Реферат: Правши и левши

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СКЛАДА И СТРОЕНИЯ МОЗГА У ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ
1.1Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества
1.2 Причины появления правшей и левшей. Их психофизиологические особенности
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ
2.1 Сравнительный анализ психологических особенностей правшей и левшей
2.2 Описание методик исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ

Дата добавления на сайт: 15 июня 2024


Скачать работу 'Правши и левши':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СКЛАДА И СТРОЕНИЯ МОЗГА У ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ
1.1Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества
Причины появления правшей и левшей. Их психофизиологические особенности
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ
2.1 Сравнительный анализ психологических особенностей правшей и левшей
2.2 Описание методик исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ
4
6
6
9
17
17
26
33
35

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Всех людей, можно поделить без исключения на множество групп, используя при этом разные критерии: религия, цвет кожи, нация и т.д. Однако, людей можно также поделить на доминантность левой и правой руки. Чем же левши отличаются от правшей? В чем заключаются причины леворукости и праворукости у разных людей? Кого больше: правшей или левшей? Любой человек ответит, не задумываясь, что праворуких людей больше, а леворуких меньше, и это, несомненно, так. Праворукость – это предпочтительное для большей части людей пользование правой рукой при выполнении таких двигательных актов, как рисование, письмо и т.п. Леворукость – термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки, то есть внешнее отражение того, что по неизвестным обстоятельствам правое полушарие головного мозга взяло на себя (навсегда или временно) основную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека. Различие между правшами и левшами становится заметна уже в раннем детстве. Существует множество различий между леворукими и праворукими помимо доминирования разных рук, которые нельзя увидеть невооруженным взглядом. Таким образом, в процессе работы над темой, была сформулирована цель исследования: изучить особенности психологического склада и строения мозга правшей и левшей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы в изучении особенностей психологического склада и строения мозга у леворуких и праворуких.
2. Изучить причины формирования праворукости и леворукости
3. Экспериментально выявить психологические особенности правшей и левшей
4. Провести сравнительный анализ психологических особенностей правшей и левшей
Объект исследования: психологический склад и строение мозга правшей и левшей
Предмет исследования: методы и приемы выявления психологических особенностей правшей и левшей
Методы исследования: анализ психологической литературы по теме исследования.
Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и других используемых источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СКЛАДА И СТРОЕНИЯ МОЗГА У ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ
1.1 Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества
Число правшей в человеческой популяции, по различным данным, колеблется в пределах 80-95%, в то время как оставшуюся часть составляют левши и амбидекстры (люди с одинаковыми возможностями обеих рук). Изучим более подробно проблемы адаптации в обществе и жизни левшей, так как они на протяжении всей истории являлись социальным меньшинством.
Историк Пьep-Mишeль Бepтpaн в своём произведении "История левшей или зеркальные люди", не стремился полностью осветить  вопрос, но попытался показать разнообразную и живую  картину того, какое в обществе было отношение к левшам, и как оно менялось в разное время. Он был  заинтересован леворукостью, как культурно-исторической проблемой, и совсем не медицинской, что и выделяет его книгу из числа остальных подобных работ. Например, не был затронут вопрос, по какой причине некоторые люди рождаются леворукими, однако приводит некоторые теории появления преобладающей леворукости [7]. Презрение, терпение и восхищение  это примеры трех разных отношений  человечества к леворуким, которые быстро сменяли друг друга, хотя довольно часто сосуществовали. Интересным фактом является то, что наибольшее притеснение левшей пришлось в эпоху Просвещения - вторую половину XIX века и первую половину XX века, несмотря на то, что в Средние века левшей могли часто обвинить в одержимости дьяволом. Свою отрицательную роль сыграло именно "просвещение": мода на научный догматизм привела к признанию леворуких людей дегенератами, а основой повсеместного "исправления" неугодных левшей было растущее распространение общего школьного образования. Если всё еще имеются сомнения, что научные теории и гипотезы подводят базу под самые древние предрассудки, то достаточно привести высказывание О.-М. Ланнлонга профессора парижской медицинской академии, написанное в 1905 году: "Теория леворукости, которую я считаю отклонением от нормы, лучше отображает существующие отношения между нарушениями ментального характера и этой физиологической аномалией, как-то: безумие, преступность, эпилепсия, одержимость и слабоумие, которые она часто сопровождает. На основе того, что люди с боязнью относятся к левшам и относятся к ним, как к предвестникам несчастья, следует видеть реальный факт, подтвердить и изучить который можно исключительно путем долгого наблюдения". Автор уделяет не меньше внимания периодам восхищения левшами и терпимости к ним. Очень интересна глава, посвященная тому, как определять по манере писать картины, художников-левшей, и целая таблица имен знаменитых художников, которые точно или предположительно могли быть левшами.
