Реферат: Психологические аспекты личной свободы православного христианина

Актуальность темы. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что одним из наиболее важных вопросов, который преследует многих ученых и специалистов самых различных областей знаний - это характер, природа и истоки происхождения человека и мира.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Психологические аспекты личной свободы православного христианина':


ВВЕДЕНИЕ
христианский психология православный
Актуальность темы. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что одним из наиболее важных вопросов, который преследует многих ученых и специалистов самых различных областей знаний - это характер, природа и истоки происхождения человека и мира. В рамках изучения этого вопроса лежит концепция существования гуманизма, идейности и социальной основы на которой построено общество и в качестве одного из аспектов изучения темы исследования, можно выявить психологическую основу и характеристику личности православного христианина, которые являются связующим звеном между этими понятиями.
Одной из самых важных проблем, которые затрагивают в равной степени, как православное догматическое богословие, так и всех христиан - это изучение вопроса о становлении всего человечества, который рассматривается с позиции ученых как эволюционный процесс, а с позиции верующих христиан как творение Бога и обуславливает такие факторы, как: учение о человеке (антропология); святоотеческое учение, которое строится на писаниях святых отцов, особенностях книги Бытия и на православном толковании Священного Писания; а также на серьезном осмыслении творений античной и современной философии.
В это время сопутствующими и наиболее актуальным фактором является изучение психологии личности православных христиан, поскольку данный аспект является отчасти религиозным, а отчасти научным феноменом (в зависимости от позиции исследователя).
Термин - психология в переводе с древнегреческого означает “наука о душе” (гр. psyche - «душа» + logos - «понятие», «учение»). На протяжении долгих лет, данный термин имел различное обозначение. В само понятие психологии вкладывается отрасль науки, изучающая различные душевные проявления. На данный период времени, с лингвистической точки зрения, вместо понятия “душа” используется понятие “психика”, причем подразумевается, что “душа” и “психика” это одно и то же.
Онтология (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος - сущее, то, что существует + λόγος - учение, наука) - учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.
Более детальное и углубленное изучение онтолизма православной науки, позволяет открыть новые подходы к пониманию современной философии, психологии и духовности, при этом, если проводить детальный анализ аскетики Церкви, монашества и пастырства, то можно заметить, что новые стороны человеческой души, которые начали рассматриваться недавно, уже изучались и рассматривались ранее.
Нельзя пренебрегать учением и науками, которые рассматривают медицинские, психологические, психиатрические и нейропсихологические аспекты, отдавая предпочтение антропологии, потому как, в некоторых случаях они отличаются более углубленным характером изучения, касательно узкоспециализированных вопросов. В том числе и когда практика православной антропологии может доверять психотерапии там, где она не противоречит православному учению.
На данный момент современная психология строится, прежде всего, на материальных ценностях, которые заимствованы из западных капиталистически-экономических мировоззрениях (ассимиляция, продолжение главных течений западной психологии - психоанализа, бихевиоризма и др.), берущих свое начало из теории марксизма (теория деятельности, системный подход и др.). Также наиболее доминирующую позицию удерживает гуманитарная психология, которая в отличие от западной гуманистической психологии, опирается на движение по построению христианской психологии и на значительно, более широкие философско-гуманитарные основания. В это время основной задачей построения христианской психологии является рассмотрение контекста православной христианской культуры, воспитание и коррекция личности в соответствии с христианскими ценностями и введение основ психологии на новом уровне постулатов души и духа.
Предметом православной психологии является рассмотрение человека как целостной тримерии: тело - душа - дух, как падшего существа, созданного по образу и подобию Бога. В это время наблюдается отхождение от идейных основ православной психологии, тождественной науки -гуманистической психологии, которая строится при осуществлении попытки возвыситься до христианства секулярной культуре.
Смысловая конструкция понятия «свобода», употребляется в совершенно разных смыслах, поэтому понимание этого термина в различных контекстах, может быть искажено. С целью избежать этого упущения, был сформирован трех концептуальный анализ:
В первой концепции, свобода может рассматриваться, как метафизическое понятие - свобода воли, которая является одним из фундаментальных свойств человеческой природы и анализируется с позиции внутреннего психологического самоопределения личности перед лицом метафорических понятий добра и зла. Христианское учение утверждает, что деградация личности происходит именно тогда, когда утрачивается свобода воли. Свобода личности и воли является уникальным человеческим даром, поскольку на нее не может воздействовать ни что другое: ни власть, ни другой человек, ни законы, ни демоны, ни ангелы, ни даже сам Бог.
Материализация акта свободной воли реализуется именно тогда, когда человек вступает во взаимодействие с ограничивающими его факторами. Социальное понимание свободы заключается в проблеме степени развитости прав человека, либо внешней его свободы, что характеризуется общественной моралью, законными и обычаями, выражающими проявлениями человеческих поступков в окружающем мире. Именно это и является степенью ограничения социального понимания свободы действий.
Второй категорией является духовная свобода, которая представляет собой особую причастность христианина к Духу Святому. Данная степень свободы выражается во власти человека над своим эгоизмом, греховными чувствами, страстями и его желаниями, которые также могут рассматриваться как степень выраженности потребностей. Апостол Павел пишет: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17) и называет человека, достигшего духовной свободы, «новым» (Еф. 4:24), подчеркивая этим обновленность его ума, сердца, воли и тела по образу Христа. Исходя из позиции христианского учения, человек, живущий греховно и не имеющий силы следовать тому, о чем говорят ему его вера, разум и совесть, является рабом. Данное состояние духовного рабства как антитезу истинной свободе апостол Павел описывает в следующих ярких словах: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (Рим. 7:15, 19, 23).
В рамках изучения психологических свойств личности, христианские воззрения на достоинства и свободу в системе прав человека, базируются на ряде социальных и религиозных принципах.
Основными причинами, которые обуславливают христианскую антропологию, является то, что это богословская дисциплина, имеющая свою уникальную методологию. Отличительной чертой христианской антропологии, является то, что при попытке внедрить абсолютно любые знания из других дисциплин, обуславливают бесполезность их дальнейшего применения, при этом у других наук наблюдается категориальная несовместимость с антропологией.
На данный момент существует отдельное категориальное подразделение общей антропологии - нравственное богословие, которое рассматривается как аналог светской этики.
Согласно определению, нравственное богословие - это основа православного учения о нравственности, которое также рассматривает христианское, евангельское возрастание человека.
Нельзя забывать о том, что личная свобода православного христианина, лежит в вопросах этической, нравственной, моральной и религиозной свободы, которые лежат в основе совершенного гуманистически свободного социума.
К примеру, тема добра и зла была поставлена нравственной этикой, после чего была взята за основу нравственным богословием, которая делала упор на догматику при учете того, что эти вопросы решались на основе христианской онтологии, в которой нет понятия субстанциональности зла. Именно в этом аспекте, наблюдается переход от двуполярного понимания добра и зла, в рамках понимания философского мира, к однополярному пониманию, рассматривающему исключительно добро и благо, с позиции Божественного Откровения и Творения. Именно это позволяет с позиции нравственного богословия, прийти к пониманию страсти, как искаженного проявления благой природы, а также истоки происхождения греха в человеке и смысл греховного поступка.
Основным смыслом святоттеческого богословия, является благодатная истина, которая была дарована Господом Богом, которая постигается годами во всем богатстве опыта и объеме. Но также стоит учитывать, что основная проблема в постижении духовных знаний, собранных веками, остается в виду того, что современное материальное сознание человека, либо противоречит, либо препятствует пониманию вековых духовных истин. Для того чтобы адекватно понимать смысл священных писаний, необходимо ввергнуться в православную практику Церкви и стремиться всей душою к осознанию учения святых отцов и традиций.
Рассматривая этот вопрос с либерально-демократических соображений, можно выявить тот факт, что любые ограничения духовных потребностей у человека, признаются с данной позиции, противоестественными и следовательно вредными, поскольку данные потребности принимаются в гуманизме за выражение фундаментальной сущности человека, и поэтому они определяют его ценности, по сути своей, обслуживающие эти потребности. В данном контексте можно определить, что наличие психофизических, духовных потребностей, которые также являются душевно-телесными, это фундамент формирования личностного поведения человека. Однако, стоит учитывать, что данный научный взгляд, на самом деле является циничной ложью, ибо реальность превращает вышеназванный принцип в утопический призыв, способный лишь развратить человека таким пониманием ничем не ограниченной «свободы». Апостол Петр пишет: Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Исполнение Божиих заповедей как путь к подлинной свободе.
В отношении методик психологического воздействия на свободу личности православного христианина, посредством антропологической психологии, предпочтенье отдается коррекции внутренних, а не внешних факторов, поскольку для антропологической психологии важно воздействовать на сознание, освобождая душу человека от греховных мыслей, предавая её спасительной благодати, и в случае наличия дефектов в сознании, психокоррекции которая осуществляется посредством беседы и адекватного понимания личности больного.
Психологическая антропология считает, что личность человека хоть и является несовершенной в нравственном отношении, но создана ценностной и сознательной, при этом вопрос свободы личности христианина, строго ограничивается правилами нравственности и морали, которые лежат в основе социальных представлений о совершенстве личности.
Проявление индивидуальной человеческой природы, которая является конфликтующей основой взаимодействия с традиционным, праведным и богобоязненным послушанием, заключается в существовании обезличенной части, природы и сил взаимной обращенности, выражающейся в несовершенстве богословского понимания Образа Божия. Понимание этих основ должно выражаться в четком богословском обосновании прилагающихся усилий, направленных на единение природы и любви, выражающихся в единении различных триад частей, сил и проявлений божественной природы человеческого происхождения. Именно в этом должно заключается устройство функционирования внутренних законов человеческой природы и стремления к пониманию обязанностей, связанных с божественным подобием, которые открывают возможность обретения душевной свободы личности.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение психологических аспектов личной свободы православного христианина.
Объект исследования - личность православного христианина.
Предмет исследования - психология личности православного христианина.
В рамках рассматриваемой темы исследования были поставлены следующие задачи:
. Рассмотреть основные понятия христианской психологии и антропологии в рамках рассмотрения вопроса личной свободы православного христианина.
. Провести анализ методов и предмета православной христианской психологии.
. Рассмотреть основные психологические особенности личности православных христиан.
. На основании проведенного анализа христианской психологии и антропологии в рамках рассмотрения вопроса личной свободы православного христианина, провести анализ христианской православной психологии и антропологии.
. Выявить основы христианских воззрений на достоинства и свободу в системе прав человека.
. Провести анализ психологических концепций вопроса рефлексии ценностной стороны на базе практики христианской антропологии в рамках рассмотрения христианской рефлексии ценностной стороны психологических практик и обновления психологической практики на базе христианской антропологии.
В процессе рассмотрения выше приведенных задач были использованы следующие методы:
. Анализ учебно-методической и специальной литературы.
. Практический анализ свободы личности православного христианина на базе рассмотрения вопросов общей христианской психологии.
Структура работы состоит из 3х глав, первая из которых носит теоретический характер, а следующие две - аналитический, введения, заключения и списка использованной литературы.
В основу теоретических и практических исследований, объединенных в общую методологию, были включены работы отечественных и зарубежных авторов.
Данная тема нашла отображение в следующих авторов: Басова Д., Братуся М., Лешкевича Т. Г., Манерова В. Х., Мамардашвили М., Роджерса К., Уайтхеда А. Н., Слободчикова В. И., Исаева Е. И. и многих других.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ
.1 Разбор понятий христианской психологии и антропологии в рамках рассмотрения вопроса личной свободы православного христианина
Исходя из более обобщающих понятий, в определении психологии, трактуется, что предметом психологии является психика живых существ во всем многообразии ее проявлений.
Для рассмотрения понятия свободы нам необходимо ознакомиться с антропологией и христианской психологией, в рамках которых рассматриваются интересующие нас вопросы о христианском понимании свободы личности человека.
Абсолютно любое направление психологии, характеризуется, прежде всего, отношением к концепции понимания человека, тех движущих стимулов, которые вложены в основу понимания и становления его личности в рамках социума. В основу изучения психологии вложено изучение сути, образа и природы самого человека, поскольку ни одно из направлений психологии не рассматривается самостоятельно, а является методикой изучения особенностей личности человека.
"Духовный ум" - описывалось некоторыми писателями под именем "сверхсознательного ума"" этот термин отмечает различие, существующее между подсознательным или инстинктивным умом и сознательным умом или интеллектом. Таким образом, "духовный ум" (или "интуиция") выделяется, и при этом становится видно, что, будучи отдельным от интеллекта, он в то же время не имеет ничего общего с низшим, инстинктивным умом. И хотя действительно существование "способности прозрения" ясно только ограниченному числу людей, кроме них есть много таких, которые сознают, "что-то высшее в себе самих". И это высшее ведет их к мыслям, желаниям, стремлениям и поступкам, все более и более возвышенным и благородным. А еще большее число людей получает только слабое мерцание света духа, и все-таки, хотя они и не знают его, они до некоторой степени подчинены его влиянию. Таким образом, все человечество получает благодетельные лучи духа. Хотя во многих случаях свет, идущий от духа, бывает затуманен плотными материальными преградами, окружающими человека до такой степени, что его духовные сумерки подобны мраку ночи. Но все-таки человек постоянно развивается, сбрасывает оболочку за оболочкой и медленно подвигается к своей высокой цели. В конце, концов, свет засияет для всех.
Множество событий и происшествий в нашей жизни говорят о том, что помимо материальных чувств человек использует и некоторые другие способы восприятия, которые намного превосходят обычные чувства. Эти необычные чувства называются по-разному в зависимости от средств и способа восприятия: например, Шестое Чувство, экстрасенсорное восприятие, интуиция, сознание, внутренний голос, духовный полёт и т.д.
Иногда в своей жизни человек сталкивается с ситуацией, когда он не может понять и решить, как ему следует поступить в конкретных обстоятельствах. В ходе попыток глубоко задуматься, он становится “пустым”, и вдруг в его уме вспыхивает идея, и это идея кажется странной и никак не связанной со сложившейся ситуацией. За этой идеей не прослеживается никакой логической причины, но тем не менее она имеет вес и её нельзя просто упустить или проигнорировать. Человек действует, руководствуясь этой идеей, и проблема, которая так сильно досаждала, разрешается.
Мы часто слышим ссылки на это, когда кто-то говорит: ”моё шестое чувство говорило мне не делать это” или” мне пришла в голову мысль, и, несмотря на усилие, я не мог от неё избавиться, и тогда произошло то, о чём я думал”.
Помимо механизмов сознания действует и другая сила, которая влияет на работу сознания. Человеческая жизнь на каждом своем этапе связана с этой силой. Человек редко дает себе труд заметить эту силу, потому что она является для него обычной и само собой разумеющейся, но в жизни возникает много ситуаций, которые нельзя назвать обычными. Поэтому человеческий интеллект вынужден делить умственную деятельность на разные категории в соответствии со своими наблюдениями и опытами.
Психологи толкуют о подсознательном и бессознательном, а парапсихологи знакомят нас с шестым чувством, внутренним голосом и экстрасенсорным восприятием. Религиоведы выдвигают идеи сознания, интуиции и души.
То есть, во всех сферах человеческого знания обязательно упоминается другая сущность. И даже неверующие верят в то, что существует сущность, высшая по отношению к разуму и сознанию, они называют ее Природой.
Проще говоря, в человеке действует два ума: один внешний, или проявленный, ум, а другой ум внутренний, или духовный. Чем теснее связан проявленный ум с внутренним, или духовным, тем более мирную жизнь мы проживаем, в этом случае диапазон, нашего восприятия и способность получать информацию от духовного ума увеличиваются многократно.
Главной целью духовных наук является научить человека максимально эффективно использовать свой духовный ум. Телепатия (общение...

Похожие материалы:

Реферат: Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко

Реферат: Медико-психологические последствия боевой психической травмы: клинико-динамические и лечебно-реабилитационные аспекты

Дипломная работа: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ)

Контрольная работа: Психологические аспекты делового общения

Курсовая работа: Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения личности при переходе из среднего звена в высшую школу