Реферат: Проблема поиска смысла жизни как основная проблема психологии
Чем более зрелом и мудрым становится любой человек, тем отчетливее он понимает, что ощущение полноты жизни определяется в первую очередь качеством решения, сугубо психологических проблем.
Дата добавления на сайт: 07 июля 2024
Скачать работу 'Проблема поиска смысла жизни как основная проблема психологии':
1.Проблема поиска смысла жизни как основная проблема психологии (Введение)
Чем более зрелом и мудрым становится любой человек, тем отчетливее он понимает, что ощущение полноты жизни определяется в первую очередь качеством решения, сугубо психологических проблем.
Представления среднего человека о собственном внутреннем мире крайне примитивны и скудны, не приведены в стройную систему взглядов.
Если мы не садимся за руль автомобиля без подлежащей подготовки, то как мы можем отправляться по жизненному пути без мало-мальски подробной «инструкции»?
Первым вопросом в такой «инструкции», является главный вопрос – поиск каждым человеком смысла жизни.
Некоторые психологи утверждают, что смысл есть «ни что иное, как защитные механизмы, реактивные образования…»
Но человек не может существовать только для спасения своих «защитных механизмов».
Вопрос поиска смысла жизни в психологии именуется «логотерапией», то есть терапией духовных измерений человека.
«Если у личности имеется вопрос: «Зачем я живу?», она может вынести любое «Как я живу»--говорил Ницше, один из основоположников логотерапии. Опасное заблуждение считать, что человеку прежде всего требуется равновесие, в первую очередь ему требуется борьба за какую-то цель, достойную его.
Это его духовная динамика, создающая необходимое жизненное движение, то духовное напряжение, которое и является признаком душевного здоровья и гармонии с самим собой.
Одной из основных психологических проблем современного человека является так называемый «энзистенциальный вакуум», или проще говоря-скука.
Скука, внутренняя пустота ставят перед психологом огромное количество проблем, которые растут с угрожающей быстротой. Человек боится остаться наедине с собой, впадает в депрессию, ощущает пустоту существования, обретает стойкие неврозы. Немало случаев самоубийства, алкоголизма, юношеской преступности можно объяснить только «экзистеннциальным вакуумом». Этот вакуум приобретает иногда, глубоко скрытые формы—стремление к власти, включая ее наиболее примитивную форму-желание денег, стремление к удовольствию, сексуальная компенсация и т.д.
Ни один психолог не сможет ответить на вопрос о смысле жизни одной фразой, поэтому важен не смысл вообще, а специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени.
2.Самоактуализация как путь работы под собой
Логотерапия (поиск смысла жизни) ставит перед личностью проблему актуализации жизни, т.е. самоактуализации. Самоактуализация не может быть достигнута, если она замыкается на саму себя, т.е. не имеет выхода во внешний мир.
Согласно логотерапии, самоактуализация возможна тремя путями:
совершая дело, 2. переживая ценности, 3. путем страдания.
Первый путь, путь достижения или осуществления цели, очевиден.
Здесь – самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то, находящееся вне них самих.
Дело для них является своего рода призванием (в лучшем смысле этого слова), для них исчезает разделение понятий «труд» и «радость». Все они тем или иным образом находят смысл жизни в поисках бытыйных ценностей (истина, красота, справедливость).
Существование этих ценностей бытия является толчком к самоактуализации. Подавление в себе этих ценностей порождает определенный тип, современных неврозов, например, от проживания среди лжецов, от потери доверия к людям, от постоянного лицемерия.
В некотором смысле человеку необходимо жить в душевной и духовной красоте, а не уродстве, хотя большинство людей не подозревают в себе этих потребностей и ощущают постоянный душевный дискомфорт и разлад. Само понятие «самоактуализации» подразумевает наличие личности, «Я», с которым можно работать. Человеческое существо есть уже как минимум определенный темперамент, определенный биохимический баланс и т. д.
Большинство не склонно прислушиваться к своему «Я», вместо этого ориентируясь на родителей, государственное устройство, власть, традиции и т.д., замещая собственные мнения и проявления обычной и обыденной фальшью.
Обобщая сказанное о самоактуализации, можно сделать следующие выводы: самоактуализация – это предпочтение выбора роста выбору страха, умение прислушиваться к голосу собственного импульса, умение быть честным с собой и моменты принятия на себя ответственности, реализация потенциальных возможностей.
3.Самопознание и самовоспитания
Самоактуализация осуществляется через самопознание и самовоспитания.
Самопознание осуществляется не ради поиска чистой истины , а ради формирования себя в соответствии со своими намерениями. Самовоспитание – это определенный тип отношения, поступков, действий к самому себе и к собственному будущему с точки зрения соответствия определенному идеалу. «Каким я должен быть?», чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать самого себя.
Самовоспитание и самопознание, являются необходимыми условиями для личности, которая уважает и любит себя. Любовь к себе нельзя путать с эгоизмом, эгоист тем и отличается, что не в состоянии любить вообще никого. Если начинать самовоспитание с отвращения к себе, ничего не получится.
Отвращение к себе неизбежно вызывает беспощадность к любящим людям, что в свою очередь, вызывает новый виток отвращения к себе.
Выход из этого – перестать быть источником страдания для себя, стать источником постоянного процесса радостного самосовершенствования.
Это процесс, осуществляемый постоянно, - любое событие становится поводом для беспрерывного самопознания и самовоспитания.
Процесс самопознания сам по себе не обещает ничего приятного. Наоборот, осознавая постепенно свои поступки и защитные механизмы личности, управляющие ими, человек будет испытывать горечь. Но эта горечь целительна в том случае, если ведет к конечной цели самопознания – самовоспитанию и дальнейшей самоактуализации.
4.Что такое «зло» и «добро»
Духовное развитие человека – это длительный, непрерывный процесс полной трансформации, роста сознания до немыслимого прежде уровня, расширение внутреннего пространства личности. Неудивительно, что столь важные изменения проходят различные критические стадии, которые нередко сопряжены с нервными и эмоциональными расстройствами и дискомфортно – кризисным душевным состоянием.
У современного человека эти проблемы проявляются все чаще, с угрожающей быстротой.
Для человека с низким уровнем духовного развития существование сводится к осуществлению личных желаний, чтобы жить в ладу с собой, ему достаточно формально выполнять предписание морали общества, в котором он существует, не задумываясь об их сущности. При начальной стадии самоактуализации наступает душевная трансформация, часто сопряженная с чувством неудовлетворенности и внутренней пустоты, нереальности и суетности будничности жизни. Это первый кризис на пути духовного самовоспитания. Часто он характеризуется чувством вины, раскаяния, тяжелой депрессией. Если личность, находящаяся в процессе самоактуализации, сумеет пройти первый душевный кризис, осознать реально, что с ней происходит, за кризисом последует подъем и выход на новую ступень духовного развития. На этой стадии у человека рассеиваются многие сомнения, решаются многие внутренние вопросы, появляется ощущение уверенности. Кажется, что прежняя личность с ее острыми углами и неприятными сторонами исчезает, а на ее месте возникает новый человек, исполненный симпатии, стремлений к добру и справедливости. Это состояние подъема может продолжаться довольно долго, но ему всегда приходит конец.
Для личности, занимающейся самоактуализацией очень важен второй кризис, кризис духовного преображения. Это длительный и сложный процесс, включающий различные фазы: фазу перемен, фазу депрессий и, наконец, фазу душевного успокоения. Так, гусеница, превращаясь в бабочку проходит стадию куколки, стадию беспомощности и бессознательности.
Чем дальше и дальше длится процесс самоактуализации личности, тем более явственны периоды кризисов, необходимых для новой ступени развития личности и духовных подъемов, отмечающих этапы самосовершенствования.
5.Психология судьбы
Проходя длительный, бесконечный процесс самопознания, человек неизбежно приходит к вопросу-«Что есть Зло и что есть Добро?».
В каждом человеке «плюсов» и «минусов» практически поровну, что перевешивает и в какую сторону пойдет духовное развитие личности? Куда качнется маятник? Откуда в человеке стремление к злу? Является ли стремление к злу проявлением животных, первобытных сил в человеке?
В природе не существует понятия «зла» и «добра». Никто из представителей животного мира не совершает осознанно жестоких, садистских, поступков, вся кажущаяся жестокость животного мира основана на бессознательных, биологически целесообразных и непроизвольных природных импульсах. Что же в таком случае отличает человека от животного? Можно считать, что интеллект. Но только ли интеллект?.
Разгадывая феномен человеческой личности, нужно в конце концов обратится к тому, чем он (человек) безусловно отличается от животного – к совести, составляющей сердцевину человеческой души.
Франкл называл совесть «органом поисков смысла жизни» или «подсознательным Богом». Именно совесть в процессе самоактуализации человека ведет его от простых вопросов к вечным, от душевного кризиса к духовному подъему.
6.Механизм неудачи
Американский психолог Эрик Берн первым обратил внимание на любопытную закономерность: жизнь одних людей представляет собой цепь везений , другие сталкиваются с одними неудачами, третьи вечно унижены, четвертых постоянно бросают и т. д. Берн предположил, что такая повторяемость ударов (или даров) судьбы не случайна.
Людям, оказывается, не всегда хочется выигрывать и быть победителями, иногда комфортнее проиграть, создать себе несчастье. Для чего это нужно и возможно ли изменить «плохой» сценарий человеческой жизни? Исходя из теории самоактуализации, стремление к «отрицательному» сценарию жизни заложено в принципе маятника – от кризиса к подъему. Стремление к страданию, в таком случае, есть ничто иное, как потребность духовно развивающейся личности к поэтизации бытия, художественной потребности в красоте и возвышающих переживаниях.
Вторая возможность принципиально иная – жизнь пуста, в ней ничего не происходит, личность находится в состоянии «экзистенциального вакуума». Какой выход у человека в этой ситуации кроме «моделирования» некоего художественного произведения в центре которого он, страдающий герой. Какой можно сделать вывод? В основе любого сюжета лежит конфликт. Коль скоро человеку недостает конфликта в его бытовой и, тем более, духовной жизни, он уходит от реальности, создавая и проживая несуществующие конфликты, заменяя свой путь самосовершенствования на психологическую позицию «улитки». Позиция «ирреальной» жизни ведет к еще одной серии современных неврозов (или проблем). Человек принимает и воспринимает действительность как некий грандиозный «театр абсурда», в котором нет места глубоким и личным духовным переживаниям.
Что такое неудача ?
У человеческого тела есть свой «красный свет», сигналы опасности, которые врачи называют симптомами и синдромами. Эти негативные сигналы работают на человека, если он способен их правильно оценить. Болевые ощущения, связанные, например, с приступами аппендицита, спасают человеку жизнь. Если бы он не чувствовал боли, то воспалившийся аппендикс привел бы к его неизбежной гибели.
Существует и «симптомы», свойственные типичному неудачнику. Мы должны научится распознавать их, чтобы, обнаружив в себе, своевременно принять соответствующие меры. Зная определенные характеристики личности, «дорожные знаки», ведущие к неудаче, можно заставить их выполнять роль негативной информации, и выводить нас на верную дорогу. Однако мало осознать их как нежелательные, самое главное – искренне и глубоко поверить, что эти свойства личности не могут принести ни успеха, ни счастья. Порой самые преуспевающие люди ощущают их негативное «давление».
Никто сознательно, преднамеренно и обдуманно не решает приобрести отрицательные черты характера. Не возникают они и по воле случая. Однако подобные свойства отнюдь не свидетельства испорченности человеческой натуры. Негативные качества – это способ решения внутренних трудных проблем. Человек берет их на вооружение потому, что ошибочно видит в них выход из трудностей. И хотя их значение и назначение основаны на ложных посылках, они являются составной частью понятия «образ жизни». Вспомним, что человеческий организм всегда стремится реагировать соответственно обстоятельствам. Человек может избавиться от симптомов неудачи не усилием воли, а только поняв,
что они работают против него. Когда мы осознаем эту правду, те же самые бессознательные силы, которые побудили нас взять на вооружение негативные свойства, помогут нам избавиться от них.
Рассмотрим симптомы механизма неудачи.
Когда мы не можем осуществить некие замыслы, важные для нас, или удовлетворить какие-то насущные потребности, мы склонны испытывать чувство разочарования, неудовлетворенности, безысходности. В известной мере эти чувства так всем, в силу того, что человек – существо несовершенное. Правда, с возрастом человек начинает понимать, что удовлетворить все желания невозможно, что наши реальные дела и поступки никогда не бывают так хороши, как наши намерения. Мы усваиваем тот факт, что совершенство вовсе и не требуется, а для практических целей вполне достаточно приближения к нему. Мы привыкаем терпеливо сносить определенную дозу разочарований, не теряя душевного равновесия. Ощущение неудовлетворенности, безысходности становится симптомом неудачи лишь в том случае, если оказывается причиной чрезмерных эмоциональных переживаний, вызывает чувство глубокого недовольства и собственной никчемности. Постоянное, хроническое разочарование обычно признак того, что цели, которые ставит человек, нереальны или его представление о себе неадекватно. Есть два типа «разочарованных» - счастливчики и «маленькие люди». Счастливчик имеет для гармоничной жизни все, и тем не менее страдает от глубокого разочарования, потому что все, им достигнутое не соответствует тем нереальным целям, которые он для себя определил. «Маленький человек» считает себя неумелым, хроническим неудачником, искренне верит в то, что он просто не имеет права надеяться на успех, он не достоин лучшей жизни. Невольно он ведет себя в соответствии с созданным образом, всякий раз умудряясь оправдать свою самооценку.
