Дипломная работа: ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ У ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время в нашей стране актуальна проблема профилактики злоупотребления психоактивных веществ. Это связано с тем, что уже такая возрастная категории людей как подростковый возраст, начинает пробовать и употреблять на постоянной основе психоактивные вещества, такие как курительные смеси, алкоголь, химические вещества, а также различную табачную продукцию, вызывающие зависимость от их употребления.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ У ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Факультет специальной педагогики и психологии
Кафедра клинических основ дефектологии и специальной психологии
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему: "ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ У ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические проблемы изучения задержки психического развития у обучающихся старшего подросткового возраста
.1 Особенности старшего подросткового возраста
.2 Особенности подростков 14-15 лет, имеющих в анамнезе диагноз "задержка психического развития конституционального происхождения"
Выводы по главе 1
Глава 2. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в рамках средней общеобразовательной организации
.1 Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в среднем общеобразовательном учреждении
.2 Программа профилактики зависимости от психоактивных веществ у подростков 14-15 лет
Выводы по главе 2
Глава 3. Эмпирическое исследование эффективности профилактики психоактивных веществ у подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе
.1 Программа эмпирического исследования
.2 Сравнение показателей склонности к употреблению психоактивных веществ до и после проведения профилактического программы
Выводы по главе 3
Заключение
Литература

Введение
В настоящее время в нашей стране актуальна проблема профилактики злоупотребления психоактивных веществ. Это связано с тем, что уже такая возрастная категории людей как подростковый возраст, начинает пробовать и употреблять на постоянной основе психоактивные вещества, такие как курительные смеси, алкоголь, химические вещества, а также различную табачную продукцию, вызывающие зависимость от их употребления. Возраст, употребляющих психоактивные вещества довольно молод. На сегодняшний день многие из тех, кто употреблял в молодости психоактивные вещества, в пожилом возрасте стараются избавиться от последствий этой привычки, потому что чувствуют ее пагубность. Далеко не всем удается бросить курить, употреблять алкоголь и наркотические вещества, так как привычка укореняется и перерастает в зависимость.
Продолжительность жизни у людей, употребляющих психоактивные вещества на много лет короче, чем у не употребляющих. По данным разным исследователей, у нас в стране и за рубежом курящие и употребляющие психоактивные вещества болеют различными заболеваниями в 3 раза чаще, чем некурящие и не употребляющие.
При курении и употреблении психоактивных веществ происходят значительные изменения в организме. Механизм изменения в организме довольно сложный :вредные вещества всасывается в кровоток, с кровью попадают в мозг, что приводит к отравлению организма. Наряду с сердцебиением, выработавшийся адреналин повышает кровяное давление и извлекает из мышц и печени глюкозу. Все это приводит к тому, что растет уровень сахара в крови, притупляется чувство голода и чувство усталости, человек ощущает чувство расслабленности и успокоения. Однако следует признать, что это неестественные, ложные ощущения, которые являются лишь результатом отравления организма.
Родители, педагоги, медики, работники полиции и другие лица, несущие ответственность за молодежь, испытывают одинаковое желание видеть, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Слишком многие из них оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, вандализм, ранние половые связи. Весьма существенно и то, что употребление химических препаратов способно оказать серьезное отрицательное воздействие на внимание, память, способности юношей и девушек к учебе, на приобретение ими навыками овладениями ситуациями, на достижение эмоциональной зрелости.
Наиболее подвержены употреблению психоактивных веществ подростки, растущие в трудной жизненной ситуации, либо педагогически запущенные подростки, в том числе имеющие в анамнезе задержку психического развития конституционального характера. У многих детей с задержкой психического развития отставание носит временный характер и успешно преодолевается со временем под влиянием коррекционно-развивающего обучения. В процессе взросления дети из-за неблагоприятных и искаженных условий воспитания в семье могут давать сбой в устойчивости в отношении психоактивных веществ. Соответственно, нужно проводить в рамках образовательной организации профилактическую работу, чтобы помочь ребенку установить свое отрицательное отношение к возможности употребления психоактивных веществ.
Актуальность настоящего исследования обусловлена:
.Большой распространенностью злоупотребления различных психоактивных веществ в молодых группах населения.
.Тяжелыми расстройствами психического функционирования.
В данной работе мы изучим методы и средства профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте у обучающихся, имеющих в анамнезе диагноз "Задержка психического развития конституционального характера".
Практическая значимость определяется приобретением знаний по проблеме и собственно знанием о профилактики злоупотребления ПАВ у подростков общеобразовательной школы. Результаты нашего исследования будут полезны учителям средней школы, студентам и преподавателем, занимающимся профилактикой злоупотребления психоактивных веществ.
Целью данной квалификационной работы является исследование эффективности методов профилактике употребления психоактивных веществ у подростков старшего подросткового возраста (14-15 лет) с задержкой психического развития конституционального характера в анамнезе.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
.Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме.
.Выявить особенности детей с задержкой психического развития конституционального генеза в подростковом возрасте.
.Изучить профилактические средства и методы психоактивных веществ.
.Проанализировать особенности работы с детьми, находящихся в неблагоприятных условиях воспитания и тем самым, подверженных употреблению психоактивных веществ.
.Составить мини-программу по профилактике ПАВ.
.Оценить эффективность программы профилактики ПАВ.
Объектом исследования являются мероприятия по предотвращению аддиктивного поведения у школьников-подростков раннее имевших признаки ЗПР.
Предметом исследования данной работы является оценка эффективности профилактики злоупотребления психоактивными веществами у лиц подросткового возраста с задержкой психического развития в анамнезе.
Гипотезой исследования является предположение о том, что склонность к девиантному поведению, в первую очередь к делинквентному и аддиктивному поведению (к употреблению психоактивных веществ) у подростков, имеющих в анамнезе ЗПР конституционального характера, будет снижаться после реализации программы профилактики ПАВ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения. Первая глава изучает психологические особенности подростков 14-15 лет, а также феномен задержки психического развития конституционального генеза. Во второй главе рассматриваются виды профилактической работы, направленной на формирование отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ. Третья глава посвящена способам, методам, разработкам применяемых при профилактической работе для ограждения ребенка от употребления психоактивных веществ и формирования уверенности в себе, наличие своей четкой позиции, умения сказать "нет".
В заключении представляются выводы, результаты, которые были сделаны в ходе исследования.

Глава 1. Теоретические проблемы изучения задержки психического развития у обучающихся старшего подросткового возраста
.1 Особенности старшего подросткового возраста
Ещё в античный период многие учёные имели интерес к особенностям психического развития детей. Они наблюдали за восприятием детьми новых понятий и за реакцией на разные ситуации для подтверждения своих взглядов на психику и ее развитие. Анализом психики детей стали заниматься в Новое время, в XVIII веке для разработки подходов к обучению. Также ученых интересовали такие вопросы как становление психики, мотивов деятельности взрослых людей и их мышления. В конце XIX века ученые стали осознавать возрастную психологию как самостоятельную науку [32].
В нашей стране становление возрастной психологии произошло в начале XX века. В стране появилось педологическое движение, которое изучало вопросы воспитания и обучения [12]. Представителями этого движения были Л.С.Выготский, М.Я. Басова, П.П.Блонский, А.Б.Залкинд и др.
Советская психология была материалистической. Она опиралась на марксизм. На его основе в начале XX века после революции 1917 года " в отечественной психологии были разработаны крупнейшие концепции, обогатившие мировую психологическую мысль: культурно-историческая теория Л.С.Выготского, субъектно-деятельностная психология С.Л.Рубинштейна, психология деятельности А.Н.Леонтьева, установки Д.Н.Узнадзе. [12]. Советская психологическая школа разработала системно-деятельностный подход.
В настоящее время главным отличием отечественной возрастной психологии от западной является разный взгляд на процесс психического развития ребенка. Западные концепции опираются на двухфакторную схему "наследственность - среда". В отечественной возрастной психологии анализ процесса психического развития ребенка ведется в принципиально иной парадигме, а именно в системе трех взаимосвязанных категорий - источника, движущих сил и условий развития. В данной понятийной триаде отражается специфика психического развития человека как существа, по своей природе социального и активного, "деятельностного". В отечественной психологии принять считать, что в процессе усвоения ребенком общественного опыта, опыта поколений, который воплощен в духовной и материальной общественной культуре, в процессе овладения различными способами средствами ориентации в сфере человеческих отношений и предметной практики, в мире в целом, формируются, возникают индивидуальные формы психической деятельности.
При этом усвоение родового опыта деятельности является глубоким процессом, включающим в себя формирование самих потребностей и способностей ребенка, его целостной личности [5].
Рассматривая особенности подросткового, в частности, старшего подросткового возраста, мы будем опирать на периодизацию, принятую в отечественной психологии, а точнее периодизацию, приведённую в учебнике Л.Ф.Обуховой [38].
Подростковым принято считать возраст от 11-12 до 14-15 лет. Старшим подростковым возрастом является возраст 14-15 лет. Основываясь на положениях отечественной психологии, а именно на системно-деятельностном подходе, мы будем говорить о том, что возраст всегда рассматривается как совокупность показателей. При описании анализируемого возрастного периода, в нашем случае старшего подросткового возраста, мы будем использовать следующие критерии - логические основания:
• социальная ситуация развития;
ведущая деятельность;
центральные новообразования;
возрастной кризис;
психологические особенности уровня развития познавательных и умственных процессов (память, внимание, мышление, речь).
Социальная ситуация развития подростка такова, что для него на первое место выходит общение со сверстниками. Взрослый больше не является непререкаемым авторитетом. У подростка в отношениях со взрослыми появляются трудности: возникают негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, главное для ребенка теперь происходит вне школы. Крайне важным становится мнение одноклассников, товарищей, общение с ними. Появляется желание самоутвердиться в их глазах. Часто этот возраст сопровождается снижением самооценки. Подростку важно, чтобы его признавали. Он стремится занять значимую позицию в обществе. Наблюдается тяга к включению в обширные социальные и общественные группы. Если подросток попадает в "хорошую" компанию, его бурная активность будет направлена в положительное русло, если в "плохую" компанию, поведение может стать девиантным, асоциальным. Достаточно часто при попадании в "плохую" компанию, подросток начинает курить, употреблять алкоголь, а в ряде случаев начинает употреблять и химические вещества.
Для подростка становится важным участие в социальной и общественной жизни, появляется стремление занять значимую позицию. Происходит отдаление от взрослых. Происходит перестройка ценностей. Появляется чувство взрослости. И так как ребенок все ещё является зависимым от родителей, часто возникает конфликтность и бунтарство как желание стать независимым. Появляется чувство самоиндентичности, формируется Я-концепция. Появляются собственные моральные суждения.
Происходит развитие мышления - появляется абстрактное мышление, развиваются классификация, анализ и обобщение. Запоминание становится смысловым.
Ведущей деятельностью для подростка является общение со сверстниками. Д.И.Фельдштейн в качестве ведущей деятельности обозначает общественно-полезную деятельность, Д.Б.Эльконин - интимно-личностное общение, В.В.Давыдов - общественно-значимая деятельность.
Центральными новообразованиями подросткового возраста являются появление чувства "взрослости" - подросток начинает относиться к себе как к взрослому. Л.Божович говорит о том, что появляется самоопределение как осознание себя в качестве члена общества. Происходит развитие рефлексии, на ее основе развитие самосознания, становление"Я"-идентичности. В этом возрастном периоде происходит половая идентификация. Возникают чувства долга, коллективизма и товарищества. Происходит переоценка нравственных ценностей. Формируются устойчивые "автономные" моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний. Подростки с задержкой психического развития в анамнезе более внушаемы. Скорее всего, новые ценности они будут брать из коллектива, в котором находятся, от авторитетного лица. Поэтому так важно проводить профилактическую работу, в том числе направленную на формирование умения различать какая компания является плохой, а какая хорошей.
Возрастной кризис рассматриваемого периода, по мнению Л.С.Выготского, делится на 2 части. Первая часть - это предподростковый кризис (11-12 лет). Его начало обусловлено, согласно Выготскому, перестройкой всей системы интересов, которая приводит к падению школьной успеваемости, внешним конфликтам с взрослыми. На эти годы (11-12) приходится негативная фаза подростничества. В 14-15 лет начинается кризис идентичности. Он характеризуется переструктурированием отношений с родителями. Бунтарство и конфликтность существуют как желание стать автономным и независимым от родителей. Появляется желание изменить мир. С.Холл назвал этот период кризисным периодом развития. Он отметил противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Из-за снижения самооценки многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п
В развитии мышления происходят изменения. Развивается абстрактное мышление, благодаря этому развивается воображение. Фантазия уходит в интимную сферу, скрывается от людей, становится исключительно субъективной формой мышления - мышления для себя. Происходит развитие рефлексивного мышления. В качестве предмета внимания и оценки выступают свои интеллектуальные операции. У подростка появляется взрослая логика мышления.
Подростковый возраст имеет достаточно много новообразований, ребенок фактически становится взрослым человеком. Он сам хочет и принимает решения. Поэтому при проведении профилактической работы крайне важно не оказывать давление на обучающихся. Необходимо видеть в каждом подростке личность, взрослого человека, способного брать на себя ответственности и принимать решения.
1.2 Особенности подростков 14-15 лет, имеющих в анамнезе диагноз "задержка психического развития конституционального происхождения"
Задержка психического развития - это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. Определяет детей с минимальными органическими повреждениями или недостаточной деятельностью центральной нервной системы. Кроме того, детей, находящихся в условиях социальной депривации.
Задержка психического развития вызывается различными причинами: минимальным органическим поражением головного мозга, хроническими соматическими заболеваниями, конституциональными факторами, длительными неблагоприятными условиями воспитания, а также сочетанием нескольких факторов.
Особенности развития детей разного возраста с задержкой психического развития описаны в трудах М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Г.Е. Сухаревой, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенковой.
М.С. Певзнер говорит о факторах возникновения задержки психического развития "Основным механизмом задержки психического развития являются нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящиеся главным образом к лобным отделам коры больших полушарий, которые обеспечивают осуществление сознательных актов поведения и деятельности человека" (1966 г.)
Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально-психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы, гипоксия плода, резус -конфликт и др.), внутриутробные инфекции, недоношенность, внутричерепные травмы, фетальный алкогольный синдром, ядерная желтуха новорожденных и т.д., которые могут вызывать так называемую перинатальную энцефалопатию. Задержка психического развития в постнатальном периоде, в раннем детском возрасте может быть вызвана тяжелыми соматическими заболеваниями ребенка (грипп, гипотрофия, рахит, нейроинфекции), эпилептическая энцефалопатия, эпилепсия, черепно-мозговые травмы и и др. Задержка психического развития может иметь в том числе наследственную природу. В некоторых семьях диагноз ЗПР ставится у нескольких поколений.

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития

Курсовая работа: Самооценка детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Курсовая работа: РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ

Курсовая работа: Страхи у детей с задержкой психического развития

Реферат: Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития