Реферат: Проявление личности в творческом поиске
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним поиск новых путей, всё сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть много неизвестного, скрытого. Следовательно, необходимо всё более глубокое познание мира.
Дата добавления на сайт: 28 сентября 2024
Скачать работу 'Проявление личности в творческом поиске':
Содержание
Введение
. Суть творчества. Виды творчества
. Творческий процесс (мышление)
. Проявление личности в творческом поиске
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним поиск новых путей, всё сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть много неизвестного, скрытого. Следовательно, необходимо всё более глубокое познание мира.
Именно творческий поиск, дает возможность познания (открытия) всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей.
Создавая что-то во внешнем мире, человек может открывать что-то в себе, а развивая какие-либо существующие способности, т.е. создавая себя, узнавать что-то новое о внешнем мире.
Творческий поиск (познание) - это базовая потребность человека, которая делает человека человеком. На способности к творческому осмыслению и преображению окружающего мира основана разумность человека, именно способность к творчеству еще в далеком прошлом определила выживание нашего рода.
Творчество, поиск новых идей - это умение комбинировать известные элементы окружающей реальности в новых, нестандартных сочетаниях, и получать результат, отличный от известного природного. Прежде всего, творчество, это создание субъективно нового, ценного в материальном или духовном плане и для самого творца (личности) и для других.
Творческий поиск - это способ деятельного познания мира и себя, способ поделиться информацией. Это способ заявить о себе как о личности.
Прежде всего, речь идет о творчестве во всех областях человеческой жизни: постижении и преобразовании мира, в науке, производстве, искусстве, повседневной деятельности, взаимоотношениях людей друг с другом и окружающей действительностью.
Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности - упорство, работоспособность, смелость.
В настоящее время, поиск новых знаний (неизвестного) и их материализация (создание новых объектов техники), значительно усложнились в условиях возросших темпов обновления технических средств и быстрого роста научно-технической информации, что и обуславливается актуальностью выбранной темы. В силу этого, во всем мире возникли разработки теоретических основ и методических средств активизации творческого мышления и поиска новых решений. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективной техники на базе изобретений необходимо иметь средства для активизации творческого мышления. Специфичность этих средств связана с тем, что "логика научного открытия далека от логики формальной, а обстоятельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень познания, далеко не всегда соответствуют важности момента. Скрытая работа мысли происходит не только в тиши кабинета, у чертежной доски и в рабочее время, но и казалось бы, в самой неподходящей обстановке, и малейшего толчка извне иногда бывает достаточно, чтобы сумерки ожидания осветились яркой вспышкой мгновенного озарения и взаимосвязанные фрагменты загадочной мозаики сложились в единую картину". Изучение эвристических приемов и методов активизации творческого мышления приближают момент "озарения", а также развивают способности личности в творчестве [2].
Овладение теорией творчества, приемами и методами поиска неизвестного помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности в данной профессии [5].
Цель работы: исследовать процесс творческого поиска, его значимость для человека и окружающего его мира.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать основные задачи данной работы:
раскрыть сущность творчества;
рассмотреть виды творчества;
проанализировать творческий процесс;
охарактеризовать стадии творческого мышления;
наблюдение за личностью в ходе творческого поиска.
Объект исследования - процесс творческого поиска.
В ходе работы необходимо преодоление барьеров в процессе творческого мышления, которые влияют на значимость творческого поиска в целом.
1. Суть творчества. Виды творчества
Как объект исследований, творческий поиск, представляет интерес для таких наук как - философия, психология, социология.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существующие ценности материального и духовного плана. Создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме самого автора (творца) не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Следовательно, в процессе творчества индивид вкладывает в материал некие несводимые (не принадлежащие) к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном итоге какие-либо аспекты своей личности. Именно этот факт придает творческому продукту (материалу) дополнительную ценность (креативность) в сравнении с продуктом производства [2].
Отраслью знаний изучающей творчество является эвристика. Творческий поиск, это, прежде всего, мыслительный процесс, в ходе которого рождается новая мысль, идея. Феномен творчество часто осмысливается людьми скорее эмоционально, нежели логически, это некое зарождение новой мысли в голове конкретного индивидуума, мысли которой до сих пор для него не существовало.
В широком смысле, в ходе творческого поиска раскрывается потребность индивидуума в самовыражении, само актуализации и расширении своих созидательных возможностей.
В творческом выражении человек отвечает на вызовы окружения, стремясь при этом выразить свои взгляды, мнения и чувства в повседневной действительности [8].
Обычно под творчеством понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении. Как говорит известный физик, академик П. Капица - везде, где человек действует не по инструкции.
Существуют такие виды творчества, как:
производственно-техническое;
изобретательское;
научное;
политическое;
организаторское;
философское;
художественное;
мифологическое;
религиозное;
музыкальное;
повседневно-бытовое;
шахматное.
Проще говоря, виды творчества соответствуют видам духовной и практической деятельности [4].
Виталий Тепикин (исслед. Творческого фактора человека и феномена интеллигенции) выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а так же военно-тактичное творчество в качестве самостоятельных видов [14].
С.Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: "Специфика изобретения, отличающего его от других форм творческой интеллектуальной деятельности заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, который разрешает определенную проблему. Изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть определенные условия [10].
В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. В искусстве новые духовные, эстетические ценности и создаются новые художественные образы, формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.
Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам.
Творчество - это такой вид деятельности, протекающий на границе и частично за границами возможного для человека и в силу этого мало поддающийся описанию.
. Творческий процесс (мышление)
Грэм Уоллес в 1926 году выделил наиболее важных четыре стадии творческого мышления (описание восходит к докладу А. Пуанкаре, сделанному в 1908 году).
. Подготовка - формулирование задачи; попытки ее решения.
. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
. Озарение (инсайт) - появление интуитивного решения. Сердцевина творчества. Это, когда в сознание проникает (генерируется) новая идея, но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, по своему разгадав тайны бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, привлекающее к действию наши духовные силы.
. Проверка - испытание или реализация решения.
Творческий человек перед созданием новой работы, образа испытывает потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более его материальные выгоды [14].
Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже в 1908 году описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.
Стадии творческого процесса:
Вначале ставится задача, и в течение некоторого времени, делаются попытки ее решить. За этим следует более или менее длительный период, в течение которого человек не думает о так и не решенной пока задаче, отвлекается от нее. В это самое время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. И наконец, наступает момент, когда внезапно, без прямо предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению. Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, прямо предшествовавшую этому.
После этого, когда ключевая идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.
Творческий поиск происходит не по принципам "потому что" или "для того чтобы", а " несмотря ни на что" [9].
Творческий процесс спонтанно возникает и завершается.
Справедливость этого взгляда имеет право на существование, которая подтверждается биографиями многих поэтов, композиторов, т.е. они занимаясь творчеством, были на государственной службе. К примеру, писатель Сент-Экзюпери был летчиком, поэт Тютчев служил в министерстве иностранных дел.
Как писала Гутман, для понимания творческой деятельности необходимо принимать во внимание не только мыслительные процессы, но и динамические силы, приводящие эти процессы в действие для производства чего- то особенного.
3. Проявление личности в творческом поиске
И учение, и исследовательская работа постоянно сопряжены с преодолением трудностей интеллектуального плана, с разрешением противоречий, лежащих в основе учебных и научных проблем, которые требуют от субъекта творческого поиска новых, недостающих знаний и новых путей применения прежних знаний [7].
По мнению С.А. Рубинштейна: "Начальным этапом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Т.е. человек начинает мыслить, когда у него возникает потребность что-то понять. Мышление (познание) обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс…" Т.е., в творческий поиск индивидуум вовлекается благодаря проблемной ситуации. Встретившись с проблемой субъект словно наталкивается на какую-то преграду. При этом он может быть испытывает неясное познавательное затруднение, которое сопровождается эмоциональными переживаниями неопределенности. С момента возникновения познавательного затруднения начинается формирование проблемной ситуации, где отсутствует пока ее важнейший элемент - "вовлечение в мыслительный процесс" не происходит [11].
Далее субъект, ощутив какое-либо затруднение, прежде чем приступить к его преодолению, осознает важность (значимость) проблемы для себя, необходимость ее решения, т.е. соотносит ее с личными целями деятельности, вырабатывает свое мотивационно-ценностное отношение к ней. Поиск переходит во внутренний план личности субъекта, приобретает для него личностный смысл. В результате всего этого рождается побуждение к творческому поиску, осознанию своих способностей, которое воплощается в "потребности что-то понять", а в общем плане - потребности решить проблему (познавательной потребности).
Таким образом, для анализа мотивационного аспекта поиска выделение этапа принятия проблемы к решению представляется принципиально важным. Это позволяет различать мотивы принятия проблемы к решению и собственно решения [12].
По мнению М.И. Воловиковой и А.В. Брушлинского: Мотивация мышления бывает двух типов:
. Специфически познавательная;
. Неспецифическая.
В первом случае побудителями мыслительной активности являются познавательные интересы и мотивы, стремление узнать что-то новое. Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не собственно познавательных интересов. Но какой бы ни была мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать так называемые познавательные мотивы, желание знать что-то еще неизвестное. В процессе мышления человек не только открывает новые качества познаваемого объекта, но и предоставляет возможность применить полученные знания к уже существующей деятельности, и тем самым формируя познавательную мотивацию для дальнейшего протекания мышления личности [1].
Экспериментально доказано, что чувство радости, воодушевление, возникающее даже при малейшем успехе, усиливает потребность достижения конечной цели.
Эмоция успеха, активизирующие творческий поиск, правомерно расценивать как стимул мыслительной деятельности. В этом случае выражение для мотивационного состояния субъекта в процессе поиска имеет вид:
Рп= Рв +Рип+ Рэу,
где Рп - энергетический потенциал потребности к поиску в процессе решения проблемы;
Рэу - приращение энергетического потенциала потребности, обусловленное эмоциями успеха.
"Эмоциональное состояние, переживаемое решающим задачу человеком, характеризуется, по субъективным отчетам испытуемых, не только беспокойством и напряжением, которые действуют на фоне неснятого рассогласования (отрицательная мотивация), но и ожиданием успеха (положительная мотивация)" [2].
Проблемная ситуация завершает свое существование в момент удовлетворения познавательной потребности, т. е. в момент преодоления затруднения, решения проблемы. Естественно, что это существование прекращается и с принятием решения о нецелесообразности дальнейшего продолжения творческого поиска [6].
Заключение
личность творческий познание
Исходя из вышесказанного необходимо сделать вывод, что:
творчество является важнейшим атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности;
главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.
В заключение хотелось бы предложить несколько суждений практического характера в помощь исследователю (индивиду), пребывающему в проблемной ситуации.
. Успех творческого поиска зачастую предопределяется умением выключать в себе внутреннего критика, разрывать путы привычных установок и стереотипов, осмысливать исследуемые объекты с необычных, может быть, даже парадоксальных позиций.
. При длительных, напряженных, но безуспешных попытках разрешения какой-либо учебной или научной проблемы целесообразно периодически прерывать работу. Момент истины (озарения) может наступить непроизвольно, словно бы сам собой.
. Отвлекаясь от творческого процесса и включаясь при этом в посторонние ситуации, исследователь часто находит в их субъективно воспринимаемых побочных свойствах подсказку, аналогию, ассоциацию, приводящую к возникновению гипотезы и, в конечном счете, к решению проблемы.
. Снятию проблемной ситуации существенно помогает изложение осмысливаемого содержания - устное (проговаривание) или письменное. Переводя рассуждения во внешне речевую форму, разворачивая их в логическую цепь, повышая при этом требовательность к дисциплине мышления и обязательно подвергая его контролю, изложение позволяет выявить в этой цепи слабое звено. Указанная требовательность и, как следствие, эффект от изложения значительно повышаются, если рассуждения проговариваются не просто вслух, а кому-то, желательно, как можно более квалифицированному в данной области знаний.
. Действие механизма генерирования творческих гипотез, в результате творческого поиска, подобно механизму сновидений, при нахождении человека в бодрствующем состоянии подавляется логическим сознанием. Тогда, внезапное озарение (инсайт) иногда наступают во сне.
. Раскрепощение "генератора гипотез" и озарение (инсайт) нередко происходят и в специфическом состоянии, промежуточном между бодрствованием и дремотой, когда мысль, не отвлекаясь ни на что постороннее, как бы спонтанно, но в то же время под ненавязчивым контролем сознания, направляется в нужное русло.
Учет приведенных суждений эффективно "работает" на исследователя (индивида), если он, во-первых, основательно вник в проблему, во-вторых, серьезно увлечен ею а, в-третьих, обладает опытом, в целом достаточным для ее решения.
Список использованной литературы
. Брушлинский А.В., Воловикова М.И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспекта мышления // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 2012.- 450 с.
. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 2013.
. Галин А.Л. Личность и творчество. 2012. - 205 с.
. Ильин Е.П., Психология творчества креативности одаренности, Питер, 2013. - 193 с.
. Коган И.М. Психолого-педагогические аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе в условиях перестройки высшей школы. Л., 2012. - 348-351 с.
. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 2013. № 4. С. 5 - 17.
. Мельников О.Н., Насибян С.С. Творческая энергия личности как основной показатель инновационных процессов в экономике // Креативная экономика. - 2014. - № 11 (11). - c. 24-30.
. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.2013. - 53-57
. Пуанкаре А. Наука и метод. - СПб., 2012. - 101-110 с.
. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 2012. - 18-26 с.
. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 2013. - 121-130 с.
. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 2014. - 85-88 с.
. Тепикин В.В. Творческий фактор интеллигенции и интеллектуалов. //http://samlib.ru/t/tepikin_w_w/tworcheskijfaktorintelligenciiiintellektualow.shtml
. Уоллес Г. http://www.psychologiainfo.ru/logics-720-1.html
Похожие материалы:
Курсовая работа: Влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликтеРеферат: Типологическая характеристика личности
Курсовая работа: Акмеологическая диагностика личности
Реферат: Исследование личности в социальной психологии
Реферат: Детерминанты реализации выбора личности: статистический анализ