юферева); взаимосвязь девиаций детей из учреждений интернатного типа с нарушениями процесса половой идентификации (A.A. Аладьин, И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова).
Особо следует отметить работы известных отечественных ученых И.С. Кона и Б.Г. Ананьева, посвященные проблемам пола и межполовых отношений, в которых определены приоритетные направления исследований в области психологии пола; В. Е. Кагана, исследовавшего полоролевые установки и стереотипы мужественности - женственности у подростков.
Отмечая плодотворность данных исследований, следует признать, что вне поля зрения ученых остаются многие аспекты психической жизни-воспитанников детских домов разного вида. Одним из таких аспектов является формирование половой идентификации подростков, оставшихся без попечения родителей. В педагогической психологии проблема формирования адекватной половой идентификации подростков, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в детском доме и в условиях приемной семьи, в полной мере еще не осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.
Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе развития воспитанников детского дома.
Цель работы:
Раскрыть особенности полоролевой идентификации воспитанников детского дома подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ по проблеме изучения полоролевой идентификации воспитанников детского дома.
2. Рассмотреть основные подходы исследования полоролевой идентификации в отечественной и зарубежной психологии.
. Раскрыть психологические особенности развития подростков оставшихся без попечения родителей.
4. Обосновать особенности полоролевой идентификации сирот подросткового возраста.
Объект исследования:
Идентификация подростков.
Предмет исследования:
Полоролевая идентификация воспитанников детского дома подросткового возраста.
Гипотеза:
Предполагаем, что в условиях детского дома у подростков происходят проблемы в формировании полоролевой идентификации.
Методологической основой исследования является:
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных полоролевой идентификации; наблюдение, беседа, тестирование, опрос, анкетирование.

I. Теоретический анализ проблемы полоролевой идентификации в трудах отечественных и зарубежных авторов
.1 Основные подходы исследования полоролевой идентификации в психологии
В XX в. одной из ведущих теорий пола и сексуальности был психоанализ, который оказался, в сущности, первой попыткой представить формирование гендерной идентичности как часть процесса индивидуального развития.
Подобно биоэволюционной теории, психоанализ постулирует существование универсальных черт, механизмов и стадий формирования «мужского характера», но считает, что соответствующие структуры не заданы биологически, а формируются в процессе индивидуального развития, в ходе взаимодействия и видентификации ребенка с родителями. Хотя, по Фрейду, «анатомия - это судьба», она реализуется при посредстве самого ребенка. Ключевой процесс гендерного развития ребенка - идентификация, которая у разнополых детей протекает по-разному. Мальчик идентифицируется с отцом, чтобы разрешить Эдипов комплекс и уменьшить страх перед кастрацией, а девочка - с матерью, чтобы разрешить комплекс Электры и уменьшить свою зависть к мужскому органу. В обоих случаях «правильная» идентификация способствует полодиморфическому поведению. Из этого вытекают и другие различия.
Все дети начинают свою эмоциональную жизнь идентификацией с матерью, но девочки идентифицируются с матерью навсегда, удовольствие от интимных эмоциональных отношений с ней формирует у них потребность в таких же теплых отношениях с другими людьми. Напротив, мальчики скоро узнают, что отличаются от своих матерей, они вынуждены формировать свою мужскую идентичность отрицательно, через отделение от матери, путем формирования собственного «Я» как чего-то независимого, автономного и индивидуального [16, c. 70].
Иными словами, формирование гендерной идентичности у мальчиков и девочек идет разными путями: женская идентификация является по преимуще- ству родительской, а мужская - полоролевой. В отличие от девочек, вырабатывающих гибкие личные идентификации со своими матерями, мальчикам нужна позиционная идентификация с разными аспектами обобщенной мужской роли. В процессе развития личности у мальчика появляются специфические мужские страхи и коммуникативные тревоги, от степени и способа преодоления которых зависит характер и особенно психосексуальные свойства взрослого мужчины.
Психоанализ оказал сильное влияние на клинические исследования внутренних противоречий маскулинной идентификации и связанных с ними психосексуальных нарушений и трудностей. Он первым показал, что мужская идентичность, вопреки видимости, вовсе не монолитна, ее компоненты зачастую рассогласованны и внутренне противоречивы. На базе психоанализа создан ряд плодотворных альтернативных моделей мужского жизненного пути и теорий стадиального формирования мужской идентичности (Эрик Г. Эриксон, Гарри Стэк Салливэн и др.). Применение психоаналитического понятийного аппарата к интерпретации антропологических данных выявило наличие множества социокультурных вариаций маскулинности, порождающих разные типы «мужского характера».
Главное возражение против теории идентификации - неопределенность ее основного понятия, которое обозначает и уподобление себя Другому, и подражание, и самоотождествление с Другим. Но защитная идентификация мальчика с отцом из страха перед ним (Эдипов комплекс) имеет мало общего с подражанием, основанным на любви. Подражание свойствам отца как личности принципиально отличается от усвоения его гендерной роли (отец как властная фигура). Практически образцом, идеалом для мальчика часто бывает не отец, а какой-то другой реальный или воображаемый мужчина. Наконец, поведение детей не всегда основано на подражании поведению взрослых [16, c. 71] .
Социализационный подход.
Если биоэволюционные теории замыкают формирование гендерных свойств и идентичностей на филогенез, а психодинамические - на бессознательную идентификацию ребенка с родителем собственного пола, то социализационный подход выдвигает на первый план воспитание и обучение.
Созданная в середине 1960-х годов теория половой типизации Уолтера Мишела, опиравшаяся на теорию социального научения, придавала решающее значение в формировании полоролевых стереотипов механизмам психического подкрепления. «Половая типизация - это процесс, посредством которого индивид усваивает полодиморфические образцы поведения; сначала он научается различать дифференцируемые по полу образцы поведения, затем - распространять этот частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполнять соответствующие правила» [16, с. 72].
Согласно теории социального конструирования гендера, основные идеи которой были сформулированы западным исследователем И. Гоффманом, категория «гендер» представляет собой совокупность следующих составляющих: 1) биологический пол; 2) полоролевые стереотипы; 3) полоролевые нормы; 4) полоролевая идентичность. Они (кроме первого фактора) отражают собой все многообразие культурных составляющих пола, всех связанных с предписанным обществом гендерных норм, навязываемых им стереотипов и путей социализации и идентификации.
Когнитивные подходы.
Неудовлетворенность биологическими и социализационными теориями вызвала к жизни многообразные когнитивные подходы. Первым шагом в этом направлении была когнитивно-стадиальная теория гарвардского психолога Лоуренса Колберга, согласно которой 1) формирование гендерной идентичности - часть процесса когнитивного развития ребенка; 2) дети принимают и усваивают гендерные нормативы и образцы не в результате прямого научения, а на основе уже сформированной гендерной идентичности; 3) гендерная идентичность формируется последовательно и стадиально.
В этом процессе он выделяет три стадии: гендерной идентификации, гендерной стабилизации и гендерного постоянства. На первой стадии, от 2 до 3,5 лет, ребенок уже знает свою половую/гендерную принадлежность, но считает, что ее можно изменить. На второй стадии (3,5-4,5 года) ребенок усваивает, что его гендерная идентичность сохраняется во времени, но не в любых ситуациях. На третьей стадии (4,5-7 лет) гендерная идентичность становится постоянной и неизменной.
Сила теории Колберга в том, что она связывает представления ребенка о нормативном для его пола поведении не только с одобрением или неодобрением окружающих, но и с его собственными наблюдениями за фактическим поведением мужчин и женщин, которые служат ему образцами.
Следующим этапом развития гендерной психологии стали возникшие в начале 1980-х годов теории гендерных схем Сандры Бем, Хейзл Маркус и др, до некоторой степени соединившие социализационныи и когнитивный подходы. Под гендерной схемой понимается система взаимосвязанных мысленных ассоциаций, объединяющих информацию о поле / гендере.
Теория гендерных схем переводит проблему из дифференциальной психологии и психологии развития в область социальной психологии.
Несмотря на различия акцентов, все когнитивные подходы имеют общие черты. Во-первых, они считают, что гендерные знания способствуют организации и интерпретации информации и обеспечивают стандарты, которые направляют поведение. Во-вторых, они полагают, что дети активно ищут и создают правила, касающиеся гендера, причем это начинается в более раннем возрасте, чем думали раньше. В-третьих, они рассматривают гендерные схемы как момент когнитивного развития, хотя соотношение его компонентов остается неясным [16, c. 74].
В целом, изучение гендерного развития предполагает интеграцию всех трех главных перспектив - биологической, социализационной и когнитивной. Маккоби называет биологические, социализационные и когнитивные процессы не «факторами», а взаимосвязанными компонентами гендерного развития.
Феминистский подход.
Феминистский подход, материализованный в так называемых гендерных исследованиях, является социологическим или социокультурным.
Гендер для него - не комплексный социобиопсихологический феномен, а стопроцентно социальный конструкт, обозначающий отношения власти и социальное неравенство мужчин и женщин. Конкретные компоненты и детерминанты индивидуального гендерного развития феминистов не особенно интересуют, их экскурсы в специальные разделы психологии нередко страдают упрощениями, на что «классические» психологи и биологи отвечают взаимностью.
Самая влиятельная общая теория гегемонной маскулинности Рейвин Коннелл (ее автор - австралийский социолог и педагог) также родилась в русле феминизма, причем, что немаловажно для нашей темы, из наблюдений за мальчиками в школе.
Плодотворные результаты дает и «смычка» феминизма с некоторыми другими теоретическими направлениями, например с психоанализом. Классический психоанализ считал роли отца и матери более или менее единообразными. Феминистский психоанализ в лице Нэнси Ходоров подходит к вопросу тоньше, считая мужские психологические конфликты результатом совместного действия имманентных противоречий маскулинности и специфического способа социализации мальчиков в конкретном обществе.
Но если маскулинность формируется и определяется через обособление, а фемининность - через единение, то мужской гендерной идентичности больше всего угрожает слияние, а женской - обособление. Недаром у мужчин чаще возникают трудности с построением взаимоотношений, а у женщин - с процессами индивидуализации, причем и те и другие закладываются в раннем детстве [16, c. 75].
Таким образом, современные теории гендерного развития значительно сложнее классических, включают гораздо больше аспектов и компонентов, по отношению к которым становящийся мужчиной мальчик выступает не в качестве пассивного продукта, а в качестве действующего лица, «агента», причем такая реципрокная (основанная на взаимодействии) причинность действует не только на ранних стадиях развития, но и на протяжении всего жизненного пути.
В свете теории развивающихся систем Ричарда Лернера гендерное развитие предполагает плюрализм, учет процесса развития и признание активной роли развивающегося субъекта. Это значит, что:
. Индивидуальное развитие по самой сути своей потенциально плюралистично, содержит в себе возможность разных вариантов; ни его процесс, ни его результаты не являются однонаправленными, ведущими к одному и тому же конечному состоянию.
. Человек развивается от зачатия до смерти: пластичность, способность к изменению сохраняется, хотя и в разной степени, на всем протяжении жизненного пути. Развитие человека не ограничивается каким-либо одним периодом жизни. Разные процессы развития могут начинаться, происходить и заканчиваться в разные моменты жизни, причем эти частные процессы не обязательно протекают одинаково, по одним и тем же законам.
. Разные люди развиваются неодинаково, что порождает множество биосоциальных, групповых и индивидуальных различий.
. В разных сферах жизнедеятельности развитие определяется множественными факторами, которые не сводятся к какой-то одной системе влияний, будь то биологическое созревание, развертывание чего-то изначально заложенного или воспитание и научение.
. Человеческая индивидуальность не только продукт, но и субъект, творец своего собственного развития. Чтобы понять его, необходимо учитывать множество социально не структурированных, случайных жизненных событий, ситуаций и кризисов, а также тех способов, которыми личность разрешает возникшие перед нею задачи.
Эти суждения выглядят слишком глобальными, но именно поэтому они подтверждаются не хуже, чем положения эволюционной психологии. Феминистский психоанализ существенно обогащает также наши представления о природе «мужской субъективности», включающей в себя и такие вроде бы «немужские» черты, как мазохизм и нарциссизм (Кажи Силверман). Эти идеи успешно применяются в культурологических и искусствоведческих исследованиях [16, с. 77].
Половая идентификация - это стадиальный процесс. А. Фрейд выделила базовую первичную идентификацию (типа «Я» - человек) и вторичную идентификацию (полоролевая: «Я - женщина или мужчина»). Если базовая первичная идентификации возникают в первые месяцы и годы жизни, то процесс приобретения вторичных идентификаций может продолжаться всю жизнь, хотя все же их основная часть закладывается в нас в процессе воспитания в детстве и юности.
Половая идентичность основывается, с одной стороны, на соматических признаках (образ тела), а с другой - на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормальному стереотипу маскулинности и фемининности. полоролевой идентификация педагогический
Идентичность - это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути, тогда как идентификация - процесс его формирования.
О одним из основных компонентов личности, отмечает Н.Л. Белопольская, является осознание «Я»-идентичности, т.е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди также признают это.
Э. Эриксон выделял три формы идентичности:
Внешне обусловленная. Это принадлежность человека к мужскому и женскому полу, к возрастной группе, к определенной расе, месту проживания, национальности и социо - экономическому слою.
Приобретенная. Эта форма идентичности включает самостоятельные достижения человека: его профессиональный статус, свободно выбираемые им связи, привязанности и ориентации. Она связана со степенью волевой независимости человека, устойчивостью к фрустрации и ответственностью.
Заимствованная. Сюда входят усвоенные роли, заданные каким-то внешним образцом. Часто они принимаются под влиянием ожиданий окружающих [16, c. 78].
Формирование полоролевой возрастной идентификации отмечают Н.Л. Белопольская, В.С. Мухина связано с развитием самосознания ребенка. В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. Начиная с возраста 1-1,5 года, дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на...

Похожие материалы:

Реферат: Особенности хирургии детского возраста. Острый аппендицит у детей

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста

Курсовая работа: Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей детей подросткового возраста

Реферат: Содержание жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье

Реферат: Взаимосвязь родительского воспитания и «я» - концепции девушек подросткового возраста (13 лет)