Курсовая работа: Психологическая готовность родителей к воспитанию детей инвалидов
Проблема психологической готовности родителей к воспитанию детей инвалидов, в данный период времени, приобретает очень актуальный характер. В нашей стране, да и в целом мире возросло количество детей имеющих какие-либо нарушения здоровья и психики, потому родители воспитывающие таких детей должны быть психологически готовы к различным трудностям, которые могут возникнуть при их воспитании.
Дата добавления на сайт: 14 сентября 2024
Скачать работу 'Психологическая готовность родителей к воспитанию детей инвалидов':
Курсовая работа на тему:
«Психологическая готовность родителей к воспитанию детей инвалидов»
Оглавление
Введение
Глава 1. Анализ психологической готовности родителей к воспитанию детей инвалидов
1.1Психологические особенности готовности родителей к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2 Психологические особенности личности детей инвалидов
Глава 2. Последствия эмоционального стресса у родителей воспитывающих детей инвалидов
2.1 Особенности последствий эмоционального стресса у родителей воспитывающих детей инвалидов
2.2 Социально-психологические трудности семей, воспитывающих больного ребенка
2.3 Психологическая помощь родителям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Выводы по главам
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема психологической готовности родителей к воспитанию детей инвалидов, в данный период времени, приобретает очень актуальный характер. В нашей стране, да и в целом мире возросло количество детей имеющих какие-либо нарушения здоровья и психики, потому родители воспитывающие таких детей должны быть психологически готовы к различным трудностям, которые могут возникнуть при их воспитании. Данной проблемой занимался Амасьянц Роберт Акопович, активно участвующий в разрешении проблем непонимания родителями их важности в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Система складывающихся отношений родителей с ребенком является одним из существенных факторов в развитии индивидуально-личностных особенностей ребенка и его поведения. Нарушенные взаимоотношения между родителями и ребенком на разных стадиях его становления имеют негативные последствия для психического развития ребенка, формирования его личности и характера. Одним из возможных способов преодоления таких последствий является формирование психологической готовности родителей к воспитанию детей инвалидов.
Объект исследования - психологическая готовность родителей к деятельности.
Предмет исследования - совокупность психологических качеств, способствующих эффективному процессу воспитания детей инвалидов.
Цель исследования: Обобщить основные факторы формирования психологической готовности родителей к воспитанию детей инвалидов.
Задачи исследования:
.Изучить особенности психологической готовности родителей к воспитанию детей инвалидов.
.Определить психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
.Охарактаризовать последствия эмоционального стресса у родителей воспитывающих детей инвалидов.
.Выявить социально-психологические трудности семей, воспитывающих больного ребенка.
.Определить особенности психологической помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 1. Анализ психологической готовности родителей к воспитанию детей инвалидов
.1Психологические особенности готовности родителей к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Законом СССР "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите [7].
Инвалидность у детей Ханжин Е.В. определяет, как существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации. Инвалидность обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением в будущем профессиональными навыками, что не позволяет ребенку быть интегрированным в общество [8].
Грачёв Л.К. подчёркивает, что инвалидность следует понимать не только как физическое состояние, но и как ограничение возможностей. В настоящее время все чаще стало использоваться понятие "человек с ограниченными возможностями" [2].
Психологическая готовность одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологическими факторами. В проблеме психологической готовности выделяют общую (заблаговременную, длительную) и ситуативную (временную) готовность. Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние психологической готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности - ситуационная готовность. Она представляет собой актуализацию, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуационная готовность - это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Будучи целостными образованиями, общая и ситуационная психологическая готовность включают следующие компоненты: а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и т. п.); б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели); в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, болезни). Психологическая готовность человека (особенно, к успешным действиям в аварийной ситуации) складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности принимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Весьма важным средством для устранения этого явления может быть организация специальных подсказок оператору. Общим средством повышения психологической готовности является психологическая подготовка, предвидение хода протекания управляемого процесса [3].
Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Психологическая готовность родителей к воспитанию детей инвалидов (англ. psychological readiness ) - система психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное воспитание детей инвалидов.
Изучением проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, занимались В. А. Вишневский, Г. А. Волкова, A.Н.Елизаров, Ы. Н. Заваденко, А. И. Захаров, И. Ю. Левченко, М.М.Либлинг, Н. В. Мазурова, И. И. Мамайчук, И. М. Марковская, Г.А.Мишина, Р. В. Овчарова, И. В. Саломатина, Л. И. Солнцева, Р.А.Амасьянц и другие.
Различные варианты типологии семейного воспитания предлагают: B.И. Гарбузов, Л. П. Саготовская, Е. Т. Соколова и др.; особенности отношений к ребенку в различные исторические эпохи рассматривают : В.Н.Дружинин, Л. де Моуз; структура детско-родительских взаимоотношений как результат теоретического анализа представлена в работах М. В. Быковой, М. Земска, А. В. Петровского и др., а как результат факторного анализа - в трудах А. Я. Варги, В. В. Столина и др.
Исследования последних десятилетий (Л. М. Мастюкова, А.Г.Московина, Е. А. Савина, А. И. Тащева, В. В. Ткачева, О. Б. Чарова, Л.М.Шипицына, В. В. Юстицкий и др.) значительно расширили представление о влиянии семьи на социально-эмоциональное развитие «особого» ребенка.Проблемы подготовки или формирования готовности родителей к тому или иному взаимодействию с детьми находят отражение в современных исследованиях О. С. Антоновича, Т. А. Егоровой, Л.А.Забродиной, И. А. Игнатовой, А. В. Марковой, А. Ю. Черняевой, Е.Г.Чигинцевой, Л. С. Яговкиной и др.
Психологическая защита - так называемый "контейнер" (психологическое образование) всегда закрыт от внедрения в сознание травмирующих впечатлений. В него заключены чрезвычайно негативные, весьма, разрушительные чувства: гнев, вина, страх, обида и т.д. Эти чувства энергетически заряжены очень сильно и имеют агрессивный контекст. Поэтому, существует необходимость оберегать свой "контейнер", чтобы он не открылся. Это очень утомительно и требует больших затрат (сверхбдительность). Такое состояние также меняет видение родителей, мешает контролировать свое поведение, отрывает от реальных событий, смещает акценты социальных ролей в семье, заводит семью в тупик. Это защитно-оборонительные модели поведения проявляется в двух формах: агрессивно - обвиняющем и пассивно - отрицательном. Родители детей с проблемами в развитии используют приемы замещения и отрицания, чтобы убедить себя и свою семью в собственной нормальности.
Чувство собственной успешности для любого человека является двигателем его развития. Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% - недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов.
Пока ребенок маленький мать может полностью симулировать нормальный круг деятельности. В это время есть лишь небольшое различие между ребенком с отклонениями в развитии и другими детьми. Когда дети становятся старше, различия становятся более выраженными. Все труднее поддерживать видимость нормальной жизни. Согласно теории семейного кризиса, основное внимание специалистов должно быть сфокусировано на дезинтеграции семейных отношений и связанных с этим последствий для членов семьи. Концепция стратегии нормализации семейной жизни акцентирует внимание на попытках сохранить подобие нормальности при взаимодействии семьи с обществом. Этот подход подразумевает, что оздоровительные программы должны быть направлены и на общество, чтобы изменить социальное отношение к таким семьям, что позволило бы родителям не прилагать огромных усилий, для "убеждения" себя и других, в том, что в их семье все идет нормально. Отношение окружающих людей имеет решающее значение для родителей ребенка с проблемами в борьбе с трудностями и разочарованиями при воспитании своих детей, и это является центральным звеном их адаптации.
Практика показывает, что к школьному возрасту, родители слабослышащих и глухих, слабовидящих и слепых детей, с нарушениями опорно-двигательного аппарата психологически подготовлены и сориентированы в выборе образовательного учреждения - это специальные (коррекционные) общеобразовательные школы I и II, III и IV ,V видов. Совсем иная позиция у родителей, дети которых имеют нарушения интеллектуальной сферы. До поступления в школу родители «вуалируют» и не придают значимости особенностям развития своих детей, в надежде перерастет, «натаскается». Родителей, пришедших на медико - психолого-педагогическую комиссию (МППК), ставят пред фактом имеющихся отклонений в интеллектуальной сфере ребенка. Это еще один стресс, обида, гнев и протест. Рекомендованное обучение в школе VIII вида не соответствует ожиданиям родителей, планам и желаниям. Оставшееся время до 1 сентября родители проводят в мучительных ожиданиях и раздумьях. Этот период тоже нужно пережить и принять разумное решение.
Если у вас что-то получается, вам хочется этим заниматься дальше и вы гордитесь своими результатами, а значит вы находитесь в ситуации успеха. Чувство собственной успешности для любого человека является - двигателем его развития. Чувство неудачи и ощущение того, что что-то не удается, отодвигает желание заниматься той деятельностью, которая терпит «фиаско». Только успех и положительные эмоции от выполненной работы, преодоление посильных трудностей с приемлемой долей сложности повышают мотивацию, стимулирует к дальнейшей работе. Особенности восприятия, умения анализировать и обобщать, быстрый темп, особенности процессов памяти и внимания вашего ребенка не позволяют усваивать программный материал в полном объеме, который предлагает программа средней общеобразовательной школы, на выборе которой вы остановитесь. Вы подвергаете ребенка серьезным испытаниям. Новые условия адаптации к школьной жизни слишком сложны и некомфортны для него. Все чаще и чаще он будет переживать неуспех, чувствовать непреодолимую преграду на пути освоения учебных действий, все глубже и глубже погружаться в ситуацию дискомфорта. В результате чего сформируется комплекс «неудачника», заниженная самооценка. Путешествие, в которое вы отправили своего ребенка неувлекательно и неинтересно. Педагог говорит на непонятном для него языке, и лишь путает и заводит в тупик. Ребенок находится вне зоны своего развития. Реализовывать себя он не может. Его мозг функционально не готов воспринимать эту информацию. Нежелание учиться, агрессия, ухудшение общего состояния здоровья - вот итог проб и ошибок. В сфере психологии существуют такие качества, без которых успех невозможен. И одно из них, несомненно, - уверенность в себе.
В настоящий момент интерес к проблеме помощи детям с умеренным и тяжелым нарушением интеллекта значительно возрос. Разрабатываются новые формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в обществе. Об этом свидетельствует Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии и инструктивное письмо Министерства образования РФ (№3 от 26.12.2000), согласно которым в коррекционных учреждениях VIII вида должны создаваться и функционировать классы для этой категории детей. Кроме того, в последние годы в большинстве регионов РФ открыты реабилитационные центры для детей с умеренно и тяжело выраженной интеллектуальной недостаточностью. Но таких центров катастрофически не хватает, и это еще один барьер, который предстоит преодолеть родителям и их детям по окончании школы.
Все еще большинство родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, не придают особого значения тому, что система коррекционно-развивающего обучения имеет для них ряд преимуществ, перед традиционной системой среднего общеобразовательного обучения. Это подтверждает анализ случаев обращений родителей в психологическую службу и свидетельствует о том, что единая система оказания помощи родителям на ранних этапах развития ребенка, и дальнейшее сопровождение специалистами различных областей реализуется недостаточно согласованно. Анализируя запросы родителей, в рамках консультационной деятельности выявлено следующее:
Из 30 обращений:
Нарушение детско-родительских отношений - 6 случаев Агрессивное поведение - 2 сл. Завышен уровень притязаний - 2 сл. Дезадаптация - 7 сл. Страхи - 2 сл. Конфликт «родитель-врач» - 2 сл. Конфликт « ученик-ученик» - 4 сл. Диагностика - 2 сл. Стресс -2 сл.
Рейтинг запросов распределился следующим образом:
Дезадаптация школьников.
Нарушение детско-родительских отношений.
Конфликт в системе «Ученик-Ученик».
Диагностика, агрессивное поведение, высокий уровень притязаний родителей, страхи, стресс.
Причины обращений по дезадаптации следующего содержания:
приход в школу детей, прошедших неверный путь подготовки - «натаскивание», нет опыта общения в коллективе;
непринятие ситуации и несогласие с рекомендованным типом образовательного учреждения (школа VIII вида);
тяжелая психологическая обстановка в семье (высокий уровень тревожности, незнание особенностей структуры дефекта ребенка, пугает будущее).
Характер содержания последующих запросов:
не справляются с детьми, не находят приемов и методов воздействия;
нет доверительных отношений;
неосведомленность в вопросах сексуального воспитания и развития детей;
отказ от выполнения требований учителя;
неожиданные приступы гнева; .
боязнь темноты, повторения неприятной ситуации, передвижения на транспорте;
развод, болезнь близких;
нежелание обучаться в коррекционной школе VIII вида (влияние общественного мнения, несогласие с назначениями и диагнозом врача).
Рассмотренные психологические особенности семей с «особым» ребенком ориентируют специалистов на изучение своеобразия внутрисемейных отношений, а также на развитие компетентности в установлении контакта и психологического сопровождения, как ребенка, так и родителей на ранних этапах развития.
Полученные данные дают возможность подойти к вопросу профилактики дезадаптации школьников с научной точки зрения, и разработать программу психолого-педагогического сопровождения для всех участников этого процесса, учесть особенности психологического статуса семьи, усовершенствовать систему мер по оказанию психологической помощи семьям, способствующей гармонизации внутрисемейных отношений. Главной целью в этой работе является изменение самосознания родителей, а именно формирование у них позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями развития. Такая позиция позволит обрести новый смысл, стать родителям активными участниками и следовать за естественным природосообразным развитием своего ребенка [4].
Таким образом, изучение особенностей психики родителей детей инвалидов, может помочь определить основные качества, которыми должны обладать родители, для наиболее успешного воспитания своих детей.
Важнейшая социальная функция семьи воспитание подрастающего поколения. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте (М.И. Лисина) базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Д.Боулби, М. Эйнсворт).
Психологическая работа с родителями - довольно сложное направление. Часто родители не сомневаются в своей компетентности, обвиняя в случае возникновения затруднений в детско-родительских отношениях школу и общество, им сложно признать ошибочность своих мыслей, чувств, действий. На фоне этого внутри семьи неравномерно распределяется воспитательная активность между отцом и матерью. В большинстве случаев воспитанием, эмоциональным общением с детьми занимается мать, а отец делает это по настроению. В итоге в семье не наблюдается системности воздействий, а родители редко выступают для ребенка единым целым.
В процессе воспитания особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку; мотивы, ценности и роли родительства; стиль взаимодействия с ребенком; способы разрешения проблемных ситуаций; социальный контроль и тип семейного воспитания (А.Я. Варга, А.С.Спиваковская, О.А. Карабанова).
А.С. Спиваковская подчеркивает, что «любовь к ребенку формируется в процессе всей жизни и деятельности человека. Родителям необходимо всю жизнь учиться любить своих детей, учиться проявлять свою любовь наиболее полезным для ребенка образом. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человечка, она способна преобразовать и совершенствовать взрослых, обогащать их духовный мир».
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это, то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Ощущение и переживание контакта с родителями, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать родительскую любовь,...
Похожие материалы:
Дипломная работа: Психологическая готовность к школьному обучениюРеферат: Профилактика и преодоление дезадаптации детей, находящихся в ситуации развода родителей
Курсовая работа: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ
Реферат: Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии
Курсовая работа: Психологическая готовность к школе