Разочарование, раздражение, недовольство – это все способы решения проблем, которыми мы научились пользоваться еще в раннем детстве. Когда младенец голоден, он выражает недовольство плачем. И, как по волшебству, тут же появляется молоко. Многие дети, подрастая, продолжают пользоваться этим способом воздействия на чересчур податливых родителей для удовлетворения своих желаний и улаживания собственных дел. Действуя в детстве, этот метод совсем не действует в зрелом возрасте. И все-таки многие вновь и вновь пускают его вход, проявляя раздражение и жалуясь на жизнь, подсознательно надеясь, что жизнь «сжалится», поспешит на помощь и решит за них все проблемы. Неудачник так долго «практикует» чувство безнадежности, что пораженческие настроения входят у него в привычку. Он проэцирует их на будущее и покорно ждет неудач. Мысли и чувства неразрывно связаны друг с другом, чувства – это почва, на которой произрастают мысли и идеи. Именно по этой причине хроническому «неудачнику» необходимо представлять себе те чувства, которые могут возникнуть у него в случае успеха, и почаще мысленно воспроизводить их.
За неудовлетворенностью нередко следует чрезмерная и направленная по ложному пути агрессивность. Агрессивность сама по себе не является одной из форм неадекватного поведения, как долгое время считали психологи. В паре с эмоциональной энергией она часто способствует достижению цели. Добиваться желаемого следует наступая, а не обороняясь или проявляя нерешительность, энергично берясь за решение проблем. Уже само наличие большой задачи достаточно для усиления эмоционального «давления» в нашей «котельной» и развязывания агрессивных тенденций. И если в этих условиях на пути движения к цели появляется препятствия, то могут возникнуть серьезное коллизии. Неиспользованный эмоциональный «пар», не найдя нужного выхода, обычно устремляется по ложному пути и превращается в разрушительную силу. Сотрудник, испытывающий огромное желание влепить затрещину начальнику, выпускает пар дома, набрасываясь на жену и детей. Учительница, испытывающая дискомфорт в семье, срывается на учениках и т. д. Но может случится и так, что человек направит скопившуюся агрессивность против собственной персоны, подобно скорпиону, который в состоянии крайнего раздражения смертельно жалит сам себя. Типичный неудачник не использует свою агрессивность для достижения конкретной цели. Устремляясь по ложным каналам, она проявляет себя в состоянии постоянной тревоги, в изнурении работой, в других разрушительных для здоровья действиях. Она может быть направлена и вовсе на других людей в виде крайней раздражительности, грубости, распространения слухов и сплетен, бесконечных придирок, постоянного брюзжания. Когда человек данного типа ставит перед собой нереальные, заведомо невыполнимые цели и в результате терпит неудачу, он, как правило, знает один выход: «стараться еще сильнее». Обнаружив, что, по сути, бьется головой о каменную стенку, он в большинстве случаев бессознательно принимается стучать еще крепче.
Агрессивность нужно не изживать, не искоренять, а понять ее причины, позаботиться о том, чтобы обеспечить ей надлежащие каналы для полезного приложения. Понимание этого механизма уже поможет человеку справиться с агрессивно-безысходным циклом. Неуправляемая агрессия – не что иное, как попытка поразить единственную мишень (поставленную цель), ведя беспорядочную стрельбу по всем направлениям.
Чувство неуверенности вырастает из убеждения в собственной неполноценности, несостоятельности, в неспособности что-то сделать. Если человек решил для себя, что «не отвечает» каким-то требованиям, он чувствует себя неуверенно. Во многих случаях неуверенность вовсе не означает, что внутренние ресурсы в самом деле малы, это чувство просто отражает тот факт, что человек принимается сравнивать свои реальные способности с воображаемым идеалом – совершенным «Я». Неуверенный в себе человек постоянно думает, что он «не такой» - не преуспевающий, не счастливый, не компетентный, не уравновешенный. Все упомянутые выше качества – достойные цели, но их нужно добиваться, а не убеждать себя в том, будто они уже должны быть в наличии, да еще непременно в абсолютной степени.
Тот, кто убежден, что он уже «хороший» в абсолютном смысле, не только лишает себя побудительных мотивов для дальнейшего самосовершенствования, но и неизбежно чувствует неуверенность, теряет опору. Чувство неуверенности нередко появляется там, где вымысел выдается за реальность, где существует необходимость или стремление постоянно доказывать себе и другим собственное превосходство. Возникает...
Похожие материалы:
Дипломная работа: Психологическое консультирование как специальная проблема психологииРеферат: Наркомания как медико-социальная проблема
Реферат: Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития детей, первичной профилактики заболеваний и вредных привычек
Реферат: Загрязнение среды как глобальная проблема
Курсовая работа: Сознание и самосознание как предмет исследования психологии