Реферат: Психологическая безопасность личности

Вопросы психологической безопасности в период смены общественно-экономического уклада и нестабильности общества имеют особую актуальность. Психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного развития человека, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности, условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.

Дата добавления на сайт: 14 сентября 2024


Скачать работу 'Психологическая безопасность личности':


Психологическая безопасность личности

1. Психологическая безопасность личности: структура, критерии
Вопросы психологической безопасности в период смены общественно-экономического уклада и нестабильности общества имеют особую актуальность. Психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного развития человека, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности, условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.
Современная наука обладает обширным материалом по различным аспектам психологической безопасности. Выделяют следующие основные подходы к изучению безопасности человека [18]:
. Исходным понятием является "физическая среда: внешние объективные воздействия", источниками опасности-безопасности являются на макроуровне техногенные воздействия, природные катастрофы, на микроуровне - неблагоприятные условия деятельности. Объектом опасности-безопасности является тело, результатом - соматическое состояние (физическая целостность), психосоматическое состояние.
. Исходное понятие - "психологическая среда", источниками опасности-безопасности являются на макроуровне политические, социально-экономические угрозы, информационное воздействие, на микроуровне - манипулирование, оскорбление, угрозы от других, неустойчивые социальные связи. Объектом опасности-безопасности является человек как объект воздействия, его психика, сознание, поведение, результатом - функциональное и психологическое состояние.
. Исходное понятие - "человек (субъект)", источниками опасности-безопасности является на макроуровне совокупность индивидуально-психологических и духовно-нравственных особенностей личности, на микроуровне - отношение к миру, себе и другим. Объектом опасности-безопасности является человек как объект воздействия, его психика, сознание, поведение, результатом - психологическое здоровье.
Последнее направление является одним из перспективных, так как именно человек (субъект), совокупность его индивидуально-психологических особенностей, система его взглядов, мировоззрений, отношений к миру создает некоторый ресурс, потенциал, совокупность возможностей, которые помогают преодолевать различного рода неблагоприятные воздействия для обеспечения своей безопасности [18].
Психологическую безопасность рассматривают как защищенность человека, предполагающую наряду с внешними внутренние условия безопасности, в число которых входят элементы опыта субъекта, складывающиеся в способность и готовность к распознаванию, предвидению и уклонению от опасностей, предполагающие как минимум владение соответствующими знаниями, умениями и навыками, определенный уровень развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и др. способностей, а также сформированную мотивацию к обеспечению безопасности жизнедеятельности [4].
Структура психологической безопасности включает: отношение субъекта (к себе, социуму, другим), его удовлетворенность жизнью и социальную активность, что создает пространство защищенности от угроз [4]. Таким образом, психологическая безопасность - это состояние динамического баланса отношений субъекта к миру, себе, другим, его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира. Психологическая безопасность позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовывать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности.
Критериями психологической безопасности становятся индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в условиях ситуации, и индивидуальный опыт человека [4]. Многообразие критериев безопасности определяется условиями взаимоотношений человека со средой. Одним из определяющих критериев безопасности является целостность человека: физическая, психологическая, психическая (в том числе и духовная). Еще одним критерием психологической безопасности является личностный рост и развитие человека (как результат преодоления различного рода опасностей и сохранения целостности) [20]. Развитие человека в условиях преодоления им угрожающих, опасных обстоятельств является возможностью становления себя и своего жизненного пути, самоактуализации личности. Гармония с самим собой способствует более целостному и адекватному ответу на различного рода угрозы, что является важным фактором развития личности и способствует ее психологической безопасности.
Основанием современных моделей психологической безопасности является психологическое здоровье личности и возможность ее развития - духовного, нравственного [18].
Психологическое здоровье - это состояние душевного благополучия как следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни [9]. Использование понятия "психологическое здоровье" подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования, вследствие чего О.В. Хухлаевой составляется обобщенный "портрет" психологически здорового человека. "Психологически здоровый человек - это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда весьма тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно - умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра". Таким образом, в качестве "ключевого" слова для описания психологического здоровья избирается слово "гармония" или "баланс". Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Таким образом, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи.
В исследованиях Г.С. Никифорова критериями психологического здоровья выступают психические процессы, состояния и свойства личности [8].
Психическими процессами как критериями здоровья выступают: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения), адекватное восприятие самого себя, способность концентрации внимания на предмете, удержание информации в памяти, способность к логической обработке информации, критичность мышления, креативность [8].
Психические состояния как критерии здоровья включают: эмоциональную устойчивость (самообладание), зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными эмоциями (страх, гнев), свободное, естественное проявление чувств и эмоций [8].
Свойства личности, определяющие ее здоровье: оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), уравновешенность, нравственность (честность), адекватный уровень притязаний, чувство долга, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид), независимость, непосредственность (естественность), чувство юмора, доброжелательность, самоуважение, адекватная самооценка, самоконтроль, активность, целеустремленность (обретение смысла жизни) [8].

Резюме
Психологическая безопасность - это состояние динамического баланса отношений субъекта к миру, себе, другим, его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира, которое позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовывать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности. Критериями психологической безопасности являются целостность человека (физическая, психологическая, психическая), личностный рост и развитие человека. Основанием современных моделей психологической безопасности является психологическое здоровье личности и возможность ее развития.

2. Качества личности, обуславливающие психологическую безопасность
Безопасная личность обладает следующими качествами [18]:
. Индивидуально-типологические особенности (критичность мышления, внимательность, преобладание волевой сферы, эмоциональная устойчивость, способность противодействовать усталости, творческое мышление и др.).
. Личностные особенности (адекватная самооценка (самоотношение), самоактуализация, когнитивная сложность, рефлексия, высокий уровень самосознания, уверенность в себе, адаптивность, активность по самоутверждению, коммуникативность, идентичность (отражает целостность личности), ответственность, "гибкое" сознание, способность к саморазвитию, жизнестойкость, самоконтроль и уверенность в себе и др.).
. Субъектные (социально-психологические) особенности (субъектность, сформированная система смысловой регуляции жизнедеятельности и др.).
Безопасная личность концептуально может быть определена как человек, строящий свою жизнь в контексте единства с обществом и природой, реализующий свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающий готовностью к обеспечению безопасности и способный поддерживать свою безопасность за счет преобразования опасностей в фактор собственного развития.
Тип психологической безопасности - это определенный вариант соотношения (или совокупность признаков) отношений субъекта (к миру, себе, другим), его активности и удовлетворенности.
Отношение человека к миру, его активность и удовлетворенность существуют в тесной взаимосвязи с глубинными диспозициями и ориентациями личности. Диспозиции и ориентации, как структурные образования личности, являются составляющими внутренних ресурсов возможностей субъекта, его личностного потенциала. Таким образом, личностный потенциал является основой психологической безопасности. В свою очередь, личностный потенциал включает в себя качества субъектности человека.
Субъектность - это психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю [3]. Отношение человека к себе как к деятелю предполагает признание и принятие не только у себя, но и у другого человека активности, сознательности, связанной со способностью к целеполаганию и рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, уникальности. Факторами субъектности являются мотивация с гуманистической направленностью и внутренним локусом контроля и позитивная, гибкая, открытая Я-концепция. В совокупности они определяют внутренние условия развития у человека отношения к себе как к деятелю. Субъектность возникает и развивается в результате взаимодействия людей при осуществлении деятельности.
Одним из возможных оснований систематизации характеристик субъектности может выступать структура, включающая статическую, динамическую и результативную составляющие.
Статическая составляющая субъектности представляет собой совокупность мировоззренческих позиций, самосознания, предметного отношения к самому себе, представлений о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, убеждений в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. В качестве основных компонентов рассматриваемой составляющей выступают ценностно-смысловые и духовно-нравственные ориентации.
Динамическая составляющая субъектности включает разные виды активности - саморегуляцию, познание, действия, направленные на реализацию ценностно-смысловых ориентаций. В качестве основных компонентов рассматриваемой составляющей выступают саморегуляция, потребность в познании, реализация внешних и внутренних ценностей, личностный рост.
Результативная составляющая субъектности характеризуется самореализацией, достижением вершины в развитии. В качестве основных компонентов рассматриваемой составляющей выступают жизнестойкость, самоэффективность, автономность.

Резюме
Качества личности, обуславливающие психологическую безопасность, делятся на индивидуально-психологические (критичность мышления, внимательность, преобладание волевой сферы, эмоциональная устойчивость), личностные (адекватная самооценка, самоактуализация, когнитивная сложность, рефлексия, высокий уровень самосознания) и социально-психологические (субъектность). Важной характеристикой, обуславливающей безопасность человека, является его субъектность.

3. Индивидуально-психологические характеристики личности, "предрасположенной к опасности"
Показатели предрасположенности личности к опасности [18]:
. Антропологические особенности (отсутствие необходимых физических данных).
. Индивидуально-типологические особенности (эмоциональная неустойчивость, эмоциональная напряженность, низкие свойства внимания, низкая выносливость, недостаточная сенсомоторная координация, низкая наблюдательность и др.).
. Личностные особенности (чрезмерно высокая или низкая склонность к риску, неадекватное отношение к опасности (отсутствие чувства тревоги или гиперболия чувства тревоги), самоуверенность, низкая адаптивность, низкая психологическая гибкость, ригидность (личностная), отсутствие стремления к развитию, доверчивость, неумение предвидеть опасность, виктимные качества, повышенная внушаемость, когнитивная простота, деформации в ценностно-смысловой сфере, нарушение саморегуляции, постоянная неудовлетворенность, наличие комплекса неполноценности, низкая уверенность в себе, низкая степень интегрированности картины мира, низкая степень интегрированности образа "Я", низкий волевой потенциал личности, наличие неадекватных способов удовлетворения потребностей, потеря смысла жизни, потеря ощущения самоценности жизни и др.)
. Социально-психологические особенности (склонность к противоправным действиям, низкая дисциплина, неуважение авторитета, независимость, неуважение и недостаточная чуткость к другим людям, низкая социально-психологическая компетентность (коммуникативная, перцептивная, интерактивная), пассивность, неспособность противостоять воле другого, потеря субъектности, автономности и др.).
Рассмотрим некоторые из перечисленных характеристик подробнее.
Эмоциональная неустойчивость проявляется перепадами настроения, импульсивностью, непоследовательностью действий, отсутствием само-контроля, аффективными вспышками, чрезмерной раздражительностью. Причем данные свойства проявляются постоянно, независимо от возникшей ситуации, природных колебаний или стрессовых факторов. Со стороны кажется, что человек попросту не может себя контролировать.
Люди с эмоциональной неустойчивостью часто не могут справиться со своим недовольством происходящим, ищут поводы, чтобы получить разрядку своих эмоций. При этом они не переносят возражений или критики, чрезмерно нетерпеливы и нетерпимы к чужому мнению.
Переменчивость настроения и неустойчивость эмоциональных реакций отмечалась в работах К.К. Платонова и Л.М. Шварца, которые к эмоционально неустойчивым относят повышенно-возбудимых, чувствительных людей, склонных к частой смене эмоциональных состояний. Они указывают на специфику динамики эмоциональной сферы, а также волевых качеств личности.
Такого же мнения об эмоциональной неустойчивости придерживается В.Г. Норакидзе, описывая ее с помощью механизма смены эмоций противоположных знаков. В работах В.Г. Норакидзе, П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко показатель эмоциональной неустойчивости используется для диагностики различных психических заболеваний.
Эмоциональная неустойчивость соотносится с динамичностью настроений и эмоций в исследованиях Н.Д. Левитова. Именно Левитов рассматривал ее как черту характера.
Преобладание негативных эмоциональных оценок как особенность эмоциональной неустойчивости была в работах Д. Уотсона и Л. Кларк, где отмечалось, что людям с подобной акцентуацией свойственна высокая негативная аффективность, переживание дискомфорта на протяжении длительного периода во многих, даже не несущих угрозы ситуациях.
Склонность к рискованному поведению. В психологической литературе сложились два подхода к изучению понятия "риск". В первом случае риск расценивается как направленность на особо привлекательную цель, достижение которой связано с физической опасностью, во втором - риск означает осуществление альтернативного выбора в ситуации неопределенности, где успех/неуспех зависит от случая, а неуспех проявляется в недостижении желаемого результата.
Первый подход ориентирован на анализ таких случаев, когда субъект выбирает более опасные цели или более опасные способы их достижения по сравнению с другими целями или способами, в которых такая опасность меньше или вовсе отсутствует.
При втором подходе проблема риска рассматривается в связи с трудностями выбора и опасностями недостижения цели из-за неудачного выбора. Здесь риск уже расценивается как азартный процесс принятия решения, как акт предпочтения труднодоступных целей в ущерб целям, достижение которых гарантировано. В русле этого подхода изучаются общие случаи альтернативного выбора, когда субъект нацелен на достижение цели (или избегание неудачи) и существуют разные шансы на успех и неудачу. Он позволяет определить такое важное качество личности, как уровень ее притязаний, который имеет большое значение при интерпретации поведения субъекта в условиях опасности. Эти качества отражаются на общей стратегии его поведения в ЧС и оказываются не менее важными, чем качества самосохранения, проявляющиеся в условиях непосредственной физической опасности.
Риск может являться целью деятельности, например, когда человек специально рискует только для того, чтобы убедиться или показать другим, что он не боится опасности. В этом случае риск - средство самоутверждения или создания о себе желаемого мнения. Риск может выступить и в роли мотива, в случаях, когда человек сам выбирает опасную ситуацию ради самого риска и связанных с ним острых ощущений. Порой о риске говорят как о какой-то потребности, проявляющейся во влечении к опасности, присущем людям, склонным к риску. Таким образом, риск может выполнять различные психологические функции, по-разному проявляться в деятельности, по-разному отражаться на ее течении и результатах.
Рискованное поведение определяется, с одной стороны, объективно действующими ситуативными факторами, а с другой - индивидуальными качествами субъекта.
Выделяют...

Похожие материалы:

Реферат: Информационно-психологическая безопасность

Курсовая работа: Психологическая структура личности

Курсовая работа: Влияние особенностей личности на выбор профессии у подростков

Реферат: Структура личности

Курсовая работа: Влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте