Лекция: Понятие коммуникации. Психологические особенности коммуникации
1. Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.
2. Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.
3. Формы коммуникативного действия (общения).
4. Психологические особенности коммуникации.
Дата добавления на сайт: 28 июня 2024
Скачать работу 'Понятие коммуникации. Психологические особенности коммуникации':
Понятие коммуникации. Психологические особенности коммуникации.
Лекция №1 (5 сентября 2007г.)
Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.
Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.
Формы коммуникативного действия (общения).
Психологические особенности коммуникации.
1. Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.
6 век до н.э. Гераклит: люди делятся на 2 группы. 1ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены разуму (рациональные); 2ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены желаниям (нерациональные, эмоциональные, иррациональные).
5 век до н.э. Платон: социально-этническия классификация. Основа классификации – место расположения души.
По социальному статусу:
Если душа расположена в области разума, то философ.
Если душа расположена в области сердца, то воин.
Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то ремесленники.
По этническому признаку:
Если душа расположена в области разума, то греки.
Если душа расположена в области сердца, то северные варвары.
Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то южане.
4 век до н.э. Аристотель: «отец психологии», т.к. он первый написал научный трактат «О душе». Душа – движущее начало. Выделяет несколько уровней развития души:
1) растительная душа – основная характеристика – ощущения;
2) животная душа – основные характеристики – память, восприятие, моторная деятельность;
3) человеческая душа – основные характеристики – мышление и стремление к развитию.
Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология».
1979 год – психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).
Конец 19 – начало 20 века – из психологии выделяются самостоятельные психологические отрасли:
общая психология – изучает общие закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;
возрастная психология – изучает изменения психики в различных периодах;
социальная психология – изучает особенности поведения и деятельности людей, связанные с включением человека в социальную группу;
клиническая психология – изучает особенности изменения психики в зависимости от различных заболеваний;
этническая психология – изучает особенности психики различных этнических групп;
психология половых различий – изучает различия в психике мужчин и женщин;
и т.д., в целом более 20 отраслей.
Психология коммуникаций – прикладная отрасль социальной психологии.
Методология делится на три общепринятых методологии:
общенаучная – методология философии;
специальная – методология конкретной науки (например, психологии);
частная – методология конкретной отрасли знания (например, социальной психологии).
Методология состоит из двух методологических аппаратов: концептуального аппарата (совокупность законов, принципов, категорий, рабочих понятий) и инструментальный аппарат (совокупность методов, методик и процедур исследования). Прикладная отрасль не имеет своей методологии и использует частную методологию отрасли знания.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в:
активном отражении субъектом объективной действительности;
построении субъектом неотчужденной от него картины отраженной действительности;
формировании на этой основе своего поведения и своей деятельности.
2. Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.
Коммуникация – это процесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обмен информацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместная деятельность.
3. Формы коммуникативного действия (общения).
(по А.А. Бадлееву)
Л – личность
Лс – личность с официальным статусом
2 вида статуса:
1.социальный статус – обозначает принадлежность человека к социальной группе
2.официальный статус – действует только при выполнении человеком своей профессиональной деятельности
Три формы коммуникативного действия:
5829300366395001. межличностное (интимное) взаимодействие – форма взаимодействия между партнерами, не обладающими официальными статусами. Действует в трех системах отношений: в системах супружеских, родительско-детских и дружеско-приятельских отношений. [Л Л]
Главная психологическая характеристика – избирательность, которая подразумевает свободу выбора партнера по взаимодействию, места, времени, продолжительности и темы взаимодействия, поведения в процессе взаимодействия.
5715000572135002. профессиональное взаимодействие – взаимодействие между партнерами, один из которых обладает официальным статусом. Эта форма действует на институционально-личном уровне, который предполагает, что с одной стороны в процессе участвует партнер, выполняющий обязанности, а с другой стороны личность без официального статуса. [Л Лс]
1485900899795003. деловое взаимодействие – взаимодействие между партнерами, обладающими официальными статусами. Действует на официально-формализованном уровне, который предполагает, что с одной стороны взаимодействие происходит между официальными партнерами, а с другой стороны система их отношений формализована. Действует в системе производственных отношений, системе педагогического взаимодействия (как по вертикали, так и по горизонтали) [Лс Лс]
4. Психологические особенности коммуникации.
1) Формирование социальных установок у главного субъекта взаимодействия. Дмитрий Узнадзе: установка – это готовность действовать определенным образом. Чтобы коммуникация была эффективной, надо чтобы таких установок было три. Первая – направленность на партнера – предполагает полное включение в процесс взаимодействия при одновременном отвлечении от личных чувств, мыслей, переживаний. Вторая – принятие партнера как личности – предполагает безусловное и безоценочное восприятие партнера, а также уважительное отношение к его взглядам, позициям, точкам зрения, интересам и т.д. Третья – направленность на сотрудничество – предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретного вопроса.
2) Создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо учитывать актуальные потребности партнера:
1. Потребность в самовыражении и достижении понимания (виды активного слушания: нерефлексивное – активное молчание с использованием невербальных средств коммуникации и рефлексивное – активная речевая деятельность с использованием вопросов и т.д.)
2. Потребность в эмоциональном понимании (для удовлетворения этой потребности используется механизм эмпатии. Эмпатия – это способность и умения сочувствовать и сопереживать другому, а также способность понимать чувства другого)
3. Потребность в признании личности
3) В основе коммуникации находится субъект-субъектная система взаимодействия, которая предполагает активность партнеров, взаимное влияние и воздействие друг на друга, а также совместную деятельность в процессе коммуникации. S-S’ (S – ведущий, главный субъект коммуникации, S’ – ведомый субъект коммуникации)
Феноменологические характеристики коммуникации
Лекция №2 (19 сентября 2007г.)
1. Виды
по характеру ориентации
личностно-ориентированная коммуникация – взаимодействие с одним реципиентом
социально-ориентированная коммуникация – взаимодействие с группой
по количеству субъектов
2 – диада, диадическая коммуникация
3 – триада, триадическая коммуникация (1+2, в триаде обязательна смена ролей)
4 – тетра-коммуникация (1+3 – эффективнее, 2+2 – тоже возможна, всегда обязательна смена ролей)
5 и больше – внутригрупповая коммуникация
685800133985структура
непосредственная коммуникация
перцепция
интеракция
00структура
непосредственная коммуникация
перцепция
интеракция
2. Структура
Непосредственная коммуникация – информационный аспект коммуникации – процесс передачи и приема информации
Перцепция – процесс восприятия и формирования отношений между субъектами
Интеракция – взаимодействие в процессе коммуникации
3. Компоненты
когнитивный – информированность в области коммуникации (профессиональная компетентность в вопросах коммуникации)
эмотивный – умение управлять своим эмоциональным состоянием в процессе коммуникации
конативный – выстраивание своего поведения в процессе коммуникации
Все компоненты тесно взаимосвязаны.
4. Функции
1. информационно-коммуникативная – обеспечение процесса прохождения и приема информации
2. аффектино-коммуникативная – воздействие на эмоциональную сферу личности
3. регулятивно-коммуникативная – воздействие и управление поведением и деятельностью людей
Все функции взаимосвязаны между собой
5. Типы
1. императивная коммуникация [S => O]
Предполагает одностороннее воздействие на объект с целью формирования у партнера (у этого объекта) определенных состояний, мнений, позиций, интересов, убеждений, поведения. Партнер при этом знает, что на него направлено воздействие и знает о цели этого воздействия, т.е. это открытая коммуникация.
2. манипулятивная коммуникация [S => O]
Одностороннее воздействие на объект с целью достижения субъектом собственных интересов за счет взаимодействия с объектом. Объект при этом не знает о цели данного воздействия.
Эверет Шостром разработал типологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор или АнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.
а) «диктатор». Основная техника – приказы, играет роль «маленького бога», от которого зависит все
б) «тряпка». Основная техника – инвалидизация себя
в) «калькулятор». Основная техника – контроль и перепроверка всех и вся
г) «прилипала». Основная техника – преувеличенная своя зависимость от других людей. Он жертва всего
д) «хулиган». Основная техника – угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость
е) «славный парень». Основная техника – преувеличенная забота внимательность, любовь
ж) «судья». Основная техника – высказывание оценочных суждений, повышенная критичность. Результатом его деятельности оказывается формирование чувства вины у другого.
з) «защитник». Основная техника – инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.
Основной прием работы с манипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она не сработает.
3. диалогическая коммуникация [S S]
Субъект-субъектная система взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.
Средства коммуникации
1. Вербальные средства коммуникации
Речь – это психологический процесс общения людей с помощью языка. Язык – знаковая система, позволяющая формулировать мысли и передавать их с помощью артикулярного аппарата. В коре головного мозга существует несколько основных центров речи, все они находятся в левом полушарии.
Центр Брок – в средней лобной извилине левого полушария. Этот центр отвечает за процесс произношения речи, за громкость, четкость, правильность речи.
Центр Врнике – в височной доле левого полушария. Отвечает за смысл (понимание) речи.
Центр письма – в верхней лобной извилине левого полушария. Отвечает за письменную речь.
Зрительный центр – в затылочной доле левого полушария. Отвечает за процесс чтения.
Виды речи
-11430045720речь
внешняя речь
устная речь
внутренняя речь
аффективная речь
письменная речь
монолог
диалог
полилог
00речь
внешняя речь
устная речь
внутренняя речь
аффективная речь
письменная речь
монолог
диалог
полилог
Внутренняя речь – речь, направленная на себя. Основные характеристики: беззвучность, односложность, краткость.
Внешняя речь – речь, направленная на других.
Устная речь – основные характеристики: несложная грамматическая конструкция, опирается на невербальные средства, имеет свои внутренние разновидности (по количеству коммуникаторов):
Монолог – речь одного субъекта, монолог требует плана, замысла и подготовки.
Диалог – речь двух субъектов. Возникает как ответ на вопрос, мнение, суждение. Представляет собой свернутую совокупность монологов.
Полилог – три субъекта и более. Представляет собой свернутую совокупность диалогов (они уменьшены во времени и в объеме).
Письменная речь – основные характеристики: сложная грамматическая конструкция, речь опирается только на логику языка, предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности человека.
Аффективная речь – это односложный и ограниченный вид речи. Основывается на отдельных словах, очень редко – фразах. Такая речь эмоционально насыщена и интонирована (напр., Эллочка-Людоедка). Нет никакой грамматической конструкции.
2. Невербальные средства коммуникации
Существует 7 основных знаковых систем.
1. Оптико-кинетическая система знаков. Эта система включает в себя три элемента:
Жесты – это движения конечностей. Алан Пиз: все жесты делятся на два типа: открытые и закрытые.
Мимика – движение мышц лица. Три основных группы мышц лица, которые отвечают за мимику: 1. круговые мышцы глаз; 2. мышцы скул; 3. Круговые мышцы рта. + две дополнительные группы мышц: 1. мышцы лба; 2. мышцы шеи.
Пантомимика – расположение корпуса в целом, осанка + сочетание мимики и жестов.
2. Паралингвистическая система знаков – система вокализации голоса. Основные характеристики:
тембр
тональность
диапазон
громкость
интонация
3. Экстралингвистическая система знаков – это включение в речь околоречевых приемов: покашливаний, вздохов, пауз, смеха, плача.
4. Проксемика – это расположение партнера в пространстве. Включает в себя три элемента:
зоны
позиции
позы
ЗОНЫ
Зона – расстояние или дистанция между партнерами. Личное пространство – это расстояние вытянутой руки до локтя. Существует 4 зоны:
Интимная зона – от 0 до 15 см – только для межличностных отношений.
Личная зона – от 15 см до 1,5 м – тоже для межличностного общения, но не настолько близкого как в интимной зоне.
Социальная зона – от 1,5 до 4 м – предназначена для общения с точки зрения делового и профессионального взаимодействия.
Публичная зона – от 4 до 8 м и больше – для взаимодействия с большой аудиторией.
Факторы, влияющие на изменение зон:
актуальное психологическое состояние: при переживании стенических (положительных) чувств зоны уменьшаются (т.е. человек может подпустить к себе ближе и не будет чувствовать дискомфорта), при переживании астенических (отрицательных) чувств зоны, наоборот, увеличиваются.
возрастные особенности: чем человек старше, тем больше он увеличивает зоны.
темпераментальные особенности: холерики и сангвиники зоны увеличивают, флегматики и меланхолики – уменьшают.
полоролевые особенности: проявляются на двух уровнях:
1. при внутриполовом взаимодействии (партнеры одного пола): мужчины зоны уменьшают, женщины – увеличивают.
2. при межполовом взаимодействии (партнеры разного пола): мужчины склонны увеличивать зоны, женщины – уменьшать.
территориально-региональные особенности: городские жители зоны уменьшают, сельские жители – увеличивают; в зависимости от региона: жители северных широт зоны увеличивают, а южных – уменьшают.
Феноменологические характеристики коммуникации (продолжение)
Лекция №3 (3 октября 2007г.)
ПОЗИЦИИ
1. «лицом к лицу»
при личностно-ориентированном общении ее использовать нельзя, так как она обязывает все время смотреть в глаза, а это го делать нельзя, создает напряженность.
2. «плечом к плечу»
неэффективна при профессиональном взаимодействии, так как не дает возможности получать информацию с помощью мимики. Хорошо работает в системе межличностных взаимоотношений, так как формируется доверительность и комфортность.
3. «лицом к спине»
не эффективна вообще.
4. «под углом»
самая эффективная для делового общения, особенно в диаде, когда взгляды не уперты друг в друга, а соприкасаются.
5. «круглый стол»
эффективна при взаимодействии в группе.
ПОЗЫ
1. «пристройка сверху»
Главный субъект стоит, а ведомый сидит.
2. «пристройка снизу»
Главный субъект сидит, а его партнер стоит
3. «на равных»
Оба сидят или оба стоят
5. Визуальная система знаков
Это взаимодействие с помощью глаз. Концентрация взгляда – степень сосредоточенности взгляда на партнере. Самая эффективная – 70% от времени общения взгляд должен быть направлен на собеседника.
6. Тактильная система знаков – система прикосновений к партнеру
4 элемента:
1) непосредственные прикосновения предназначены для привлечения внимания партнера, установления более близкого контакта, снятия напряжения. Допустимы только в области плеча, т.к. там меньше всего рецепторов.
2) рукопожатие: мужское, женское, смешанное (инициатор - женщина)
3) объятия: официальные – прикосновение корпуса
4) поцелуи: щека к щеке, чисто символические
7. Ольфакторная система знаков – это система запахов
2 вида запахов:
1) запахи человека
Главный субъект должен выполнять 2 нормы запахов:
санитарно-гигиенические нормы
психологическая норма запахов (дозированное использование парфюма)
2) запахи окружающей среды
Там, где проходит коммуникация, нельзя есть, готовить и т.д., должна быть налажена система проветривания.
Коммуникация как информационный процесс.
Коммуникация – процесс взаимного обмена информацией между партнерами. Коммуникация как информационный процесс имеет ряд психологических особенностей:
1) Наличие у партнеров ролей
коммуникатор – передает информацию
реципиент – принимает информацию
2) Динамика смены ролей, т.е. роли не статичны, для эффективной коммуникации должна быть смена ролей
3) Наличие единой системы кодификации и декодификации – коммуникатор, кодифицируя свои мысли, должен использовать язык, который будет понятен реципиенту.
4) Потеря и искажение информации
задумано – 100%
высказано – 80% (забыл, не все можно сказать словами, передумал говорить, отвлекся и т.д.)
выслушано – 60% (не расслышал, отвлекся, физиологические особенности, было неинтересно и т.д.)
принято – 50%
осталось в памяти – 25%
Затем реципиент становится коммуникатором, а 25% становятся снова 100% и т.д.
Это и есть механизм формирования сплетен и слухов.
Существует 2 правила для создания устной информации:
1. (при передаче информации через посредников) Передавать информацию нужно по принципу «здесь и сейчас», т.е. конкретному адресату, не через посредников
2. при получении информации не от источника полностью доверять ей нельзя
5) Использование техник эффективного слушания
рефлексивное и нерефлексивное слушание
6) Использование обратной...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Клинико-психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрастеРеферат: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ РИСКА
Курсовая работа: Психологические особенности взаимоотношения подростка с родителями
Квалификационная работа: Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников
Реферат: Психологические особенности молодых людей вступающих в брак