Самостоятельная работа: Проявление темперамента в подростковом возрасте
Содержание
1. Название
. Краткое содержание
. Введение
. Методика исследования
. Результаты исследования
. Обсуждение
Приложения
Дата добавления на сайт: 14 сентября 2024
Скачать работу 'Проявление темперамента в подростковом возрасте':
Учреждение образования
"Белорусский государственный педагогический университет
имени М. Танка"
Факультет психологии
Кафедра методологии и методов психологических исследований
Самостоятельная работа
Проявление темперамента в подростковом возрасте
Студентки 3-го курса
Группы 303
Заочной формы
получения образования
Борисовой Маргариты Игоревны
Минск 2014
Содержание
1. Название
. Краткое содержание
. Введение
. Методика исследования
. Результаты исследования
. Обсуждение
Приложения
1. Название
Цель данной работы - установить, выявить особенности проявления темперамента в подростковом возрасте.
Я решила провести исследование в области темперамента, так как данной темой интересовались многие ученые, такие как Я. Стреляу, В.Д. Небылицын, С.Л. Рубинштейн. Они признавали, что темперамент - важное условие, с которым не только надо считаться при организации индивидуального подхода к воспитанию и обучению, но и учитывать его ведущую роль при формировании характера, в развитии способностей. Темперамент представляет собой самую общую характеристику отдельного индивида, накладывающую отпечаток на всю его деятельность. Являясь биологически обусловленным, врожденным, именно темперамент выступает в качестве связующего звена между организмом, личностью и познавательными процессами. Таким образом, темперамент будет всегда актуальной темой любого исследования.
. Краткое содержание
Исследование осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе был определен общий исследовательский замысел, сформулирована проблема и основная исследовательская цель. Далее был осуществлен поиск и качественный анализ научных источников по исследуемой проблеме; определена методологическая база исследования, выявлены и проанализированы сущностные характеристики темперамента, его типы, определен комплекс психологических условий развития темперамента.
На втором (практическом) этапе: осуществлено констатирующее исследование проявления темперамента у детей подросткового возраста.
Экспериментальной базой исследования выступили 30 учеников 8-х классов среднеобразовательной школы г. Минска.
Гипотеза исследования: детям подросткового возраста обычной среднеобразовательной школы в большинстве своем свойственны экстровертность и эмоциональная устойчивость, а не интровертность и нейротизм.
Для исследования темперамента использовалась методика Г. Айзенка (Опросник FР1). В результате получились следующие данные: 1) было выявлено 8 детей, которые были неискренни в ответах; 2) в исследуемой группе выявилось 46,66% экстравертов; 3) 26,66% ребят (8 чел) являются интровертами; 4) средние показатели между экстравертами и интровертами было выявлено у 8 ребят (26,66%); 5) 20 ребят (66,67%) выявлены показатели эмоциональной устойчивости; 6) ярко выраженный неройтизм был выявлен у 1 ребенка (3,33%).
Что касается показателей темперамента в исследуемой группе, то получились следующие результаты: 1) у 12 подростков (40% от общего числа испытуемых) был выявлен сангвинический тип темперамента; 2) у 10 школьников - 33,34%, выявлен флегматический тип темперамента; 3) 4 ребенка (13,33%) являются меланхоликами; 4) у 4 детей обнаружен холерический тип темперамента. В результате анализа данных было выявлено преобладание среди девушек по сравнению с ребятами личностей холерического типа, а среди ребят большее количества личностей меланхолического типа темперамента.
Таким образом, в исследуемой группе свойства, выдвигаемые в качестве существенных компонентов личности, не зависели от пола респондентов. Процентное соотношение экстравертов и интровертов между подростками мужского и женского пола практически идентичны. Одной из особенностей выявленной в ходе анализа является то, что среди девочек-подростков было выявлено больше пограничных показателей (средних показателей) между экстраверсией - интроверсией нейротизом -эмоциональной устойчивостью чем у мальчиков.
3. Введение
Проблемы личности и индивидуальности всегда были в центре пристального внимания психологов и педагогов. Развитие и становление личности - процесс длительный и трудоемкий, зависящий от многих субъективных и объективных условий и факторов. Управление этим процессом - сложнейшая задача образования и воспитания.
Предпосылки формирования личности зарождаются в раннем детстве. Биологическую основу личности составляет темперамент, в частности, особенности протекания процессов возбуждения и торможения.
Роль темперамента в формировании личности заключается, прежде всего, в том, что он определенным образом модифицирует воспитательное влияние окружающей среды. В зависимости от того, какие свойства темперамента выступают на первый план, это влияние может быть более или менее сильным, систематическим и продолжительным, что в итоге приводит к качественно различным способам реагирования.
Структура свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена рядом факторов, во-первых, это общие закономерности созревания нервной системы и развития психики; во-вторых, созревание эндокринного аппарата; в-третьих, специфические закономерности созревания каждого типа темперамента. Следует отметить, что общие особенности темперамента проявляются у ребенка очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет.
Воспитание и обучение в контексте учета проблем темперамента предполагает, что в процессе становления личности используется характерное для конкретного ребенка сочетание свойств нервной деятельности. Это позволяет либо укрепить те его особенности, которые в известных ситуациях могут быть весьма полезными, либо компенсировать с помощью соответствующих педагогических приемов нежелательные в определенных ситуациях свойства темперамента. Например, неуравновешенность нервных процессов, представляющая собой явление в некотором смысле нежелательное, затрудняющее процесс обучения и воспитания, может быть компенсирована посредством формирования соответствующих механизмов самоконтроля.
Следует отметить, что работа в этом направлении подразумевает использование соответствующих средств выявления особенностей нервной системы и определения доминирующего типа темперамента. Однако одна из трудностей состоит в отсутствии объективных собственно психологических методов выявления у детей доминирующего типа темперамента, что, собственно, и не позволяет педагогам и психологам максимально полноценно реализовывать в пространстве образовательного учреждения индивидуально-ориентированное взаимодействие с детьми. Методы же, имеющиеся в психофизиологии и дифференциальной психологии, довольно трудоемки как по процедуре сбора информации, так и по способам анализа результатов.
Психогенетические исследования природы темперамента в подростковом возрасте немногочисленны, но именно в этот возрастной период происходят существенные качественные биологические и психологические изменения. Учитывая место темперамента в целостной структуре личности и его значение в развитии личности, исследование природы темперамента в подростковом возрасте имеет важное теоретическое и практическое значение.
Цель данной работы - установить, выявить особенности проявления темперамента в подростковом возрасте.
Поставленная цель предполагает решение следующего ряда задач:
обобщить современные формулировки понятия и выявить сущность темперамента, определить основные свойства личности, относящихся к темпераменту;
рассмотреть особенности основных видов темперамента личности, определить их влияние на возможности социального продвижения человека;
выполнить исследования и провести практическое исследование по определению типов темперамента у подростков среднеобразовательной школы г. Минска.
Объект исследования - темперамент.
Предмет исследования - проявление темперамента у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: детям подросткового возраста обычной среднеобразовательной школы в большинстве своем свойственны экстровертность и эмоциональная устойчивость, а не интровертность и нейротизм.
Методологической основой исследования являются принцип развития, а также методологические принципы современной психологии, психологии развития, теоретические положения психологии о системном характере свойств личности (Б.Г. Ананьев, В.Д. Небылицын) и положения "трехфакторной теории личности" (Х. Айзенк):
Методы исследования. Использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: изучение и анализ социальной, психологической, педагогической и методической литературы, тестирование, количественная и
качественная обработка эмпирических данных, их статистическая обработка. Для определения типов темперамента подростков использовался личностный опросник Г. Айзенка
Научная новизна и значимость полученных результатов. На основании данных проведенного тестирования была определена степень зависимости типа темперамента от половых различий в подростковом возрасте. Полученные данные вносят вклад в развитие теоретических представлений психологии о природе свойств темперамента в подростковом возрасте.
Эмпирическая база исследования. Общая выборка исследования составила 30 человек (17 девочек, 13 мальчиков), ученики 8-ых классов среднеобразовательной школы г. Минска.
4. Методика исследования
Исследование осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе был определен общий исследовательский замысел, сформулирована проблема и основная исследовательская цель. Далее был осуществлен поиск и качественный анализ научных источников по исследуемой проблеме; определена методологическая база исследования, выявлены и проанализированы сущностные характеристики темперамента, его типы, определен комплекс психологических условий развития темперамента.
На втором (практическом) этапе: осуществлено констатирующее исследование проявления темперамента у детей подросткового возраста.
Экспериментальной базой исследования выступили 30 учеников 8-х классов среднеобразовательной школы г. Минска.
В исследовании мы использовали методику Г. Айзенка (Опросник FР1). Диагностическая цель: Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: экстра-, интроверсии и нейротизма. Связь фаторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента - холерическим, сангвиническим, флегматическим и меланхолическим отражаются в "круге Айзенка": по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.
Ганс Айзенк создал данный личностный опросник в 1963 году на основе своего "Моудслейского личностного опросника" (МР1).
Оборудование и материалы. Бланк опросника Айзенка (Приложение 1) ответный лист (Приложение 2).
Опросник формы содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии-интроверсии, еще 24 - со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.
Порядок работы. Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: "Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только "да" или "нет" знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет". Затем экспериментатор напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.
Обработка результатов. После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ (Приложение 3), подсчитывает баллы по показателям: Э - экстраверсия, Н - нейротизм, Л - ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты записываются в протокол.
По окончании обработки полученные результаты переносятся на графическую схему профиля личности (Приложение 4) С помощью его определяется тип темперамента испытуемого.
Следующий этап обработки результатов может быть связан с расчетом среднегрупповых показателей Э, Н, Л с дифференциацией испытуемых, к примеру по половому признаку.
На основании полученных данных по отдельным испытуемым и группе в целом пишутся заключения.
В индивидуальных заключениях оцениваются уровневые характеристики показателей каждого испытуемого, тип темперамента, по возможности даются рекомендации, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо, напротив, крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посоветовать сузить круг друзей, увеличив глубину общения, и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать излишнюю импульсивность своего поведения.
. Результаты исследования
Исследование проводилось в феврале 2014г. В нем принимало участие 30 детей (13 мальчиков и 17 девочек). Возраст испытуемых - 13-14 лет. В результате исследования были получены следующие данные (табл. 1) (Приложение 5).
Высокие оценки по шкале экстраверсия-интроверсия (от 13 до 24 баллов) соответствуют экстравертированному типу, низкие (от 0 до 10 баллов) - интравертированному. Средний балл по шкале экстра- интро-версии: 11-12.
Высокие оценки по шкале нейротизм - эмоциональная устойчивость (от 14 до 24 баллов) соответствуют высокой эмоциональной нестабильности (нейротизму), низкие (от 0 до 11 баллов) - эмоциональной устойчивости. Средний балл по шкале нейротизма: 12-13.
Ложь: 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.
Данные из рабочей таблицы 1 были проанализированы и помещены в сводную таблицу обобщенных результатов (табл. 2).
Таблица 2.
Сводная таблица обобщенных результатов
Экстраверт Интроверт Экс/Интр Нейрот. Эмоц. устойч Нейр/Устойчив
Кол-во чел 14 8 8 1 20 9
% от общ.числа 46,66 26,66 26,66 3,33 66,67 30
В результате обработки данных было выявлено 8 детей, которые были неискренни в ответах. Их неискренность свидетельство о демонстративности поведения и ориентации на социальное одобрение.
Анализ данных выявил в исследуемой группе 46,66 % экстравертов. Этим детям свойственна общительность и обращенность вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Они могут действовать под влиянием момента, импульсивны и вспыльчивы. Ещё характеристиками таких детей может выступать их беззаботность, оптимистичность, добродушность и веселость. Они предпочитают движение и действие, Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, у таких детей есть склонность к рискованным поступкам. 26,66% ребят (8 чел) являются интровертами. Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Средние показатели между экстравертами и интровертами было выявлено у 8 ребят (26,66%).
Что касается определения у детей эмоциональная стабильность или нестабильности, то следует отметить, что у большая части группы - 20 ребят (66,67%) выявлены показатели эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.
Ярко выраженный неройтизм был выявлен у 1 ребенка (3,33%). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротические личности характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Следует отметить, что у людей с большим показателем нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Таблица 3
Сводная таблица обобщенных результатов по половым признакам
Экстраверт Интроверт Экс/Интр Нейрот. Эмоц. устойч Нейр/Устойчив
Девочки 8 4 5 0 11 6
% от общ.числа 47,05 23,52 29,43 5,88 64,70 35,30
Мальчики 6 4 3 1 9 3
% от общ.числа 46,15 30,77 23,08 7,7 69,23 23,07
Используя данные обследования по шкалам экстра- интроверсии и нейротизма можно вывести показатели темперамента исследуемых подростков. Существует четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.
Данные о типах темперамента подростков таблицы 1 были проанализированы и в итоге были получены следующие количественные показатели (табл. 4.)
Таблица 4.
Количественные показатели типов темперамента в испытуемой группе
Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Кол-во чел 4 12 10 4
% соотношение 13,33 40 33,34 13,33
Анализ полученных данных позволяет вывести следующие показатели темперамента. У 12 подростков (40% от общего числа испытуемых) был выявлен сангвинический тип темперамента. Эти ребята могут характеризоваться тем, что могут быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходится с людьми, весь общительны. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Они несколько непоседливы, нуждаются в новых впечатлениях, недостаточно регулируют свои импульсы, не умеют строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не могут успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
У 10 школьников - 33,34%, выявлен флегматический тип темперамента. Флегматики характеризуются сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими....
Похожие материалы:
Статья: Проблема конфликта в подростковом возрастеКурсовая работа: Развитие адекватной самооценки в подростковом возрасте
Реферат: Девиантное поведение в подростковом возрасте
Курсовая работа: Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте. по дисциплине психологии
Контрольная работа: Проявление РДА в дошкольном возрасте