Курсовая работа: Психодиагностическая программа исследования процесса школьной адаптации первоклассников

Актуальность: адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из важнейших проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования.

Дата добавления на сайт: 26 сентября 2024


Скачать работу 'Психодиагностическая программа исследования процесса школьной адаптации первоклассников':


Курсовая работа
Психодиагностическая программа исследования процесса школьной адаптации первоклассников
Введение
психологический первоклассник адаптация
Актуальность: адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из важнейших проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования.
Новации в содержании и технологии учебного процесса, не всегда адекватные возможностям школьников, неэффективные стратегии педагогического взаимодействия, являясь стойкими психотравмирующими факторами, способствуют запуску механизма школьной дезадаптации. Это проявляется у ребенка в отрицательной динамике основных показателей здоровья за период обучения в школе, неуспеваемости, социально-поведенческих проблемах
В связи с этим возникает потребность в оперативном определении интегральной оценки способности ребенка к адаптации, выявлению психотравмирующих факторов.
С первых дней пребывания в школе ребенок сталкивается с новыми нормами поведения, учебной деятельностью, длительной статической нагрузкой, приобщается к новому коллективу сверстников, учителю. Воздействие комплекса эмоциональных факторов, ломка сложившихся стереотипов ведут к развитию системной реакции эмоционального напряжения.
Объектом исследования является процесс адаптации первоклассников к школьному обучению.
Предмет исследования: психодиагностическая программа исследования процесса школьной адаптации первоклассников.
Цель исследования: выявить возможность определения ранних признаков дезадаптации первоклассников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1.Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2.Определить психофизиологические особенности протекания адаптации к школе у первоклассников.
.Выявить основные направления профилактики школьной дезадаптации у первоклассников.
.На основе полученных данных разработать психодиагностическую программу исследования процесса школьной адаптации первоклассников.
Гипотеза: мы предполагаем, что психодиагностическая программа исследования процесса школьной адаптации первоклассников позволит выявить ранние признаки дезадаптации, с целью оказания своевременной помощи учащимся первых классов
Экспериментальная база исследования: учащиеся 1а и 1б классов МБОУ «Березовская СОШ» Кемеровского муниципального района в количестве 53 человек в возрасте 6,5 - 7 лет.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности (тетради, рисунки).
Теоретико-методологическую основу составили труды отечественных психологов Л.С. Выготского, М.Р. Битяновой, Л.И. Божовича, М.В. Дубровиной и других.
Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, родителей первоклассников, всех заинтересованных в успешной адаптации первоклассников.
Структура работы и объем работы: курсовая работа изложена на 38 страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы из наименования и приложения.
Глава I. Теоретико-методологические основы дезадаптации первоклассников как психолого-педагогическое явление
.1 Проблема школьной дезадаптации в психолого-педагогических исследованиях
Задачей теоретической части нашего исследования является: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно Александровской Э.М., Дубровиной И.В., Овчаровой Р.В., Гуткиной Н.И., и другими.
Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и с самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми, базовые учебные остановки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Очень важно определиться с тем, что же мы понимаем под адаптацией. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений чаще всего и называется адаптированным. [5].
Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и к дельнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребенок, считает Битянова М.Р., это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде. [5].
Для обозначения различных вариантов неблагополучия детей в начальной школе широко используется термин «дезадаптация», перенесенный в психологию из психиатрии. В качестве симптомов проявления школьной дезадаптации исследователи называют неуспеваемостью как результат несформированности навыков и приемов учебной работы; низкую мотивацию учения; сохранение дошкольной ориентации на внешние атрибуты школы; низкое развитие произвольности; эмоциональное неблагополучие; повышенную тревожность, плаксивость; конфликтные отношения с учителями и сверстниками; психосоматические заболевания; искажения в личном развитии. [11].
В литературе имеются достаточно обширные сведения о внешних характеристиках трудностей первоклассников и различных параметрах трудных ситуаций, но вопрос о том, как дети переживают эти трудности остается вне поля зрения психологов - исследователей. Л.С. Выготским еще в 1930 году был поставлен вопрос о переживании, как единице, из которой складывается сознание. Под переживанием он понимал внутреннее отношение ребенка к действительности, а для анализа поведения трудного ребенка определяющими он считал не характеристики той или иной ситуации, а то, как ребенок переживает ее. «Ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка, силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка». Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка, не к изучению среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановке его жизни. [9].
Термин «адаптация» обозначает приспособление к изменяющимся условиям. Дезадаптацию можно определить как затруднение, осложненное какими - либо факторами приспособление к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности. Социальная дезадаптация выражается в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения, деформации ценностных и социальных установок.
Школьная дезадаптация - это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях - невозможным. [40].
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное - к дезадаптации» [6].
Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие. Во-первых, с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность. Во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе [11].
Поступление в школу требует определенного уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения. Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:
1.Показатель интеллектуального развития - несет в себе информацию об уровне развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребенка.
2.Показатель эмоционального развития - отражает уровень эмоционально-экспрессивного развития ребенка, его личностный рост.
.Показатель сформированности коммуникативных навыков (с учетов психологических новообразований кризиса 7 лет: самооценки и уровня притязаний).
.Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период. Результаты исследований Г.М. Чуткиной показали, что исходя из уровня развития каждого из перечисленных показателей, можно выделить три уровня социально-психологической адаптации к школе [38]. В описании каждого уровня адаптации нами будут выделены возрастно-психологические особенности шести- и семилетних учеников.
1.Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение [38]. Как следует из описания, уровни развития всех показателей, перечисленных ранее, соответствуют высоким. Характеристики ребенка с высоким уровнем адаптации к школе соответствуют характеристикам ребенка, готового к школе и пережившего кризис 7 лет, так как в данном случае присутствуют указания на сформированную произвольность, учебную мотивацию, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки. Исходя из данных некоторых исследователей [5,9,11,17], шестилетний первоклассник не может относиться к высокому уровню в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произвольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др.), несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязаний) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.
2.Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками [38].
.Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации» [38].
В данном случае возрастные особенности выделить сложно, так как мы имеем дело с нарушениями соматического и психического здоровья ребенка, что может являться определяющим фактором низкого уровня развития процессов обобщения, функций внимания других психических процессов и свойств, входящих в выделенные показатели адаптации.
Следующим аспектом, на который следует обратить внимание, является неблагоприятный результат адаптационного процесса, причины, приводящие к дезадаптации.
Дезадаптация и дезадаптационные стили. Согласно определению, сформулированному В.В. Коганом, «школьная дезадаптация - психогенное заболевание или психогенное формирование личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную активность ученика» [17].
С этим понятием связывают отклонения в школьной деятельности - затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Изучая поведение шести- и семилетних детей, первоклассников, Т.В. Дорожовец обнаружила три дезадаптационных стиля: аккомодационный, ассимиляционный и незрелый. [19].
Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды.
Для ассимиляционного стиля характерно стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям. В случае незрелого стиля приспособления, связанного с психологической незрелостью ребенка данного возраста, речь идет о неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития.
Повышенная степень выраженности каждого из этих стилей приспособления ведет к школьной дезадаптации.
Различно поведение этих детей в школе. Первоклассники с аккомодационным стилем приспособления, соответствующим типичному образу «хороший ученик», с готовностью подчиняются всем правилам и нормам школьной жизни, и тем самым, как правило, оказываются наиболее приспособленными к учебной деятельности и нормам школьной жизни.
Положительные оценки со стороны учителей, благодаря их высокому авторитету, способствуют формированию позитивной «Я - концепции» детей и повышению их социометрического статуса.
Дети с ассимиляционным типом адаптации, которые игнорируют новые для них школьные правила или же выполняют их только в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности, требований школы. Типичные в таких случаях негативные оценки учителя в присутствии одноклассников ведут, как правило, к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию. Однако отмечено: относительно слабая ориентация детей на авторитет учителя предохраняет их от сильного занижения самооценки.
Наиболее трудно адаптируемые дети с незрелым стилем, когда он обусловлен недостаточным развитием воли. Такие дети неспособны координировать свое поведение в соответствие с правилами и нормами школьной жизни [38].
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах, по мнению Г.М. Чуткиной, связана с характером семейного воспитания [38]. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом [38].
Ряд авторов (Е.В. Новикова, Г.В. Бурменская, В.Е. Каган и др.) считают, что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, а переживания по поводу этих промахов и отношений.
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:
режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
проблемы взаимоотношений с учителем;
проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Таким образом, изучив труды отечественных психологов по проблеме школьной дезадаптации первоклассников к школе, можно сделать вывод, что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребёнка с учителем, а переживания по поводу этих промахов и отношений.
.2 Школьная адаптация и психофизиологические особенности ее протекания у первоклассников
Каждый возрастной период - стабильный или критический - является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень, и сопровождается физиологической и социально- психологической адаптацией к новым обстоятельствам его жизни. Многогранное интеллектуальное и личностное развитие учащихся требует создания оптимальных психофизиологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное проживание детьми каждого конкретного возрастного периода, способствующего реализации их индивидуальных творческих потенций.
Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новым условиям социальной жизни, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Она имеет сложнейшую многофакторную структуру, включающую различные психофизиологические механизмы [6].
Гигиеническим критерием адаптации детей к школе может служить устойчиво благоприятная динамика работоспособности или ее улучшение на протяжении первого учебного полугодия в сочетании с улучшением и стабилизацией показателей условно-рефлекторной деятельности детей, вегетативных показателей и хорошей учебной успеваемости.
В качестве критериев социально-психологической адаптации используются особенности пребывания ребенка в различных сферах школьной жизнедеятельности: овладение навыками учебной деятельности, приобретение дружеских контактов с одноклассниками, установление доверительных отношений с учителем, формирование адекватности поведения. “Субъективным индикатором”, отражающим удовлетворенность ребенка пребыванием в школе, выступает тип эмоционального реагирования.
Как критерий адаптации рассматривается способность ребенка к развитию, поскольку адаптированный человек способен использовать данную ему социальную ситуацию не только для решения задач сегодняшнего дня, но и для формирования предпосылок движения вперед [13].
В проанализированной литературе...

Похожие материалы:

Реферат: Условия адаптации первоклассников к школе

Курсовая работа: Эмпирические исследования школьной неуспеваемости

Курсовая работа: Связь школьной тревожности подростков с их представлениями об особенностях воспитательного процесса в их семьях