Реферат: Психоанализ Фрейда

Теория психоанализа - одна из самых известных направлений в европейской философии XX века. Основателем теории психоанализа является австрийский врач-психиатр З. Фрейд.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Психоанализ Фрейда':


ВВЕДЕНИЕ
Теория психоанализа - одна из самых известных направлений в европейской философии XX века. Основателем теории психоанализа является австрийский врач-психиатр З. Фрейд.
Фрейд всегда хотел создать общую психологическую концепцию (метапсихологии), раскрывающую основные закономерности психической жизни человека как в норме, так и в патологии. В результате реализации своей идеи он разработал основные положения классического психоанализа, составляющие теоретико-методологическую основу для всех последующих психоаналитических школ.
При определении психоанализа Фрейд указывал на то, что под ним одновременно подразумевается: 1) способ исследования психических процессов, которые не доступны обычному пониманию; 2) метод лечения неврозов; 3) в результате этого возникший ряд психологических теорий [1.c13].
Отличительная особенность психоанализа состоит в теснейшей связи теории и практики. Психоанализ Фрейда обращен к человеку и направлен на постижение психики человека во всех ее проявлениях.
Актуальность данной темы состоит в том, что на основании психоанализа Фрейда выстроены практически все современные психоаналитические школы и теории.

1.Основные концепции психоанализа Зигмунда Фрейда
.1 Историческое развитие идей Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд является первый ребенком в семье Якоба Фрейда, торговавшего шерстью во Фрайберге (Чехия). Родился Фрейд шестого мая в 1856 году. Из-за распространившихся в то время антисемитских гонений семье Фрейда приходилась постоянно переезжать. Антисемитизм в Европе сказался на формировании характера будущего великого психиатра. Отец Фрейда обладал либеральным характером, вследствие этого раннее чтение библии у ребенка давало интеллектуальное развитие, в место религиозного. Но наиболее существенную роль в формировании личности Фрейда сыграли портреты исторических персонажей: Ганнибалла, Сократа, Эдипа, Моисея, Леонардо да Винчи [1.c20].
В 1873 году в возрасте 17 лет Зигмунд поступил в Венский университет, и оканчивает его в 1881 году с присвоением степени доктора медицины. После окончания университета Фрейд работал в Физиологическом институте. Но в 1882 году из-за крайне тяжелого материального положения Фрейд принимает решение, ставшее для него судьбоносным, оставить Институт Брюкке и посвятить себя врачебной практике [1.c25].
Фрейда стали интересовать нервные болезни человека. В то время к нервно-психическим заболеваниям был исключительно анатомический подход. Никто и никогда не задумывался искать предпосылки физических заболеваний в душевных переживаниях пациентов. Врачи полностью игнорировали жизнь больного, и то, что сейчас называют психикой.
В 1885 году Фрейд проходил обучение у великого французкого невролога Жана-Мартена Шарко в клинике «Сальпетриер». Под его влиянием прежние механистические взгляды Фрейда оказались под сомнением, и он осознал, что причина психонервных заболеваний может быть ненаблюдаемые динамические психотравмы. После этого Фрейда стал наиболее привлекать клинический метод исследования пациента, с помощью наблюдений и соотнесений различных сторон его жизни [1.c29].
Фрейд продолжительное время дружил и сотрудничал с венским врачом Йозефом Брейером. Брейер открыл для психоанализа катартический метод и самый первый клинический пример в лице Анны О. (Берты Паппенгейм).
Впечатленный случаем Анны О., Фрейд все больше интересовался идеей о психогенном возникновении определенных расстройств, например симптомов истерии. Фрейд наблюдал, что скрытые мысли и переживания создают внутреннюю борьбу и болезненные симптомы. А это значит, что какой бы неизвестной ни была неврологическая база болезни, сами ее симптомы могут быть устранены при помощи одних лишь психических представлений. Все это открыло врачам двери в психологию [1.c40].
В декабре 1887 года Фрейд начинает включать в свою работу с пациентами гипнотические внушения катарсис (воспоминания под действием гипноза). Но глубокого погружения в состояние гипноза получалось достичь не всегда. К тому же гипноз приносил кратковременный эффект облегчения. Неоправданность ожиданий от гипноза заставляла Фрейда корректировать методику лечения. Фрейд больше и больше рассчитывает на воспоминания пациентов. Так же Фрейд отмечал зависимость терапевтических улучшений от личных отношений терапевта и пациента.
Осенью 1892 года Фрейд впервые отказывается от гипноза и использует новый метод психического анализа - метод свободных ассоциаций.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, понимая под этим и метод исследования психических процессов, и новый метод лечения неврозов. В 1897 Фрейд стал проводить самонаблюдение, результаты которого записывал в дневниках до своей смерти. В 1900 году появилось его произведение «Толкование сновидений», сопровождавшееся самоанализом. В этой книге публикуются важнейшие концепции Фрейда, которые будут дополнены следующим произведением под названием «Психопатология обыденной жизни». В 1910 году Фрейда приглашен, в роли лектора в Америку, там его теории и получают особое признание. Труды Фрейда находят почитателей и последователей, в числе которых К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. В Вене организуется психоаналитическое общество, его филиалы открываются по всему миру. Но Фрейд становится все более консервативным в своих взглядах, не отклоняется от своей концепции, и даже пресекает попытки самостоятельной разработки и анализа положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые учениками. Многие последователи уходят от Фрейда.
Проведя анализ своего научного пути, Фрейд писал, что боялся принимать ответственность за свое открытие и хотел разделить его с другими. Фрейд, в результате самоанализа, видел в своих отношениях с Крюке, Шарко и, особенно, с Брейером трансформацию своих отношений с отцом. Стремление к такой замене отца учителем сложило двоякое отношение Фрейда с учителями − с одной стороны, восхищение и поклонение, с другой - поиск собственного пути, и желание превзойти своих учителей. В этом приобретают очертания концепции Фрейда о "трансфере" и "Эдиповом комплексе", занявшие важное место в теории личности.
С началом XX века Фрейдом были выпущены основные научные труды: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916-1917), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого „Я“» (1921), «Я и Оно» (1923) [4.c100].
С ростом популярности Фрейда росли и критические работы, направленные против него. В 1933 году нацисты Берлина сжигают книги Фрейда. С захватом Австрии Гитлером нахождение Фрейда становится там опасным. Зарубежные психоаналитические общества проводят сбор денег для освобождения Фрейда. Фрейд переезжает в Англию. Фрейд умирает в 1939 году. После его смерти созданный им мир психоанализа, уже полностью открытый для толкований и критики.
Рассмотрев биографию Фрейда и его труды, мы приходим к выводу, что Фрейд создал психоанализ, на основании собственного самоанализа, и не представлял возможности психоанализа другого человека без проведения анализа себя.
1.2 Психоанализ Фрейда (Фрейдизм)
Зигмунд Фрейд (1856-1939), ставший основателем психоанализа - совершенного нового метода в психиатрии и психологии. Данный метод был разработан для диагностирования и лечения неврозов и истерии. Появление нового психологического направления в корне изменило представление о мире. Психоанализ Фрейда приобрел большую общепризнанность среди и других наук. Влияние идей Фрейд коснулось и искусства, и литературы, медицины, антропологии и других отраслей науки, связанных с человеческой жизнью [5с221-222].
Психоанализ постепенно из способа лечения неврозов со временем перерос в общую теорию психологии. Основной проблемой психоанализа была проблема мотивации. Фрейдизм был направлен на раскрытие скрытых мотивов человека и их роли в области медицины. Фрейда привлекала сложность внутреннего мира индивида, последствия неудовлетворенности влечений, противоречия между желаемым и должным. Глубинные механизмы функционирования личности, принципы развертывания жизнедеятельности индивида и мотивы его поведения в окружающем мире, всецело на человеческое бытие, вот на что было ориентировано психоаналитическое учение Фрейда [5, с338, 2с253-255].
Проблемы, психические явления, феномены, факты, касающиеся того обширного слоя регуляции поведения человека, в котором представлена сложная и загадочная область бессознательной психики были открыты Фрейдом. До Фрейда главное внимание в научных исследованиях поведения человека уделялось или физиологическим основам и факторам этого процесса, или его зависимости от сознания.
Психоанализ - это часть психотерапии, врачебный метод исследования. Изначально созданный для диагностирования и лечения истерии, психоанализ перешел в психологическую доктрину, которая направлена на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Предположение, на котором была выстроена доктрина, звучит так: − известная совокупность патологических представлений, а в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое представляется как сторона господства сексуальных стремлений), и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. Причиной неврозов, ложных поступков, грез, оговорок, забывания предполагали в действии этих совокупностей патологических представлений. И их лечение проводилось при помощи беседы, эти комплексы свободно вызывались из глубины бессознательного и подвергались устранению путем беседы или каких-либо требуемых действий, а именно предоставлять им возможность реагирования. Понимая душевную жизнь человека в целом как область главенства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию, приверженцы психоанализа центральную роль отводят сексуальному или «либидо» [2.c270].
Первым утверждением психоанализа является осознание главного значения бессознательных процессов в жизни человека. Психика активна постоянна - и в период бодрствования, и в период сна, но только незначительная часть психической деятельности в каждый отдельный момент осознается нами. Зигмунд Фрейд говорил: «Психические процессы − бессознательны, осознаются только некоторые акты и стороны душевной жизни » [1.c67].
Фрейд принимал наличие трех элементов психики, размещая их при этом схематично по оси вертикали начиная от поверхностного и заканчивая самым глубоким слоем. Поверхностный слой - сознательный (сознательно воспринимаемые образы и идеи), далее предсознательное - та часть психической жизни, в определенных условиях способная перейти в сознательной. Все остальное, что нельзя не взирая ни на какие условия перевести в сознательное и относится к самому глубокому слою - бессознательному. Бессознательное - это то психическое содержание, никогда недоступное к осознанию. психоанализ фрейд патология
Три значения «ПСИХОАНАЛИЗА»:
) Метод исследования, опирающийся непосредственно на выявление бессо-знательного значения слов, поступков и результат воображения (сны, фантазии, бреды) конкретного субъекта. Свободные ассоциации субъекта, обеспечивающие надежность истолкования, лежат в основе данного метода.
) Психотерапевтический метод, опирающийся на это исследование; он пользуется контролируемым истолкованием сопротивления, трансфера (переноса) и влечения. Применяется в лечении психических и психосоматических нарушений.
) Комплекс теорий о структуре, развитии и патологии психики человека, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования. [2с255-256]
За сорокалетнее создание психоанализ Зигмунда Фрейда подвергнулся значительной эволюции от элементарного психотерапевтического врачебного метода исследования до всеобщего философско-социального учения.

2.Концепция личности Зигмунда Фрейда
.1 Отношение сознательного и бессознательного в трудах Фрейда
В своей психоаналитической концепции Фрейд выдвигал проблему бессознательного в соотношении с сознательным. Фрейд, рассматривая взаимоотношения сознания и бессознательного, стремится показать содержательные характеристики бессознательного как психического, раскрыть те глубинные процессы, протекающие на той стороне сознания.
Как уже отмечалось ранее, Фрейд выделял три элемента психики : сознание, предсознание, бессознательное. Любой душевный процесс в области сознания, изначально существовал в бессознательном. Предсознание есть непосредственно мостик между осознаваемым и неосознаваемым содержанием психики. Бессознательное - самая глубинная и значимая составляющая человеческого разума. Оно хранит в себе животные, дикие инстинкты, воспоминания и эмоции, не находящие места в нашей морали и нашей Я-концепции. Сюда относят сексуальное влечение, агрессия по отношению к родителям, мучительные и травмирующие события из детства. Бессознательное всегда не времени, нелогично, беспорядочно и аморально. Фрейд считал, что содержимое бессознательного накладывает отпечаток в повседневную жизнь людей. Бессознательные импульсы, влечения предопределяют многие важные наши поступки. Эти импульсы не осознаются человеком, их осознание встречает сильное сопротивление и неприятие человеком. Но подавленные влечения и воспоминания проявляются в замаскированной, символической форме, так же как и неосознаваемые инстинктивные влечения косвенно находят удовлетворение во снах, фантазиях, игре и работе [3.c345].
Сновидение это полноценный психический акт, которым движет сила удовлетворения желания. В сновидениях истинные мысли и желания приобретают искаженную форму. Искажения берут начала из воздействия внутренней цензуры, которая решает, что хорошо, а что есть плохо и недостойно. Чаще всего желания представлены в символической форме, спящему человеку сложно контролировать свою совесть, рамки морали ослабляются. Проведя анализ собственных сновидений Фрейд произвел величайшее открытие: в сновидениях прежде всего представлено именно детское бессознательное. Реальность сновидений исходит из остатков доисторического периода (возраста от года до трех лет), события которого как правило стираются из памяти. В ходе различных исследований, Фрейду удалость установить, что сновидения выполняют психотерапевтические функции [1.c140-143].
Фрейд так же противопоставлял человека и общество, а также принял традиционную доктрину о порочности человеческой натуры. По мнению Фрейда, человек по своей натуре антисоциален сам по себе. Общество должно как бы приручить его, позволить ему какое-то удовлетворение его биологических потребностей; но самая главная задача общества заключается в очищении и ограничении основных, низменных импульсов человека. Как следствие подавление импульсов, подавленные наклонности переходят в стремления, обладающие культурной ценностью, становясь при этом основой культуры. Сублимация, вот как обозначил этот трансфер подавленного состояния к цивилизованному поведению Фрейд. Индивиды превращаются в невротиков при степени подавление превышающей способность к сублимации, в этом случае подавление нужно ослаблять. Почвой для внутрипсихических конфликтов создается когда, бессознательные влечения оказывают сопротивление реальному миру, всячески противятся при этом налагаемым извне ограничениям.
Представления Фрейда о бессознательном стремительно развивались и со временем оформились в то, что современном мире называются структурная , или трехкомпонентная, теория психического аппарата , в которой бессознательное, по существу, преобразовано Фрейдом в понятие «Оно» [1.c156].
2.2 Структура личности Зигмунда Фрейда
В первых работах Фрейд предполагал, что психическая жизнь человека имеет две составляющие части. Сознательная часть является выражением поверхностных элементов личности. Значительная сфера подсознания, подводная часть, содержит инстинкты и движущие силы поведения того или иного человека. Спустя время Фрейд начал говорить о соотношении трех компонентов − ид, эго и супер−эго (оно, Я и сверх−Я). Область ид соответствуют бессознательныму, представляется обыденной и в наименьшей степени доступной частью личности. Важнейшие силы ид включают сексуальный инстинкт и агрессию. Для ид нет ценностей, морали, добра и зла. Стимулы ид диктуют удовлетворения, не пытаясь считаться с обстоятельствами. В их основе принцип наслаждения, ищущий возможности снять напряжение, стремится к удовольствию и избегает боли [3.c368-369].
Ид являясь основным источником нашей психической энергии, либидо, проявляясь при этом как напряженность. Увеличение энергии либидо непосредственно приводит к увеличению напряженности, которую мы в свою очередь пытаемся свести до приемлемого уровня. Для удовлетворения своих потребностей и поддержания приемлемого уровня напряженности, необходимо взаимодействовать с реальность. Вследствие этого необходимо установить связи между потребностями ид и реальным миром [3.c375].
Эго, Я является проводником между ид и внешним миром. В контрастность безграничному и полнейшему необузданных страстей ид эго опирается на причинные связи и рациональность. Ид полно слепых желаний, не в состоянии соотнести себя с реальностью. Эго осознает реальность, манипулирует ею и управляет деятельность ид, удерживая вожделеющие порывы ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, с помощью которого потребность будет удовлетворена, а психическое напряжение исчезнет [3.c378].
Эго извлекает силу из ид, при этом и помогает ид, содействует осуществлению его желаний (вожделений). Ид нужно направлять и контролировать, в противном случае рациональное эго будет отброшено и уничтожено.
Третий компонент структуры личности супер−эго (сверх − Я) служит для той части психического аппарата, которая выступает отражением остаточного родительского влияния. Главной задачей Сверх−Я является подавление требований Оно посредством морального влияния на Я. Основными функциями данного элемента является идеал, самонаблюдение и совесть. Сверх−Я возникает в раннем возрасте, когда ребенку прививаются правила поведения при помощи поощрений и наказаний. Основой для развития сознания, которое является составной частью в супер−эго, служат те действия, которые несут похвалу или осуждения поступков ребенка. Родители изначально контролируют поведение собственного ребенка. Однако модель надлежащего поведения формируется лишь в супер−эго. Поведение регулируется самоконтролем, человек уже сам выбирает для себя поощрения и наказания. Супер−эго по Фрейду, представляет собой непреодолимое стремление и тяготение к совершенству. Это воплощение в себе всех представлений о высших сторонах личности человека, какие только мы в состоянии себе вообразить. Супер−эго находится в постоянном конфликте с ид. В отличие от эго, пытающегося отложить исполнение желаний ид до более подходящего момента, супер-эго имеет тенденцию подавливать эти вожделения и влечения.
Это похоже на постоянную борьбу мощных и...

Похожие материалы:

Реферат: Психоанализ з. фрейда и фрейдизм

Реферат: Творчество Фрейда

Реферат: Психоанализ по Фрейду

Реферат: Класичний психоаналіз З.Фрейда

Курсовая работа: Понятия и методы классического психоанализа Фрейда