Дипломная работа: Психодиагностика и психокоррекция стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста

В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, подверженных стрессовым переживаниям.

Дата добавления на сайт: 11 сентября 2024


Скачать работу 'Психодиагностика и психокоррекция стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста':


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, подверженных стрессовым переживаниям.
Многие психолого-педагогические исследования отмечают, что увеличилось число детей «группы риска», у каждого шестого школьника имеются отклонения в нервно - психической системе. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.
В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью, постоянными интенсивными страхами и стрессовыми переживаниями существенно увеличилось в нашей стране.
Ганс Селье определил понятие стресс как « все, что ведет организм к быстрому старению или вызывает болезни».
С недавнего времени «стресс» стало общеупотребительным, не только применительно к взрослым, но и к детям.
Но все же детский стресс нуждается в особых характеристиках.
Детский стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка, когда привычный ход его жизни нарушается любым нововведением.
Причины стресса у детей носят самый разный характер. Как правило, это - необходимость разлучаться с близкими людьми, это и перемены в привычном течении жизни, и, даже, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы.
Часто в детском возрасте стрессы неизбежно связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей.
Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый - родители передают своим детям тревожность.
Распространенная причина стресса - это развод родителей. Мир малыша состоит из двух половинок: маминой и папиной. И когда эти половинки разъединяются, раскалываются, он испытывает порой настоящие физические страдания. Взрослые должны об этом помнить. У ребенка начинает болеть голова, снятся страшные сны. Иногда он ищет для себя опасную ситуацию, которая кончается травмой.
Стресс вызывается также различного вида катастрофами, травмами, и т.д.
Может ли школа вызвать стресс? Конечно, да. Начиная с первого дня - постоянное изменение обстановки, и большие нагрузки, и тревога в связи с оценками, отношениями с одноклассниками и т.д. Психологи могут только выделять периоды, в которых стресс особенно высок, это начало обучения в школе, переход в пятый класс, переход в новый класс, период подросткового кризиса.
В чем его опасность? Высокий уровень стресса заметно влияет на здоровье, и может вызывать или провоцировать обострения различных заболеваний: аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д. Если организм не в состоянии справиться с нагрузками (что соответствует третьей стадии, стадии декомпенсации), то уже невозможно говорить об успешном обучении или о хорошем усвоении знаний. Пропадает интерес к учебе, ухудшается память, внимание, мышление. Тогда же увеличивается уровень тревоги, беспокойства, появляется ощущение бессилия, своей неспособности.
Этим обуславливается актуальность темы дипломного исследования, направленного на поиск методики диагностирования стресса у учащихся на стадии его появления и ликвидации.
Таким образом, обнаруживая в данной проблеме широкое поле деятельности для исследований и определяя актуальность изучаемой проблемы, мы определили цель и задачи нашего исследования.
Целью дипломной работы является снижение уровня стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является проявления стрессовых переживаний: тревожность, страхи, самооценка.
Предметом исследования являются диагностика и психокоррекция стрессовых состояний у учащихся первого класса.
Гипотеза исследования: специально разработанная психокоррекционная программа позволит нам снизить уровень стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста.
Задачами дипломного исследования являются:
1.Научное изучение и исследование для теоретического определения основ данной проблемы.
.Характеристика особенностей стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста.
.Подбор и апробация методик исследований.
4.Проведение психодиагностического исследования.
5.Проведение коррекционной программы.
.Обработка и анализ результатов исследования.
.Разработка практических рекомендаций для родителей, учителей и психологов.
Методологическая основа - переживания детей и последствия стрессов описаны многими авторами: Ю. А. Александровским, Ф. Б. Березиным, Ф. Е. Василюк, Е. Н. Игнатовой, Л. В. Куликовым, Л. А. Китаевым-Смыком и др.
Методы исследования:
1.Наблюдение;
2.Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка»
.Методика исследования самооценки С.А.Будасси;
.Кинетический рисунок семьи;
.Методика исследование эмоционально- аффективной сферы Р.С.Немова;
.Методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина.
.Методы математической статистики.
Научная новизна данной дипломной работы состоит в том, что в ней были определены и исследованы феномен детского стресса, проявления стрессовых переживаний. Полученные в процессе исследования результаты о проявлениях стрессовых переживаний детей младшего школьного возраста позволяют расширить представления о причинах стрессовых переживаний младшего школьника.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют адекватно оценить существующие проблемы детского стресса. Полученные, в ходе исследования данные о стрессовых переживаниях детей и разработанная коррекционная программа могут быть использованы в практической деятельности школьного психолога, психолога в дошкольных учреждениях.
I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА В ПСИХОЛОГИИ
тревожность дети школьный стресс
1.1 Феномен стресса и его понимание в научно-практической психологии
Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку. Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.
Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.
В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.
Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции [19, с.12-15].
Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации. [19, с. 17]
Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф - это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.
Понятие "стресс" применяется в разных науках. Психология наполнила это понятие новым содержанием, и в настоящее время стресс рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Он, как указывают исследователи, может быть как положительным, так и отрицательным. Но всегда отрицательные эмоции вызываются страхом, завистью, ненавистью, малодушием, грубостью, несправедливостью. Об этом писал еще в XVIJ1 веке X. Гуфеланд, один из основоположников науки геронтологии.
Родоначальник теории стресса Г. Селье давал следующее определение этому понятию: "На воздействия разного рода - холод, усталость, быстрый бег, страх, потерю крови, унижение, боль и многое другое - организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и неким общим однотипным физиологическим процессом, вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Организм с помощью этого процесса как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, на адаптацию к ней". [24, с. 30-31]
Многочисленными исследованиями было доказано, что стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром. Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний.
В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном - заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.
Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы. Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др.
Наличие стрессоров может и не делать саму ситуацию стрессовой и не вызвать стрессового состояния. Ограничение двигательной активности еще не свидетельствует о том, что у человека развилось состояние гипокинезии.
Исследователи отмечают, что отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.
Г. Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс.
Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека.
Дистресс ("distress", англ. - горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив, производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил. [24, с.10-12]
Как человеческий организм реагирует на стресс?
•Стрессоры вызывают реакцию тревоги и страха. Человексознательно или подсознательно старается приспособиться. Человек либоадаптируется, обретая равновесие, либо не адаптируется. Инымисловами, стресс либо достаточно долго продолжается (ожиданиеэкзаменов), либо возникает непосредственно перед экзаменом или насамом экзамене.
Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резервкоторого недостаточен и организм не способен эффективнопротивостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности,безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может бытьпреходящей.
Активная защита. Человек меняет сферу деятельности (спорт,музыка, хобби).
Активная релаксация, которая повышает как психическую, так ифизическую природную адаптацию.
Что же происходит с человеком при стрессе? Каков механизм реакции тревоги? В 1935 году американский физиолог Уолкер Кеннон впервые определил ее как реакцию борьбы или бегства. Или выражаясь материалистическим языком, реакция А и В.
Информация о реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, где имеется важная ретрансляционная станция - гипоталамус. В течение долей секунды через нервные окончания симпатической нервной системы она передается в надпочечники. Получив сигнал SOS, они выбрасывают в кровь адреналин и норадреналин (боевые гормоны). Это приводит к напряжению мышечной мускулатуры, появляются тревога, страх, ярость (в зависимости от ситуации), учащается пульс и дыхание, повышается кровяное давление. Согласитесь, в таком состоянии сложно принимать обдуманные решения. Нужно уметь расслабляться (владеть методами релаксации).
Выделяют три стадии стресса:
1.Стадия тревоги. В ходе ее происходит мобилизация необходимыхсил. В организме отмечаются следующие изменения: возрастают частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, повышается температура тела, увеличивается объем, устойчивость, концентрация внимания, усиливаются процессы возбуждения в нервной системе - организм готов дать достойный отпор раздражающему фактору
Стадия сопротивления. На этой стадии организм пытаетсяпреодолеть возникшие трудности. В этот момент он более устойчив к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Так например, во время войны (а это вообще сплошной стресс), количество простудных заболеваний резко уменьшается - организм противостоит более серьезной угрозе.
Стадия истощения. Если действие раздражающего факторапродолжается, то после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность в своих силах.
Первые две стадии человек проходит множество раз. Когда сопротивление организма оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но, если стрессовый фактор продолжает действовать - происходит декомпенсация, истощение.
В структуре стресса различают стрессорное воздействие, интерпретацию и оценку ситуации, стрессовые изменения в организме и личности, адаптационный процесс.
Степень устойчивости настроения (как в положительном, так и отрицательном плане) показывает наличие или отсутствие стрессорного воздействия. Интерпретируются и оцениваются требования ситуации, степень угрозы благополучию и здоровью, возможности человека противостоять ей.
Стрессовые изменения в организме и личности, как отмечают исследователи, наблюдаются на одном органе или одной сфере личности, а затем уже разворачиваются множественные реакции. Адаптационный процесс характеризуется доминирующей реакцией человека на стрессовую ситуацию. Это может быть противодействие, приспособление или уход от стрессорного воздействия.
Следует также различать физиологический и психологический стрессы.
В динамике протекания физиологического стресса исследователи выделяют три основные фазы: истощение, тревога, резистентность (сопротивление).
Такая же фазовая динамика свойственна и психологическому стрессу, но, как указывает в своем исследовании "Психология настроения" Л. В. Куликов, "включение механизмов личностной регуляции усложняет картину". Если при физиологическом стрессе клиническая картина довольно ясна, то при психологическом она бывает достаточно неопределенной.
Исследователи отмечают, что стресс, вызванный психологическими причинами, не всегда приводит к стереотипным реакциям. Например, у одного человека при угрожающей психологической ситуации наблюдается повышение артериального давления, а у другого в той же ситуации оно падает. Ученые предполагают, что в этом случае основными являются психологические, а не конституционные и физиологические особенности индивида.
Отсюда следует, что необходимо не только по возможности устранять стрессовые факторы, но и дифференцировать их как физиологические и психологические. Кроме того, и родителям, и педагогам необходимо научиться, хотя бы на элементарном уровне, диагностировать признаки стрессового состояния у детей.
Каковы возможные реакции организма человека на стресс?
. Реакция стресса.
Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая мал-адаптация (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний.
. Пассивность.
Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.
Две другие реакции активные и подчинены воле человека.
. Активная защита от стресса.
Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)
. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.
Попытаемся объяснить, что происходит в организме во время стресса. В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее - готовность противостоять.
Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен...

Похожие материалы:

Квалификационная работа: ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа: Особенности внимания у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Анализ особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на основе рисуночных методов

Курсовая работа: Особенности развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста