Реферат: Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии

Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.

Дата добавления на сайт: 16 сентября 2024


Скачать работу 'Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии':


Содержание
Введение
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме возникновения и коррекции страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии
1.1 Проблема детских страхов в психологии
.2 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста
2. Методы коррекции страхов в дошкольном возрасте
.1 Направление работы по коррекции страхов у детей
.2 Игротерапия как способ коррекции страхов у детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.
Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Страх, как и другие неприятные переживания не является однозначно «вредным» для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что в свою очередь может перейти в невроз страха и является патологическим состоянием. При этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость.
Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции - это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой. Так как игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности, то я считаю что, основным коррекционным средством страхов у детей является игротерапия.
Цель работы: изучение психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии.
Объект: страхи детей дошкольного возраста.
Предмет: способы коррекции страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии.
Задачи:
.проанализировать психологическую литературу по проблеме возникновения и коррекции страхов у детей дошкольного возраста;
.изучить методы коррекции страхов детей дошкольного возраста;
.изучить психологическую коррекцию страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии
Методы: анализ психолого-педагогической, методической и другой научной литературы.
1.Теоретический анализ научной литературы по проблеме возникновения и коррекции страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии
1.1Проблема детских страхов в психологии
Активность и жизнерадостность - типичные детские эмоциональные состояния. Однако формирующееся самосознание с одной стороны, и сама жизнь - с другой, могут вызывать и негативные переживания. Самое распространенное среди них - страхи.
В современном мире практически у каждого из людей есть различные страхи. Эти эмоциональные проявления являются неотъемлемой частью нашей жизни. Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Многие детские страхи чаще всего исчезают бесследно [5. с. 84].
Изучением страха в психологической и педагогической науках занимались многие зарубежные ученые (Д.Боулби, Рэчмен, Черсворт, Грэй, Томкинс, Рейнгольд, А. И. Захаров, Е.Г. Макарова, Спиваковская А.С., Панфилова М. А., Овчарова Р.В., Неймер Ю.Л. и др.).
В зарубежной психологии авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «страх». Так, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова и др. рассматривают содержание страха, как тесно связанное с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений.
Другие авторы: З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм и др. определяют страх, как аффект, который возникает в субъективной ситуации.
Но все эти исследователи подчеркивали, что страх является движущей силой личностного развития.
Дети могут бояться темноты, диких животных, разбойников, чудищ, незнакомых людей, отделения от матери, одиночества, даже врача, а так же - потери родителей. Важно, чтобы эти страхи не стали устойчивыми, то есть не приобрели характер фобий. В этом случае ребенку будет необходима помощь.
А.И. Захаров впервые в мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статистические данные, показывающие влияние различных факторов. А такие ученые, как Гозман Л.Я. и Алешина Ю.Е. определили причины появления детских страхов.
Замечено, что у детей, живущих в городах, страхи проявляются интенсивнее, чем у деревенских, у единственных в семье детей - чаще, чем у тех, кто имеет братьев или сестер. Недостаточная двигательная и игровая активность, отсутствие навыков коллективных игр также приводят к появлению беспричинного беспокойства.
Страх - психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). Страх проявляется как у отдельных лиц, так и у групп, больших масс. Степень, формы его проявления разнообразны, но это - область, прежде всего, индивидуальной психологии [5. с. 93].
Существуют различные формы страха: испуг, боязнь, аффективный страх - самый сильный.
Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное, труднопреодолимое течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру.
Изучением детского страха занимались такие ученые как А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, М.А. Панфилова, И. Кулинцова и другие.
Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой - устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
Значительным поводом для возникновения страха могут явиться нервно-психические перегрузки матери, а также принятие ею на себя роли главы семьи: много работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, что вызывает у них ответные реакции беспокойства. Неизбежно приведут к страхам частые и шумные конфликты между родителями. Исследователи отмечают, что более ранимыми в этих ситуациях оказываются девочки.
Серьезные или длительные стрессовые ситуации могут подорвать силы детей и привести к невротическим отклонениям. На основе страха может развиться тревога - состояние беспокойства, опасения, имеющее неопределенный или неизвестный источник. Тревожащиеся дети чего-то опасаются, но не знают, чего именно [5. с. 97].
Исследователи считают, что тревога неизбежно сопутствует процессу социализации. Хотя страх и тревога являются эмоциями, которых обычно стремятся избегать, но они неизбежны. Однако устойчивые страхи (фобии) принимают патогенный характер и нуждаются в устранении, так как подавляют нормальное развитие и нарушают его ход.
Что бы победить страхи, нужно их упростить. Лучший способ помочь детям справиться со страхом и тревогой - снизить излишнее напряжение. Если у детей обнаруживается необычно высокий уровень напряжения или частые вспышки раздражения, полезно на несколько дней упростить им жизнь за счет щадящего распорядка.
Эффективными приемами для коррекции эмоциональных состояний детей могут быть приемы рационализации - демонстрация и разъяснение принципиальной безопасности ситуации, вызывающей у ребенка страх. В отдельных случаях можно использовать предметы, способные защитить ребенка в любых ситуациях. Положительно могут сработать совместно изобретенные взрослым и ребенком средства защиты - например, игрушечная сигнализация, талисман, игрушечный герой. Еще один психотерапевтический прием - преобразование страхов.
Их можно нарисовать, вылепить из пластилина, а затем - нарядить, высмеять, уничтожить.
Взрослым полезно усвоить ряд действий по рационализации детских тревожных состояний, в числе которых: распознание стрессовых реакции у детей по их характерным признакам, обеспечение детям надежного присутствия взрослого, предоставление детям возможности рассказать о своих чувствах, помощь в понимании смысла событий или обстоятельств, доступно объяснив происходящее, разрешение регрессивного или не соответствующего возрасту поведения, например: посидеть на коленях, «поприставать» с пустяками, подурачиться, закутаться в одеяло.
Отсутствие внимания взрослых к устойчивым детским страхам и несвоевременная их коррекция могут привести к деформированию эмоциональной сферы детей.
Известны, по крайней мере, три варианта развития отрицательной эмоциональности детей: тревожность, негативистическая демонстративность и уход от реальности [5. с. 105].
Высокая тревожность устойчиво проявляется при постоянном недовольстве ребенком со стороны родителей, при обилии замечаний и упреков. Тревожность в таких случаях возникает из-за страха сделать что-либо плохо, неправильно. Возможен и другой вариант - на ребенка возлагаются большие надежды из-за его неординарности, одаренности, вследствие чего к нему предъявляются завышенные, а то и нереальные требования. Высокая тревожность, как правило, ведет к снижению самооценки, мотивации избегания неудачи. Сопутствующими проявлениями может стать бездумное следование указаниям взрослых, предпочтение действовать по образцам и шаблонам, боязнь проявить инициативу.
Взрослые, недовольные низкой продуктивностью ребенка, могут еще более усилить его эмоциональный дискомфорт, часто обсуждая с ним его проблемы. Таким образом, может возникнуть замкнутый круг, разорвать который можно лишь изменив установки взрослых. Им следует обратить внимание на успехи ребенка, формируя у него мотивацию достижения успеха, которая послужит главным фактором снижения личностной тревожности.
Негативистическая демонстративность - направленность на привлечение к себе внимания окружающих [12. с. 56].
Дети, имеющие такую особенность, ведут себя манерно, демонстрируют утрированные эмоциональные реакции, стремясь обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для тревожных детей основная проблема заключается в постоянном неодобрении взрослых, то для демонстративных - в недостатке похвалы. Причина демонстративности может крыться как в заброшенности, недолюбленности в семье, так и, напротив, в чрезмерной опеке и внимании, формирующих гипертрофированную потребность в эмоциональных контактах [7. с. 58].
Дети с таким типом поведения могут добиваться необходимого им внимания разными средствами, в том числе и нарушением правил поведения, потому что замечания взрослых для них являются подкреплением их демонстративности. Таким детям полезно предоставлять различные возможности самореализации.
Лучшее место для проявления демонстративности - сцена, участие в утренниках, концертах. Хорошим отвлекающим средством может стать изобразительная деятельность и общественные поручения [15. с. 300].
Уход от реальности представляет собой сочетание демонстративности с тревожностью. При таком варианте дети имеют сильную потребность во внимании к себе, но не могут реализовать ее в ярком выражении из-за тревожности. С одной стороны, опасаясь вызвать неодобрение, они стремятся выполнить требования взрослых, с другой - высокая тревожность затрудняет их контакты и продуктивную деятельность. Не достигая желаемых успехов в деятельности, они выпадают из процесса, витая в облаках.
Защитная функция воображения, к которой такие дети часто прибегают, дает им с помощью мечтаний и разнообразных фантазий почувствовать себя главным действующим лицом, добиться недостающего признания. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье ребенка. В детском фантазировании, в отстраненности от реальной жизни всегда отражается стремление к признанию и вниманию.
Коррекционной тактикой взрослых может являться активное поощрение детей, проявление внимания и заинтересованности к результатам их деятельности.
1.2Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста
Страх складывается из определенных и вполне специфических физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства нервной высшей деятельности [10. с. 25].
Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они «всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными, к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний - они « всё держат в себе».
Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если на лицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям навязываемой или системной целостностью ориентации, таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности.
Причиной страха может быть присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. Врожденные детерминанты страха, которые называются «природными стимулами и их производными». [10.с. 69].
Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль [10 с. 33].
Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Многие авторы показали, что природные стимулы страха связанны с возрастом, т.е. зависят от процессов развития и созревания.
Например, ряд исследований показал, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6 и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими. Более тщательный анализ проблемы изученности причин возникновения страхов прослеживается в теоретическом подходе Боулби. Он перечисляет ряд наблюдаемых экспрессивных и моторных актов, которые, по его мнению, можно рассматривать, как индикаторы страха. «Они включают осторожное всматривание в сочетании с подавлением движений, испуганное выражение лица, а также поиском контакта с кем-либо» [21.с. 6].
Боулби предложил 4 основания для объединения различных форм поведения в поведенческий синдром страха:
а) многие, если не все, проявления страха имеют тенденцию возникать одновременно или последовательно,
б) события, которые вызывают одну из них, обычно вызывают и другие,
в) большинство из них, если не все, выполняют единую биологическую функцию защиты,
г) при самоотчёте испытуемые указывают на них, как на проявление страха.
Грей разделил все причины страха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии.
Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно выработанными сигналами опасности.
Работа Кагана, посвященная развитию негативного аффекта у детей, даёт более дифференцированный анализ аффектов.
Он утверждает, что существует 4 «состояния страдания», которые называются страхом.
По Кагану причинами «состояния страдания» являются:
а) не ассимилированное расхождение;
б) предвидение не желаемого события;
в) непредсказуемость;
г) признание несоответствия между взглядами и поведением;
д) признание диссонанса между взглядами.
В принципе любая эмоция может вызвать страх.
Сходство нейрофизиологических механизмов эмоций с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются активаторами. Как утверждает Томкинс, внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное к возбуждению[14. с.192].
Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл, в её работе, посвященной гипнотически внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием...

Похожие материалы:

Дипломная работа: Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Курсовая работа: Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста

Реферат: Исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией

Курсовая работа: Развитие воображения у детей дошкольного возраста