Пожалуй, самая интересная глава - это обзор примеров, которые показывают нам, насколько глубоко  в нашей культуре и языке укоренилось  главенство правого над левым. Хотя идея кажется спорной, что как раз культурные предпочтения правой стороны усилили  физиологическую склонность совершать все механические действия правой рукой, а не наоборот. Однако упоминания об ориентировании первобытного человека при помощи  собственного тела в мире и отражение этого  в языке стоят того [13].
Леворукость на протяжении многих веков притягивала внимание, оставаясь загадкой. Существуют различные предположения о появлении стереотипа, связанного с леворукостью. Предположение американского учёного Г.Согана было одним из них. Как он считает, из-за того что левая рука использовалась для совершения гигиенических процедур, она считалась «нечистой», а правая только для употребления пищи и приветствий, что защищало людей в какой-то мере от распространения различных заболеваний.
Лингвистический анализ весьма убедительно дает подтверждение на древность появления этого стереотипа.
Ученые-лингвисты  установили, что в различных языках слово  «правый» однокоренное словам «право» и «правильный», в то время как слово «левый» похоже на слова, как «зловещий и  разбитый». Поэтому на леворукость смотрели как на какое-то отклонение от естественных и общепринятых норм [1].
Итак, изучим историю жизни левшей. Начнем сначала с  Древнего Рима. Леворукий на латыни назывался "sinister", что означает "зло", а праворукий "dexter" - добро. Вероятно, с этим связана легенда о рукопожатии.
Именно в Древнем Риме зародился обычай рукопожатия как приветствие, который демонстрировал добрые намерения.Человек подобным образом  показывал, что у него ничего нет в руке, к примеру, ножа или меча. Однако на примере с рукопожатием левша мог в левой руке спокойно держать оружие, а правую протянуть в качестве приветствия: так он левой рукой наносил удары и обезвреживал врага. Поэтому леворуких всегда охотно нанимали как убийц, а простой народ не любил их и опасался - вообще считал, что от них одни несчастья [8].
Если посмотреть  в еще более глубокую древность, к примеру, в Античную Грецию, то можно увидеть, что  леворукий человек приносит удачу, скорее всего, из-за родства или схожести с богами, которые принимая внешний вид людей, должны были чем-то от них отличаться. Так же считали и некоторые индийские народы. Но это редкое исключение, когда леворуких признают богами или их посланниками.
Из-за того, что левши неумело обращались с инструментами и оружием, древние германцы называли их «неумехами». Так дословно переводится с немецкого языка слово "леворукий". Как и со многих других европейских языков. Однако левшам это особо не вредило: хоть их не любили, но вреда им не причиняли, а  вот Средние века намного больше несчастий принесла им инквизиция.
Левшей обвиняли в магии и помощи  дьяволу. К тому же большая часть  действительно имели  способности к эзотерике и магии - и это служило меткой. Не зря из многих церковных книг Средневековья  можно узнать о том, что Сатана - левша. Из-за того, что в Средние века левшей повсеместно истребляли, в Европе резко  сократился их процент среди  населения до 5% [11].
Выжившие  в те страшные годы, были самыми находчивыми, ловкими  и адаптирующимися людьми, скрывающими свою леворукость или же оправдывающими ее. Конечно, многие из их числа стали не только выдающимися деятелями, но и талантливыми мастерами и торговцами.
Этот естественный отбор в итоге не сделал левшей слабее, а, наоборот, сделал их сильнее, выкристаллизовал их задатки и таланты.
Как мы видим, левши существовали всегда, за ними лишь в последние годы оставляют право быть собой, сохранять свою особую индивидуальность. Однако к левшам еще двадцать лет назад было очень негативным отношение учителей, они стремились, не смотря ни на что, переучить детей писать правой рукой, иногда используя жестокие методы. Но на сегодняшний день уже есть немало свидетельств того, что отрицательное отношение и насильственное переучивание левшей ведет к нервно-психическим патологиям, негативно влияет на здоровье, развитие и школьные успехи детей.
1.2 Причины появления правшей и левшей. Их психофизиологические особенности
В 1861 г. французский антрополог и анатом Поль Брок впервые показал, что к потере речи ведет повреждение левой полусферы, а повреждение правой не сопровождается той же самой патологией. В науке на основании этих данных появилась долгое время существовавшая теория: у правшей ведущим является левое полушарие, в то время как правого полушария функциональная роль второстепенна. Но по мере накопления различной информации оказалось, что и оно выполняет множество важных функций. А у леворуких людей доминантным по речи считалась правая полусфера головного мозга, но это мнение было неправильным: в действительности речевое представительство может быть левополушарным и даже смешанным у индивидов с данным типом асимметрии [2].
За длительную историю медицинских наблюдений за проявлением афазии, неоднократно сообщалось о том, что потеря речи, как правило, сопровождается параличом или парезом правой стороны тела. Данное сочетание показывало связь между повреждением левой полусферы мозга и потерей речи. Однако важность этой связи медики до второй половины XIX века не оценили.
Хотя, это не удивительно. Анатомические исследования, которые были проведены ранее, показали, что полушария мозга - это зеркальные отражения друг друга, а их размер и вес практически одинаковы. Кроме того, большая часть исследователей твердо верила в то, что мозг выполняет все свои функции как единое целое, поэтому они и не были готовы «увидеть» доказательство чего-то другого [13].
2419351886585Но в начале XIX в. серьезное внимание стали уделять идее о том, что отдельные области могут отвечать за определенные функции головного мозга. Представление о возможности исследования функциональной роли определенных областей головного мозга стало известно как наука о локализации функций в мозгу.
Растущий интерес к изучению и исследованию особенностей строения мозга леворуких или левшей связан и с потребностями медицины. Так, при схожем с праворукими людьми характере поражения головного мозга психоневрологические нарушения сопровождаются у них неодинаковыми проявлениями синдромов. Есть сведения о наиболее высокой степени риска заболевания левшей такими психическими расстройствами, как шизофрения, эпилепсия и др., было определено, что к влиянию внешних и внутренних факторов их уязвимость была повышена. 
Теперь накоплено множество свидетельств, что независимо от профиля асимметрии, у каждого из нас, оба полушария мозга отличаются друг от друга рядом функциональных, морфологических и биохимических параметров, отражающихся в особенностях психической деятельности. Асимметрия мозга с возрастом прогрессивно растет у детей, что является общим для всех людей,  определяя этим их естественное психическое развитие, достигает своего пика к зрелому возрасту, когда мозговая деятельность наиболее продуктивна, и уменьшается в пожилом — при старении ее продуктивность снижается. Заметим: что благодаря современному прогрессу в методах медицинских исследований, к примеру, позитронно-эмиссионной томографии — мы теперь лучше можем понять механизмы этих сложнейших биологических процессов. 
Конечно, у правшей анатомические различия обеих полусфер мозга более детально исследованы. Оказалось, что ряд структур левой полусферы отличается большим размером в сравнении с симметричными отделами правой. И семикратно выраженная нейроанатомическая асимметрия находится в слуховой коре головного мозга. Для задней части постцентральных извилин похожие различия также характерны. Имеются данные, что левый затылочный полюс по сравнению с правым длиннее и чаще выходит за центральную линию, в то время как правое полушарие шире левого во фронтальных и центральных отделах. По величине внутренней левой сонной артерии и давлении в ней можно судить о разнице в кровоснабжении полусфер — они больше. По имеющимся данным то же самое можно сказать об объеме левого бокового желудочка и количестве серого вещества в соотношении с белым веществом в левом полушарии, хотя правое и более тяжелое. При этом корковые области, которые вовлечены в осуществление речевых сигналов, более обширно расположены в левой полусфере. 
Анатомические различия мозга праворуких людей характерны не только для «вербальных» отделов, но влияют и на иные структуры — затылочные, теменные, зрительные, размеры которых в левом полушарии меньше, чем в правом. Исходя из этих сравнений можно говорить в то же время о том, что данная асимметрия не специфически-модальная — «вербальная» полусфера против «зрительной». Первичные проекционные отделы обеих систем находятся, скорее всего, в левой полусфере головного мозга.
Данные об указанных особенностях головного мозга создают предположения о том, что у полушарий неравные функциональные возможности: в левом господствуют коротко-аксонные связи, главным образом в первичных проекционных областях коры, в то время как в правом связи между сферами— интеррегиональные. Таким образом, у правшей левое полушарие обеспечивает «локальную» обработку стимула, а у правой более широкие возможности, чтобы обрабатывать сложную информацию. Итак, в картине мозговой нейроанатомической асимметрии праворуких можно отметить две основные черты: моторные и сенсорные области находятся в левой полусфере, в то время как в правой имеются ассоциативные зоны; в левой господствуют интракортикальные, в правом — интеркортикальные связи [6]. 
Описанные различия — основа для разной роли полушарий в использовании познавательных операций. Левому принадлежит главная роль при решении вербальных задач, они отвечают за осознаваемую психомоторную деятельность, и основанные на речи мышление и память. Правое ответственно за психосенсорную область, доминируя в решении пространственно-конструктивных задач: восприятие общества и себя в нем, эмоциональные переживания, запоминание событий в виде чувственных образов с подробным отражением времени и пространства, где происходили данные события, и появился их образ в человеческом сознании.
В Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии PAH при участии профессора биологических наук Л. Д. Жаворонковой был исследован характер межполушарной асимметрии головного мозга леворуких и праворуких людей. У испытуемых для этих целей делали энцефалограммы в разных состояниях, которые регистрировали биоэлектрическую активность различных областей коры мозга [5].
Оказалось, например, полушария мозга более синхронно работают у праворуких, чем у леворуких в спокойном состоянии, а двигая ведущей рукой, мозг праворуких активизируется только в левой (ведущей) полусфере, в то время как у левшей - в обоих. Энцефалограмма менялась в разной степени у праворуких и леворуких людей в состоянии сна.
При проведении другого эксперимента исследуемые сначала сидели с закрытыми глазами, а когда открывали их, то перед ними ученые включали световой сигнал, на котором они должны были фиксировать взгляд. У правшей воздействие данного сигнала нарушало синхронность в деятельности полусфер, а у леворуких людей картина менялась незначительно.
Вероятно, у левшей нет такого ярко выраженного распределения ролей между областями коры полусфер головного мозга, что влияет на его работу при переходе от одного функционального состояния к другому. Ученые считают, что кора и подкорковые структуры у правшей в большой степени взаимно подавляют друг друга, а у левшей, напротив, активизируются. В этом можно найти как минусы, так и плюсы леворукости. К примеру, кора головного мозга у леворуких в меньшей степени может подавлять эпилептическую активность, и этим, по-видимому, можно объяснить тот очевидный факт, что среди них эпилептиков больше, чем вообще среди человеческой популяции.
С другой стороны, функциональная организация головного мозга у леворуких может способствовать развитию предрасположенности к творческим способностям, и нет ничего удивительного, что среди них большое количество выдающихся художников, архитекторов и музыкантов. Например, можно упомянуть Чарли Чаплина, Микеланжело и Леонардо да Винчи.
А при совместной исследовательской работе с сотрудниками Института нейрохирургии PAMH было найдено еще одно преимущество мозга леворуких людей. После черепно-мозговой травмы его деятельность восстанавливается быстрее и легче, чем у правшей. Меньшая специализация влияет на развитие компенсаторных процессов, и здоровые области мозга выполняют функции поврежденных [10].
По мнению Л. А. Жаворонковской, леворукие не лучше и не хуже правшей - они просто другие. Для них не удобен наш «правый мир»: всё с другой стороны, всё наоборот. Но до тех пор, пока мир к их проблемам не повернулся лицом, не сделал их жизнь более комфортной, они должны к нему приспосабливаться.
Рассмотрев психофизиологические особенности левшей и правшей, перейдем к возможным причинам, по которым человек может родиться левшой:
1) Человек может стать леворуким из-за какой-либо травмы головного мозга, чаще всего левой полусферы. Обычно левым полушарием регулируется деятельность правой руки и таким образом по причине травмы или какого-либо заболевания, на себя может взять соответствующие функции. Итак, ведущей становится левая, при выполнении...