Реферат: Процесс развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Актуальность исследования. Сегодня общество стремительно развивается, расширяются знания людей, возникают новые виды профессий. Быстро возобновляется техника, меняются технологии и способы предложения, хранения и поиска информации. Через быстрый процесс развития различных технологий, возникает постоянная потребность приобретения новых знаний и навыков.

Дата добавления на сайт: 28 сентября 2024


Скачать работу 'Процесс развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра':


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
1.1 Теоретические подходы к исследованию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Специфика познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста в норме и с различным дизонтогенезом
1.3 Особенности познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Вывод к главе 1
Глава 2. Методические основы исследования познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
2.2 Характеристика диагностической программы, направленной на выявление актуального уровня развития представлений об окружающем мире старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
2.3Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленной на обогащение представлений об окружающем мире старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Вывод к главе 2
Глава 3. Результаты экспериментального исследования по использованию методики Г. Домана как основы при ознакомлении с окружающем миром старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
3.1Результаты констатирующего этапа эксперимента
3.2Результаты контрольного этапа эксперимента
3.3Сравнение и анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Оценка эффективности проведенного исследования
Вывод к главе 3
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня общество стремительно развивается, расширяются знания людей, возникают новые виды профессий. Быстро возобновляется техника, меняются технологии и способы предложения, хранения и поиска информации. Через быстрый процесс развития различных технологий, возникает постоянная потребность приобретения новых знаний и навыков. Научить детей всему заранее просто невозможно. Не всегда возможно даже предположить, какие именно знания потребуются им в будущем. Поэтому особенно важно, чтобы ребенок стремился и учился активно исследовать окружающий мир во всей его сложности и новизне. Это стремление к активному познанию необходимо развивать с детства, ведь психологи отмечают, что способность к исследовательской деятельности скорее не возникает с годами, а исчезает при определенных условиях. Сегодня развитие мышления ребенка определяет не только содержание знаний, но и инновационные методы их усвоения. Важно, чтобы дети усваивали знания не пассивно, а активно. Средствами активного усвоения знаний могут быть игра и исследовательская деятельность, которая будет активно проявляться через познавательный интерес.
Ребенок рождается исследователем. Неуемная жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, в естественной форме проявляется в виде детского исследования и экспериментов, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, а с другой, начинает овладевать опытом, позволяющим связать все в целостную картину.
Развитие исследовательских способностей дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики и психологии, которая призвана воспитать современную личность, способную к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Отметим, что исследовательские способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность и качественное своеобразие процесса поиска, приобретения и осмысления новой информации. Как доказано современными авторами (А. Дыбина, Т. Дуткевич, В. Кузьменко, А. Кульчицкая, С. Кулачковская, Н. Лейтес, А. Леонтович, А. Матюшкин, А. Поддьяков, А. Проскура, А. Савенков), основы исследовательских способностей закладываются уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к познанию окружающей действительности и активностью дошкольника - познавательной, исследовательской. С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе, проявляя любопытство и желание экспериментировать.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, поскольку она развивает детскую любознательность и формирует на ее основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяют исследовательскому подходу. Теоретическую основу исследовательского подхода в образовании составляют: концептуальные основы основ общей теории деятельности (Ю. Александров, Л. Выготский, П. Гальперин, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), научные положения о предопределенности развития личности содержанием деятельности и способами ее осуществления (В. Давыдов, Ю. Жданов, Л. Маркарян и др.), идеи о природе и функциях исследовательских навыков как социального феномена (К. Абульханова-Славская, А. Арнольдов и др.).
Значительное влияние на развитие теории исследовательского подхода в образовании имели работы И. Зимней, Л. Ковбасенко, А. Леонтовича, А. Обухова, В. Паламарчук, А. Подьякова, А. Савенкова, А. Сологуба, Л. Шабашова и др. В этих исследованиях отражены понятийный аппарат проблемы, изложена суть процесса научно-исследовательской деятельности, осуществлен анализ исследовательских способностей личности. Такой аспект исследовательского подхода в образовании, как привлечение учащихся к исследовательской деятельности в процессе изучения различных дисциплин, является предметом научных исследований В. Давыдова, Л. Задорожной, Л. Занкова, М. Махмутова, И. Никитиной и других.
Критическим, травмирующим моментом в жизни каждой семьи является появление на свет ребенка с особенностями в развитии. Одним из сложнейший нарушений, затрагивающие все сферы жизни ребенка является нарушение эмоционально-личностного развития. Оно характеризуется трудностями в контактах с социумом с первых дней жизни и уход в мир собственного Я. Несформированность коммуникативной потребности влечет за собой ограничение представлений об окружающем мире, задержку речи и интеллектуального развития.
