Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Проблемы воли и безволия в психологии

Актуальность исследования связана с важностью такого понятия как "воля". Всё, что связано с человеческой деятельностью (кстати, не только человеческой: доказано, что животные тоже обладают волей), сопряжено с определёнными трудностями. Чтобы их преодолеть, нужно знать все аспекты волевой регуляции.

Дата добавления на сайт: 11 сентября 2024


Скачать работу 'Проблемы воли и безволия в психологии':


Содержание
Введение
Глава 1. Изучение воли и волевых процессов в историческом аспекте
.1 Теории воли
.2 Слабости теорий воли
.3 Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека
.4 Структура волевого акта
.5 Безвольное поведение
Выводы по первой главе
Глава 2. Проблемы изучения вопроса
.1 Предмет изучения
.2 Трудности в изучении волевых качеств
.3 Трудности в методологии
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Введение
Целью данного исследования является изучение проблемы воли и безволия в психологии.
Исследование обязано решить следующие задачи:
Рассмотреть основные предположения о природе воли и сущность безволия;
Изучить существующие методы исследования волевых качеств личности и обнаружить их недостатки.
Объектом работы является произвольная регуляция личности; предмет исследования - волевые процессы.
Актуальность исследования связана с важностью такого понятия как "воля". Всё, что связано с человеческой деятельностью (кстати, не только человеческой: доказано, что животные тоже обладают волей), сопряжено с определёнными трудностями. Чтобы их преодолеть, нужно знать все аспекты волевой регуляции. Ведь даже сегодня ставится вопрос о том, существует ли такая категория человеческой психики - воля? Основной камень преткновения между психологами - это раскрытие сущности термина "воля". Одни психологи считают это понятие только конструктом, обозначающим некую совокупность различных явлений, через которые человек способен к самоуправлению собой (В.А. Иванников). Другие считают, что понятие "воля" скрывает под собой вполне самостоятельное психическое явление (В.Э. Чудновский, Е.П. Ильин, А.Ц. Цуни, И.М. Сеченов и др.).
Практическая значимость работы состоит в систематизации и обобщении известных данных по вопросу исследования в области психологии воли и безволия.
Глава 1. Изучение воли и волевых процессов в историческом аспекте
.1 Теории воли
Волюнтаристская теория берёт начало со времен Древней Греции, когда античный философ Эпикур высказал положение о свободном выборе человека. Августин Аврелий заявил, что поступками души и тела управляет воля. И.Д. Скотт говорил: "Воля выше мышления", подчеркивая тем самым "первенство воли перед интеллектом" [цит. по Ильин, 2009, с. 17]. Дальше всех пошли А. Шопенгауэр и Э. Гартман, занимая крайнюю позицию волюнтаризма; в их понимании воля является космической силой и первопринципом всех психических процессов человека. Из трудов Шопенгауэра волюнтаризм, обретя формы, проникает в психологию. Такого взгляда на волю придерживаются многие видные психологи в конце XIX - начале XX вв.
Эта концепция стала предметом дискуссии в философских трудах И. Канта, Г. Гегеля, Б. Спинозы, Л. Фейербаха и многих других, в которых ставился вопрос о природе и свободе воли. Яркими противниками волюнтаристов стали физиологи, рассматривавшие волевое (произвольное) поведение как рефлекторное.
Воля как свободный выбор определяется тем, что понятия разума и воли отождествляются. Приверженцем этой идеи является Бенедикт Спиноза. Е.П. Ильин пишет: "Воля у Спинозы выступает как осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринимается в качестве собственного добровольного решения, внутренней свободы" [Ильин, 2009, с. 21]. Эта концепция так же решалась неоднозначно - многие философы сводили проблему свободы воли к свободе выбора. Джон Локк пытался разделить эти два явления, как и В. Виндельбандт, Уильям Джеймс.
Волю как предмет свободного выбора рассматривали Г.И. Челпанов, Ф. Лерш, В.Е. Франкл, Л.С. Выготский.
Наиболее ясно эту теорию трактует В.Е. Франкл. Он говорит о том, что выбор человека обусловливают субъективные основания, а не физические причины. Он пишет, что человек занимает определённую позицию не из-за обстоятельств, а по отношению к ним. Франкл выводит формулу: "Свобода, несмотря на детерминизм".
Воля как произвольная мотивация. Понимание воли как определяющей человеческого поведения впервые появилось у Аристотеля. Он разделили поведение человека на два типа: то, что совершается на основе аффекта (чувства) и то, что совершается на основании разума. Разумом управляют не знания, которые диктуют необходимость выполнения какого-либо действия, а некая особая сила, которая управляет разумом через побудительную силу человека. Это примерная дефиниция воли по Аристотелю. Те действия, которые человек совершает с их полным осознанием, Аристотель называет произвольными.
Различия в концепции воли как произвольной мотивации проявились в отношении природы произвольного. Аристотель и древнегреческий врач Гален относили волю к природному проявлению человека. Р. Декарт связывает природу воли с областью нравственности. Подобных рассуждений придерживались Т. Гоббс, Д. Гартли, В. Вундт, Э. Мейман, а так же отечественные психологи Л.С. Выготский, Г.И. Черпанов, Н.К. Корнилов. Моральный компонент воли выделял и И.М. Сеченов.
В отождествлении морального компонента и воли выделилось три различных точки зрения. Первая заключается в полном сопряжении понятий морали и воли, что повлекло за собой исчезновение и растворение последнего в первом. Такое понимание характерно для зарубежной психологии, что проявилось в практически полном отсутствии понятия "воля" в западных словарях. Второе толкование этой проблемы заключается в признании того, что между моралью и волевыми компонентами существует тесная связь, но они не равны. Здесь также наблюдаются разногласия: одни исследователи (Л.И. Божович, В.О. Иванников) рассматривают волю как компонент мотивации, её механизмом и характеристикой осуществления. Другие исследователи (П.А. Рудик, К.Н. Корнилов, В.С. Мясищев, Л.С. Выготский) считают волю и мотивацию нетождественными, но очень тесно связанными явлениями. А третье направление вообще не считает целесообразным связывать понятия мотива и воли.
Воля как долженствование - антипод теории, соединяющей понятия мотивации и воли. Д.Н. Узнадзе выступил теоретиком данного понимания воли. Он связывал волю не с актуальной потребностью человека в чем-либо, а с намерениями и установками, которые руководят человеком. Потребности могут даже не осознаваться субъектом, он осознаёт только намерение действия по причине, созданной в его мышлении, и иногда даже в воображении определённой ситуации, отвечающей его потребностям. Эту точку зрения поддерживает Ш.Н Чхартишвили.
Воля как особая форма психической регуляции. И.М. Сеченов считается основоположником рефлекторной теории воли, но и он же заложил основы понимания воли как формы психической регуляции. Он говорил, что "воля является деятельной стороной разума и морального чувства" [Сеченов, 1952, с. 434]. Понимание воли как формы психической регуляции присуще и М.Я. Басову, Л.С. Выготский соглашался с подобным взглядом (считал главным содержанием понятия "воля" именно произвольную регуляцию поведения). Регулирующую функцию воли выделял и В.И. Селиванов, а также Н.П. Рапохин, П.А. Рудик, А.Ц. Цуни, Б.Н. Смиронов и др. В.К. Калин рассматривал волю тоже как некую форму регуляции собственного поведения человека, когда субъект преодолевает не внешине препятствия, а самого себя, то есть воля отражает "самосубъектные" отношения [Ильин, 2009, с. 39].
Воля как контроль за действием. Такое понимание воли рассмотрел Ю. Куль в своих исследованиях мотивационного процесса. В понятии мотивации он выделили два аспекта: мотивацию выбора (селекции) и мотивацию реализации. Так вот реализация действия происходит с помощью волевого усилия, которые выполняет контролирующую функцию в сфере выполнения действия при наличии противоборствующих факторов. Конкретно волевые процессы Куль отнёс к опосредующему контролю, который происходит по ходу выполнения действия. К нему он отнёс избирательное внимание, контроль кодирования, контроль эмоций, мотивационный контроль, контроль окружающей среды, экономная переработка информации, преодоление неудач. Эти семь опосредующих видов контроля Юлиус Куль обозначил как осознаваемые человеком в процессе деятельности [ильин, 2009, с. 41-42].
Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей. Не только многие люди, но и лучшие умы в области психологии рассматривают понятие воли как синоним волевой регуляции (К.Н. Корнилов, В.И. Селиванов, Б.Н. Смирнов, П.А. Рудик, П.В. Симонов). В их понимании воля является потребностью целенаправленно, без отрыва от самосознательной регуляции преодолеть какое-либо препятствие [Ильин, 2009, с. 17-42].
.2 Слабости теорий воли
Изложенные выше теории можно соотнести с несколькими этапами в изучении природы и функций воли:
Сравнение воли с силой, управляющей разумом и являющейся механизмом по осуществлению действий (Аристотель);
Волюнтаристский взгляд (начало берёт у Эпикура);
Воля - это проблема выбора и борьба мотивов (Б. Спиноза)
Воля как механизм по преодолению препятствий и трудностей на пути к достижению цели.
К началу XX веков понятие "воля" объясняет 3 реальности:
Выполнение человеком действий, мотивационно не подкреплённых, но необходимых только по субъективному решению;
Процесс выбора различных вариантов и моделей в равнозначных условиях;
Сознательная регуляция человеком своих действий и состояний [Иванников, 2011, с. 97-98].
Это привело к различным толкованиям природы воли, которые условно можно разделить на две группы.
Первая заключается в подмене воли мотивами и мотивацией. В этом понимании являются синонимами слова "воля" и "желание", "сила воли" равна "силе желания". Хотя волевой компонент и включён в понятие "стремление", которое представляет одну из форм направленности личности - "желание", но усиленное волевым компонентом [Мельник, 2004, с. 37]. Получается, что "воля выступает здесь как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека" [Ильин, 2009, с. 46]. Происходит, таким образом, замена силой переживания потребности сила психического и физического волевого напряжения.
Второе толкование заключается в том, что воля определяется только как преодоление трудностей и препятствий на пути к достижению цели. То есть "воля" = "сила воли". "В таком случае воля выступает как характеристика личности, характера" [[Ильин, 2009 с. 47]. Тогда как назвать сознательную регуляцию поведения, не связанную с очевидными трудностями и препятствиями, задается вопросом Е.П. Ильин.
Мотивационное направление понимания природы воли полностью исключает рассмотрение волевых качеств, так как воля заменяется желанием; желание исключает мотивацию из волевой активности. Понять природу воли можно только тогда, когда крайние точки зрения сведут воедино, так как они рассматривают понятие воли слишком односторонне. "Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, обозначают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу" [Ильин, 2009 с. 49].
Е.П. Ильин считает, что рассматривать волю в одной из изложенных выше концепций невозможно. Евгений Павлович в своём фундаментальном труде о проблеме воли "Психология воли" говорит так: "Понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением" [Ильин, 2009, с. 49].
.3 Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека
В своём исследовании Е.П. Ильин приходит к выводу, что воля является самостоятельным, неразрывно связанным с разумом, психическим явлением, которое представляет собой произвольное управление, поскольку произвольное подразумевает за собой сознательное и преднамеренное. В своём рассуждении он оперировал трудами И.М. Сеченова. Последний раскрывал суть понятия воли через её основные проявления, то есть: "Она может вызывать, прекращать, усиливать и ослаблять движение" [Сеченов, 1952, с. 249].
Сеченов связывал волю с сознанием, считая, что воля является той силой, которая позволяет человеку действовать наперекор своим желаниям; сознательно (или произвольно) управлять своими действиями. Так же и К.Н. Корнилов говорил, что "наиболее характерны для человека сознательные движения, направленные на достижение поставленной цели, т.е. произвольные движения… Сочетание или целостная система движений, связанных между собой общей целью и единым мотивом, называется волевым действием человека… Мы называем направленные на достижение поставленной цели действия волевыми, потому что они являются выражением нашей воли, которая представляет собой сознательную целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий" [Корнилов, 1948, с. 315].
Дальнейшие дискуссии по вопросу воли были связаны с раскрытием сущности понятий "волевая регуляция" и "произвольное управление". Вопрос заключался в разграничении понятий "произвольный" и "волевой", а особенно важным было различать понятия "управление (произвольное)" и "регуляция (волевая)" [Ильин, 2009, с. 57].
Г.С. Никифоров, В.А. Иванников, В.И. Селиванов считают необходимым соотносить термины "произвольное управление" и "волевая регуляция" между собой как целое и его часть. По их мнению, произвольная регуляция - это воля в широком понимании, соответствующая термину "управление". Дефиниции "регуляция" соответствует узкое понимание воли, заключённое в выдерживании человеческого поведения в определённых, необходимых на данный момент рамках [Ильин, 2009, с. 57].
Е.П. Ильин, соглашаясь с этой точкой зрения, выдвигает свою позицию, немного отличающуюся от вышеизложенной. Он пишет: "Я стою на той точке зрения, что произвольное управление, являясь более общим феноменом, организует произвольное поведение (включая и волевое), реализуемое через произвольные, т.е. мотивированные (сознательные, преднамеренные) действия. Волевая же регуляция, будучи разновидностью произвольного управления, реализуется через разновидность произвольных действий - волевые действия, для которых более существенным становится проявление волевых усилий и которые соотносятся с волевым поведением" [Ильин, 2009, с. 58].
Из этого можно вывести некие формулы: "управление" = "воля" в широком понимании = "произвольная регуляция"; и: "регуляция" = "воля" в узком смысле слова = проявление силы воли = волевые качества человека (то есть всё то, что позволяет человеку удерживать самого себя в определённых рамках).
По Ильину, "волевое действие - это сознательное действие, связанное с преодолением серьёзных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряжённое со значительными волевыми усилиями" [Ильин, 2009, с. 66]. Этим он хочет сказать, что в волевое действие входит не только мотивы, цели, образ ожидаемого результата, но и волевое усилие. Этим он подтверждает свою мысль о том, что волевое действие является разновидностью произвольных действий, содержащем волевое усилие.
.4 Структура волевого акта
Структуру волевого акта многие исследователи рассматривают как структуру акта какого-либо действия. Только название "волевой" даёт понять, что речь идёт о волевом компоненте производимого действия.
Различные предложенные концепции структур волевого действия можно разделить на две группы, которые по своей сути рассматривают разные стороны воли:
.Структуры, в которых рассматривается процесс побуждения к действию (мотивация);
.Структуры, в которых рассматривается реализация действия (осуществление и контроль). [Ильин, 2009, с. 60]
Например, четырёхчастная структура волевого действия Н.Н. Ланге:
.Потребность в действии (или чувство необходимости, стремление);
.Формулирование (представление) о цели;
.Представление о движении к цели;
.Реализация действия [Ланге, 1996, с. 269].
С. Л. Рубинштейн также выделяет 4 стадии волевого процесса:
.Актуализация побуждения и постановка цели действия;
.Борьба мотивов;
.Решение действовать;
.Реализация действия [Рубинштейн, 1999, с. 405].
У В.И. Селиванова наблюдаем трехчастную структуру:
.Постановка цели действия;
.Мысленное исполнение действия (этап "проектирования");
.Реализация проекта на практике [Селиванов, 1992, с. 397].
Р. Ассаджиоли указывает на шестичастную структуру волевого действия:
.Установление целей, их оценка и на основе оценки возникновение мотивации к совершению действия ради цели;
.Размышление о возможностях совершения действия;
.Выбор доминирующей цели из множества созданных сознанием;
.Подтверждение выбора;
.Проектирование модели деятельности с учётом имеющихся средств;
.Реализация действия [Ильин, 2009, с.61].
Х. Хекхаузен делит весь процесс совершения действия на четыре стадии, из которых только две он относит к волевой деятельности. Иными словами, его структура совершения действия состоит из волевых ступеней и неволевых, или мотивационных:
.Подготовительная фаза. Относится к мотивационной сфере. На этом этапе происходит выбор.
.Преакциональная - эта фаза находится во владении волевой сферы деятельности. Здесь происходит распознавание того обстоятельства, что субъекту что-то необходимо в результате направленности мышления на цель предстоящей деятельности.
.Акциональная фаза также относится к волевому регулированию. Здесь происходит исполнение действия.
.Постакциональная - здесь раскрыта мотивационная сфера действия: это этап оценивания действия, его результатов и качества исполнения. воля личность регуляция психологический
В большинстве случаев состав волевого акта сходен. Тем не менее, каждая из приведённых схем отличается своими недостатками. К примеру, в них отсутствует такой этап, как начало совершения действия. И даже первый этап, включающий выбор целей и борьбу мотивов, имеет под собой несколько внутренних стадий, о чём не упомянуто [Ильин, 2009, с. 61-62].
Е.П. Ильин предлагает следующую модель структуры волевого акта:
.Самодетерминация;
.Самоинициация и самоторможение действий;
.Самоконтроль;
.Самомобилизация и самостимуляция [Ильин, 2009, с. 63].
.5 Безвольное поведение
Безвольное поведение расценивается как противоположное волевому. Так же, как и характеристика волевого поведения содержит определённые недостатки, так и безволие не имеет однозначной трактовки: оно рассматривается и как нежелание проявить волевое усилие, и как "неспособность проявить силу воли" [Ильин, 2009, с. 219]. В.И. Селиванов: "Безволие - явно выраженное отрицательное отношение к преодолению трудностей" [Селиванов, 1992, с. 432]. А.В. Веденов: "Безволие - это неумение подавлять в себе отдельные желания, настроения и чувства" [Веденов, 1953, с. 96]. Обычно безволие характеризуется "как выражение отрицательно-волевых качеств или как некая характеристика воли в целом" [Ильин, 2009, с. 219].
В СССР проблема безволия попала под влияние идеологии. Безвольное поведение характеризовали как малодушие, как показатель "безыдейности, аморальности человека". Также к проявлениям безволия относили и внушаемость (К.Н. Корнилов, Ю.Е. Рыжков), что является не совсем корректным, потому что внушаемость не проявляется только как неспособность отнестись критически к убеждаемой информации. Этот же учёный относил к слабости воли и упрямство как неспособность подчинить своему разуму волю. Но Ю.Е. Рыжков отмечал ещё и тот факт, что внушаемости подвергаются спортсмены - люди, сумевшие...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Развитие проблемы творческого мышления в истории зарубежной психологии

Курсовая работа: Проблема воли в психологии

Реферат: Философские основания культурно-исторической психологии

Контрольная работа: Методологические основы психологии

Реферат: Трансплантация. Виды трансплантации. Современные проблемы. Трансплантация зуба