Курсовая работа: Предметная область «Технология» как средство сплочения коллектива младших школьников

Основной задачей школы является подготовка учеников к социальной жизни в обществе. Урок технологии - наиболее подходящая среда для развития ученика в коллективе и через него. Наиболее эффективными этапами работы на данные момент являются:
• Преподаватель - учащийся;
• Учащийся - учащийся;
• Учащийся - класс.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Предметная область «Технология» как средство сплочения коллектива младших школьников':


Предметная область «Технология» как средство сплочения коллектива младших школьников

Оглавление
Введение
Глава 1. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования
.1 Понятие коллектива и его структура
.2 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей
.3 Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива
.4 Проектная деятельность на уроках технологии
Глава 2. Исследование влияния проектной деятельности на уроках технологи на сплочение детского коллектива
.1 Изучение уровня сформированности детского коллектива
.2 Организация проектной деятельности на уроках технологи с целью сплочения детского коллектива
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Основной задачей школы является подготовка учеников к социальной жизни в обществе. Урок технологии - наиболее подходящая среда для развития ученика в коллективе и через него. Наиболее эффективными этапами работы на данные момент являются:
Преподаватель - учащийся;
Учащийся - учащийся;
Учащийся - класс,
Они дают шанс любому ученику оценить свои творческие и коммуникабельные навыки и выбирать подходящую для него роль в общей творческой работе.
Проблеме коллективных отношений уделяется очень большое внимание в учительской практике. Уроки труда отлично подходит для её не посредственного решения. На них с высокой периодичностью проводятся групповые работы, использующие знания из многих предметных областей. Это дает шанс раскрыть творческий способности каждого ученика. Коллективные проекты на уроках очень полезны в учебном процессе, но часто не получается организовать полноценное взаимопонимание, нацеленное на формирование коллективных отношений учеников. При организации учебных работ учителя в основном нацелены не столько на контакт учеников, сколько на финальный результат, который получается красивым и впечатляющим, но не способствует полноценному взаимодействию учеников.
Именно на таких занятиях оказывается полезными сенсорные навыки детей. На уроках технологии они по-настоящему работают: лепят, рисуют, конструируют, моделируют и тем самым получают реальный результат. Таким образом, ученика легче научить контактировать с коллективом: работать сообща, оценивать работы товарищей и быть внимательными к своим одноклассникам. В коллективе легче сформировать новые межличностные контакты. Успешность групповых работ во многом зависит от качества связей, сформированных в творческих группах. Педагоги заметили, что запрещая прямой контакт между учениками во время занятий (не давать переговариваться, контактировать друг с другом, обмениваться мнениями), мы создаем не благоприятный для учеников климат, делая их более беспомощными, незащищенными, неполноценными, зависимыми от мнения учителя, склонными к копированию и исключающими свою собственную точку зрения.
Большое значение имеет эмоциональный подготовленность: дети должны быть погружены в процесс выполнения этой работы и глубоко мотивированы. Результат необходимо обязательно оформить и выставить на обозрение всего класса. Это необходимо, так как это маленькая общая гордость группы и каждого по отдельности. Из маленьких кусочков получится большой результат - это важный стимул для зарождения межличностных контактов в коллективе.
Проблема исследования: Каково влияние проектной деятельности на уроках технологи на сплочение детского коллектива?
Целью исследования: является решения данной проблемы.
Объект исследования: коллективная деятельность учащихся на уроках технологии.
Предмет исследования: процесс организации уроков технологии, направленных на сплоченность коллектива учащихся.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать коллектив как объект психолого- педагогического исследования.
Провести исследование влияния проектной деятельности на уроках технологи на сплочение детского коллектива.
Провести анализ проведенной деятельности и сделать заключение на основе полученных данных.
Гипотеза: проведение проектных и групповых занятий повышает сплоченность коллектива учащихся, при соблюдении условий:
учёт психологических и возрастных особенностей учеников.
последовательность в выполнение коллективных работ.
учёт реальных возможностей детей в коллективе, их умения договариваться.
правильно подобранные темы, подходящие целям и задачам обучения, отвечающие потребностям коллектива.
Методы:
1.теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
2.практические:
3.Работа с учениками.
4.Индивидуальная и коллективная работа с учениками.
5.Анализ творческой работы учеников.
Экспериментальной базой являлась ГБОУ №929 Северного административного округа города Москва, 1 класс.

Глава 1. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования
1.1 Понятие коллектива и его структура
В школьной деятельности предполагается использование двух форм коллективной работы - фронтальная и коллективная. [17]
Первая подразумевает совместную работу всех учеников класса под руководством преподавателя; вторая - учащиеся взаимодействуют парами или мини-группами до четырёх человек. Задания в зависимости от целей могут давать одинаковые или разные.
Фронтальную форму преподавания хорошо использовать на первых уроках, так как ученики не имеют навыков работы в коллективе и межличностное взаимоотношение затруднено. При таком методе именно учитель учит ребят общению и развивает им коммуникативные навыки. На уроках технологии это предполагается сделать наиболее эффективно, так как они включают в себя традиционное обучения и новые интересные для детей яркие, эмоциональные и захватывающе элементы.
Затем необходимо включать более сложные виды коллективных взаимодействий. Когда каждый учащийся выполняет определенную часть изделия или компонент конструкции. Учащийся должен иметь четкое картину конечного результата и осознавать, насколько необходима его часть проекта. В начале занятия преподаватель проводит анализ выполненной заданий, где предлагает индивидуальные советы или рекомендации. Когда ученики научатся взаимодействовать и работать в парах, можно подключить групповую работу. При создании групп преподаватель обязан подобрать наиболее совместимых учеников для успешной работы. Для этого совместно с психологами подбирается специальные диагностические методики. Складывается правдивая картина взаимоотношений класса, понимание особенностей каждого ученика.
Желание включить больше возможностей и способностей у учеников и включить в общение всех ребят, развивает толерантность в общении. При создании пар, у учеников есть возможность поменяться партнерами. Большинство пар могут быстро обсудить детали композиции и совместно приступить к работе. Когда работает группа, дети обязаны уметь взаимодействовать между собой, найти подходящие решение. В группе сделать это сложнее, чем внутри пары, поэтому назначается главный. Он отвечает от группы и высказывает замечания, тогда взаимодействие будет проходить успешнее, снижая уровень рабочего шума, что сделает работу более организованной. Один из основных элементов вовлечения в практическую деятельность детей со сложным общением - это проектное подготовительное задание. Ученики выполняли свои маленькие проекты, что хорошо активизирует стеснительных учеников.
Нельзя дать четких советов. Важно стремление преподавателя создать в коллективе атмосферу взаимопонимания, улучшить контакт между учениками в классе, настроить их на серьёзную, длительную деятельность, направленную на улучшение межличностных отношений. Именно коллективные проекты на уроках технологии помогают детям общаться, находить наилучшие решение, обсуждать, делать собственные выводы.
Детский коллектив - это основной способ направленного обучения межличностным навыкам и воспитания в ребёнке личности. Его важное воздействие на ребенка во многом зависит от целей и задач, поставленных перед коллективом, степени осознанности их его членами и то, насколько они совпадают с их личными мотивами.
Как считал А.С.Макаренко, "Коллектив - это свободная группа трудящихся, объединённых одной целью, единым действием, организованная, снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив - это социальный организм, в здоровом человеческом обществе” [32].
Понятие "коллектив" введено в Российской педагогике с самого начала его создания. Идеи "коллективного воспитания" были созданы и заложены в фундамент воспитательного процесса В.Н. Сороки, С.Т. Шацкого, П.Н. Лепешинского, М.М. Пистрака и др., а в более поздний период - Т.Е. Конниковой, В.А. Сухомлинского, Н.Я. Скороходовой, Л.И. Новиковой, И.П. Иванова. [8, 11] Идеи А.С. Макаренко стали главной часть теории и методики воспитания коллектива. В статье "Цель воспитания" он выделил несколько признаков коллектива детей:
Общественно важные цели
Общая деятельность в достижении цели
Отношения коллективной ответственности;
Общий главенствующий орган;
Усилия коллектива направлены на общее благо
Коллектив - это среда, в которой формируются многие социальные навыки ребёнка. Коллектив включает ученика в целую сеть межличностных контактов и иных видов взаимоотношений. Но если в обычной среде происходит хаотическое, случайное влияние, разнонаправленное на ребёнка, то в школьном коллективе такое влияние целенаправленно и упорядочено. Потому что детский коллектив - это среда, находящаяся под посредственным влиянием педагога.
Коллективом называется объединение учащихся, отличное рядом важных свойств [25, 32, 44]:
Общественно важная цель. Цель является основной движущей силой группы. Цель коллектива должна совпадать с социальными целями и поддерживается государством или обществом, не входит в конфликт с властвующей идеологией, законами государства или конституцией.
Совместная деятельность, направленная на достижения общей цели. Люди объединяются в группы для скорейшего достижения целей общими усилиями. Поэтому каждый участник коллектива обязан активно помогать совместной деятельности, для этого и необходима целенаправленная организация деятельности. Члены коллектива обладают высоким уровнем личной ответственности за конечный результат общей деятельности.
Отношения коллективной ответственности. Между участниками группы устанавливаются важные взаимоотношения, отражающие не только единые цели и деятельность (рабочее сплочение), но и единые связанные между ними переживания и суждения.
Общий главенствующий орган. В коллективе осуществляются демократические взаимоотношения. Органы управления коллективом назначаются при открытом и прямом избрании наиболее уважаемых членов коллектива.
Коллективизм - это чувство взаимопонимания с группой, осознание с ней себя как единого целого, желания к действиям во благо коллектива и социума. Воспитание взаимопонимания в классе достигается разными путями и методами: организацией взаимовыгодных отношений и помощи в учебе, трудовой деятельности, обще-социальной работе; совместным участием обучающихся в культурных и спортивно-массовых мероприятиях; постановкой перед учениками целей и совместной работой в их воплощение; активизацией действий со стороны детских и молодежных объединений. [25] Из вышесказанного получается, что учебно-воспитательная группа - это сложно организованный коллектив, в которой ее участники объединены целями и ценностями в своей общей деятельности, значимыми для всех учащихся и в которой межличностные отношения являются важной составляющей личностных и социальных контактов, т.к. они важны своим содержанием, а также совместной деятельностью.
Под организованной группой понимаем следующие составляющие компоненты: лидерство, формальное, нормы, роли, состав, статус. Руководящий орган во многом определяет психологический климат, взаимопонимание в коллективе и его трудовую эффективность. Также неформальный руководитель получает свое положение и власть, а еще применяет ее по отношению к участникам коллектива, аналогично тому, как это происходит при руководителе формального коллектива. Главная отличительная особенность неформального лидера - это доверие его группы. За каждым участником закрепляется определенная роль. Роль - это способ поведения участника в разных ситуациях, определяемая его внутренними мотивами.
Существует два основных направления ролей для создания нормального работающего коллектива. Целевые роли распределены так, чтобы иметь возможность выбирать коллективные задания и их выполнять.
На одном уровне с формальным назначением ролей, есть необходимость создания неформального распределения ролей, которые признаются в группе. Отдельные участники занимают роль генератора идей, другие предрасположены к координации участников группы, третьи поддерживают взаимопонимание в классе и хороший климат в нем, четвертые следят, чтобы был необходимый порядок работы, все доводилось до конца и выполнялось в срок.
Стадии развития коллектива. Самым выдающимся представителем российской педагогики, создавшим теорию коллектива, стал А.С. Макаренко. К его трудам принадлежат многочисленные педагогические и художественные монографии, в которых досконально расписана методика воспитания коллектива. Методика А.С. Макаренко содержит полноценную технологию формирования здорового коллектива. Он определил закон жизни коллектива: движение - это форма жизни группы, остановка - форма её смерти; он создал принципы развития коллектива (перспективных линий, ответственной зависимости, параллельного действия, гласности); определил стадии развития коллектива.
Чтобы стать полноценным коллективом, его участники обязаны преодолеть трудный путь качественных метаморфоз. А.С. Макаренко определил несколько этапов. [32, 25, 26]
Стадия начального сплочения. В этот момент коллектив выступает изначально, как цель воспитательных действий педагога, направленных на превращения организационно оформленной группы (класс, кружок и т.д.) в коллектив. Это значит создать социально-психологически устойчивую группу, где взаимоотношения учеников создаются их действиями в совместной деятельности, а также, ее целями, задачами, ценностями. Организатор группы - преподаватель, от которого поступают все требования. Таким образом первая стадия считается законченной, когда в группе выделяется и начинает работать её актив, т.е. учащиеся сплотились во имя общей цели, деятельности и организации.
Теперь актив не только выполняет требования преподавателя, но и сам предъявляет их к членам группы, руководствуясь своими интересами о том, что приносит выгоду, а что наносит вред интересам группы. Если активисты правильно воспринимают потребности группы, то они становятся важными помощниками преподавателя.
Вторая стадия характеризуется стабилизацией структуры группы. Коллектив в это время становится как полноценная система, в ней зарождаются и выполняют свою функцию механизмы саморегуляции и самоорганизации. Он способен требовать от своих участников выполнения определенных норм, при этом требований постепенно становится больше. Так происходит, что на второй стадии развития группа выступает как инструмент целенаправленных воспитательных мер для развития необходимых черт характера в ученике.
Основная задача преподавателя на этом этапе - максимально воспользоваться возможностями коллектива для выполнения задач, для которых коллектив создавался. Группа только теперь стала коллективом, достигнув определенного уровня собственного развития как часть воспитательного процесса, в результате его становится возможным использовать в целях индивидуального развития отдельного учащегося. В общей доброжелательной атмосфере по отношению к каждому участнику коллектива, хорошего преподавательского руководства, поощряющего положительные черты личности у учеников, коллектив становится инструментом развития социальных качеств у детей.
Развитие группы на этом этапе связано с преодолением разнообразных препятствий: между группой и отдельными учащимися, обгоняющими своих сверстников и не подходящих под требования коллектива или отстающими от своих одногруппников; между индивидуальными и общими задачами; между поведением всего класса и порядками, стихийно складывающимися в коллективе; между группами учащихся с разными ценностными ориентациями. Поэтому в развитии группы возможны остановки, движения назад, скачки.
Они различаются рядом важных свойств, приобретенных на предыдущих стадиях развития. Чтобы выделить высоту развития группы на этом этапе, необходимо выделить характер и уровень требований, предлагаемых друг к другу участникам коллектива: к себе, предъявляются более высокие требования, чем к другим участникам коллектива. Один этот факт уже показывает о устойчивости взглядов, суждений, достигнутом уровне воспитанности, привычек. Если группа доходит до этого этапа развития, то он формирует целую, нравственно-полную личность. На этом этапе коллектив становится инструментом индивидуального становления каждого из его участников. Общий опыт, одинаковая оценка событий - важный признак и наиболее отчётливая черта группы на третьем этапе.
Процесс становления группы происходит не как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет четко обособленных границ - возможности к переходу в последующую стадию создаются в рамках предыдущего этапа. Каждый следующий этап в этом процессе не сменяется предыдущим, а добавляет к нему недостающие элементы. Коллектив не может и не должен прекращать своё развитие, даже если был достиг очень высокий уровень. Поэтому многие преподаватели выделяют четвертый и последующие этапы развития. На этих этапах каждый ученик, благодаря набранному с
помощью коллектива опыту, сам предъявляет к себе все основные требования, придерживаться нравственных норм становится его важной потребностью, процесс воспитания становится процессом самовоспитания.
В данный момент на сегодняшний день проблемой занимаются следующие специалисты: Я.Л. Коломинский, [33, 34, 35], Землянская Е.Н. [18, 19, 20, 21, 22, 23], Л.А. Громова [12].
Далее рассмотрим некоторые результаты их исследований:
Я.Л. Коломинский д.п.н. - профессор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Заслуженный деятель науки Республики Беларусь. Занимается психологией взаимоотношений в малых группах, социальной психологией развития личности, социальной педагогической психологиией и психологической культурой. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе», и докторскую на тему «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные особенности». В своих исследованиях Яков Львович уделяет большое внимание детскому коллективу как единому целому, а также особенностям взаимодействия детских взаимоотношений в нём. [25]
Землянская Е.Н. д.п.н. заведующая кафедрой теории и практики...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Формирование детского коллектива как условие повышения качества знаний младших школьников

Реферат: Ученический коллектив как фактор социализации младших школьников

Курсовая работа: Изучение произвольности и целенаправленности младших школьников

Реферат: Духовно-нравственное формирование личности младших школьников

Квалификационная работа: Создание условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка