Курсовая работа: Проблема взаимосвязи социометрического статуса со стратегией поведения в конфликтной ситуации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА
1.1 ПОНЯТИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА
1.2 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА
1.3 ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТА В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
1.4 ПРОБЛЕМА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА
2.1 ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ГРУППЫ
2.3 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.4 МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.5 СТАТИСТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ ИСПЫТУЕМЫХ С ПОЛЯРНЫМИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМИ СТАТУСАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Дата добавления на сайт: 11 сентября 2024


Скачать работу 'Проблема взаимосвязи социометрического статуса со стратегией поведения в конфликтной ситуации':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ
Кафедра методологии психологии и теории
психолого-педагогического образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Проблема взаимосвязи социометрического статуса со стратегией поведения в конфликтной ситуации
Арутюнян Анна Андреевна
Научный руководитель:
канд. псих. наук, доц.
кафедры методологии психологии и теории
психолого-педагогического образования
В.Д. Поклонская
Пятигорск - 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи стратегий конфликтного поведения и социометрического статуса
1.1 Понятие социометрического статуса
1.2 Понятие и общая характеристика конфликта
1.3 Проблема исследования конфликта в трудах зарубежных и отечественных психологов
1.4 Проблема разрешения конфликта в современной психологии
Глава 2. Организация исследования взаимосвязи стратегий конфликтного поведения и социометрического статуса
2.1 Общая организация исследования
2.2 Методика исследования структуры группы
2.3 Методика исследования способов реагирования в конфликтных ситуациях
2.4 Математико-статистическая обработка результатов исследования
2.5 Статистическое сравнение испытуемых с полярными социометрическими статусами
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность исследования. Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Современный этап общественного развития, который характеризуется глубинными социальными изменениями, связанными с обновлением системы ценностей, создает специфическую ситуацию, которая требует от каждого индивида самостоятельного решения относительно цели и смысла жизни. Любые внешние изменения могут сопровождаться негативными психологическими последствиями, если они не подкрепляются адекватными изменениями в системе ценностей самой личности. В этих случаях проявляется недостаточная сформированность механизмов личностной адаптации. Одной из форм дезадаптации в аналогичных ситуациях является межличностный конфликт, который сопровождается такими выраженными негативными последствиями, как личностная необустроенность, нестабильность и неопределенность, потеря эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. В конечном итоге все это приводит к неустойчивости и неуравновешенности психики, несбалансированности ее проявлений.
Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, прибегая к взаимным обвинениям, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Социальный статус личности в коллективе связан с причинами возникновения конфликтов между индивидами, т.к. у людей разных жизненных взглядов имеются разные приоритеты и ценности, на фоне чего происходят разногласия в обществе. Чаще всего эти разногласия проявляются между лидерами и аутсайдерами. Лидер, как сильная личность, выбирает конкретную модель поведения в конфликтной ситуации и в большинстве случаев это "соперничество". Аутсайдер же, как зависимая личность, выбирает стратегии такие как "избегание", "компромисс" или "сотрудничество", на что редко идет лидер.
В зарубежной и отечественной литературе психологический конфликт описывается как состояние личности, возникающее вследствие противоречий или столкновения различных личностных образований.
Зарубежная психология имеет достаточный опыт в изучении внутриличностного и социального конфликтов. Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликта: начало XX в. - 50-е годы; конец 50-х годов - настоящее время. Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта выделяются:
психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
фрустрационно-агрессивное (Д. Доллара, Л. Берковитц, Н. Миллер);
поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);
социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
В отечественной психологической науке растет интерес к проблемам межличностных конфликтов; идет интенсивное накопление эмпирических данных, на основании которых формируется понятийный аппарат исследуемого явления. В современной отечественной психологии литературе по проблеме конфликта выделяются несколько направлений: организационное, деятельностное, личностное. Сущность организационного подхода состоит в рассмотрении конфликта как процесса или следствия определенных разногласий в функционировании организации, нарушении связей, обеспечивающих стабильность данной системы (С.И. Ерина, А.А. Ершов, А.Г. Ковалев, Ю.И. Мягков и другие). Представители деятельностного подхода (В.В. Волков, А.И. Донцов, М.А. Иванов, Т.А. Полозова и другие) делают ставку на исследование проявления в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности. Личностный подход, сторонниками которого являются Н.В. Гришина, Н.В. Крогиус, Л.А. Петровская, Н.И. Фрыгина и другие психологи, опираются на рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействия.
Целью исследования: изучить влияние социометрического статуса личности на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Задачи исследования:
) провести теоретический анализ исследования конфликта и социометрического статуса в психологической науке;
) разработать диагностический инструментарий адекватный целям исследования;
) провести эмпирическое исследование;
) осуществить анализ полученных данных;
) осуществить сравнение полученных данных.
В заключении приводятся итоги исследования.
социометрический статус конфликтное поведение
Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи стратегий конфликтного поведения и социометрического статуса
.1 Понятие социометрического статуса
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, B. C. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива - одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных.
К 5 годам у ребенка складывается определенная позиция в группе, происходит дифференциация детей в системе межличностных отношений по социометрическому статусу.
Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.
Итак, социометрическая процедура применяется для:
а) измерения степени сплоченности - разобщенности в группе;
б) выявления "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "социометрическая звезда" группы и "отвергнутый";
в) обнаружения внугригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Осуществляемый каждым членом группы выбор показывает, кому он отдает предпочтение, к какой микрогруппе чувствует свою принадлежность. Число выборов, полученных каждым участником социометрического опроса, характеризует его положение в системе межличностных отношений, т.е. определяет его социометрический статус (положение в социогруппе как "звезды", "предпочитаемого", "принятого", "изолированного", "пренебрегаемого").
Положение личности в структуре межличностных отношений может быть не всегда одинаковым. В разных видах общения "звездами" и "изолированными" могут оказаться совсем разные люди. Поэтому "социометрическую картину" группы необходимо составить не менее чем для 2-х видов общения: делового и эмоционального.
Удовлетворенность положением в группе в значительной степени определяется таким параметром межличностных отношений, как взаимность выборов (для члена группы важно не только то, сколько из его группы человек питают к нему симпатию, но и то, кто именно отдал ему свое предпочтение: те, кого он выбрал сам, или же те, к кому он относится достаточно равнодушно).
Умение ориентироваться в неформальной структуре группы, учитывать ее в решении практических задач - важнейший аспект подготовки специалиста, реализующего педагогические, руководящие, организаторские и др. функции в системе "человек-человек".
Социометрический критерий - вопрос, ответ на который служит основанием для установления структуры взаимоотношений между членами группы.
По содержанию выделяют производственные (официальные, формальные), непроизводственные (неофициальные, неформальные) критерии, общие (диагностируют устойчивые межличностные отношения) и специфические (выявляют партнера в отдельном, специфическом виде деятельности), сильные и слабые критерии.
Выбор критерия для проведения опроса зависит от целей и задач исследования: какая структура изучается - формальная или неформальная и т.д.
1.2 Понятие и общая характеристика конфликта
В переводе с латинского "conflictus" означает столкновение. Термин "конфликт" имеет множество различных определений. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия; это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника; это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборство за наличия противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.); это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов; это всегда сложный и многоплановый социальный феномен.
Во всех этих определениях конфликт, прежде всего, связывается с противоречием или одним из его моментов - борьбой противоположностей. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным. В любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. Часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве.
Сторонники функционалистской модели общества считают, что конфликты могут быть приведены в состоянии гармонии путем взаимовлияния и удовлетворения интересов и потребностей конфликтующих групп. В свою очередь интересы сопрягаются с ценностями, целями, ориентациями. Американский политолог Аптер Д. отмечает, что главный вопрос при анализе конфликтов состоит в том, как трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов.
Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить о том, что конфликт - это явление социальное, в нём действуют субъекты одарённые сознанием, преследующие свои цели и интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторон для наличия конфликта, конечно, ещё недостаточно. Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. И в этом состоит его главное отличие от борьбы за существование в мире животных.
Конфликт носит временный характер. Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Объектом конфликта является ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон. Это могут быть самые различные материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредствам противоборства. Объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Но предмет конфликта всегда реален и всегда актуален. Борьба, являющаяся выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведётся не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи. В связи с рассмотренным характером объекта конфликта выделяют два вида конфликтов: реалистический и не реалистический. Конфликт, служащий средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта, является реалистическим.
Конфликтология в основном изучает именно реалистические конфликты, выступающие средством достижения реальных объектов, лежащих за рамками самого противоборства. Другой вид - нереалистический конфликт. Его объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним. Так, существуют случаи, когда конфликт возникает исключительно из-за агрессивных импульсов, которые ищут для себя выражения. При этом сам предмет, на который он направлен, не представляет никакого значения, он выбирается совершенно спонтанно.
Л. Козер дает свое определение реалистическим и нереалистическим (беспредметным) конфликтам:
Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата, они вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких - либо преимуществ и ограниченных ресурсов (власти, богатства, территории);
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт может перерасти в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения для накопившихся отрицательных эмоций.
Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать. Надежный способ профилактики подобных конфликтов - создание благоприятной психологической атмосферы
Виды конфликтов. По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутри личностные конфликты; ко вторым - межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Все виды конфликтов тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование взаимосвязи уровня эмпатических способностей и стратегии поведения в конфликтной ситуации

Курсовая работа: Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов поведения в конфликтной ситуации у студентов

Реферат: ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Реферат: Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков

Курсовая работа: Проблема интерпретации невербального поведения