Дипломная работа: Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи
Тема дипломной работы «Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи» является актуальной, так как в наши дни период ухаживания практически исчез, секс деградировал до предмета грубых «взрослых» шуток, а на девственность смотрят как на нечто обесцененное и нежелательное.
Дата добавления на сайт: 17 июля 2024 | Автор: Голубкова И.А.
Скачать работу 'Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи':
Московский Государственный Университет сервиса
факультет «Институт гуманитарных технологий»
Кафедра «домоведение и социальное управление»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи
Студентки заочного отделения
группы ДВЗ 01-2
Голубковой И.А
Допущена к защите ГАК Научный руководитель:
заведующим кафедройд.т.н. проф.
к.т.н. проф.Чумаченко Б.Н.
Кульбацкий Е.М.
Москва, 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
TOC \o \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc168087765 \h 3Глава I. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БРАЧНЫХ РИТУАЛОВ PAGEREF _Toc168087766 \h 61.1.Взгляд этологов на предбрачный период PAGEREF _Toc168087767 \h 61.1.1.Ухаживание PAGEREF _Toc168087768 \h 61.1.2. Влюбленность81.2. Предбрачный период в человеческом сообществе101.3. Основание института брака17Глава II. Моногамная семья и брак PAGEREF _Toc168087772 \h 272.1. Характеристика любовного взаимодействия.282.1.1. Основные фазы любви PAGEREF _Toc168087774 \h 312.1.2. Функции предбрачного периода372.2. Мотивы вступления в брак PAGEREF _Toc168087776 \h 422.3. Воздержание и отказ от близости.46Глава III. проблемы внебрачных отношений513.1.Причины вступления в интимную связь PAGEREF _Toc168087779 \h 553.2.Проблемы использования средств предохранения PAGEREF _Toc168087780 \h 643.3. Эффективность средств предохранения в предотвращении болезней663.4. Духовные последствия внебрачных отношений PAGEREF _Toc168087782 \h 703.4. Социологические данные о проблемах добрачного периода PAGEREF _Toc168087783 \h 72Глава IV. РЕКОМЕНДАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСТОЙЧИВОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ ПРИ ИХ ИСПОЛНЕНИИ В ПЕРИОД УХАЖИВАНИЯ75Заключение83Список литературы:88Приложения
ВВЕДЕНИЕТема дипломной работы «Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи» является актуальной, так как в наши дни период ухаживания практически исчез, секс деградировал до предмета грубых «взрослых» шуток, а на девственность смотрят как на нечто обесцененное и нежелательное.
Большая часть молодежи в мире подвержена всевозможным культам, наркотикам, одурманивающим разум, разнообразным причудам, стилю и всякого рода развлечениям. Они находятся в плену быстро развивающегося общества, отбрасывающего важные моральные ценности, которые однажды принесли нашему обществу стабильность, честность и чистоту.
Когда мужчины и женщины вступают в брак, возникает семья. Дом может быть местом довольства и гармонии или местом напряженности, раздора и борьбы.
В молодежи заложен фундамент наших будущих семей. Неузаконенные супружеские связи греховны, подрывают моральные устои и подвергают будущие семьи опасности. Жизнь молодежи, направленная только на получение полного удовольствия и сконцентрированная на самих себе, вырабатывает эталон жизни, который затем отрицательно сказывается на семье и приводит ее к разрушению. Высокий процент разводов является достаточным доказательством тому. И потому не нужно тратить слишком много слов, чтобы объяснить важность подготовки к браку.
Таким образом, воспитание молодежи при подготовке к браку, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в экономике и сфере демографии является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы работы.
Объектом исследования является молодёжь.
Предмет исследования – предбрачный период ухаживания между юношами и девушками.
Цель: разработка практических рекомендаций, обеспечивающих устойчивость современной семьи, при их исполнении в период ухаживания.
Приведенные в работе материалы призваны осветить сложную картину предбрачных отношений. В ней поставлены задачи:
Исследовать процесс брачных ритуалов в животном мире.
Рассмотреть добрачные взаимоотношения, соответствующие моногамной семье и браку.
Проанализировать проблемы внебрачных отношений.
Провести социологический опрос среди молодежи.
Разработать практические рекомендации, обеспечивающие устойчивость семьи при их исполнении в период ухаживания.
Как известно, осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей к девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. На повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни.
В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся, в основном, средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.
Данная дипломная работа содержит в себе следующие разделы:
введение, где обосновывается актуальность, важность исследуемой темы, дается оценка современного состояния решаемой проблемы, определен объект, предмет, цель и задачи данной работы.
четыре главы;
в первой содержится теоретическая и историческая части, где были рассмотрены процессы формирования брачных ритуалов на примере исследований этологов в области животного мира; предбрачного периода в человеческом сообществе. Приведен пример помолвки в израильском народе. На основе научных подтверждений истин Корана, Библии и Торы ученого с мировым именем – профессора Валитова Н.Х. было решено взять как источник исследований Библию и выяснить, что говорит Слово Божье насчет основания института брака.
во второй главе проведено исследование, что же такое «любовь», представлены характеристики любовного взаимодействия, функции и фазы предбрачного периода, мотивы вступления в брак, воздержание и отказ от близости;
в третьей главе представлены основные физические и духовные проблемы внебрачных отношений и причины вступления в интимную связь, а также проведено анкетирование среди молодежи;
в четвертой главе предлагаются рекомендации, обеспечивающие устойчивость современной семьи при их исполнении в период ухаживания.
заключение, где излагается краткое содержание разработанных в работе вопросов;
список использованной литературы, где указываются источники, которые лично были использованы в процессе написания работы;
приложения.
Глава I. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БРАЧНЫХ РИТУАЛОВ1.1.Взгляд этологов на предбрачный период1.1.1.УхаживаниеМожет быть, кто-то считает, что в мире животных все так устроено, что самка откликается на призыв любого самца... Иногда это действительно так, но очень часто самки являются весьма и весьма «разборчивыми невестами» и не идут с «первым встречным». Кроме того, нужно отметить, что в мире животных так устроено, то выбирает самца чаще всего именно самка, а самец демонстрирует свои «достоинства» и «достижения».
Ученые не всегда понимают, почему самка выбирает или, наоборот, отвергает того или иного самца, хотя наблюдения за многими видами животных показывают, что, прежде чем допустить самца к более близким отношениям, самка, как правило, устраивает ему своеобразные проверки на синхронность, выносливость, «серьезность намерений», здоровье и т. д.
После того как партнеры наметились, самец начинает ухаживать за самкой. Ухаживание определяется большим набором инстинктивных программ, причем многие из них сходны у разных видов. Например, программа отделения. Самец стремится отделить избранницу от других, увести ее с тока. Очень важно изолировать ее от других самцов, и поэтому он им угрожает, атакует их. У многих общественных животных отделение заканчивается тем, что остальные самцы признают пару, а к отделенной самке теряют интерес. С этого момента иерархическое положение самки в группе зависит от положения ее самца: если у него оно высокое, то и у нее высокое, а если у него низкое, то и у нее низкое. Неудивительно, что самки предпочитают самцов высокого иерархического ранга. У территориальных видов самец показывает самке свою территорию, и чем она лучше, тем больше он нравится самке, а самец без территории для нее как бы вообще не самец. В этот же период самка проверяет агрессивность самца, провоцируя стычки с соперниками. Поведение парней подсознательно следует сходным программам. Девицы тоже подсознательно провоцируют поклонников к стычкам по пустякам. Мальчишки дрались и в более юном возрасте, но делали это в отсутствие девчонок и по иным причинам: за иерархический ранг, за охраняемые территории. Установка самца — как можно быстрее пройти все этапы ухаживания. Но у самки противоположная установка: растянуть его. В этом есть большой биологический смысл. У самца сотни миллионов гамет (половых клеток), их «не жалко», и его задача— пристроить как можно больше гамет как можно большему числу самок. У самки гамет мало, и ее задача — выбрать для их оплодотворения наилучшего самца, хорошо его проверить, а если он нужен для ухода за потомством, то и покрепче к себе привязать.
Еще одна широко распространенная у самцов программа — сопровождение. Самец стремится следовать за самкой, чем бы она ни занималась. Она то принимает сопровождение благосклонно, то пытается убежать (обычно не слишком быстро). При этом она зачастую выбирает опасный путь. Подобным образом проверяется поведение самца в критических ситуациях. Влияние таких программ на поведение людей очень заметно. Догонялки влюбленных любят изображать кинематографисты.
Во время ухаживания происходит инверсия (переворачивание) доминирования: на время ухаживания самец демонстративно подчиняется самке. Если вначале он казался страшноватым, таящим опасность, то теперь выглядит совсем ручным. Мужчина под действием этой программы встает на колени, терпит ритуальные побои, выполняет любые поручения, клянется всю жизнь носить на руках, достать звезды с неба, по первому требованию прыгнуть с моста и т.п. Врет ли он? Объективно говоря — да. Звезд он никогда не достанет. Женщина, предлагая ему совершить подобные подвиги, интуитивно проверяет, произошла ли внутри него инверсия в самом деле, или он только притворяется.
Самки многих видов проверяют и то, как хорошо самец будет обеспечивать пищей ее и потомство. Для этого есть специальная программа: самка начинает изображать из себя детеныша. У многих воробьиных птиц она для этого втягивает голову, приседает, опускает крылья, трепещет ими и пищит по-птенцовому. От самца требуется в ответ изобразить кормление. Одни виды отрыгивают пищу из зоба и кормят самку, другие — ограничиваются слюной, третьи — просто касаются ртом рта (это называется «ритуальное кормление»). Поганки ныряют за рыбкой и подносят ее самке. Нет рыбки — подносят траву со дна. Шалашниковые птицы подносят ярких (насекомых, цветы, разные необыкновенные предметы. Во время ухаживания женщины тоже часто начинают изображать из себя маленьких и беспомощных, лепетать детским голоском, применяют к себе уменьшительные эпитеты. Добиваются подарков, любят, чтобы их угощали. На дорогие подарки и рестораны клюют, как рыба на блесну. Кстати, поцелуй — одна из форм ритуального кормления.
1.1.2. ВлюбленностьОдновременный поцелуй — не случайный телесный контакт. Влюбленные придают ему такое большое значение из-за того, что он знаменует для инстинктивных программ: взаимная боязнь рассеялась, выбор сделан, пора идти дальше. Если в начале ухаживания пара была неустойчивой, то теперь ее что-то сцементировало. Это сделала доминанта влюбленности — очень распространенный в мире животных клей. Если бы самец и самка подходили к выбору партнера строго объективно, они бы никогда не сделали выбора. Этот поклонник подходит по одним качествам, а этот — по другим, третий — по третьим... А вдруг где-то есть еще лучше? Да и программы выбора партнера действуют небезупречно: разве вы захотите иметь на всю жизнь мужа-драчуна, который к тому же всюду за вами таскается, при малейшем вашем капризе прыгает с моста, а всю зарплату транжирит с вами по ресторанам? Доминанта искусственно преобразует восприятие объекта нашим мозгом. Она преувеличивает достоинства избранника и скрывает его недостатки. Еще недавно он был как все, но на него сработала доминанта влюбленности — он не просто лучше всех, он единственный! Недаром друзья и родные часто говорят о влюбленном: «Ослеп он, что ли ? » Влюбленность — одно из самых сильных и ярких состояний, испытываемых человеком. Многие люди помнят первую влюбленность всю жизнь. Этому не противоречит то, что многие в ранней юности влюбляются чуть ли не каждую неделю.
Природа отмерила всем животным, включая человека, на состояние влюбленности ограниченное время — столько, сколько нужно для успеха размножения. Поэтому влюбленность неизбежно проходит. В удачной паре она плавно переходит в любовь — тоже доминанту, но не столь сильную, зато более длительную. В этом состоянии мы воспринимаем партнера более объективно: его достоинства, конечно, не самые превосходные в мире, но мы видим — их много, и все они важные; теперь мы знаем и его недостатки, но они кажутся нам второстепенными и по-своему милыми.
У шимпанзе и горилл самцы вообще не ухаживают за самками, они просто спариваются с ними по потребности, а самки настолько подавлены, что не могут сопротивляться. Можно сказать, что у самца гориллы нет ни влюбленности, ни половой любви — просто физиологическая потребность. У самок даже и она не проявляется. От общих предков с другими человекообразными человек кое-что унаследовал, в частности, способность спариваться без любви. В своем полном виде она проявляется в том, что мужчины способны насиловать женщин. В здоровом обществе мораль и суровые наказания сводят это к сравнительно редким преступлениям, но в условиях безнаказанности спаривание без любви становится массовым. Впрочем, заметьте, и традиционное общество может половую связь без любви требовать от своих членов. Не забыты еще времена, когда родители по своей воле женили двух незнакомых молодых людей, приговаривая: «стерпится — слюбится»; законы о нерасторжимости брака объявили половую связь разлюбившей друг друга пары «супружеским долгом». Художественная литература полна описаний трагедий, которые в результате возникают.
И еще вопрос: почему в традиционных обществах за девственность дочери отвечает отец? Почему потеря девственности — позор именно отца, а не матери? Скорее всего, это отражает состояние общества при экзогамии. Экзогамия — это размножение самцов одной группы с самками, пришедшими из других групп. Она есть у горилл и шимпанзе. При экзогамии основу группы образуют связанные родством самцы, и поэтому они должны избегать спаривания с дочерями своей группы. Тогда мужчина, сохраняющий целомудрие дочерей, просто демонстрирует, что его группа соблюдает экзогамию.
1.2. Предбрачный период в человеческом сообществеЧеловек — не уникальное из живых существ на планете. Раздвинем рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спаривание, постройка гнезда, выращивание детей и освобождение их для самостоятельной жизни.
Существенные отличия человеческих отношений по формированию брачной пары связаны с учетом дальнего родства. В природных условиях медведица не подбирает своей дочери «мужа». У людей же брак по сути является не соединением двух людей, это объединение двух семей, которые оказывают свое влияние и создают сложную сеть подсистем.
У людей индивид определяется относительно других людей и подбирает себе партнера с учетом мнения своего значимого окружения.
У животных образование пары зависит от 2 факторов: критически-временного и территориального. Особь в критический период занимает свою территорию и создает пару. Если она этого не успевает, то становится «периферическим» животным (это справедливо как для самцов, так и для самок). Такие животные не защищены. По сути они становятся пасынками природы.
Ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора времени и фактора риска. Существует определенный возрастной период, в течение которого молодой человек обучается ухаживать, и чем длительнее этот процесс, тем ближе к периферии этот индивид. У него ослабляется (замедляется) развитие социальных, физиологических реакций. Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.
Итак, вместе с человеком эволюционировала и любовь. Она прошла непростой и долгий путь, чтобы стать истинно человеческим и в то же время таким высоким чувством, все более обогащаясь духовно и все дальше уходя от первобытных примитивных эмоций.
Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность - ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений.
Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.
Ну а теперь совершим путешествие в географически-этнографической плоскости. Здесь мы тоже узнаем о любви немало интересного и поучительного. В разных обществах, в разных культурах она трактуется по-разному. Различия во многом определяются религиозными традициями, принятыми в данной местности у данного народа. Если для христианства, например, типичным являлось противопоставление «чистой» духовной любви и «низкой» плотской, чувственной, то для древних религий Востока любовь, желание — созидательная, благородная сила, средство самораскрытия, духовного освобождения человека.
Есть и совсем крайние точки зрения — у папуасов племени манус в Новой Гвинее вообще нет слова, обозначающего любовь. Здесь не считают это чувство необходимым условием для счастья, предпосылкой для брака. Во многих племенах девушку неохотно выдавали замуж, если узнавали, что жених и невеста нравятся друг другу. У кафиров — языческих племен на северо-востоке Афганистана считается постыдным выходить замуж по любви. В истории человечества можно найти еще немало примеров, когда любовь — позорное, предосудительное явление, кое-где и сегодня любовная страсть считается душевным заболеванием, вроде помешательства, а следовательно, нуждается в лечении.
В целом же в XX веке, особенно во второй его половине, происходит все большее раскрепощение любви, повышение ее акций, авторитета. К этому чувству стали относиться со вниманием, признали его самоценность, и браки по любви стали...
Похожие материалы:
Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУКурсовая работа: Межличностное восприятие в группе и его влияние
Курсовая работа: Влияние семьи на формирование личности ребенка
Реферат: Влияние родительской семьи на семейную систему молодой семьи
Реферат: Шум и его влияние на организм. Предупреждение вредного действия шума на производстве