Дипломная работа: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ В ИЗМЕНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ)
Актуальность - интенсивная разработка теории адаптации, особенно стремительно развернувшаяся в последнее время, привлекает внимание специалистов и исследователей из разных областей научных знаний, в том числе, работающих в сфере физической культуры и спорта.
Дата добавления на сайт: 11 мая 2025
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Факультет заочного обучения и последипломной подготовки
Кафедра психологии и педагогики
МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА
по специализации «Психология спорта»
на тему
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ В ИЗМЕНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ)»
Исполнитель
Студент отделения магистратура
ФЗО и ПП
ПРЕДКО Станислав Валерьевич
Научный руководитель
Гринь Александр Романович
кандидат педагогических наук, доцент
КИЕВ - 2005
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность - интенсивная разработка теории адаптации, особенно стремительно развернувшаяся в последнее время, привлекает внимание специалистов и исследователей из разных областей научных знаний, в том числе, работающих в сфере физической культуры и спорта. Влияние знаний в области адаптации на современный спорт особенно велико, поскольку сам спорт, особенно его «экстремальные виды, является сферой человеческой деятельности, в которой функциональные системы организма работают в режиме предельно возможных реакций, что создает хорошие предпосылки и большой интерес изучения адаптации организма к экстремальным условиям. Именно на материале спорта накоплен большой объем информации, отражающей различные положения теории адаптации [2, 5, 8, 13, 16, 23, 27, 35, 38, 43, 47, 51, 54, 55, 63 и др.]. В то же время, неоднозначные определения понятия «адаптация», несмотря на то, что они нашли широкое распространение в научной литературе [10, 31, 42, 56] часто затрудняют смысловую определенность при изучении материала, относящегося к данной области знаний. Здесь было бы точнее использовать термин «адаптация» для обозначения процесса приспособления, результат же этого процесса рассматривать как «адаптированность».
Следует учитывать, что проявления адаптации в спорте исключительно многообразны. В тренировке приходится сталкиваться с адаптацией к физическим нагрузкам различной интенсивности, координационной сложности, интенсивности и продолжительности, использованием большого арсенала упражнений, направленных на развитие физических качеств, совершенствование технико-тактического мастерства, психических функций. Более того, в видах спорта, связанных с приспособлением к экстремальным, необычным, измененным условиям, формирование основных адаптационных реакций связано с установлением нового режима функционирования основных систем организма и установлением гомеостаза, который при отсутствии сильных раздражителей сохраняется длительное время, что может характеризовать окончание процесса адаптации, либо переход в дезадаптацию. В связи с изложенным, исследование и анализ психологических аспектов проблемы адаптации, затрагивающей биологические, психофизиологические, социальные и прочие закономерности, проявляющиеся в различных условиях спортивной деятельности, является актуальным и до конца еще не изученным вопросом.
Цель исследования - раскрыть психологические аспекты адаптации к физическим нагрузкам в измененных условиях жизненной среды и различных условиях деятельности спортсменов при занятиях видами подводного плавания.
В соответствии с целевой направленностью в работе были поставлены следующие задачи:
1.Изучить роль психологической адаптации в процессе воздействия тренировочных нагрузок при занятиях подводным плаванием.
2.Определить значимые для адаптации психологические факторы, влияющие на эффективность деятельности спортсменов в подводном плавании.
.Выявить уровни функциональных возможностей психической адаптации у спортсменов-подводников.
.Наметить пути оптимизации адаптационных возможностей спортсменов с использованием методов психорегуляции в процессе психологической подготовки и сопровождения деятельности.
Объектом нашего исследования выступили адаптационные возможности спортсменов, занимающихся подводным плаванием, предметом особенности и пути оптимизации адаптационных возможностей с использованием психорегуляции в процессе психологической подготовки и обеспечения спортивной деятельности.
В результате проведенных исследований предполагается:
Шпроанализировать психологические особенности и требования деятельности в условиях адаптации к тренировочным нагрузкам в подводном плавании;
Шизучить адаптационные возможности и значимые для адаптации психологические факторы, определяющие эффективность деятельности при занятиях подводным плаванием;
Шпоказать пути оптимизации адаптационных возможностей на основе использования методов управления и регуляции психоэмоциональных состояний у спортсменов.
Глава І. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К ИЗМЕНЕННЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПОДВОДНЫМ ПЛАВАНИЕМ
.1 Психологические особенности и требования деятельности в условиях адаптации к нагрузкам в подводном плавании
Занятия многими видами спорта осуществляется, как правило, в обычных, естественных для жизнедеятельности и комфортных с точки зрения пребывания человека условиях окружающей среды. В то же время имеется ряд таких видов спорта, для которых характерны необычные особенности протекания деятельности в измененных условиях жизненной среды, требующие соответствующей к ней адаптации.
В полной мере это относится к различным видам подводного плавания, где все действия спортсменов осуществляются в условиях повышенного атмосферного давления при выполнении физических нагрузок под водой.
Популярность подводного спорта, плавание со специальными дыхательными аппаратами или с аквалангом представляет собой в своем роде уникальный вызов психофизиологическим возможностям человека. Кроме термальных действий воды, организм подвергается воздействию повышенного атмосферного давления. В этих условиях повышается давление газов, содержащихся в околоносовых пазухах, дыхательных путях, желудочно-кишечном тракте и жидкостях организма.
В соответствии с измененными условиями деятельности в одной среде предъявляются и определенные требования к общему физическому здоровью спортсмена. Не каждый желающий может стать спортсменом-подводником. К занятиям подводным спортом допускаются физически развитые, выносливые, закаленные люди, не имеющие медицинских противопоказаний к плаванию под водой. Однако само по себе хорошее здоровье спортсмена-подводника не может исключить появление различных патологических состояний, если при погружениях не будут соблюдаться правила их безопасности.
В практике подводного спорта существует целый ряд факторов риска, имеют место и «неспецифические», но весьма опасные патологические состояния, возникновение которых может закончиться трагически для спортсмена (гипокликемическоий шок, кислородное отравление, декомпрессионная болезнь, абдоминальные боли, нервный синдром высоких давлений (НСВД); головокружения, как проявление вестибулярных расстройств, приводящее к потере ориентировки в пространстве и многое другое).
Можно констатировать, что подводный спорт имеет свои специфические особенности, которые связаны с необходимостью адаптации к пребыванию в водной среде. При погружении в воду на человека начинает действовать избыточное давление, возрастающее прямо пропорционально глубине погружения (на 0,1 на каждый метр глубины). Под водой спортсмен должен дышать сжатым воздухом под давлением, равным абсолютному давлению водной среды на данной глубине. Обычно тренированные пловцы делают это без труда при помощи специальных упражнений.
Теплообмен организма человека в воде значительно отличается от теплообмена в воздушной среде прежде всего своей интенсивностью из-за большой теплопроводимости и теплоемкости воды.
Для подводного спорта существенное значение как фактор, лимитирующий физическую работоспособность, приобретает температура воды, глубина плавания, наличие специальной аппаратуры и одежды.
В воде организм человека теряет тепловой энергии значительно больше, чем на воздухе при той же температуре. Кроме того, чем спортсмен быстрее плывет в прохладной воде, тем больше его организм отдает тепла и происходит большее напряжение механизмов терморегуляции. Систематические тренировки пловцов в прохладной воде повышают устойчивость организма к действию низких температур за счет повышения теплопродукции и уменьшения теплоотдачи.
Естественно возникает вопрос, от каких факторов зависит физическая работоспособность человека в водной среде?
Можно ли прогнозировать степень интенсивности и длительности мышечной активности при занятиях подводным спортом?
Какие механизмы ответственны за эффективность мышечных усилий при выполнении упражнений подводного плавания?
Под термином «физическая работоспособность» принято считать потенциальную способность человека проявлять максимум физического усилия в динамической, статической или смешанной работе (И.В. Аулик, 1979). Максимальное физическое усилие - понятие условное, так как известно, например, что высококвалифицированные спортсмены при высоком уровне мотивации и волевого напряжения устанавливают личные рекорды.
Кроме того, практика свидетельствует, что в условиях чрезвычайной опасности или при психическом возбуждении человек способен проявить физические усилия, намного превышающие обычный уровень физической работоспособности.
В широком смысле слова, физическая работоспособность - комплексное понятие, зависящее от ряда факторов (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, определяющие физическую работоспособность спортсмена-подводника
Данные научной литературы свидетельствуют, что величина ключевого фактора физической работоспособности человека, находящегося в воде - максимального потребления кислорода (МПК), значительно изменяется в зависимости от температуры воды: в диапазоне 20-30оС отмечается 10%-й прирост МПК на кажный градус повышения температуры воды. В воде с температурой более 35оС величина МПК резко снижается, ограничивая физическую работоспособность пловца (Pirnav, 1977).
Исследования показывают, что приспособление организма к температурным условиям окружающей среды, в т.ч. и водной, во время мышечной работы включает кортикальный механизм, т.е. участие коры головного мозга, который в соответствии с характером действующих сигналов изменяет течение безусловных реакций обмена веществ и сосудистой системы и повышает способность организма спортсмена противостоять термическим воздействиям. Когда приспособительные реакции становятся недостаточными, температура тела снижается, возникает последовательно развивающееся торможение коры, подкорковых отделов и понижение обмена веществ, что сказывается и на уровне физической и умственной работоспособности человека.
В процессе занятий подводным спорт ом у спортсменов вырабатываются приспособительные реакции к специфическим условиям водной среды, к горизонтальному или резко изменяющемуся положению тела в пространстве, происходит формирование динамического стереотипа способа плавания и стиля пловца-подводника. Защитные реакции и рефлексы прямостояния, сформированные и закрепленные в условиях наземного существования человека (особенно в начальный период обучения подводному плаванию) в ряде случаев, могут затруднять выполнение упражнений подводного спорта. При этом существенную негативную роль играют стрессовые воздействия новых раздражителей - воды, глубины погружения, особенностей дыхания, которые по мере развития тренированности теряют свое первоначальное возбуждающее значение, т.е. и здесь речь идет о реакциях адаптации [51].
Существенной особенностью деятельности в условиях водной среды является и то, что видимость в наиболее прозрачной воде даже при самых благоприятных условиях составляет не более 30 метров.
Коэффициент преломления световых лучей водой примерно равен 1,22 (у воздуха - 1,00), т.е. примерно равен коэффициенту преломления оптической системы глаза человека (1,30). Поэтому лучи света, проходя через воду и попадая в соприкасающийся непосредственно с водой незащищенный глаз, почти не преломляются. Это приводит к тому, что изображения предметов фокусируются за сетчаткой глаза как при дальнозоркости. Очертания предметов становятся расплывчатыми и неясными. А острота зрения ухудшается более чем в 100 раз, снижаясь до 0,1. В силу этого глаз должен быть защищен от непосредственного контакта с водой, что достигается применением специальных масок, очков и т.п. Это приводит к явлению рефракции, т.е. мнимому изображению предметов, которые кажутся ближе к глазу и большими по размерам, примерно на ¼ натуральной величины.
Правильное восприятие размеров и расстояний под водой достигается со временем после соответствующей практики подводных погружений, что также связано с приспособлением сенсорно-перцептивных процессов и функций психики к условиям водной среды. Кроме того, в воде значительно ухудшается и цветоощущение (особенно синих и зеленых цветов). С увеличением глубины из-за свойств воды по-разному поглощать части видимого спектра изменяется и цветопередача.
Следует учитывать и то, что под водой пловец четко слышит звуки; находясь в лицевой маске, он имеет возможность свободно переговариваться с товарищем, освободившись на время от загубника дыхательного аппарата. Это объясняется тем, что скорость распространения звука в воде равна 1400 м/с (в воздухе 333 м/с). Однако в связи с увеличением скорости распространение звука определить его направление под водой не представляется возможным. Само передвижение в воде отличается от такового на суше (определенный режим дыхания, изменение давления окружающей среды в зависимости от глубины погружения, своеобразная окраска подводного мира). Спортсмен-аквалангист должен психологически адаптироваться к вышеуказанным факторам, которые обусловлены трудностями различного порядка: объективными трудностями деятельности и субъективными личного порядка.
К объективным трудностям подводного спорта относятся: деятельность в условиях необычной для человека окружающей среды, высокая зависимость от метеорологических факторов, относительная сезонность занятий, полная зависимость во время погружения от технического состояния дыхательного аппарата и снаряжения, полная зависимость возможностей спортсмена от длительности пребывания под водой и глубины погружения, необходимость прочных знаний технической аппаратуры и умения пользоваться ею.
К субъективным трудностям следует отнести относительную сложность адаптации к вышеотмеченным условиям и требованиям.
Определенную трудность представляют преодоление психологического барьера в виде страха, тревоги, неуверенности при погружениях во всплытиях; приобретение навыка правильного ритма дыхания в акваланге, умение интенсивно использовать при необходимости минимально короткое время, которое исчисляется продолжительностью задержки дыхания на вдохе или выдохе (в случаях смены маски, акваланга, перехода на дыхание с помощью одного на двоих аппарата при отказе аппарата у товарища) и др.
Как объективные, так и субъективные трудности подводного спорта могут быть успешно преодолены с помощью психопрофилактических приемов, психотерапии при должной психологической подготовке. Профилактика психосоматических осложнений может быть достигнута только при осознанном соблюдении требований и правил, с которыми должен быть подробно ознакомлен спортсмен-аквалангист. В случае возникновения заболеваний необходимо проводить комплексную терапию с включением также и психотерапии. Психологическая подготовка должна проводиться параллельно общетехнической подготовкой аквалангистов и базироваться на принципе постепенности адаптации к условиям водной среды. С целью психологической подготовки может быть применена аутогенная тренировка в сочетании с предложенным Л.П. Яцковым методом «средовой адаптации» [69], который условно делится на три этапа:
Шподготовительный,
Шсредовой адаптации (адаптационный),
Шзаключительный.
Первый этап (подготовительный) начинается одновременно со специфической подготовкой спортсменов. Он включает в себя общее знакомство с группой и индивидуально с каждым спортсменом, с его личностными особенностями.
Анализ специальной литературы [4, 6, 12, 15, 65, 70] показывает, что при исследовании психологического состояния спортсменов-подводников целесообразно применять метод выявления личностых особенностей - ВЛО - путем подробного изучения анамнестических данных с целью дальнейшего психотерапевтического потенцирования и коррекции положительный свойств личности и нивелировки отрицательных. При этом выявляются также потенциальная склонность к невротическим реакциям и их интра- или экстравертированность. Необходимо также учитывать скорость адаптации к меняющимся условиям, наличие фобических компонентов в необычных ситуациях. Однако не следует ориентироваться только на прирожденные спортивные способности, ибо человек от природы наделен замечательной способностью формирования у себя специфических качеств.
Можно констатировать, что деятельность под водой требует от человека мобилизации всех его психофизиологических возможностей, высшей степени нервно-психического напряжения, интенсивной умственной деятельности в условиях ограниченной информации и опасных воздействий окружающей водной среды. Именно поэтому оценка психологических качеств лиц, занимающихся подводным плаванием (или работающих под водой) является одним из важных этапов профессионального отбора и профориентации.
Профессиографический анализ деятельности спортсменов-подводников и легководолазов [6, 65] показывает, что взаимосвязь данных психофизиологических качеств с эффективностью профессиональной деятельности очень высокая (r = +0,78; р Оценка нагрузки
В следующем исследовании были получены данные самооценки спортсменами динамики общей работоспособности, которая в значительной мере обусловливает эффективность деятельности вообще, и тренировочной в частности. Полученные результаты самооценки показателей работоспособности представлены в таблице 2.
Таблица 2. Динамика показателей работоспособности спортсменов
Общая работоспособность | n | Ухудшается | Неизмен. | Улучшается | р <= |
В течении тренировочного занятия | 28 | 27 % | 40 % | 33 % | 0,01 |
В течении недели | 28 | 8 % | 63 % | 29 % |
Представленные данные свидетельствуют, что большинство опрошенных имеют достаточно устойчивый уровень работоспособности. Обращает на себя внимание тот факт, что работоспособность на протяжении недельного периода учебно-тренировочных занятий (микроцикла) с учетом занятий с различными по величине и направленности нагрузкам, является существенно более стабильной (р Признаки утомления
Полученные результаты свидетельствуют, что спортсмены, имеющие более высокий уровень специальной подготовленности, хотя и склонны фиксировать снижение работоспособности в состоянии утомления (41 %) тем не менее обращают внимание на основные признаки утомления по сравнению со спортсменами с низким уровнем подготовленности, в меньшей степени.
Изучение показателей уровня тревожности в исследуемой выборке испытуемых показало, что реактивная (ситуационная) тревожность у спортсменов проявлялась в меньшей мере по сравнению с личностной, которая определяет индивидуальную чувствительность спортсменов к стрессу и отражает склонность испытывать в большинстве экстремальных ситуаций опасения, страх.
Полученные данные представлены в таблице 4.
Таблица 4. Показатели уровня тревожности у спортсменов
Уровень тревожности | Баллы | Личностная тревожность | Реактивная тревожность |
Низкий | => 30 | 9 % | 26 % |
Средний | 31 - 45 | 53 % | 54 % |
Высокий | <= 46 | 37 % | 20 % |
М | 42,2 | 37,5 | |
Q | 9,3 | 10,2 | |
р <= |
Результаты исследования позволили определить показатели уровня функциональных возможностей психической (психологической) адаптации, а также напряжения механизмов психической адаптации у спортсменов в процессе занятий подводным плаванием.
3.3 Определение уровня функциональных возможностей психической адаптации и показателей напряжения приспособительных механизмов психики у спортсменов
Для определения количественного показателя уровня функциональных возможностей психической адаптации у спортсменов были использованы в соответствии с методикой, описанной в главе 2 показатели личностной и ситуативной тревожности.
Данная оценочная процедура позволила также определить уровень напряжения механизмов психической адаптации, который можно оценить на разнице между ситуативной и личностной тревожности испытуемых.
Данные представлены в таблице 5.
психика спортсмен подводник адаптация
Таблица 5. Уровень функциональных возможностей и напряжения механизмов психической адаптации у спортсменов
Уровень функциональных возможностей психической адаптации | Баллы | Выборка (n=28) |
Низкий | <=100 | 12,0 % |
Ниже среднего | 90 - 99 | 14,5 % |
Средний | 80 - 89 | 18,4 % |
Выше среднего | 66 - 79 | 31,2 % |
Высокий | => 65 | 23,8 % |
М | -- | 78,3 |
Q | -- | 18,7 |
Уровень напряжения механизмов психической адаптации | Баллы | Выборка (n=28) |
Низкий | <= 10 | 28,6 % |
Средний | -2 - 9 | 55,9 % |
Высокий | -9 - -3 | 13,4 % |
Очень высокий | => -10 | 2,1 % |
М | -- | 5,2 |
Q | -- | 7,6 |
Полученные результаты позволяют характеризовать различные уровни адаптационных возможностей и напряжения механизмов психической адаптации и осуществлять их формирование в ходе текущего контроля за изменением индивидуальных показателей спортсменов в процессе тренировок.
3.4 Определение индивидуально значимых для адаптации факторов, влияющих на эффективность деятельности спортсменов
Полученный фактический материал по оценке ряда общих значимых для адаптации спортсменов факторов позволил предположить, что индивидуально значимым для конкретного спортсмена с учетом уровня его тренированности, специальной подготовленности, функциональных и других возможностей может быть практически любой из них. Исходя из того, что адаптационно значимые для спортсменов факторы могут быть благоприятными и дезадаптационными (неблагоприятными) с соответствующей степенью воздействия, нами было проведено исследование, позволяющее оценить показатели профессиональной психической, дезадаптации критериями которой являются негативные психоэмоциональные состояния, подавленное настроение, тревожность, выраженная степень утомляемости, понижение активности, неадекватность поведения, снижение работоспособности, продуктивности деятельности и т.д.
В ходе исследования были получены данные, характеризующие как отдельные признаки, так и влияние общих, значимых психологических факторов, указывающих на конкретные источники дезадаптации, вызванные действием тренировочных нагрузок и условиями деятельности.
Обобщенные результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6. Признаки профессиональной психической дезадаптации после тренировочных нагрузок
Признаки дезадаптации | Р | |
До тренировочных нагрузок (фоновые) | После тренировочных нагрузок (итоговые) | |
45,6 ± 4,7 | 43,3 ± 45,3 | 0,05 |
Полученные данные свидетельствуют об умеренной степени дезадаптации у спортсменов после тренировочных нагрузок, что может указывать на включение и активизацию приспособительных механизмов срочной адаптации. В то же время, оценка отдельных признаков дезадаптации отражает изменения самочувствия, снижение общей активности, ощущение усталости, ухудшение работоспособности у спортсменов, принимавших участие в обследованиях.
Интенсивные данные были получены в ходе исследований на недельном дайв-сафари при 3-х - 4-х разовых, в течение дня, погружениях на глубину до 30 метров. Учитывая, что каждый спуск под воду таит в себе элемент риска, сопряжен с большим нервно-психическим напряжением, особые требования предъявляются к эмоциональной устойчивости подводного пловца, способности контролировать ситуацию в процессе погружений.
Наблюдения показывают, что первые признаки изменения функций ЦНС (центральной нервной системы), изменений в психической деятельности появляются при абсолютном давлении воздуха 2 - 3 кг с/см2. Однако эти изменения носят функциональный характер и практически не отражаются на работоспособности. При дальнейшем увеличении давления изменения возрастают, снижается самоконтроль, отмечается нарушение логичности и критичности мышления, происходит постепенное снижение как физической, так и психической работоспособности.
С увеличением глубины погружения можно фиксировать наркотическое действие азота на центральную нервную систему, что связано с угнетением высших психических функций. При начальной стадии такого наркоза подавляются сложные формы умственной деятельности, сенсомоторные реакции, перцептивные процессы . С продолжением увеличения глубины начинается угнетение высших регуляторных функций мозга, после чего наблюдаются неадекватные психоэмоциональные реакции, снижение самоконтроля, утрачивается постепенно способность пространственной и временной ориентации, при выполнении физической работы допускаются серьезные ошибки.
Опираясь на предложенную классификацию адаптационно благоприятных и дезадаптационных факторов [31] в нашем исследовании была сделана попытка определить индивидуальный уровень адаптационных возможностей спортсменов, принимавших участие в исследовании. Такой уровень определялся путем суммирования числовых значений адаптационно благоприятных факторов: «адаптационно благоприятный фактор» оценивался в 1 балл, «выраженный адаптационно благоприятный фактор» - в 2 балла; кроме того, определялась сумма числовых значений всех дезадаптационных факторов («дезадаптационный фактор» равен 1 баллу, «выраженный дезадаптационный фактор» - 2 балла).
При оценке индивидуального уровня адаптационных возможностей данный показатель может находиться в пределах от -30 баллов (минимальное значение) до +29 (максимальная величина).
Данные, полученные в настоящем исследовании относительно определения уровней адаптационных возможностей испытуемых приведены в таблице 7.
Таблица 7. Уровень адаптационных возможностей испытуемых, принимавших участие в исследовании (n=28)
Уровень адаптационных возможностей | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | М | σ |
Количество испытуемых (%) | 1,5 | 4,3 | 36,6 | 55,6 | 2,0 | 7,2 | 5,9 |
Использованная в исследовании процедура оценки индивидуального уровня адаптационных возможностей позволила распределить спортсменов условно на группы с различными реакциями адаптации и наметить пути оптимизации индивидуально значимых для них адаптационных факторов.
ГЛАВА IV. ОПТИМИЗАЦИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ
4.1 Пути оптимизации адаптационных возможностей через воздействие на психоэмоциональное состояние спортсменов методом «средовой адаптации»
С целью преодоления различных объективных и субъективных трудностей, возникающих в измененных, часто экстремальных условиях деятельности и в процессе действия физических и психических нагрузок при занятиях подводным спортом возникает необходимость решения задач психологического сопровождения и подготовки спортсменов. Такая подготовка должна базироваться, прежде всего, на принципе постепенности адаптации к водной среде, условиям и требованиям пребывания под водой на определенной глубине. В целях такой подготовки может быть предложен модифицированный вариант аутогенной тренировки в сочетании с методом «средовой адаптации», позволяющий оптимизировать адаптационные возможности спортсменов на основе регуляции психоэмоционального состояния.
Предложенный вариант такой аутогенной тренировки может быть условно разделен на 3 этапа - подготовительный, адаптационный и заключительный.
Наиболее важным разделом работы на подготовительном этапе является обучение спортсменов аутогенной тренировки (успокаивающий вариант). В начале отрабатываются приемы вызывания покоя (релаксации) во всем теле, тепла в правой руке по общепринятым методикам. При этом подчеркиваются важность тренировки сосредоточения внимания на решаемой задаче, зависимость результатов от самого занимающегося, психофизиологическая объективность вызванных состояний.
У подводных пловцов и у аквалангистов нецелесообразно вызывать чувство тяжести в правой руке, а затем во всем теле. Необходимо обучить спортсменов вызывать у себя чувство силы, хорошего мышечного тонуса в правой руке и во всем теле. Такое упражнение в аутогенной тренировке является третьим по счету (первое - вызывание покоя, отдыха во всем теле; второе - вызывание чувства тепла в правой руке). Предлагаем следующие формулировки (по Л.П..Яцкову):
«Я ощущаю вслед за отдыхом прилив силы в правой руке. Я чувствую приятный здоровый мышечный тонус в руке. Мышцы руки в состоянии приятной готовности к работе, деятельности. силу, приятный мышечный тонус в руке я вызываю легко, свободно. Мышечную силу, приятный здоровый тонус я чувствую также в левой руке, в ногах, во всем теле. Я с каждым вдохом вдыхаю новую мышечную силу, мышечный заряд. Вов всем теле я чувствую здоровье, силу, энергию. Силу, здоровый мышечный тонус во всем теле я вызываю легко, свободно. Мои мышцы, мое тело готово к длительной работе, к различной деятельности. я чувствую себя легко, свободно».
Упражнения подготовительного этапа отрабатываются за 2 - 3 недели занятий. Как показали наблюдения, на протяжении занятий у всех занимающихся повышаются настроение, самодисциплина, стремление к самосовершенствованию, интерес к аутогенной тренировке, что создает благоприятный психологический базис для перехода ко второму этапу.
Второй этап («этап средовой адаптации») является наиболее ответственным. Желательно, чтобы он совпадал с началом отработки, особенно начинающими аквалангистами, практических навыков. Целью его является формирование устойчивой психологической и физической адаптации к среде в условиях подводного автономного плавания как в его групповом, так и индивидуальном вариантах. В начале второго этапа спортсменам подробно объясняются физические свойства подводной среды: ограничение видимости и зависимость ее от глубины; колебания окружающей температуры; возрастание давления воды по мере погружения; сменяющаяся своеобразная окраска окружающей среды (от светло-зеленых до темно-зеленых и темных тонов); увеличение размеров подводных объектов примерно на 0,25 их реальной величины; совершенно новые приемы и условия передвижения; наличие причудливого растительного и животного мира.
На втором этапе обосновывается важность принципа повторности, который является одним из основных положений вообще любой тренировки. Все планируемые у спортсмена качества могут быть сформированы только при неоднократных и регулярных повторениях определенных упражнений. Большое значение имеет также принцип постепенности, который лежит в основе развития функциональных возможностей организма в условиях повышенных нагрузок.
На втором этапе спортсменам разъясняется необходимость формирования таких новых навыков, как дыхание в акваланге только ртом и полное исключение носового дыхания, умение управлять «объемом» (глубиной) дыхательных движений (от чего зависят плавучесть и возможность удержаться на определенной глубине).
Важным разделом подготовки является выработка у подводных пловцов правильных и последовательных реакций при возникновении аварийных ситуаций (неполадки в снаряжении, травма барабанных перепонок, признаки баротравмы легких, вынужденный быстрый переход с одной глубины на другую и др.). С учетом вышеизложенного и должна проводиться аутогенная тренировка на втором этапе. Для решения ее задач предлагаются следующие формулировки:
«Я совершенно спокоен в этой новой для меня окружающей среде. Во всем теле сохраняются сила, энергия, здоровье. Окружающая среда для меня интересна, желаема и приятна. Движения мои в воде уверенные, спокойные, свободные. Все мои мышцы в воде в приятном здоровом тонусе. Дыхание мое во время плавания на различной глубине свободное, спокойное, ритмичное. Я легко и свободно, по своему желанию изменяю глубину вдоха и частоту дыхания. Вдох и выдох в акваланге я совершаю только ртом. Я чувствую силу, здоровье, энергию во всем теле, спокойствие. Все мои движения спокойные, правильные, целесообразные, навыки и приемы точные, отработанные, я в них уверен. Как на поверхности, так и на различной глубине я спокоен, чувствую силу, энергию во всем теле, окружающая среда интересна. В самой неожиданно возникшей ситуации я совершенно спокоен, действия мои отработаны, последовательны, технически обоснованы и правильны, я в них уверен№.
На втором этапе продолжается также отработка трех приемов подготовительного периода с тем отличием, что время для их тренировки сокращается. В начале второго этапа аутогенная тренировка проводится чаще в полном техническом снаряжении, что в определенной мере приближает ее к предстоящим «средовым» условиям. В дальнейшем основные положения (и особенно второго этапа) должны отрабатываться в течение тренировочных погружений и подводного плавания с аквалангом. По продолжительности второй период совпадает с периодом, необходимым для технической подготовки спортсмена-аквалангиста.
Третий (заключительный) этап аутогенной тренировки ставит своей целью дальнейшее закрепление полученных результатов как в технической, так и в психологической подготовке спортсменов с учетом накопленного ими определенного опыта и характерологических особенностей занимающихся. На данном этапе спортсменам разъясняется важность систематических и регулярных занятий аутогенной тренировкой. При этом особенно подчеркивается тот факт, что при перерывах в занятиях все выработанные ранее навыки, приемы, не подкрепляясь, ослабевают и исчезают. На третьем этапе спортсмены используют приемы аутотренинга уже во время подводного плавания, что позволяет им увеличить свои технические возможности. Сразу же после очередных погружений вызывается чувство покоя-отдыха; это предупреждает нарастание утомления, способствует активным восстановительным процессам в организме. Очень ценным на этом этапе являются обмен опытом и обсуждение занимающимися достигнутых результатов.
4.2 Анализ результатов исследования
Как показали наши наблюдения и данные экспертной оценки в период отработки практических навыков погружения и подводного плавания у спортсменов, занимающихся аутогенной тренировкой, не отмечается внезапных ориентировочных рефлексов, какие могут быть у спортсменов, не проходивших такой подготовки. Окружающая среда воспринимается ими как ожидаемая и интересная для исследования, они более успешно осуществляют контроль над состоянием своего организма и точно соблюдают технические правила и требования. С помощью аутогенной тренировки у спортсменов-аквалангистов формируется такое ценное качество, как самодисциплина, они полностью осознают, что «вода, как и воздух, не терпит спешки, суеты и незнания». В отчетах занимающихся отмечается удовлетворение от занятий аутогенной тренировкой, что также является немаловажным для оценки ее значимости.
Данные, полученные при сравнении уровня артериального давления, пульса и дыхания показали, что при погружении на одну и ту же глубину и при других равных условиях у спортсменов, занимающихся аутотренингом, по сравнению с не занимающимися меньше повышалось артериальное давление, не учащались пульс и дыхание, не появлялось чувства тревоги под водой, не было чувства усталости после всплытия. Физическая и психологическая работоспособность заметно не снижалась, что указывает на формирование соответствующих реакций адаптации. Применение аутогенной тренировки при подготовке спортсменов-аквалангистов является целесообразным и необходимым. В подготовке аквалангистов должен принимать активное участие не только технических инструктор, но и специалист, психолог, хорошо знающий вопросы психической саморегуляции.
Результаты проведенного исследования убедительно показывают, что использованный метод психорегуляции - метод «средовой адаптации» может быть применен для оптимизации не только психоэмоциональных состояний, но и оптимизации адаптационных возможностей спортсменов, занимающихся различными видами подводного плавания. Его можно рассматривать как важную часть психологической подготовки и сопровождения деятельности спортсменов для выработки и целенаправленного формирования у них необходимых приспособительных реакций к различным условиям пребывания в измененной жизненной среде.
ВЫВОДЫ
Обобщая изложенные в работе результаты теоретических и экспериментальных исследований можно сформулировать следующие выводы:
1.Психологическая адаптация как и ряд других приспособительных процессов и реакций играет существенную роль для повышения эффективности в различных условиях ее выполнения. Особое значение приобретает формирование приспособительных реакций в целях адаптации к тренировочным нагрузкам (физическим и психическим) в подводном плавании.
2.Определены значимые для адаптации факторы, влияющие на эффективность деятельности спортсменов в подводном плавании. Их учет дает основание рассматривать в качестве основных предпосылок успешного выполнения деятельности работоспособность, психофизиологическое и эмоциональное состояние, мотивацию спортсменов. Результаты исследования показывают, что среди важнейших факторов, значимых для адаптации могут быть выделены: вид, характер, величины тренировочных нагрузок, вызывающих физическое и психическое напряжение; квалификация, опыт, уровень подготовленности спортсменов; нейродинамические особенности, индивидуально-психологические свойства личности; познавательные, эмоциональные и волевые компоненты ты психики, способность к саморегуляции и самоконтроль. Особую роль играет фактор, связанный с понятием адаптационных возможностей человека.
.Получены результаты, характеризующие различные уровни функциональных возможностей психической адаптации у спортсменов в процессе занятий подводным плаванием. Использованная в исследовании процедура позволяет также оценить степень напряжения механизмов психической адаптации, оцениваемых по разнице показателей ситуативной и личностной тревожности. На этой основе можно осуществлять текущий контроль за изменением индивидуальных показателей адаптационных возможностей спортсменов в процессе подготовки с целью их оптимизации.
.Полученные данные, характеризующие как отдельные признаки, так и влияние общих, значимых психологических факторов, указывающих на конкретные источники дезадаптации, вызванные действием тренировочных нагрузок и условий деятельности при занятиях подводным плаванием. Оценка отдельных признаков дезадаптации отражает изменения самочувствия, настроения, снижение общей активности, появление чувства усталости, снижение работоспособности у спортсменов. Выделение «адаптационно благоприятных» и «дезадаптационных» факторов позволяет определить уровни адаптационных возможностей спортсменов-подводников.
.Апробированы пути оптимизации адаптационных возможностей спортсменов в ходе контроля и коррекции их психоэмоционального состояния. Использование специально подобранных методов психорегуляции метода «средовой адаптации» позволяет оптимизировать адаптационные возможности спортсменов в процессе психологической подготовки и сопровождения деятельности. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности использования психологической коррекции и управления психоэмоциональным состоянием спортсменов.
.Результаты, полученные после применения психотренинга «средовой адаптации» показывают, что после занятий у спортсменов снижается уровень нервно-психического напряжения, уменьшается тревожность, устраняются неадекватные поведенческие реакции и нормализуется психоэмоциональное состояние, что указывает на повышение адаптационных возможностей спортсменов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ
Абабков В.А., Перрс М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2004, - 166 с.
Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФиС, 1982. - 176 с.
Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. - з-е изд., перераб. и доп. - М.: Знание, 1990. - 240 с.
Александров П., Чернец М. Острая гипоксия. В сб.: Спортсмен-подводник. - М.: Досааф, 1991, С. 32 - 36.
Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Наука, 1976. - 272 с.
Апчел В. Легководолаз: путь к профессионализму. В сб.: Спортсмен-подводник. - М.: Патриот, 1990. С. 24-27.
Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестник Мсковск. ун-та. - Сер. 14. Психология. - 1995. - № 4. - С. 45 - 54.
Базулько А., Пыжова В. Адаптация кислороднотранспортной системы организма при тренировке. - В сб. «Подводник-спортсмен». - М.: Досааф, 1986, С. 14 - 15.
Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. Психол. - 1989. - № 1. - С. 92 - 100.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. - К.: Здоров’я, 1989. - 168 с.
Голиков Ю.Я., Дикая Л.Г., Костин А.Н. Проблемы исследования психической регуляции в триаде «деятельность, личность, состояние» // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. - М.: Изд-во «Ин-тут психологии РАН», 1999. - С. 3 - 5.
Гребняк В.П., Чуприна Е.И. Динамика системной организации функций при адаптации к труду в экстремальных условиях // Физиология человека. - 1986. № 2. - С. 269 - 276.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - 2-е изд. - П.: Политиздат, 1989. - 284 с.
Гусинский З.С., Нессирио Б.А. Некоторые физиологические основы длительного пребывания человека под повышенным давлением. В сб. «Морские подводные исследования». - Изд.: Наука, 1969. - С. 317 - 324.
Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. - М.: Наука, 1985. - С. 63 - 90.
Дичев Т.Г., Тарасов Е.Е. Проблемы адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). - М.: Медицина, 1976. - 184 с.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
Дьяченко М.М., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. - Минск, 1965.
Занин В.Ю., Малюзенко Н.Н., Чебыкин О.В. Снаряжение подводного пловца. Изд. 2-е, доп. и перераб. - СПб.: «Макет», 1997 - 180 с.
Ильичев А.А. Большая энциклопедия выжывания: изд. 2-е, испр. Доп. и перераб. - М.: Изд. Эксмо-Пресс, 2002. - 496 с., ил.
Ильченко Ю.В. Исследование особенностей развития процесса дизадаптации человека-оператора. Экспресс-диагностика: автореф. дис. …канд. пед. наук.
Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980. - 192 с.
Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск: Наука, 1986. - 120 с.
Карпухина А.М. Психологические и психофизиологические пути повышения эффективности деятельности. - К: Знание, 1990. - 19 с.
Карпухина А.М., Розов В.И. Экспресс-оценка адаптивности подростков в экстремальных условиях. - К., 1993. - 18 с.
Кокун О.М. Моніторинг та корекція психофізіологічної адаптації спортсменів вищої кваліфікації: Автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.02 / Ін-т психології ім. Г.С.Костюка АПН України. - К., 1997. - 21 с.
Кокун О.М. Аналіз поняття адаптаційних можливостей людини // Проблеми загальної та педагогічної психології: Зб. наук. праць Ін-ту психології ім.. Г.С. Костюка АПН України / За ред. С.Д. Максименка. - К.: ГНОЗІС, 2002. - Т. ІV. - Ч. 5. - С. 137 -140.
Кокун О.М. Системний підхід як методологічна основа психофізіологічного забезпечення діяльності людини // Актуальні проблеми психології. - Т. V: Психофізіологія. Медична психологія. Генетична психологія / За ред. С.Д. Максименка. - К.: Нора-Друк, 2002. - Ч. 1. - С. 55 - 68.
Кокун О.М. Психофізіологічне забезпечення діяльності через врахування індивідуального адаптаційного типу // Вісник Харківського держ. Ун-ту № 550. - Ч. 2. Серія: Психологія. - Харків: ХНУ, 2002. - С. 112 - 115.
Кокун О.М. Оптимізація адаптаційних можливостей людини: психофізіологічний аспект забезпечення діяльності: Монографія. - К.: Міленіум, 2004, - 265 с.
Конопльов В.В. Психологічна адаптація курсантів ВНЗ МВС України до діяльності підрозділів кримінальної міліції: Автореф. дис. ... канд.. психол. наук: 19.00.06 / Національна академія внутрішніх справ України. - К., 1999. - 16 с.
Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. - Л.: Медицина, 1987. - 272 с.
Корольчук М.С. Адаптація та її значення в системі психофізіологічного забезпечення діяльності // Вісник. Збірник наукових статей Київського міжнародного університету. Серія: Педагогічні науки. Психологічні науки. - К.: Правові джерела, 2002. - Вип.. 2. - С. 191 - 211.
Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М.: ФОН, 1995.
Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2984. - 200 с.
Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. - 2000. - № 3. - С. 4 - 21.
Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16 - 24.
Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Издательский Дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.
Марьянович А.Т. Факторы, определяющие адаптационный процесс // Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В.И. Медведева. - Л.: Наука, 1984. - С. 17 - 31.
Матвеев Л.А. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта. В журн. «Наука в олимпийском спорте» № 1, 1999, С. 20 - 31.
Матвеев Л.П., Меерсон Ф.З. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам. // Очерки по теории физ. Культ. - М.: ФиС, 1984.
Маунтин Алан Подводное плавание. Руководство. - М.: Интербук-бизнес, 2000. - 159 с.
Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В.И. Медведева. - Л.: Наука, 1984. - С. 3 - 16.
Медведев В.К. Динамика утомления // Физиологические проблемы утомления и восстановления: Тез. докл. Всесоюз. конф., посвященной 100-летилю со дня рождения академика АН УССР Г.В. Фольборта. - Киев-Черкассы, 1985. - Ч. 2. - С. 18 - 19.
Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988.
Меренов И.В. Водолазные работы. М.: Транспорт, 1971. - 182 с.
Морские подводные исследования. Изд. М.: «Наука», 1969, - 380 с.
Общие сведения о развитии водолазного дела и физических особенностях водолазных спусков. - Учебник водолаза ВМС / Сост. Клименко Н.А., 1953, - 66 с.
Орлов Д.В. Зов бездны. Группа компаний «Подводный мир», МГУ, 2001, - 287 с.
Орлов Д.В., Сафонов М.В. Акваланг и подводное плавание. Изд. «Эдда», 1998, - 416 с.
Орлов Д.В., Сафонов М.В. Я… с аквалангом знакомлюсь и становлюсь мастером. Изд-во «Русский университет», 2000.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте - Киев: Здоров’я, 1988.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. К.: Олимпийская литература, 1997, - 583 с.
Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента - СПб.: Питер, 2001 - С. 91 - 98.
Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / Сост. А.Е, Тарас, К.В. Сельченок. - М.: АСТ, мн.: Харвей, 2002, - 480 с.
Розов В.И. К проблеме адаптивных возможностей человека в экстремальных условиях деятельности, их оценка и развитие // Чернобыльская катастрофа и медико-психологическая реабилитация пострадавших: Тез. докл. межд. конф. Минск, 1992. - С. 59 - 60.
Розов В.И. Психологический анализ адаптивности в экстремальных условиях: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Ин-т психологии АПН Украины. - К., 1993. - 147 с.
Сагалевич А.М. Глубина. - М.: Научный мир, 2002. - 320 с.
Соболевский В. Работоспособность человека в водной среде. В сб.: Спортсмен-подводник. М.: Досааф, 1986, с. 26 - 33.
Современная Военная психология: Хрестоматия / Сост. А.А. Урбанович. - мн.: Харвест, 2003, - 576 с.
Управление процессом адаптации организма спортсменов высокой квалификации, - Киев: КгиФК, 1992. - 188 с.
Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта /пер. с англ/ - Киев, Олимпийская литература, - 2001, - 486 с.
Усачев В., Русанова Т. Психологический паспорт водолаза. В сб.: «Спортсмен-подводник», М.: Досааф, 1987, С. 24 - 27.
Хатунцева С.М. Проблеми теорії адаптації // Педагогіка і психологія: Зб. наук. праць / За ред. І.Ф. Прокопенка, В.І. Лозової. - Харків: ОВС, 2002. - Вип.. 20. - С. 68 - 75.
Шапкин С.А. Методики изучения стратегий адаптации человека к стрессогенным условиям профессиональной деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. - М.: Изд-во «Ин-тут психологии РАН», 1999. - С. 132 - 165.
Шалимов П.М. Функциональные резервы организма в экстремальных ситуациях. - М.: Воениздат, 1991.
Эмоционально-волевая подготовка спортсменов (Агишева Н.К., Алексеев и др.: Под ред. А.Т. Филатова. - Киев: Здоров’я, 1982. - 296 с.
Bennett P.B., Elliot D.H. The Psychology end Medicine of Diving. Best Publishing, 1993.Guide. Las Modern Publishing House. - Cairo, 1999. - 144 p.R.S. Emotion and adaptation. - N.Y.: Oxford Univers. Press, 1991 - 557 p
Leigh E.G. Adaptation, adaptationism and optimality // Adaptationism and Optimality / S.H. Orzack and E. Sober (eds.). - Cambridge: University Press, 2001. - P. 335 - 357.M. The Lusher color test. - London: Jonathan Cape, 1970. - 185 p.S.H., Sobert E. Optimality models and the test of adaptationism // American Naturalist. - 1994. - № 143. - P. 361-380.R. Diving medicine. Grunet&Stratton. New York, 1976.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982 - 126 с.
Lazarus R.S., Smitt C.A. Knowledge and appraisal in the cognition-emotion relation ship // Cognition and Emotion. - 1988. № 2, p. 281-300.A., Averill J., Lazarus R.. Anticipatory stress and coping reactions / Jornal of Personality and Social Psychology/ 1972, Vol. 24, p. 237-253.M., Reichents M. Stress, Coping, and Helth. Huber Publishers, 1992.
Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента - СПб.: Питер, 2001, - С. 94 - 98.
Стресс и тревога в спорте: Междун. сб. научных статей. - М.: Фис, 1983, - 288 с.
Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учебное пособие Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд-во Ленингр. универс.,1987, С. 130-133.