Реферат: Психофизиология восприятия в профессиональной деятельности человека

Содержание

Введение
. Понятие «психофизиология профессиональной деятельности»
. Психофизиология восприятия в профессиональной деятельности
.1 Восприятие - ключевой процесс профессиональной деятельности
.2 Влияние восприятия на формирования профессиональных качеств у сотрудников пограничных органов
Заключение
Список используемой литературы

Дата добавления на сайт: 29 июля 2024


Скачать работу 'Психофизиология восприятия в профессиональной деятельности человека':


Реферат
Психофизиология восприятия в профессиональной деятельности человека

Содержание
Введение
. Понятие «психофизиология профессиональной деятельности»
. Психофизиология восприятия в профессиональной деятельности
.1 Восприятие - ключевой процесс профессиональной деятельности
.2 Влияние восприятия на формирования профессиональных качеств у сотрудников пограничных органов
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Труд является основой жизни, он обеспечивает не только средства к существованию, создает материальные и духовные блага, но и является способом познания и изменения окружающего мира, условием развития личности, ее самореализации и самоутверждения. Современные социально-экономические условия обеспечивают дальнейшее усложнение и дифференциацию видов трудовой деятельности, что повышает профессиональные требования в каждом виде труда.
Значительные индивидуальные особенности, различия человека опосредованно проявляются в его трудовой деятельности. Более того, он способен приспосабливаться к требованиям и условиям протекания своей деятельности, его психика обладает высокой изменчивостью под влиянием факторов труда. Поэтому знание психофизиологической основы профессиональной деятельности позволяет облегчить труд, сделать его более продуктивным, безопасным, повысить его надежность, а также удовлетворенность жизнью в целом
Психофизиология (психологическая физиология) - научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии. Термин предложен в 1830 г. французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.).
Цель работы: ознакомление с теоретическими основами психо-физиологии восприятия, и его значимости для профессиональной деятельности. Для этого необходимо:
дать общее представление о психофизиологической основе, на которой формируются профессионально важные качества;
охарактеризовать психофизиологию восприятия в профессиональной деятельности человека.
Работа состоит из введения, двух глав основной части и заключения, списка литературы.

1. Понятие «психофизиология профессиональной деятельности»
Психофизиология профессиональной деятельности (ППД) - это часть психофизиологии, междисциплинарной области теоретических и прикладных знаний.
ППД опирается на общепсихологическую теорию деятельности, основанную на представлении о деятельности человека как о сложном, многомерном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении, образующем целостную систему.
Предметом ППД является изучение профессиональной деятельности как особой формы поведения человека, деятельности эффективной, свойственной профессионалу. При этом:
теоретические исследования направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения профессиональной деятельности;
прикладная психофизиология использует полученные знания в качестве естественнонаучной основы для предсказания результатов профессиональной деятельности персонала, обоснования методов оптимизации самоуправления и внешнего управления профессиональной деятельностью.
Основная задача ППД - изучение широкого круга психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.
Наиболее актуальными вопросами современного состояния изучаемой науки являются:
изучение механизмов психических процессов, состояний и поведений;
изучение основных механизмов памяти, внимания и сознания;
вопросы в области кодирования информации нервной системы;
различные аспекты психофизиологической адаптации персонала к условиям проф. деятельности;
психофизиологические аспекты профессионального отбора, вопросы профессиографии и профессиограмм;
измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала;
изучение психофизиологических компонентов работоспособности персонала
влияние эргономики и технической эстетики на психофизиологические состояния персонала.
Объектом изучения является персонал организации, его поведение в соответствии с правилами и требованиями, которые необходимо соблюдать для обеспечения высокоэффективной деятельности и работоспособности кадров на длительный период.
Предметом изучения психофизиологии является физиологические и нейронные механизмы психических процессов, состояний и поведения.
Для психофизиологии профессиональной деятельности интерес представляют исследования функции сенсорных систем человека при разных сенсорных нагрузках.

2. Психофизиология восприятия в профессиональной деятельности
2.1 Восприятие - ключевой процесс профессиональной деятельности
Прежде чем приступать к изложению вопросов выбранной темы, необходимо в охарактеризовать особенности протекания одного из ключевых для понимания психофизиологии профессиональной деятельности психических процессов - восприятия.
В основе протекания любого поведенческого акта, реализации трудовой деятельности лежат психические процессы, состояния и свойства (рисунок 1).

Рисунок 1 - Система психических явлений
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Они имеют начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, характеризующие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
Восприятие относится к элементарным психическим (когнитивным) процессам, «отвечающим» за поступление к человеку информации.
Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей отражение объективной реальности в ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных и одновременно отвлечение от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга.
Восприятие - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств. В результате восприятия формируется целостная картина (психический образ) окружающей действительности.
Образ - субъективное отражение объективной реальности. Восприятием называют образы, рожденные непосредственным воздействием объекта, ибо образы, возникающие у человека без объекта, непосредственно воздействующего в настоящий момент, относят к другим когнитивным процессам (это могут быть, например, представления). Эти когнитивные процессы, являясь элементарными, первичными актами профессиональной деятельности человека, обеспечивают получение информации обо всем происходящем. Они - основа организации профессиональной деятельности и поведения в целом.
Функциональной основой восприятия является работа анализаторных систем человека. Анализатором называется анатомо-физиологическое образование, состоящее из рецептора, проводящих путей (эфферентных и афферентных, т.е. идущих от периферии к центральной нервной системе и обратно), центрального звена (коркового отдела анализатора).
Рецептор - это периферическое образование, предназначенное для преобразования физической энергии внешнего стимула в энергию нервного импульса. Например, кванты света, попадая на клетку сетчатки глаза (палочку или колбочку), приводят к разложению ретинола (зрительного пигмента), что, в свою очередь, вызывает формирование импульса, идущего по зрительному нерву через таламус к затылочным долям коры головного мозга (корковый отдел анализатора). Или волновые колебания звуковой волны приводит к колебаниям волосков Кортиева органа (рецептора слухового анализатора), что, в свою очередь, вызывает возникновение слуховых ощущений. Далее по нервным волокнам возбуждение передается (через подкорковые образования) в корковое представительство слухового анализатора (височные доли). По эфферентным волокнам, в свою очередь, на периферию передаются импульсы, регулирующие работу самих рецепторов.
Различают виды восприятия:
) Восприятие движения окружающих предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых предмет перемещается.
) Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением (видение двумя глазами).
) Восприятие времени - восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Участвуют различные анализаторы. Наибольшую информацию дают кинестетические и слуховые анализаторы (эмоциональное состояние и запоминание событий).
В современной психологии различают несколько систем восприятия информации (или «модальностей»): зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и др.
В зависимости от того, какой орган чувств при восприятии работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное восприятие.
Условия восприятия:
. В функционировании системы восприятия огромное значение имеет движение. Так, глаз, осматривающий предмет, совершает своего рода «ощупывание» предмета посредством перевода взора от точки к точке, от детали к детали. Узнавание предмета «на ощупь» также предполагает именно движение руки по предмету, а не только прикосновение к нему.
. Восприятие, если можно так сказать, направляется вниманием, то есть достаточно точно, осмысленно воспринимается объект (явление), к которому приковано наше внимание. Поэтому современные теории организации восприятия трактуют его в рамках единого перцептивного процесса, неразрывно связанного со вниманием.
Апперцепция - зависимость восприятия от личности воспринимающего субъекта (особенностей мотивации, прошлого опыта, индивидуально-психологических свойств и др.). Например, человеку, впервые попавшему на концерт классической музыки, будет труднее оценить по достоинству виртуозность исполнения симфонии, чем выпускнику консерватории.
Таким образом, закономерность субъективности восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих потребностей, интересов, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, носит название апперцепция.
Восприятие характеризуется следующими свойствами: предметностью, целостностью, осмысленностью, константностью, структурированностью, избирательностью (таблица 1).
Таблица 1 - Основные свойства восприятия
Свойство Определение
Предметность Психические образы воспринимаемых предметов и явлений человеком осознаются именно как предметы, вынесенные за пределы его самого за счет процесса объективации, т.е. отнесения сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Восприятие формирует некий образ в мозге человека, тогда как этот образ является характеристикой объективного мира, находящегося за пределами субъекта
Целостность Единство характеристик воспринятого объекта в совокупности его качеств
Структурность Узнавание объектов и явлений опирается на устойчивую структуру их признаков
Избирательность Из огромного количества предметов и явлений, окружающих человека, он выделяет лишь некоторые из них. Это обусловлено его направленностью, потребностью, интересами, индивидуально-психологическими особенностями
Константность Константность - способность системы восприятия компенсировать изменения условий восприятия. Условия восприятия объектов окружающего мира (освещенность, ракурс наблюдения, удаленность, параметры атмосферы) все время меняются. То есть, строго говоря, например, при зрительном восприятии одного и того же предмета мы не получаем совершенно идентичных проекций этого предмета на сетчатку. Тем не менее мы узнаем этот предмет именно за счет константности восприятия, которая обеспечивается активными действиями перцептивной системы
Осмысленность Свойство причислять любой воспринимаемый объект к какому-либо классу объектов. В этом проявляется теснейшая связь восприятия с другими познавательными процессами - мышлением, памятью и др. Воспринимаемый объект классифицируется, т.е. относится к какой-либо группе, классу, называется, т.е. ему придается некое значение. Для этого процесс восприятия развертывается во времени, т. е. при этом выдвигаются гипотезы, проверяются, для чего собирается соответствующая информация
Раскроем свойства восприятия относительно профессиональной деятельности:
. Целостность - восприятие есть всегда целостный образ предмета. Как правило, вначале воспринимается целое, а затем уже детали.
Некоторые работники, особенно обладающие торопливым умом, имеют тенденцию, ухватив суть того, что хотели услышать, сделать выводы, причем, как правило, неверные. Впоследствии они будут утверждать, что именно так им и сказали делать. Если невозможно охватить объект или явление полностью, во всех его особенностях, то человек домысливает недостающие детали по своему разумению.
. Константность - окружающие объекты воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы.
Мы отвлекаемся от помех, сосредоточиваясь на главном, не замечая мелких изменений, которые впоследствии могут накопиться и, проявившись, привести нас в состояние шока. Например, директор может обнаружить, что его заместитель как профессионал его давно перерос. Эта тенденция к стабилизации образа может также привести к тому, что руководитель не замечает наличия конфликтной ситуации в коллективе, пока не возник соответствующий инцидент.
. Структурность - восприятие не является простой суммой ощущений.
Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру: слова и фразы вместо отдельных звуков, жестикуляцию вместо отдельных движений человека, передвижение объектов вместо отдельных картинок. Плохую службу может сыграть с руководителем структурность как стремление видеть коллектив цеха, не замечая отдельных людей.
. Осмысленность - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Понимая, мы называем предметы и определяем значимость их для нас. Каждый предмет относится к соответствующей категории предметов, имеющих свои свойства и выполняющих определенные функции. Если мы, осмысливая какой-либо объект, ошиблись в чем-то основном, то можем неправильно интерпретировать и детали. На основании оговорки возможно сделать далеко идущие выводы. Например, рабочий оговорился и назвал руководителя вместо Николая Николаевича Николаем Владимировичем. Начальник может это расценить как неуважение к нему и приписать работнику цель сменить работу.
. Избирательность - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. То, что при восприятии находится в центре внимания человека, называется объектом (фигурой) восприятия, все остальное - фоном. Так, для того, кто аккуратно посещает занятия в отделе технического обучения с целью получения высшего разряда, доказательства, формулы, выводы преподавателя будут объектом, а приводимые им иллюстрации - фоном восприятия. Объект содержательнее, богаче, чем фон. Он лучше усваивается и запоминается. Человек мыслит об объекте, но не о фоне. Но объект может перейти в фон, а фон обычно стремится стать объектом восприятия.
Вот почему на собрании, инструктаже, серьезной беседе с подчиненными следует очень осторожно приводить яркие примеры, рассказывать об интересных случаях, фактах. Чтобы они оставались фоном, на них не следует задерживать внимание, а говорить о них быстрее и тише. А объект восприятия необходимо выделять интонацией, неоднократным повторением, постановкой вопросов и диалогом с подчиненными.
Способность к восприятию активно развивается в профессии. Так, в Древнем Риме, в мозаичной мастерской, мастера могли различать более 20 тысяч оттенков цветов. Современные специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета, хотя для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми.
Сталевар по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определяет ее температуру и количество примесей.
Летчики и автотехники по звуку определяют частоту вращения двигателя. Самые опытные из них свободно отличают 1300 оборотов в минуту от 1340, вто время как нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.
Поэтому в организации деятельности различных профессиональных групп важно учитывать психофизиологические закономерности восприятия. Например, в операторском труде атомных станций, энергосистем, летчиков - это находит выражение в строгом учете характеристик восприятия при проектировании рабочего места. Шкалы приборов должны быть хорошо различимы и читаемы, звуковые команды - четко и быстро восприниматься. Для учета требований восприятия разработаны соответствующие Государственные стандарты.
Следует отметить также, что восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные ошибки (иллюзии). Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия и т. п. Например, когда новичок-водитель обгоняет на большой скорости идущую впереди машину,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности на здоровье фельдшера и пути их преодоления

Контрольная работа: Аннотация статей по вопросам психологического оснащения психотехнологиями профессиональной деятельности педагога-психолога

Контрольная работа: Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику

Реферат: Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора

Курсовая работа: Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога