Реферат: Психологические исследования групповой эффективности

В современной науке выделяется несколько подходов к трактовке понятия «эффективность». Например, в экономической теории под эффективностью понимают соотношение объема или стоимости произведенных товаров или услуг с объемом или стоимостью затраченных ресурсов или минимизацию расточительного использования ресурсов.

Дата добавления на сайт: 16 сентября 2024


Скачать работу 'Психологические исследования групповой эффективности':


Оглавление
1. Психологические исследования групповой эффективности
.1 Понятие эффективности субъекта
.2 Направления исследования групповой эффективности
.3 Модели групповой эффективности
.4 Параметры и способы оценки групповой эффективности
. Субъектные характеристики и эффективность малой группы и неформальных подгрупп
.1 Цели, задачи и эффективность
.2 Мотивация и эффективность
.3 Нормы и эффективность
.4 Сплоченность и эффективность
. Феномены общения и эффективность малой группы и неформальных подгрупп
.1 Взаимоотношения и эффективность
.2 Кооперация, конкуренция и эффективность
.3 Конфликт и эффективность
.4 Доверие и эффективность
.5 Идентичность и эффективность
Литература
1. Психологические исследования групповой эффективности
.1 Понятие эффективности субъекта
В современной науке выделяется несколько подходов к трактовке понятия «эффективность». Например, в экономической теории под эффективностью понимают соотношение объема или стоимости произведенных товаров или услуг с объемом или стоимостью затраченных ресурсов или минимизацию расточительного использования ресурсов. В административной теории выделяются такие определения эффективности, как степень соответствия результатов работы организации потребностям, желаниям и ресурсам ее клиентов, достижение целей функционирования той или иной системы, то есть получение результата, который оценивается путём сопоставления достигнутого состояния с желаемым. В теории социального управления эффективность трактуется как «отношение достигнутых положительных результатов и допустимых затрат» или как «величина затрат на ту или иную систему деятельности, которая приемлема для общества, поскольку не вызывает негативных последствий и в то же время достаточна для обеспечения существующего объема работ по управлению». В менеджменте и логистике под эффективностью понимается степень оптимизации использования материальных, финансовых, информационных, трудовых и других ресурсов. В психологии труда и организационной психологии эффективность определяется как отношение достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату или как необходимый результат, полученный с наименьшей затратой ресурсов.
Понимание групповой эффективности также неоднозначно и во многом зависит от методологического подхода, выбранного тем или иным исследователем. В качестве примеров определений эффективности можно привести следующие: “уровень производства товаров или услуг, в соответствии с целевой функцией группы”, “соотношение качества производимой продукции и удовлетворенности членов группы членством в этой группе”, “успешность решения группой задач, связанных с выполнением ее целевой функции и обеспечением психологического комфорта членов группы” и др. Все многообразие определений можно объединить в две категории. В первой эффективность раскрывается через соотношение затраченных ресурсов с результатами деятельности, а во второй - через степень реализации поставленных задач и достижения предполагаемых результатов. Кроме того, многие авторы учитывают при оценке эффективности групповой работы социально-психологическую составляющую труда.
.2 Направления исследования групповой эффективности
Исследование проблемы групповой эффективности ведется по нескольким основным направлениям: разработка моделей групповой эффективности, выделение критериев оценки эффективности группы, изучение конкретных факторов и условий групповой эффективности.
Так, множество работ направлено на изучение факторов групповой эффективности. В одних внимание фокусируется на ресурсах группы, а в других - на ее формально-количественных и социально-психологических характеристиках. Продуктивность группы может зависеть от факторов двух категорий: ресурсов группы и требований задачи. Групповые ресурсы включают в себя все релевантные, т. е. соответствующие решаемой задаче, знания, способности и навыки работников, фонды, орудия труда, время и др., которыми они владеют. Какой именно ресурс является релевантным, зависит от типа задачи (например, уровень интеллекта членов группы - ресурс для решения логических задач, а владение определенной технологией работы на станке - для производства товаров). В исследованиях эти ресурсы часто объединяются в шесть классов: взаимоподдержка, услуги, товары, деньги, информация и статус. Ресурсы группы могут относиться не только к внутренним, но и к внешним условиям ее жизнедеятельности, а потому внешний контекст в некоторых случаях может оказаться для групповой эффективности важнее ресурсов, которыми группа уже обладает.
В качестве формально-количественных переменных групповой эффективности чаще изучают композицию, численность и коммуникативную сеть группы. Например, композиция группы рассматривается по следующим четырем категориям характеристик ее членов: социально-демографические, личностные, деятельностные и лидерские. Групповая композиция оказывает влияние на внутригрупповую кооперацию, сплоченность и совместимость, доверие и обязательства перед группой, которые, в свою очередь, обуславливают групповую эффективность. Кроме того, влияние композиции на эффективность опосредуется различными характеристиками задач, решаемых группой.
Среди социально-психологических характеристик и феноменов общения, влияющих на групповую эффективность, за рубежом изучают сплоченность, норму продуктивности, социальную леность, групповую действенность, групповую идентичность, конфликт, лидерство. Например, при исследовании видов сплоченности было выявлено, что инструментальная сплоченность связана с результативностью групповой деятельности более тесно, чем социальная. Кроме того, влияние сплоченности на результативность группы опосредовано нормой продуктивности.
.3 Модели групповой эффективности
Существует ряд моделей групповой эффективности, предложенных зарубежными и отечественными авторами, в которых предприняты попытки отразить сложную взаимосвязь между различными видами, уровнями и аспектами проявления данного феномена. В модели Д. Креча и его коллег выделяется иерархическая структура переменных групповой эффективности, в которые входят три группы переменных: зависимые, независимые и промежуточные. К независимым переменным относятся количественные и структурные характеристики группы (численный состав, коммуникативная сеть, композиция, иерархия статусов), факторы окружающей среды (условия работы, функциональное место группы в организации, взаимосвязь с другими группами) и особенности решаемых группой задач (тип, степень сложности, условия решения). В число промежуточных переменных входят лидерство, мотивация, распределение ролей, межличностные отношения индивидов в группе. Зависимыми переменными названы продуктивность деятельности и удовлетворенность от принадлежности к группе. В этой модели эффективность рассматривается как комплексное явление: в частности, независимые и промежуточные переменные фактически являются факторами, обуславливающими эффективность, а зависимые переменные представляют собой собственно критерии эффективности.
В модели Дж. Хакмена описываются три аспекта групповой эффективности: реальная производительность - степень, в которой продукция группы соответствует стандартам ее производства или использования; способность работать взаимозависимо - степень, в которой члены группы способны работать вместе в будущем; развитие и благополучие членов группы - степень, в которой опыт пребывания в группе обеспечивает индивидам персональное обучение или развитие. Эти аспекты, по сути, представляют собой параметры эффективности, причем первый из них связан с экономической эффективностью, а два других можно отнести к так называемой социально-психологической эффективности.
И. Стейнер выдвинул идею о потенциальной и реальной продуктивности группы. Потенциальная продуктивность представляет собой максимальный уровень выполнения задачи, который можно ожидать от группы, с учетом совокупности ее индивидуальных способностей членов. Реальная результативность, как правило, оказывается несколько ниже потенциальной из-за действия процессуальных потерь. Процессуальные потери делятся на координационные - нарушения в согласованности совместных действий, не позволяющие организовывать их оптимальным образом, - и мотивационные - снижение мотивации индивидов на выполнение деятельности по достижению общегрупповых целей и задач. С другой стороны, иногда общегрупповой результат превосходит сумму возможностей индивидов в группе - в этом случае проявляется феномен процессуальной прибыли, связанной с оптимизацией распределения обязанностей и взаимоконтролем в группе. Ее источниками могут быть, во-первых, способность членов группы к обучению (наглядное и случайное обучение, социальная фасилитация и др.); во-вторых, когнитивная стимуляция (поддержка, ободрение других членов и др.).
В эвристической модели эффективности, предложенной С. Коэн и Д. Бейли, рассматривается зависимость эффективности от групповых процессов и психологических характеристик группы, а также от внешних по отношению к группе факторов. Под внешними факторами понимаются, во-первых, особенности окружающей среды, т.е. характеристики условий, в которых работает организация, например, особенности промышленной отрасли или определенного сегмента рынка; во-вторых - управляемые параметры, т.е. характеристики группы, задач или организации в целом, которыми могут манипулировать руководители, создавая условия для эффективной работы групп. Так, примерами управляемых характеристик для групповых задач может быть их автономность или взаимозависимость; для групповой композиции - размер, срок существования, однородность или разнородность членов группы по какому-либо признаку и т. п.; для организационного контекста - заработная плата, контроль, обучение, ресурсы и др. Групповые процессы представляют собой взаимодействие, например, общение или конфликты, происходящее как между членами одной группы, так и с внешними для группы индивидами. Психологические черты группы, такие как сплоченность, нормы, групповые настроения и когнитивные модели, различаются в зависимости от взаимопонимания, убеждений и эмоциональной атмосферы группы. В качестве внешних показателей групповой эффективности авторы называют производительность, установки и особенности поведения членов групп. Производительность включает в себя показатели количества и качества результатов работы группы; установки сотрудников - удовлетворенность, лояльность организации и доверие к руководителям; поведенческие параметры - прогулы, текучесть кадров и др.
Модель регуляции (или эффективности) совместной деятельности, предложенная Н. Н. Обозовым, включает три компонента, имеющие причинно-следственные связи: а) «условия-факторы деятельности и взаимодействия» (специфика и сложность задачи, время совместной деятельности, количество членов группы, взаимосвязанность между членами группы, функциональная структура группы - первичная (заданная извне) и вторичная (возникшая в результате взаимодействия), степень изолированности и автономности группы); б) «срабатываемость, совместимость и характер межличностных отношений»; в) «эффективность совместной деятельности». Первый компонент является центральным и влияет на второй непосредственно и опосредованно. В последнем случае он обуславливает степень подобия партнеров, внешнюю и внутреннюю мотивацию каждого члена и группы в целом, степень выраженности мотивации и ее направленность и др. В свою очередь, эти характеристики влияют на срабатываемость, совместимость и межличностные отношения, которые прямо воздействуют на эффективность совместной деятельности.
В микрогрупповой теории А. В. Сидоренкова групповая эффективность предстает как многомерный конструкт, включающий в себя два аспекта (потенциальная и реальная) и два вида (предметно-деятельностная и социально-психологическая) эффективности. Эффективность рассматривается на уровне группы в целом и каждой неформальной подгруппы в группе. Потенциальная эффективность - совокупность возможностей (внутренних условий) группы, которые в сочетании с внешними условиями и особенностями организации деятельности обуславливают реальную групповую эффективность. Реальная эффективность - достижение группой установленных извне или сформированных изнутри стандартов (нормативов) активности в производственно-экономической сфере и/или сфере общения. Предметно-деятельностная (или производственно-экономическая) эффективность - достижение группой (подгруппой) заданного уровня выполнения основной целевой функции или конкретных задач, а социально-психологическая - достижение группой (подгруппой) заданного уровня активности в общении, непосредственном или опосредованном совместной работой.
Потенциальная предметно-деятельностная эффективность группы (подгруппы) включает три блока, каждый из которых имеет несколько компонентов: социально-психологические характеристики коллективного субъекта (нормы деятельности, сплоченность, сработанность, противоречия, конфликты, доверие, идентичность и др.), количественно-структурные характеристики (численность, композиция, формальная коммуникативная сеть, структура формальная статусно-ролевая и др.) и производственно-организационные ресурсы (материально-техническое оснащение, руководство, организация совместной работы, полномочия и квалификация членов, их вклад в совместную деятельность). Потенциальная социально-психологическая эффективность группы (подгруппы) также содержит три блока переменных: социально-психологические характеристики совокупного субъекта (нормы общения, сплоченность, совместимость, противоречия, конфликты, доверие, и др.), количественно-структурные характеристики (численность, композиция, неформальная статусно-ролевая и социально-психологическая структура) и организационно-коммуникативные ресурсы (опыт группового и организационного общения членов, их коммуникативные знания и качества, стиль межличностного поведения членов группы и руководителя). Фактически, переменные потенциальной предметно-деятельностной и социально-психологической эффективности представляют собой факторы или детерминанты реальной эффективности. Актуальность тех или иных переменных потенциальной эффективности определяется формой организации и задачами совместной деятельности, политикой и приоритетами руководства, возможностями организации. Практика и эксперименты показывают, что группы не используют весь производительный потенциал, так как для активности группы характерны процессуальные потери, которые разделяются на координационные и мотивационные. Отсюда можно сделать вывод, что потенциальная предметно-деятельностная эффективность группы часто не реализуется в полной мере; могут также существовать причины, препятствующие реализации потенциальной социально-психологической эффективности.
Реальная производственно-экономическая эффективность может иметь объективные (например, количество произведенной работы, качество выполненной работы, соотношение результата и затрат) и субъективные (экспертная оценка результативности решения задач, выполнения проекта и т.п., в том числе в трудных условиях) показатели. Реальная социально-психологическая эффективность включает три параметра: удовлетворенность членов группой и результатами ее деятельности, психологический комфорт членов в группе и содействие группы личностному и профессиональному развитию своих членов. Также в качестве критериев социально-психологической эффективности в микрогрупповой теории предлагается рассматривать реализацию группой (подгруппой) функций по отношению к своим членам: информирование, обучение, содействие в реализации индивидуальных целей и удовлетворении социальных потребностей, обеспечение чувства безопасности.
.4 Параметры и способы оценки групповой эффективности
Исследователи чаще всего выделяют две основные категории параметров эффективности: показатели, связанные с реальной производительностью или продуктивностью деятельности, и социально-психологические показатели, характеризующие взаимодействие и взаимоотношение членов группы. К первой относят, прежде всего, качество и количество выполненной работы, точность выполнения поставленных перед группой задач, достижение целей профессиональной деятельности, объем выполненной работы, соблюдение сроков выполнения задач, соотношение результатов труда и затраченных ресурсов, финансовую продуктивность, сверхнормативную производительность труда, скорость решения возникающих проблем, отзывы клиентов, внедрение инноваций и др. Вторая может включать совершенно различные индикаторы групповой эффективности, например, удовлетворенность членов группы условиями работы, качеством обслуживания, начальством, вознаграждением, возможностями карьерного роста, социальным признанием и др.; особенности взаимоотношений членов группы и др.; возможность персонального развития и обучения членов в группе.
Сбор данных об эффективности организации или ее структурных подразделений может осуществляться несколькими путями. Наиболее распространенной является практика исследования эффективности с использованием субъективных критериев, например, суждений членов о тех или иных показателях жизнедеятельности группы посредством опросных методов, субъективного шкалирования. Некоторые показатели эффективности, прежде всего связанных с удовлетворенностью, лояльностью, доверием и другими аспектами отношений сотрудников, можно оценить только этим путем, в то время как для оценки производительности, продуктивности труда используются как субъективные, так и объективные критерии.
Наиболее распространенной является практика исследования эффективности с использованием субъективных критериев, например, оценок самих членов изучаемой группы. Ряд показателей эффективности, прежде всего связанных с удовлетворенностью, лояльностью, доверием и другими аспектами отношений сотрудников, можно оценить только этим путем, в то время как для оценки производительности, продуктивности труда используются как субъективные, так и объективные критерии. Примерами методов субъективной оценки членами эффективности группы могут служить опросник удовлетворенности членов группы (M.A. Campion), субъективное шкалирование общей удовлетворенности работой в группе или групповой продуктивности (объема работы, выполненного группой за определенный срок) (P.W. Mulvey and H.J. Klein), шкала измерения воспринимаемой производительности группы (суждения членов об успешности или неуспешности профессиональной деятельности группы) (A.G. Tekleab), методика изучения предметно-деятельностной эффективности группы и подгруппы, методика изучения социально-психологической эффективности группы и подгруппы (А.В. Сидоренков, Н.Ю. Ульянова). Для оценки командной эффективности с точки зрения достижения целей и процесса работы также могут использоваться периодически составляемые групповые отчеты (V.U. Druskat).
Помимо указанных инструментов субъективной оценки...

Похожие материалы:

Реферат: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Реферат: Акушерские исследования. Методы обследования беременных и рожениц

История болезни: Дефект зубных рядов I класса по Шредеру, IV класса по Келлеру, II класс по Суппли. Потеря жевательной эффективности по Н.И. Агапову 100%

Статья: ОТЧЕТ о проведении анализа клинической эффективности биологически активной добавки «Фламена» в терапии эрозивных и язвенных поражений верхних отделов желудочно-кишечного тракта

Самостоятельная работа: Организация статистического исследования. Этапы