Природа происхождения раннего детского аутизма до сих пор не выявлена. Среди наиболее популярных теорий - генетическая и «теория вакцинации», бытующее мнение среди не-специалистов и родителей, впервые столкнувшиеся с аутизмом на примере своих детей. Суть ее состоит в том, что проводиться прямая зависимость между вакцинацией в раннем детском возрасте (1-3 года) и появлением нарушения эмоционально-волевого развития. Это стойкое заблуждение родилось из-за того, что время манифестацией раннего детского аутизма (здесь и далее - РАС) совпадает с указанным временным промежутком: родители, отказывающиеся признавать особенности развития своего ребенка, начинают замечать, что он существенно отличается от сверстников. У него все заметнее становятся коммуникативные трудности, задержка речи, возникают специфические интересы и частые аутостимуляции. Несмотря на бездоказательность этих суждений, они продолжают муссировать в сообщество родителей детей с РАС. Генетическая же теория напротив, продолжает обрастать доказательной базой и обретать новых сторонников.
Аутизм многообразен. Его степени варьируются от стертых форм, которые характеризуются незначительными трудностей в установлении и поддержании контакта с социумом до тяжелых форм, осложненных умственной отсталостью, при которых освоение речи и простейших социально-бытовых навыков становится невозможно.
Это многообразие затрудняет подсчет и количественную оценку больных, страдающих РАС. Всероссийская Организация Здравоохранения официально не предоставляет таких данных. Согласно статистике, предаставленной Американским центром по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centers for Disease Control and Prevention), мы можем говорить о том, что 16 из 10 000 детей имеет подтвержденный диагноз ранний детский аутизм. Среди этой популяции так же наблюдается перевес по гендерному признаку: ¾ больных с аутизмом - мужчины.
Это является одним из доказательств генетической природы происхождения аутизма.
Специалисты-генетики из США и Швейцарии выдвинули гипотезу о «женской защитной модели». В основе ее лежит предположение о том, что для возникновения РАС у женщин необходимо возникновение большего числа мутаций по сравнению с мужским организмом (Sébastien Jacquemont, Evan Eichler, American Journal of Human Genetics).
Возрастающее число детей с РАС порождает необходимость разработки специальных методов и приемов обучения и коррекции, эффективных в работе с данной категорией детей. Свою результативность так же доказали методики, разработанные для других категорий детей, но адаптированные под образовательные потребности детей с РАС и успешно применяются. Одной из таких методик является методика глобального чтения.
Исходя из вышесказанного, можно судить об актуальности данной диссертационной работы:
1.высокая частота встречаемости РАС - 16 на 10 000 детей;
2.начало создания в нашей стране единой системы воспитания и обучения детей с РАС в условиях дошкольного образовательного учреждения;
3.малое количество апробированных принципов, методов и программ, подходящих для данной категории детей, перенимание опыта западных ученых в этом вопросе.
В ходе подготовки и написания данной работы был проанализирован опыт ученых в данной области (публикации, исследования), анализ динамики развития дошкольников с расстройством аутистического спектра, наблюдение за ребенком в условиях группы комбинированной направленности.
Объект исследования: дети, страдающие расстройством аутистического спектра.
Предметом исследования является процесс развития познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра в процессе ознакомления с окружающим миром посредством адаптированной методики Гленна Домана.
Целью данного исследования является выявление особенностей развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников с аутистическим спектром расстройств в процессе ознакомления с окружающим миром посредством адаптированной методики Гленна Домана.
Гипотеза исследования состоит в том, что устная речь, перекодированная в формат письменной и активизация зрительного восприятия и доминирующего наглядно-образного типа мышления вкупе с поддержкой бихевиористического подхода принесет существенные результаты в обогащении представлений об окружающем мире у детей с расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования обусловлены поставленной целью и гипотезой исследования и являются следующими:
1.Дать характеристику теоретическим подходам к исследованию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в отечественной и зарубежной литературе.
2.Описать специфику познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста в норме и с различным дизонтогенезом.
3.Описать особенности познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
4.Провести экспериментальное исследование особенностей развития познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
5.Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности.
Методы исследования:
–анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
–эксперимент.
Экспериментальной базой опытно-экспериментальной работы стала Гимназия №1799 «Экополис» дошкольное учреждение №2.
Выборку исследования составили 4 ребенка дошкольного возраста с подтвержденным диагнозом «расстройство аутистического спектра». Средний возраст испытуемых - 5-6 лет.
Данная диссертационная работа состоит из введения, трех глав и списка используемой литературы.
Во введение обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель данной работы и вытекающие из нее задачи, указана рабочая гипотеза, объект и предмет исследования. Так же во введении указана структура работы.
В первой главе происходит анализ теоретических источников и основы исследования познавательно-исследовательской деятельности. Представлены выводы к первой главе.
Вторая глава посвящена анализу метода Г. Домана, способы адаптации его для работы с детьми с расстройством аутистического спектра, составление коррекционно-развивающей программы на основе данного исследования. Представлены выводы ко второй главе.
В третьей главе указан ход и результаты двух этапов эксперимента - констатирующего и контрольного. Представлены выводы к третьей главе.
Заключение представлено в виде анализа проведенной работы с приведенными краткими выводами.
Имеется список использованной литературы
Научная новизна исследования состоит в том, что нами осуществлена попытка систематизации информации о познавательно-исследовательской деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, а также в разработке коррекционно-развивающей программы, направленной на обогащение представлений об окружающем мире и в возможности ее использования в работе специалистов ДОУ.

Глава 1. Теоретические основы исследования познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим миром старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
1.1 Теоретические подходы к исследованию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в отечественной и зарубежной литературе
Дошкольное детство - очень сложный и ответственный период в жизни личности, ведь именно в это время закладываются основы будущего каждого человека, его умение осмысливать и осознанно воспринимать явления окружающей действительности и самого себя, сосуществовать с другими людьми.
Сегодня вызывает определенную обеспокоенность ситуация развития ребенка в практике работы дошкольных учреждений, в частности, чрезмерная интеллектуализация образовательного процесса в детских садах, их направленность на усвоение детьми готовых знаний, недостаточное формирование практических умений и навыков. Поэтому со всей остротой возникает проблема оптимизации познавательной деятельности дошкольников, превращение жизни маленького ребенка в ежедневные радости, открытие тайн окружающей среды. В этом контексте актуализируются вопросы поиска эффективных способов развития познавательных интересов дошкольников, путей обновления содержания, форм, методов и средств воспитания, переосмысления объект-субъектных отношений в системе педагогического взаимодействия «педагог - воспитанник».
Обзор научно-методической литературы показал, что на современном этапе проблема системного подхода к организации поисково-исследовательской деятельности как средства развития познавательных интересов детей дошкольного возраста является мало исследованной. В основе современных исследований познавательного интереса лежат труды Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Смирнова, Б. Теплова, В. Мясищева, Л. Занкова, Д. Узнадзе, Г. Щукиной и других известных психологов.
Сущность понятия «интерес», различные аспекты формирования познавательных интересов детей разных возрастных групп раскрывают работы Я. Коменского, И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, С. Русовой, К. Ушинского, С. Ананьева, П. Бленского, В. Зенькивецкого, Т. Лубенца, А.П. Нечаева и др. [Пузанов 2001].
Обобщение данных психолого-педагогичных исследований по проблеме формирования познавательных интересов дало основания рассматривать интерес как выборочное эмоционально-познавательное отношение личности к людям, предметам, явлениям, событиям окружающей действительности, а также к определенным видам деятельности, которые имеют для нее жизненное значение; как проявление эмоциональной и мыслительной активности, как своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, как структуру, состоящую из доминирующих потребностей, как отношение человека к миру. Таким образом, психологическое понятие «интерес» характеризуется многогранностью своего содержания, форм проявления и влияния на становление и жизнедеятельность личности [Несчастный 2012].
В частности, В. Мясищев, Г. Костюк и другие отмечают, что интерес - это активное познавательное отношение человека к миру. Итак, интерес и познания тесно связаны между собой, и если познания в какой-то мере возможно без интереса, то интерес возникает, активизируется, развивается и исчезает при условии способности человека к познанию и в результате него.
Г. Щукина выделяет в познавательном интересе его эмоциональную окрашенность, интеллектуальную направленность, волевые действия. Интеллектуально-эмоциональный характер интереса исследовал С.Л. Рубинштейн.
По мнению Б. Ананьева, А. Ухтомского и других, познавательный интерес - это выборочная направленность к области познания, к ее предметной и процессуальной стороне, интерес к познанию является самоценной сущностью человека, без которой она перестает быть личностью и реагировать на окружающий мир, в котором живет [Лохвицкая, Электронный ресурс].
Во всех подходах утвердилось понятие «познавательный интерес», которое употреблялось в значении интереса к овладению любой новой информации, в том числе - к обучению. Поэтому правомерно назвать познавательный интерес особым видом интересов, который, по выражению К. Ушинского, является интересом, полным смысла.
В педагогике можно встретить термин «учебный интерес» как синоним «познавательного интереса». В зарубежных источниках используется понятие «интеллектуальный интерес».
Как отмечают Г. Люблинская, М. Поддьяков, Г. Щукина, интересы развиваются и углубляются в соответствии с возрастными возможностями детей познания окружающей действительности.
По мнению В. Котырло, формируются познавательные интересы ребенка и нравственные установки в зависимости от предложенной информации, а источники ее получения при определенных условиях мотивируют поведение.
Педагогические аспекты формирования познавательных интересов у детей раскрывают работы А. Брежнева, Л. Маневцевой, Б, Мухацкой, К. Щербаковой и других. В исследованиях определены пути, методы, формы, средства, которые обеспечивают формирование познавательных интересов.
Педагогический подход к проблеме интереса связан с изучением условий его развития в учебной и внеучебной деятельности, а также с выявлением методов и приемов формирования интереса как ценной черты личности и основы успешной деятельности.
Л....

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности познавательной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи

Отчёт по практике: Особенности психологической работы по коррекции эмоционального развития старших дошкольников с недостатками речевого развития в условиях детского сада

Квалификационная работа: Психолого-педагогические основы развития мышления младшего школьника в учебной деятельности

Курсовая работа: Развитие речи старших дошкольников

Курсовая работа: Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр