Реферат: Профилактика состояния компьютерной зависимости комплексом средств физической культуры

Актуальность исследования. Широкое распространение информационно-компьютерных технологий в современном обществе привело к появлению как новых информационных возможностей, так и новых проблем, в числе которых, новый вид зависимости - зависимость от Интернет. Ещё пару десятков лет назад было трудно себе представить, насколько проблема Интернет-зависимости станет актуальна на сегодняшний день.

Дата добавления на сайт: 28 сентября 2024


Скачать работу 'Профилактика состояния компьютерной зависимости комплексом средств физической культуры':


Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования и профилактики интернет зависимости
.1 Понятие и особенности формирования зависимого поведения
.2 Интернет зависимость как форма аддиктивного поведения личности
.3 Двигательная рекреация как средство профилактики зависимого поведения
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
.1 Задачи исследования
.2 Методы исследования
.3 Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования
.1 Социально-психологический портрет компьютерного аддикта (по результатам исследования)
.2 Разработка и обоснование проекта по профилактике интернет-зависимости средствами двигательной рекреации
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
зависимый поведение интернет аддиктивный
Актуальность исследования. Широкое распространение информационно-компьютерных технологий в современном обществе привело к появлению как новых информационных возможностей, так и новых проблем, в числе которых, новый вид зависимости - зависимость от Интернет. Ещё пару десятков лет назад было трудно себе представить, насколько проблема Интернет-зависимости станет актуальна на сегодняшний день. И с каждым годом актуальность этой проблемы только растёт. Доступ в Интернет осуществляется уже не только с компьютеров в Интернет-кафе, большинство из нас свободно пользуются "Всемирной паутиной" не выходя из дома с домашних компьютеров и даже с мобильных телефонов. Особенно популярными стали так называемые социальные сети, такие как «Vkontakte», «Одноклассники» и другие, программа для общения ICQ. Они позволяют общаться не только со своими знакомыми, и находить новых собеседников из других городов, а иногда даже стран. Многих захватывают так называемые on-line игры, где участники в режиме реального времени действуют через созданный ими образ своего героя - ведут войны, выполняют миссии. Участники при этом могут общаться между собой, объединяться в группы и армии.
Современные дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться компьютером и Интернетом. Интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения России. Особенно остро стоит проблема чрезмерного патологического использования сети Интернет подростками и молодыми людьми, т.к. во-первых, они составляют основную массу пользователей сети, в различных источниках цифры варьируются. Во-вторых, возрастные особенности студентов и юношей могут являться фактором риска для возникновения зависимостей.
Однако в нашей стране наблюдается не так много исследований, посвященных данной проблеме. Среди русскоязычных источников могут быть названы статьи Войскунского В.А., переводы и дополнения статей Мюррей К., и К.Янг, исследования В.Буровой, А.Е. Жичкиной, И.В Чудовой, и др.
В отличие от России, на Западе проблема чрезмерного, «патологического» использования сети Интернет осознана и разносторонне изучается, начиная с 80-х годов прошлого столетия. Термин "Интернет-зависимость" предложил американский психиатр Айвен Голдберг. Также одним из родоначальников психологического изучения феноменов зависимости от Интернета можно считать американского клинического психолога Кимберли С. Янг.
Одним из самых значимых процессов в современной России является переход к информационному обществу. Интернет является ключевой технологией информационной эпохи.
Широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного человека имеет как позитивные, так и негативные последствия. Отрицательными последствиями длительного использования информационных технологий являются сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир и развитие зависимости. Неуклонно растущая компьютеризация российского общества актуализирует проблему патологического использования Интернета.
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами формируют ту обстановку, при которой необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования. Недостаточность движений нарушает нормальную работу организм а и вызывает появление особых состояний - гипокинезию и гиподинамию. Физические упражнения являются основными средствами формирования рекреационной физической культуры у школьников. Рекреационный туризм является одним из видов физической рекреации.
Доказано, что компьютерная зависимость у студентов сужает сферу их эмоциональных познавательных интересов и отношений, у студентов теряется потребность в межличностных контактах со сверстниками, формируется аддиктивная личность невротика. Данный феномен признан специалистами одним из самых разрушительных для детской несформированной психики и отнесён к нехимическим зависимостям. В настоящем исследовании предлагается проводить профилактику компьютерной зависимости у детей, студентов проверенными психологопедагогической наукой средствами физической рекреации.
Объект исследования: феномен компьютерной зависимости.
Предмет исследования: процесс профилактики состояния компьютерной зависимости комплексом средств физической культуры.
Цель исследования: разработать и апробировать методику профилактики состояния компьютерной зависимости комплексом средств физической рекреации.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему профилактики интернет-зависимости в научно-методической литературе.
2.Исследовать молодых людей на предмет Интернет-зависимости
.Разработать проект по профилактике интернет-зависимости средствами двигательной рекреации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1.Анализ научно-методической литературы.
2.Тестирование
.Анкетирование.
.Метод математической обработки данных.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования и профилактики интернет зависимости
1.1 Понятие и особенности формирования зависимого поведения
В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.
Причина распространения зависимого поведения - ловушка, обусловленная эволюционным развитием мозга и выходом человека в настоящее время из-под давления эволюционного отбора. В процессе эволюции в мозге животных и человека сформировалась функциональная система, возбуждение которой увеличивает вероятность повторения поведения, которое привело к её возбуждению.
По этому свойству система получила название системы подкрепления. Благодаря ей человек и животное, раз достигнув положительного результата, запоминают путь к нему и стремятся к его повторению вновь и вновь. Чёткое выполнение действий, приводящих к результату, животными, которые находятся в естественных условиях, способствует их выживанию. У человека такая последовательность способствует прогрессу, поскольку позволяет работать там, где результат отставлен, иногда на месяцы, например в сельском хозяйстве, иногда - на годы, как в процессе обучения детей в школе.
Однако на определённом этапе развития общества возникла возможность непосредственно, без предварительных усилий активизировать систему подкрепления биохимическими (прежде всего дофаминергическими) механизмами. Следовательно, введение веществ, имитирующих действие дофамина, может оказывать на эту систему такой же эффект, как и продуктивная деятельность.
Наркотики, алкоголь, никотин, и даже кофеин возбуждают эту систему. Однако сила этого возбуждения различна. Если наркотики действуют непосредственно на дофаминергическую систему подкрепления, то алкоголь, никотин и кофеин - опосредованно и с различным числом посредников. Поэтому сила действия препарата зависит от той цепочки, которая закончится активацией системы подкрепления.
Аддиктивное поведение охватывает зависимость не только от химических веществ. Оно включает любой вид поведения, который приводит к возбуждению системы подкрепления. Например, к нему относится зависимость от еды. Если в прежние времена для активации системы подкрепления через пищу нужно было сначала долго работать, чтобы получить причитающуюся порцию еды, то теперь достаточно подойти к холодильнику, чтобы мозг запомнил путь собственного возбуждения. И затем человек будет подходить к холодильнику не тогда, когда хочет есть, а когда возникнет потребность быстро сменить тягостное состояние стресса и получить удовольствие. Стоит помнить о том, что когда вечером, приходя с работы, мы не просто утоляем голод, но едим несколько больше, чтобы получить удовольствие, мы делаем то, что психологи называют «вечерним заеданием стресса». Мы привыкаем со временем есть больше, чем это требуется организму, чтобы самым простым и доступным образом снять стресс.
Подобное поведение не может быть широко распространено в обществе, где люди с трудом добывают себе кусок хлеба. Зависимое поведение возникает в условиях развития высокотехнологичных процессов, когда у людей появляется много свободного от работы времени. Тогда происходит активация системы подкрепления через отказ от решения реальных жизненных проблем и погружение в искусственный мир грёз. Но наиболее благоприятные условия для его формирования возникают тогда, когда повышается требование к личности в силу тех или иных социальных обстоятельств. Так, смена социально-экономических условий влечёт за собой необходимость гибкости поведения, зачастую полного переосмысления жизненных задач. А развитие современного общества в сторону технологичности производства требует от работника не только высокой квалификации, но и большой ответственности за свои действия. Если при этом декларируемая задача раскрытия личностных возможностей каждого человека не обеспечивается правовой, экономической и социальной база ми, то повышается вероятность развития аддиктивного поведения, особенно в студенческом и пожилом возрасте. Эти возрастные периоды - самые чувствительные к социальным изменениям, поскольку у первой группы ресурса пока недостаточно, а у второй он уже исчерпан.
В современной научной медицинской и психологической литературе довольно часто используются понятия «аддикция» и «зависимость». В то же время многие авторы не проводят четкого разграничения этих явлений.
В психологии термин аддикция (addiction - англ., пагубная привычка, зависимость) за последние годы претерпел существенные изменения. Первоначально он использовался исключительно для описания поведения людей, зависимых от химических веществ. Более глубокое исследование этого феномена показало, что зависимость возможна как от химических веществ, так и от определённого типа поведения.
Общей чертой зависимого поведения является стремление уйти от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния.
Этот путь стереотипизируется и ограничивает сферу взаимодействия с окружающей средой. В настоящее время выделяют зависимость от наркотиков, курения, алкоголя, еды (часто сладкого), сексуального и любовного общения, компьютера, азартных игр, гаджетов (небольшие электронные устройства - мобильники, mp3-плейры, смартфоны, айфоны, айпады) и т.д.
Существуют категории людей, которые чрезмерно играют в различные игры (покер, преферанс, рулетка и др.), интенсивно занимаются спортом (наращивают мышечную массу, превосходящую естественные для человека размеры или, наоборот, худеют до истощения), много времени проводят в сети Интернет, то есть у них отмечается неумеренное пристрастие к чему-либо.
В современной психологической литературе термин «пристрастие» используется как синоним зависимости [14].
Термин «аддиктивное поведение» ввели В. Миллер и M. Ландри, которые понимали под ним период злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость [26, с. 12].
Таким образом, авторы данного термина рассматривали аддиктивное поведение как начальную стадию формирования зависимости, но не отождествляли ее с самой зависимостью. Аддиктивное поведение, по их мнению, является предвестником зависимости.
В словаре “Longman Dictionary Of Contemporary English” термин «аддикт» имеет два значения: 1) человек, который не в состоянии прекратить принимать препараты (наркотики), 2) тот, кто чем-то очень сильно увлечен и тратит на это увлечение все свое время [45].
По Д. Р. Меерсу «аддикция - это следствие извращения нормальности» [26, с. 164].
Л. М. Доддс определяет аддикцию как компульсивно побуждаемую активность, характеризующуюся интенсивностью и неослабевающим упорством, относительной потерей автономии Эго (включая способность реагировать на факторы реальности и функции заботы о себе) [26].
Следовательно, аддикцию можно определить как форму патологического поведения, не соответствующего норме.
Большинство зарубежных исследователей считают аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения. Понимание аддикции В. Миллером и M. Ландри близко к пониманию аддикции отечественного исследователя С. А. Кулакова, который объясняет аддиктивное поведение как некое нарушение поведения в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости [20]. Большинство российских ученых (В. С. Донских, Е. В. Змановская, Е. П. Ильин, Ц. П. Короленко, С. А. Кулаков, А. Е. Личко, Ю. В. Попов, Н. П. Фетискин и др.) употребляют понятие «аддиктивное поведение» применительно к химическим веществам как форму злоупотребления ими, но еще не состояние зависимости, а также как форму девиантного (отклоняющегося) поведения.
Такое же понимание аддиктивного поведения, как одной из форм девиантного поведения, направленного на поддержание интенсивных эмоций, возникающих как следствие искусственного изменения своего психического состояния посредством приема фармакологических веществ или постоянной сосредоточенностью на предметах и видах деятельности, как средство ухода от реальности, мы находим в работах Б. Д. Карвасарского, П. И. Сидорова, К. В. Судакова и др.
Среди отечественных исследователей, использующих термин «зависимость» и «аддикция», одни авторы (В. С. Битенский, С. А. Кулаков, А. Е. Личко и др.) определяют аддикцию как заболевание, а зависимость как сопутствующую форму нарушения поведения, другие авторы употребляют данные термины как взаимозаменяемые (А. Е. Войскунский, Е. В. Змановская, С. А. Минаков и др.).
Дж. Алтман с коллегами в своих исследованиях более четко разделили понятия «аддикции» (addiction) и «зависимости» (dependence), ограничивая аддикцию экстремальным или психопатологическим состоянием, когда потерян контроль над употреблением психоактивных веществ (ПАВ).
Зависимость же отражает состояние нужды в ПАВ, чтобы нормально функционировать [43].
Таким образом, большинство авторов под аддикцией понимают способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, который позволяет получить удовольствие, снять напряжение и вернуться к реальной жизни.
Аддиктивным агентом может быть сигарета, алкоголь, наркотик, секс, которые помогать изменить состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела. Аддикция - это процесс, который имеет невинное начало, развивается и имеет завершение в форме зависимости к аддиктивному агенту.
Достаточно часто в научной литературе наряду с аддиктивностью используется понятие «зависимость».
В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации» [25, с. 71].
Изначально зависимость была медицинским термином и определялась как «навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами» [24].
В социальном смысле, согласно словарю Глоссарий.Ру, «зависимость - отношения между социальными объектами, характеризующиеся подчинением одних объектов другим объектам».
По определению Всемирной организации здравоохранения (1965), зависимость есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества» [8, с. 64].
Традиционно понимание рождения зависимости определяется, во-первых, возникновением стресса, при котором появляется желание снять его при помощи различных химических средств (алкоголь, сигареты, наркотики) или с помощью аддиктивных форм поведения (гэмблинг, секс, шопоголизм), а во-вторых, стремлением не отстать от значимого социального окружения, считающего нормой употребление химических и нехимических средств. Но когда это повторяется неоднократно, вслед за психологической зависимостью приходит физическая зависимость. Появляются мышечные и головные боли, человек чувствует себя разбитым, что гораздо сложнее преодолеть.
Е. В. Змановская выделяет 2 вида зависимости: ситуационную, носящую временный характер и не вызывающую личностные изменения, а также психологическую, представляющую собой устойчивое личностное образование, которое проявляется в определенном поведении и характеризуется четкими признаками [15, с. 71].
Ряд отечественных и зарубежных исследователей (M. M. Стивен, Д. В. Роджер, Дж. А. Соломзес, В. Чебурсон, Н. С. Курек, Г. Соколовский) определяют психологическую зависимость как эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике или в совершении определенных действий с целью получения эффекта, связанного с его употреблением, либо с целью снятия негативных ощущений, вызванных злоупотреблением им [30].
Таким образом, зависимость связывают с деятельностью человека, которая помогает компенсировать неприятности реальной жизни.
Зависимость (dependence) - состояние, в основе которого лежит непреодолимое влечение, устойчивая эмоциональная, а затем и физиологическая потребность человека к определенной деятельности, которая требует полного повиновения, доставляет быстрое удовольствие, снимает напряжение и выражается в деструктивном (разрушительном) поведении. Человек, находящийся в рабстве какой-либо зависимости, утрачивает ключевое качество личности - свободу воли.
Таким образом, мы связываем аддикцию и аддиктивное поведение с пагубной привычкой, от которой можно избавиться без особенных последствий. В то же время зависимость - это нечто большее, чем просто привычка, злоупотребление или порочная склонность, поскольку проявляющиеся последствия от зависимости гораздо значительнее и опаснее для человека, чем последствия от вредной привычки. Личность, находящаяся в зависимости от чего-либо, утрачивает чувство реальности, непреодолимости переживаний и влечений [21, с. 143].
Зависимость приводит к эмоциональной неустойчивости, значительному интеллектуальному и волевому снижению, грубым поведенческим расстройствам. В результате человек теряет контроль как над своим поведением, так и над жизнью в целом.
.2 Интернет зависимость как форма аддиктивного поведения личности

Похожие материалы:

Реферат: Применение средств адаптивной физической культуры в комплексной реабилитации больных с инфарктом миокарда в пост стационарном этапе

Курсовая работа: Методика применения средств ЛФК на занятиях физической культуры в специальных медицинских группах со сколиозом

Реферат: Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при тахикардии и аритмии

Курсовая работа: ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕВИАЦИЯ, ВИДЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ, ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Реферат: Профилактика наркотической зависимости