Курсовая работа: Проявления агрессии у аддиктивных (наркозависимых) пациентов

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Дата добавления на сайт: 14 сентября 2024


Скачать работу 'Проявления агрессии у аддиктивных (наркозависимых) пациентов':


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России)
Кафедра клинической психологии
Курсовая работа
по Клинической психологии
Тема: Проявления агрессии у аддиктивных (наркозависимых) пациентов
работа выполнена студентом
Ходарев Сергей
Гр. ОКП - 302
Руководитель:
Рогачёва Татьяна Владимировна

ВВЕДЕНИЕ
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и нет возможности противостоять аддикции. Выбор аддиктивной стратегии поведения обуславливается в трудностях адаптации к проблемным жизненным ситуациям, таким как сложные эмоциональные условия, разочарование, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Аддиктивная личность, как было сказано выше, в своих попытках ищет универсальный, но односторонний способ выживания - уход от проблем.
Естественная адаптация аддикта нарушена на психофизиологическом уровне. Признаком этого является ощущение психологического дискомфорта. Свойственны перепады настроения, низкая переносимость фрустрации. Для восстановления психологического комфорта выделяется аддикция, стремление к искусственному изменению психического состояния, получение субъектом приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких то предметах или действиях можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций используя разные варианты аддиктивной реализации. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое сознание. У аддиктов злоупотребляющих ПАВ (психоактивными веществами, наркотиками) развивается интоксикация, разные формы физической, химической зависимости.
Цель: сравнить уровень проявляемой агрессии у аддиктивных (наркозависимых) пациентов во время и после лечения.
Задачи:
Изучить научно-психологическую литературу по проблеме агрессивности наркомании.
Исследовать проявления агрессивных и враждебных реакций у пациентов во время лечения.
Исследовать проявления агрессивных и враждебных реакций у пациентов после лечения.
Объект: аддиктивные (наркозависимые) пациенты.
Предмет: уровни агрессии у аддиктивных (наркозависимых) пациентов.
Методы исследования: психодиагностическое обследование.
Гипотеза: у аддиктивных (наркозависимых) пациентов уровень агрессии во время лечения выше, чем после.

. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести - от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости. Происхождение термина аддикция восходит к рабской зависимости
В настоящее время наблюдается повышенный интерес исследователей различных научных направлений к проблемам различного рода отклонений поведения и формированию зависимостей. Наибольший интерес составляют вопросы исследования причин возникновения химических и психических зависимостей. К основной причине лежащей в основе формирования различного рода зависимостей является потребность в изменения реальности, как желании выйти из сложной ситуации межличностного и внутриличностного характера. Все эти вопросы рассматривает направление аддиктология. Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.
Исходя из этого, аддиктивное поведение - реализация желания человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания.
Изменения психического состояния и уход от реальности может осуществляться несколькими способами, существует ряд способов, при которых индивид использует химические вещества, действующие на ЦНС, в свою очередь, оказывая психотропное влияния, эти вещества меняют состояние сознания, тем самым на короткое время, уводя человека из реального времени и реальной ситуации. Уход от реальности и ее искажение может происходить и при использовании индивидом различных форм поведения, которые играют своего рода защитную психологическую роль, и приводят к ослаблению внутреннего напряжения, на определенное количество времени.
Аддиктивным можно считать поведение, которое происходит не ситуативно, а возникает достаточно часто и носит хронический характер. От английского Addict - наркоман, или увлекаться дурным, Addiction - склонность, пагубная привычка.
Несмотря на широкий научный интерес и актуальность, многие формы аддиктивного поведения не исследовались достаточно подробно. Кроме этого в настоящий момент нет полной классификации, в которой терминологически и содержательно были бы описаны все формы аддиктивного поведения.
Анализ литературы по данной теме позволил составить классификацию, отражающую основные формы аддиктивного поведения.
Табл. 1 Основные формы аддиктивного поведения личности
Химические Аддикции Биохимические аддикции Нехимические аддикции
Алкоголизм; Наркомании; Токсикомании; Анорексия; Булемия; Гэмблинг; Аддикция отношений; Работоголизм; Транжирство; Ургентные аддикции; Интернет - аддикции; Клептомания
Химические агенты, употребляемые индивидом, с целью изменения психических состояний оказывают токсическое воздействие на организм человека. Длительное и систематическое употребление этих химических веществ приводит к развитию прогредиентных заболеваний, проявляющихся синдромом алкогольной наркоманической зависимости, в динамике которых наблюдаются характерные нервно - психические и соматические расстройства, а так же возникают социальные конфликты.
Считается, что главным в аддиктивном поведении является не импульс к саморазрушению, а дефицит адекватной интернализации родительских фигур и, как следствие, нарушение способности к самозащите. Говоря проще, при наличии неудовлетворительных (сверхзаботливых либо отстраненных) отношений с матерью, во взрослом состоянии наркотические объекты исполняют функцию матери, которую взрослый не способен выполнить сам для себя. Однако они обязательно терпят неудачу, потому что являются скорее соматическими, чем психологическими попытками справиться с отсутствием матери, и поэтому обеспечивают лишь временное облегчение. А “наплевательское отношение к себе”, равно как и склонность аддиктов к суициду, является не причиной наблюдаемого саморазрушительного поведения, а следствием, вторичным продуктом длительного злоупотребления химическими веществами. Здесь находит отражение скорее процесс разрушения личности, безысходность и депрессивность, являющиеся результатом аддиктивной модели адаптации.
К наиболее распространённым химическим агентам, вызывающим аддиктивное поведение, относят: этиловый спирт, денатураты, седативные вещества - опий и приготовляемые на его основе лекарственные препараты - этанол, анальгетики и средства для наркоза, снотворные вещества и транквилизаторы; стимулирующие вещества и препараты - средства амфетаминовой группы, кокаина, эфедрина и др; психоделические вещества и препараты вызывающие расстройства всех форм психической деятельности - ЛСД, каннабис, мескалин, псилоцибин и др; летучие наркотические вещества (ЛНДВ) - клей, бензин, ацетон. Все эти препараты оказывают токсическое действие на организм и негативно влияют на высшую нервную деятельность. Причины данного рода расстройств рассматриваются в контексте алкоголизма, наркомании и токсикомании. саморазрушительного
Биохимические аддикции представляют промежуточный уровень между химическими и нехимическими аддикциями, они связанны с нарушением процессов употребления пищи. В их структуре выделяют анорексию - болезненную худобу, обусловленную нарушением приёма пищи и булемию или «волчий голод» - состояние, при котором человек не способен ограничивать прием большого количества пищи. Причина данного рода расстройств кроется в глубоких психологических защитных личностных механизмах, где болезненное отношение к своему телу (анорексия) и потребность в постоянном насыщении (булемия) являются своего рода ритуалом, «защищающим» личность от психотравмирующих ситуации. Анорексия как правило остро проявляется в подростковом возрасте и является результатом желания подражать более красивым и стройным идеалам, и компенсацией своего мнимого уродства.
Характерной чертой практически для всех видов аддикций является спутанность, заключающаяся в непонимании последствий своего поведения.
По мнению исследователей Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой для аддиктов характерны: стремление к контролю, выражающееся в том, что именно таким образом, они контролируют своё состояние, эгоцентризм, дуализм мышления, внешняя референтность, стремление произвести ложное впечатление отсутствия проблем и наличие благополучия, ригидность, подавление эмоций, страх, задержка духовного развития.
Коррекция таких состояний предполагает длительный процесс по воспитанию ассертивного поведения, активизации творческого потенциала.
.1 ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ И ПОДХОДЫ К ЕЁ ИЗУЧЕНИЮ
В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, пытаются разрабатывать техники его коррекции. Если проанализировать все многообразие западных концепций, то можно выделить, пожалуй, три наиболее значимых из них. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (сюда входят теории психоаналитического толка). Вторая - описывает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию. Третью составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (бихевиоральные теории).
Если рассматривать чрезмерные проявления агрессии или развитие агрессивности по типу акцентуации, то такие черты личности, как доминантность, конфликтность, неспособность к социальной кооперации, могут вызывать негативное отношение. Агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказывается качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, конформности, пассивности поведения. Агрессивные реакции часто ситуативны и имеют рационально-избирательную направленность. Направленность агрессии от особенностей мотивационно-потребностной сферы человека, системы его ценностей и ориентаций. Поэтому, вероятно, уместно разделение на конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.
Условно можно разделить подходы к изучению агрессии на 3 группы: бихевиоральный подход, фрустрационная теория, и психоаналитический подход.
.1.1 Агрессия в рамках классической психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда
В своих ранних работах З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни, с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Затем Фрейд предположил существование второго основного инстинкта (танатоса) - влечение к смерти, чья энергия (мортидо) направлена на разрушение и прекращение жизни. З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия либидо с эросом, и что между ними существует постоянное напряжение, за счёт их амбивалентности. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), психические защиты служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я», для избегания соматизации.
Так как либидо и мортидо берут своё начало в id, они являются бессознательными. Следовательно, и проявление агрессии, с точки зрения психоанализа, зачастую обретает бессознательный характер. При этом, внешне агрессия может проявляться в завуалированных формах, так как прямое проявление агрессии не принимаются социумом. А также, агрессия может и вовсе не проявляться вовне, а реализовываться в фантазиях снах и прочем. В этом кроется сложность внешнего распознавания уровня агрессии субъекта, методом наблюдения.
.1.2 Агрессия в рамках фрустрационной теории
Эта теория возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.
Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема «фрустрация - агрессия» базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.
Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием, как "акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму".
Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация.
Торможение - это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. В частности установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения, и усиливающая побуждение к другим формам агрессии.
Замещение - это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации.
Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа. Катарсис (в буквальном смысле «очищение эмоций») - это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии.
Представление о том, что акты агрессии снижают вероятность проявления агрессивности в дальнейшем, не является открытием. З.Фрейд и другие психоаналитики придают большое значение эффекту катарсиса, часто объясняя им потребность человека очиститься от агрессивных тенденций. В частности существуют данные, которые свидетельствуют о том, что если человек, являясь объектом агрессии, не может ответить тем же, то у него поднимается кровяное давление, тогда как при непосредственном агрессивном ответе оно значительно снижается. Однако многие экспериментальные данные не позволяют однозначно оценить эффективность катарсиса: установлено, что в ряде случаев агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде случаев, наоборот, повышает.
Представителем модифицированной формы теории обусловливания агрессии фрустрацией является Л. Берковитц. Он ввел новую дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Он признает, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться.
В концептуальную схему «фрустрация - агрессия» Л. Берковитц ввел три существенные поправки: а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.
В процессе своего развития фрустрационный подход претерпел значительные изменения и разделился на два относительно самостоятельных течения. Сторонники первого течения остались приверженцами фрустрационно-агрессивной гипотезы и продолжают в основном исследовать условия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных действий. К таким важным, на их взгляд, условиям относятся: сходство - несходство агрессора и жертвы, оправданность - неоправданность агрессии, уровень агрессивности как личностной характеристики человека.
Сторонники второго течения создали собственную концепцию фрустрации, в основу которой положен анализ фрустрационных ситуаций, классификации и типологии реакций на фрустрацию. Так, С. Розенцвейгом выделяются три типа причин, вызывающих фрустрацию:
) лишения - отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. В качестве иллюстрации «внешнего лишения», т.е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека;
) потери - утрата предметов или объектов, ранее удовлетворявших потребности;
) конфликт - одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений;
Многие исследователи стали рассматривать агрессию лишь как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации. Более того, некоторые из них пришли к выводу, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, одна из которых играет ведущую роль.
.1.3...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Изучение особенностей проявления агрессии

Курсовая работа: Специфика проявления девиантного поведения подростков

Реферат: Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте

Курсовая работа: Изучение подростковой агрессии

Реферат: Понятие здоровья, его содержание и критерии. Функциональные возможности проявления здорового человека в различных сферах жизнедеятельности