Дипломная работа: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям "во взрослой жизни".

Дата добавления на сайт: 13 сентября 2024


Скачать работу 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ':


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский Социально-технический университет имени академика Зулхарнай Алдамжар
Педагогический факультет
Кафедра педагогики и психологии
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломная работа
Специальность 050103 - Педагогика и психология
Поливанюк Екатерина Викторовна
г. Костанай, 2009
Содержание
Введение
1. Теоретический анализ литературы по проблеме профориентации в старшем школьном возрасте
1.1 Научно-методические основы школьной профориентации
1.2 Психологические особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
1.3 Тренинг как метод профориентационной работы в старшем школьном возрасте
2. Экспериментальное исследование влияния профориентационного тренинга на развитие личности в старшем школьном возрасте
2.1 Организация и программа исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.4 Программа профориентационного тренинга для учащихся 10 классов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям "во взрослой жизни". При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в "закрытости" рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в иной плоскости общественных работ, выполняя функции "свободного посетителя" социальных услуг. Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей. Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и др.
Социальные опросы показывают, что 60% старшеклассников имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, при этом около 70% не владеют способами изучения индивидуальных возможностей, соответствия из избираемой профессии. Старшеклассники практически не имеют представления о психологических особенностях профессионального самоопределения (9).
Процесс профессионального самоопределения в сою очередь включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Долгосрочная кадровая политика должна учитывать, что существенные изменения в социуме происходят каждые 25-30 лет. Следовательно, начинать целенаправленное воздействие на личность следует на самых ранних этапах формирования ее профессиональной ориентации, еще на фазе определения. Речь идет о том периоде, когда человек стоит перед выбором профессии и делает этот выбор. А это происходит, как правило, в старшем школьном возрасте.
Человек не может игнорировать ни свои психофизические, ни интеллектуальные ресурсы. Следовательно, именно здесь на развитии в человеке способностей, и желаний управлять собой и своим миром, должны быть сконцентрированы все усилия психологов и педагогов. Однако в новых социально-экономических условиях важно не только выработать определенные профессиональные навыки, но и научить их успешно реализовывать в изменяющихся социальных условиях. Цель дипломного исследования - изучение возможностей профориентационного тренинга, его влияния на развитие личностных качеств, определяющих профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.
Объектом настоящего исследования является профориентация в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования - влияние профориентационного тренинга на развитие личностных качеств, определяющих профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: развитие личностных качеств, определяющих профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте, происходит более эффективно под влиянием профориентационного тренинга.
Цель и гипотеза исследования определили его теоретические прикладные задачи:
1. Провести теоретико-методический анализ проблемы.
. Проанализировать факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников.
. Разработать программу профориентационного тренинга.
. Провести тренинг на группе испытуемых старшего школьного возраста.
. Исследовать влияние профориентационного тренинга на развитие личностных качеств, определяющих профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.
. Проанализировать результаты, сделать выводы.
Методы исследования. В процессе исследовательской работы использовались методы анализа теоретических источников по исследуемой проблеме; эксперимент, сопровождаемый включенным наблюдением, интервью. Обработка результатов проводилась методами математической обработки статистический данных.
Теоретико-методологической основой дипломного исследования явились методологические принципы психологии - принципы приоритетности личностного начала, приоритетности профессиональной среды и личности, системности, активности, которые разработали ведущие отечественные психологи и педагоги: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, Е.А. Климов, И. Б Котова, А.В. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.В. Максимов, А.В. Петровский, В.А. Петровский, К.К. Платонов, Е.Н. Шиянов.
Практическая значимость исследования. Практические выводы по результатам исследования позволили рекомендовать профориентационный тренинг для практической работы школьных психологов как оптимальный метод профориентации, способствующий развитию личностных качеств, определяющих профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте.
профориентационный тренинг старший школьный
1. Теоретический анализ литературы по проблеме профориентации в старшем школьном возрасте
1.1 Научно-методические основы школьной профориентации
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем. Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает, и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентация молодежи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. "Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза". [10; 4].
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. Понятие "профориентация" кажется понятным каждому, кто ознакомиться с ним даже в первый раз - это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.
Таким образом, определений данного понятия много и произошло это вследствие развития деятельности по профориентации. Ведь с течением времени менялись требования, а вместе с ними изменяли свое содержание и понятие. Термин "профориентация" развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах, методах, формах и вообще, о сущности профориентации. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и др. Поэтому прежде чем дать одно общее определение профориентации, уточним представления о трех его основных составляющих: "деятельность", " профессия", "ориентация".
"В философском энциклопедическом словаре деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование. Введение категории "деятельность" в рассматриваемое понятие "профессиональная ориентация" позволяет представить профориентацию не только как практику, но и как теоретическую деятельность, а точнее междисциплинарное научное направление, представляющее собой не только определенную сумму знаний, но и деятельность по получению этих знаний" [10; 26].
Возникнув как практическая деятельность, профориентация постепенно обогащается теорией, что позволяет рассмотреть профориентацию в единстве теоретической и практической деятельности. "Профессия (от латинского professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования" (БСЭ 2е издание - М, 1955, Т.35, - с.164).
Понятие "ориентация" употребляется в ряде наук. И везде оно, так или иначе, связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В энциклопедии ориентация (фр. буквально - направлять на восток) определяется в прямом и переносном смысле. В прямом - умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном - направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону (БСЭ. - 2е издание, М, 1955-Т.31. С.188). Какие бы определения не давались понятию "профориентация", ясно, что все они связаны с деятельностью по выбору профессии. Если молодой человек пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае лучше говорить о его ориентацию на профессию. Если же он становиться объектом педагогического или иного воздействия с целью выбора подходящей для него и для общества профессии, то здесь лучше говорить об ориентации в смысле ориентирования его на профессию. Последнее точнее выражает суть дела. Однако в практике сложилась традиция говорить об ориентации и в том, и в другом смысле.
Отсутствие единой точки зрения на понятие профориентации объясняется еще и другими причинами. Например, тем, что это комплексная проблема, а поэтому подходы к ее определению могут быть различными. Если профессиональная ориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, мастеров учебно-производственных комбинатов и др., то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации.
"Если же на это процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется и соответствующий образ профориентации как психологического явления, состоящего из двух взаимосвязанных сторон:
а) принятие учащимися решения о своем профессиональном выборе;
в) воздействия на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений, осуществления такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способностям личности и одновременно находился бы в соответствии с общественными потребностями" [10; 27].
Третий подход - социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе" [10; 28].
Отсюда следует необходимость осуществления междисциплинарного подхода как в вопросах понимания сущности профориентации, так и в практической работе по ориентированию молодежи на те или иные профессии.
Изложенное выше понимание профориентации как единства практической работы и теории позволяет дать следующее определение. Профессиональная ориентация - "это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися" [10; 28].
Теория профориентации. Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы. Итак, профориентация - это "научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества" [13; 23]. Профориентация должна представлять собой единство практики и междисциплинарной теории. При этом важное значение имеет теория: ведь именно в ней преломляются те или иные идеи, которые затем помогают превратить практическую работу в научно - практическую. Теория не появляется, как правило, вместе с самой деятельностью, чтобы сформулировать теорию, способствующую совершенствованию практики профориентации. В профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации.
"Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом" [10; 28].
Теорию профориентации можно определить следующим образом: " это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности". [10; 28]. Это определение сравнительно простое и общее: оно хотя и полезно для "вхождения в мир теории, но с точки зрения научной строгости, неизбежной при определении теории любой деятельности. Более глубокое определение следующего понятия следующее: "теория профориентации - это форма научной организации научного знания, дающее целостное представление о закономерностях и существенных связях двух процессов - профессионального самоопределения молодежи в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и ориентирования ее на те профессии, по которым ощущается общественная потребность в кадрах". [10; 28].
Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Поэтому одна из важных задач - собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию. Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или нескольких...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возраста

Курсовая работа: Развитие личности в младшем школьном возрасте

Реферат: Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников

Курсовая работа: Детско-родительские отношения как факт установления доверия в младшем школьном возрасте