Реферат: Представления родителей подростков о характере своего ребенка

По мере взросления ребенка его мысли и чувства помогают ему анализировать самого себя, свое поведение и поступки. Подростковый возраст считается одним из самых сложных возрастных периодов, так как ребенок уже осознает себя как целостную личность, у него сформировалась произвольность поведения и произвольность всех психических процессов, а также он знает как выглядит и как взаимодействует с другими.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Представления родителей подростков о характере своего ребенка':


Содержание
Введение
1. Проблема представлений родителей о характере своего ребенка в современной психологии
1.1Развитие представлений родителей о характере своего ребенка
1.2Психологические аспекты подросткового возраста
2. Эмпирическое исследование представлений родителей подростков о характере своего ребенка
2.1 Организация и методы исследования
.2 Результаты исследования и их анализ
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Введение
По мере взросления ребенка его мысли и чувства помогают ему анализировать самого себя, свое поведение и поступки. Подростковый возраст считается одним из самых сложных возрастных периодов, так как ребенок уже осознает себя как целостную личность, у него сформировалась произвольность поведения и произвольность всех психических процессов, а также он знает как выглядит и как взаимодействует с другими. Все перечисленное можно обобщить в единое понятие - представление ребенка о себе.
Родители большое количество времени проводят со своим ребенком, наблюдая за его развитием, и у них складываются свои представления о ребенке, которые не всегда совпадают с собственными представлениями ребенка о самом себе.
Проблемой представлений о себе занимались различные ученые в различных подходах и пониманиях проблемы. Например, Р. Бернс, У. Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, К. Роджерс, В.В. Столин, З. Фрейд и другие.
У родителей представления о своем ребенке закладываются еще до его рождения, а затем происходит их дальнейшее развитие. Параллельно начинается процесс формирования представлений самого ребенка о себе.
Представления ребенка о себе изначально формируются непосредственно под воздействием семьи. Пока еще ребенок не способен разграничивать себя и окружающих, но постепенно он все больше осознает свое собственное тело, мир, где он живет, а также познает других людей и делает выводы о самом себе [11].
С раннего возраста ребенок познает себя благодаря взрослым, в первую очередь родителям. Все, что они говорят ему, а также все приписываемые характеристики ребенок усваивает и принимает на веру, поскольку он еще не способен критически осмысливать информацию, делать собственные выводы и анализировать свои действия.
Со временем у ребенка, а именно в подростковом возрасте, появляется способность и стремление познавать себя. Формируется самосознание. Подросток уже способен сам анализировать себя, делать выводы из собственных действий, сравнивать себя с другими, задумываться и отвечать на вопросы: «Какой я?», «А чем я отличаюсь от других?», «А что во мне не так?». Подросток сам себя познает, он становится активным субъектом познания. В результате чего формируется образ Я, который может и не соответствовать представлениям родителей о своем ребенке.
Кроме того, для подросткового возраста характерна эмансипация от взрослых, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Именно с ними, а не с родителями, подросток склонен обсуждать свои проблемы, планы на будущее, интересы и желания.
Также кризис полового созревания не может не сказаться на представлении ребенка о себе. В этот период организм перестраивается не только физически, но и психологически, а главным новообразованием становится Я-концепция. Родители уже в меньшей степени находятся рядом с ребенком, чем раньше, и сам ребенок мало рассказывает своим родителям о своей жизни [30].
Поэтому многие родители замечают изменения, которые происходят с их ребенком, но они по-прежнему думают, что ребенок остался таким, каким они его видели в прошлый возрастной период. Они могут не узнавать, не понимать его поведение, поступки, мысли.
Причин этому может быть множество. Родители могут хотеть сохранить ту систему отношений, когда ребенок был послушным и зависимым от взрослых. Также они могут пытаться реализовать свои планы и мечты в ребенке, приписывая ему черты, которые значимы для реализации этих планов [28].
Родителям становится сложнее находить общий язык с детьми, а непонимание и незнание личностных особенностей своего ребенка, его потребностей, интересов заставляет их еще больше отстраняться друг от друга.
Поэтому нам представляется весьма важным, чтобы представления родителей о своем ребенке являлись более точными и адекватными [21].
В связи с этим цель нашего исследования - изучение представлений родителей подростков о характере своего ребенка.
Задачи:
1.Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме представлений родителей подростков о характере своего ребенка, раскрыть основные понятия.
2.Подобрать диагностический инструментарий для изучения представлений родителей подростков о своем ребенке.
3.Сформировать выборку и организовать сбор данных.
4.Обработать и проанализировать полученные результаты.
Объектом нашей работы выступают представления родителей о характере своего ребенка, а предметом является точность родительских представлений о характере своего ребенка.
Наша гипотеза состоит в том, что в подростковом возрасте представления родителей о характере своего ребенка не соответствуют реальному профилю самого ребенка.
В исследовании использовались такие методы, как теоретический анализ литературы и тестирование.
Исследование было проведение на базе МОУ СОШ №7, МОУ СОШ №11, МОУ СОШ №26, города Вологды. Общее количество выборки составило 124 человека, 62 подростка (в возрасте от 12 до 15 лет) и их родители.

1. Проблема представлений родителей о характере своего ребенка в современной психологии
1.1Развитие представлений родителей о характере своего ребенка
Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них (существительное) обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов (глагол) [33].
Сам процесс восприятия человеком определенного объекта имеет ряд свойств, которые влияют на формирование представлений:
1.Активность. Восприятие всегда в действии, его работу нельзя остановить по собственному желанию. Можно его приглушить, изменить, не обращать на что-то внимание, но нельзя его прекратить. Восприятие всегда в поиске новой информации.
2.Предметность. Восприятие всегда связано с каким-то предметом или явлением, вызвано ими. Предмет вызывает в рецепторах какие-то сигналы, а не деятельность рецепторов вызывает образ объекта. Когда нет реальных воздействий - восприятие предмета искажено.
3.Целостность. Мы живем в мире вещей, их отношений друг с другом, в мире целых ситуаций. В любой совокупности признаков наше восприятие отражает отношения между ними, стремится объединить в какое-то целое, чтобы определить, что это. В бессмысленных пятнах мы видим знакомые нам образы. Благодаря целостности, мы воспринимаем мир в виде вещей и событий, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений.
4.Константность (постоянство). Условия, в которых происходит восприятие, чрезвычайно многообразны и изменчивы. Но объект воспринимается нами достаточно постоянным, независимо от условий его восприятия. Такая относительная независимость характеристик объекта от его отображения на рецепторной поверхности обеспечивает его узнаваемость. Благодаря константности, предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и положению.
5.Осмысленность. Животное способно воспринимать несомую предметом информацию только буквально: хрустнула ветка - крадется враг, стукнула миска - несут еду. Человек может из воспринимаемых им вещей и событий делать совершенно «непрямые» выводы. Так же по части изображения человек способен «додумать» целую картину и объяснить ее [17].
При восприятии социального окружения процесс формирования представлений дополняется еще некоторым рядом особенностей:
1.Эффект ореола - происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
2.Эффект "первичности" - при восприятии незнакомых людей преобладающей является самая первая известная информация о нем [16].
И многие другие эффекты: стереотипизации, предубеждения, каузальной атрибуции, авторитета, самоубеждения, когнитивного диссонанса и равновесия, фаворитности, новизны, повторения, роли, физиогномической редукции, ожидания, презумпции взаимности, проекции, игнорирования информационной ценности неслучившегося, присутствия другого человека [12].
Но приведенные факторы действуют на формирование представлений о любых социальных связях с незнакомыми или знакомыми для нас людьми. Рассмотрим именно те факторы, которые воздействуют на становление и развитие родительских представлений о характере своего ребенка. Некоторые из этих факторов начинают влиять еще до появления ребенка в семье, а некоторые лишь во время непосредственного взаимодействия между родителем и ребенком.
Самое первое, о чем могут задумываться родители - это представления о поле ребенка, характере, темпераменте и других индивидуально- психологических особенностях. Также посещение различных курсов для будущих родителей могут помочь накопить еще некоторые представления о ребенке. Когда ребенок рождается, то у родителей уже сформированы определенные первичные представления о своем ребенке.
Влияют также и собственные представления родителей: о необычных и каждодневных событиях, о прошлом и будущем, о желаниях, огорчениях и радостях, о других членах семьи, об их чувствах и мыслях, привычках и планах - которые связаны друг с другом и образуют сценарии жизни семьи.
Семейные сценарии - это представления каждого члена семьи о повседневных семейных ситуациях: прием пищи, уход на работу, покупки, приготовление ужина, просмотр телепередач, визит к родственникам, проверка уроков, семейная ссора и др. Сценарии помогают ориентироваться в происходящем, предвидеть, каких событий следует ожидать, с какими проблемами или трудностями возможно столкнуться [34].
Поиск определенной информации является одной из важных частей практически любого сценария. Попав в ситуацию, индивид что-то уже знает о ней заранее, а что-то лишь предполагает и стремится уточнить. Чем именно интересуется индивид - обычно заложено в сценарии. Поэтому семейные сценарии можно рассматривать, как один из факторов влияния на развитие родительского образа своего ребенка.
В сценарии можно выделить три уровня заинтересованности родителей в своем ребенке:
Первый уровень - «нулевой». Родители совершенно не могут представить конкретные черты своего ребенка, описывая его лишь общими словами.
Второй уровень - схематическое представление. В этом случае родители имеют лишь бледное представление, может быть даже не о собственном ребенке с его неповторимостью и индивидуальностью, а некий стереотип - каким должен быть ребенок в семье.
Третий уровень - конкретизированный образ. Родители могут детализировано описать не только свойственные черты своего ребенка, но и мечты, желания, а также его конкретное поведение в той или иной ситуации. Данный уровень создает необходимые условия для феномена оживания - родитель может представить ребенка в определенной ситуации, и его представления приобретают способность к саморазвитию. Например, родители только готовятся к тому, чтобы ребенка отправить в школу в первый класс и мысленно переживают первые дни учебы за ребенка. Они способны видеть, как возможное поведение ребенка будет отражаться в окружающей среде, при этом переживая свои будущие чувства и поступки, о которых ранее не могли подозревать [9].
Следующий фактор, который может оказывать влияние на формирование адекватных родительских представлений, является частота активизации этих представлений о своем ребенке.
Одни родители склонны часто проецировать в своем воображении ситуации с ребенком, пытаться анализировать его поступки, создавая яркие картины о своем ребенке. Они хорошо представляют себе, как себя чувствует их ребенок, что думает, как себя ведут в определенной ситуации. В итоге родители имеют развитые представления о ребенке, могут подготовиться к будущим проблемам или построить непосредственное взаимодействие между собой более эффективно. Другие родители имеют неразвитые примитивные представления о своем ребенке и не желают погружаться в их значение. Как указывает Э. Эйдемиллер, в их жизни проявляется ряд особенностей:
1.Родители не умеют представлять себе будущее как свое, так и ребенка. Не способны увидеть, что произойдет, когда наступят ожидаемые перемены, и поэтому такая семья не готовится к ним заранее. Родители реагируют на изменения только тогда, когда они уже наступают.
2.Родители, думая о своей жизни и жизни ребенка, видят только те стороны, которые «лежат на поверхности» (какие-то внешние события, бросающиеся в глаза поступки или обстоятельства). От их внимания ускользают чувства, мысли, сомнения, а причины происходящего остаются для них непонятными.
3.Родители не замечают связи между различными явлениями. Нередко все, на что они способны - это понять только очень простые, примитивные связи, поэтому их объяснение причин того, что происходит, сильно упрощено [34].
Немалую роль в развитии представлений родителей о своем ребенке играют особенности семьи:
1.Развитие процессов коммуникации. Чем интенсивнее и эффективнее родители обсуждают окружающий мир, обмениваются эмоциональным опытом с ребенком, тем более многосторонни их представления о нем. Если процесс взаимодействия родителей и ребенка имеет только ситуативный характер, то представление родителей о ребенке могут не совпадать с реальностью.
2.Чрезмерно выраженная ответственность. Отношения в такой семье построены на словах «должен», «обязан». Не важно, что тот или иной член семьи чувствует или думает в какой-либо ситуации - важно, как он обязан поступить в ней. В итоге представления родителей о своем ребенке остаются обобщенными и идеализированными.
3.Устойчивость уклада семьи. Родители и их дети ведут неизменный образ жизни, где сегодня в их семье происходит то же, что вчера, а завтра будет происходит то же, что сегодня.
4.Низкий уровень семейной и психологической культуры. Семья формировалась в таких условиях, что просто негде было учиться думать о семейных взаимоотношениях и чувствах друг друга, так как отношения построены на соотношении сил между членами семьи и всегда «прав сильнейший» [29].
Конкретизируя особенности семейного воспитания можно выделить типы семейного воспитания, как фактор, влияющий на формирование родительских представлений о своем ребенке.
Если родители эмоционально отвергают своего ребенка, то их представления о нем могут быть малоразвиты и полностью не совпадать с реальным положением дел. Родители стараются проводить время вдали от ребенка, не интересуются его жизнью, эмоциями и мечтами ребенка, тем самым сознательно не развивают свои представления.
Когда родители воспитывают своего ребенка и относятся к нему с особой жестокостью, то их представления о ребенке могут быть сильно занижены и неадекватны. Родители не замечают потенциала ребенка, а от постоянного физического и психологического давления ребенок может корректировать свое поведение так, чтобы стараться избегать насилия, и еще больше скрывая свой истинный образ от собственных родителей [4].
В случае воспитания ребенка по типу повышенной моральной ответственности представления родителей о нем могут быть завышенными, но общими и формальными. Родители требуют много от своих детей, пытаются по максимуму реализовать их потенциал (иногда даже, которого нет) и думают, что ребенку это нравится, хотя в действительности может оказаться все наоборот. психологический подростковый семейный
При противоречивом воспитании происходит сочетание различных стилей в одной семье, несовместимых между собой и не адекватных друг другу, что может проявляться в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Поэтому у ребенка часто формируется высокая тревожность, неуверенность и низкая самооценка, а само поведение ребенка непоследовательно и противоречиво. Родители, воспитывая именно по такому типу, не замечают и не хотят осознавать истинных мотивов своего ребенка, а также сознательно или неосознанно могут занижать его потенциал.
Воспитание по типу гипопротекция несет в себе недостаток опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребёнка. Часто при таком типе воспитания представления родителей о своем ребенке полностью не отражают его реальный профиль. Ребенок развивается сам по себе, и если он хочет, чтобы родители увидели его истинный образ, то родителям это полностью не интересно. Они просто его не замечают и занимаются своими делами [14].
Если рассматривать такой тип воспитания, как гиперпротекция, то здесь прослеживается повышенная опека и контроль, а также неадекватный интерес к деятельности ребёнка. Гиперпротекция негативно сказывается на развитии у ребенка самостоятельности, инициативности, а также формировании чувства долга и ответственности. Одновременно образ ребенка у родителей идеализированный и беспомощный. Ребенку можно все, он заслуживает особого внимания, его потребности должны всегда удовлетворять и нельзя допустить, чтобы он чувствовал дискомфорт, потому что он не сможет это перенести и не справится с проблемной ситуацией. В некоторой степени такой родительский образ ребенка противоречит сам себе [31].
Также следует отметить еще один фактор, влияющий на формирование родительских представлений о своем ребенке - приписывание своих желаний ребенку. Некоторые родители хотели бы иметь у себя определенные качества, но не имеют по какой-либо причине, поэтому хотят реализовать их через ребенка, тем самым создавая более счастливую версию себя в своем ребенке. Чаще всего это касается реализации талантов. Также прослеживается тот факт, что больше всего родителей раздражают в своем ребенке собственные отрицаемые качества [2].
Таким образом, становлению точных и адекватных родительских представлений о характере своего ребенка может мешать большое количество как внутренних, так и внешних факторов. Родительские представления - это сложное и динамичное образование, формирующееся на протяжении длительного времени.
1.2Психологические аспекты подросткового возраста
Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии [8].
В основу возрастной периодизации психического развития разные авторы брали различные критерии и, соответственно, выдвигали различное число возрастных периодов с различными границами: З.Фрейд (полового созревания), Э. Эриксона (критические периоды), Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина...

Похожие материалы:

Реферат: Психология сексуальных взаимодействий подростков. Роль родителей в формировании правильных представлений о сексуальных взаимоотношениях между полами