Курсовая работа: Психологические особенности агрессивного поведения у людей с нарушением зрения
С помощью зрения человек получает наибольшее количество впечатлений об окружающем мире. Зрение определяет формирование представлений о предметах и явлениях, с его помощью познаются существенные признаки объектов, осуществляется ориентация в пространстве и контроль за движениями. [1] Инвалидность может существенно изменить жизненный путь человека, вызвать экзистенциальный (психодуховный) кризис и нарушить процесс социализации.
Дата добавления на сайт: 18 сентября 2024
Скачать работу 'Психологические особенности агрессивного поведения у людей с нарушением зрения':
Содержание
Введение
1. Анализ психологи ческой литературы по проблеме исследования
1.1Различные взгляды и подходы к проблеме личности в норме и с нарушением зрения
1.2Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на возникновение агрессивного поведения у людей с нарушением зрения
1.3Психологические особенности личности людей с нарушением зрения
2. Экспериментальное исследование особенностей агрессивного поведения у людей с нарушением зрения
.1 Объект и предмет исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Общая характеристика программы психологической коррекции агрессивного поведения у людей с нарушением зрения
Выводы
Рекомендации
Заключение
Список используемых источников
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Введение
С помощью зрения человек получает наибольшее количество впечатлений об окружающем мире. Зрение определяет формирование представлений о предметах и явлениях, с его помощью познаются существенные признаки объектов, осуществляется ориентация в пространстве и контроль за движениями. [1] Инвалидность может существенно изменить жизненный путь человека, вызвать экзистенциальный (психодуховный) кризис и нарушить процесс социализации.
В психологии любого человека, страдающего заболеваниями органов зрения, независимо от степени угрозы потери зрения, всегда наступает опасение и даже страх стать слепым. Так, например, некоторые серьезные заболевания (тапеторетинальная абиотрофия сетчатки, глаукома, атрофия зрительных нервов, тотальное помутнение роговицы и т. д.), [2] практически лишая людей зрения, порождают сложную систему переживаний, ведущих к нарушению привычного жизненного стереотипа, затруднению адаптации. У некоторых людей с нарушениями зрения после ознакомления с диагнозом сразу же возникают состояния угнетенности, агрессии, тревоги, страха (Литвак А.Г., 1972; Силкин Л.Н., 1982, 1984; Хрусталев С.А., 1990; Неумывакин А.Я., Гилилов Е.И., 2001; Шакиро Н.Л., 2002; Сорокин В.М., 2004). Эти психологические сдвиги носят довольно затяжной характер: от нескольких недель - нескольких лет. [3] При отсутствии своевременной и качественной психологической и психотерапевтической помощи происходит трансформация отдельных признаков психологического неблагополучия (личностных реакций на потерю зрения) в устойчивые психические состояния, которые в дальнейшем приводят не только к существенному ухудшению психического благополучия больного, но и накладывают отпечаток на всю систему его жизнедеятельности. [4] Кроме того, утрата зрения, вызывая полный отказ от прежнего жизненного стереотипа или значительно изменяя его, приводит к реконструкции личности инвалида.[5]
Многие исследователи отмечали, что слепота влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности. Подобные выводы обычно делались в ходе исследований поздно ослепших людей, тяжело переживающих утрату зрения. [6]
Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, агрессивность, внушаемость, ленивость, конформность и другие. [6,7]
Мы хотели бы, более подробно остановится на понятии «агрессия».
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей. [8]
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному.
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. [9]
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.
Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки
Актуальность работы. Неуклонный рост числа инвалидов является одной из актуальных государственных проблем, зависящей от множества медицинских и социально-экономических факторов и требующей комплексного межведомственного подхода на общегосударственном уровне. Ее решение потребовало изменения подходов и порядка работы сети специализированных учреждений, повышения профессионального уровня специалистов - экспертов, врачей, психологов и координации деятельности всех ведомств, участвующих в профилактике, установлении инвалидности. Эта работа продолжается и сегодня.
Государство оказывает большую поддержку в реабилитации и интеграции инвалидов по зрению в общество, но малая изученность психики, поведения и эмоционального состояния людей с нарушением зрения препятствует полноценному принятию инвалидов обществом.
Потеря зрения у взрослого человека приводит к определенной перестройке психики и поведения. На начальных этапах этот процесс сопровождается резкими, отрицательными психологическими проявлениями, наличием внутреннего дискомфорта. Любой человек с нарушенной психикой нуждается в психологической помощи, а инвалиду, на наш взгляд, тем более необходимо постоянное психологическое сопровождение. И только глубокая теоретическая и практическая изученность проблем психического и эмоционального состояния инвалидов по зрению может способствовать эффективной помощи в интеграции в общество людей с нарушением зрения.
На основании выше сказанного целью данной работы является - изучение проблемы агрессивного поведения у инвалидов по зрению.
Объект исследования - инвалиды по зрению первой и второй групп, которые обладают высоким уровнем агрессивности.
Предмет исследования - причины возникновения агрессивности у инвалидов по зрению.
Гипотеза исследования - можно предположить, что установление определенных причин повышенной агрессивности у людей с нарушениями зрения способствует проведению целенаправленной коррекционно-развивающей программы, приводящей к снижению агрессивности людей с нарушениями зрения.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определенны следующие задачи:
.В теоретическом анализе рассмотреть основные подходы к объяснению причин возникновения агрессии у инвалидов по зрению.
.Выявление наиболее важных психологических особенностей инвалидов по зрению.
.Диагностика исходного уровня агрессивности инвалидов.
.Разработка и реализация коррекционной программы, по снижению состояния агрессии у людей с нарушениями зрения.
.Контрольно - диагностическое обследование после коррекционной работы.
.Разработка рекомендаций для родственников и социальных работников.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
.Наблюдение.
.Метод опроса.
.Психодиагностические методы.
.Методы обработки данных.
.Интерпретационные методы.
Экспериментальной базой исследования является филиал «Костанайская областная организация» общественного объединения «Казахское общество слепых», г. Костанай.
Методологической основой исследования являются труды А. Г. Литвак, М. Е. Хватцев, Б. Г. Ананьев, А. В. Ярмоленко, А. И. Зотов, Ю.А. Кулагин, Т.Р. Армитэдж, П. Виллей.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивались использованием надежных и апробированных в психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами психического состояния инвалидов по зрению. Была сделана попытка создания системы коррекционно-развивающих занятий, способствующих снижению агрессивности в поведении людей с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования, коррекционной программы и разработанных рекомендаций психологами. Положения и выводы, содержащиеся в исследованиях, могут быть использованы при коррекционной работе с инвалидами по зрению.
Структура и объем работы - дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, рекомендаций, заключения, списка использованных источников, приложения.
1. Анализ психологической литературы по проблеме исследования
.1 Различные взгляды и подходы к проблеме личности в норме и с нарушением зрения
Для выделения личностных особенностей агрессивного поведения людей с нарушением зрения, необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий - «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».[10]
Термин «агрессия» сегодня часто употребляется в широком контексте. Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо уточнение смысла и значения этого понятия.
Почему люди действуют агрессивно, какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить подобное деструктивное поведение?
Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с разных позиций - с точки зрения философии, поэзии, религии.
В нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, но не на все вопросы, возникающие в связи проблемой агрессии, имеют ответы. [11, 12]
. Человеческая агрессия предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение (мстительность, расовые этические предрассудки).
. Агрессия с точки зрения социальной позиции. Необходимы знания социальных ситуаций и факторов как способствующих, так и сдерживающих агрессию. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что оскорбляют других или, часто недружелюбны, или они, будучи достаточно сильными, пытаются делать всё по- своему, или, может быть, что они твёрдо отстаивают свои убеждения, или, возможно без страха бросаются в омут неразрешённых проблем. [13] В некоторых случаях агрессоры могут скрывать свои стремления причинить боль или страдания другим. Агрессию важно определить не только как поведение, причиняющие вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижения негативных последствий.
Агрессия предполагает или ущерб или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений является обязательным. Результат агрессии - негативные последствия. Помимо оскорблений, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение, осмеяние, лишение чего-то необходимого, отказ в любви, нежности при определённых обстоятельствах можно назвать агрессивными. [14]
Проявление агрессии у людей бесконечны и многообразны, А. Басс выделил три основных шкалы, в которых можно описать агрессивные действия:
физическая - вербальная;
активная - пассивная;
прямая - непрямая.
Существовало и существует множество точек зрения, что считать агрессией. Первое положение: агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления. Или, третье положение агрессия - это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений. В настоящее время большинство психологов принимают следующее определение:
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. 11, 15.
Некоторые авторы 8,18 агрессию рассматривают как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы. Негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождаются прямыми действиями и нападками на других людей. В определении агрессии предполагаются действия, в которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве, остаются невыясненными многие вопросы.
Существует множество подходов и взглядов относительно агрессии человека.[16]
Агрессия - это поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку, возникающее по мнению представителей психоаналитической ориентации, в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначально врожденные неосознанные влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации порождает чувства тревожности, неполноценности, агрессивности, что ведет к социально дезадаптивным формам поведения. [17]
В своих ранних работах З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни, с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидных импульсов. Фрейд предположил существование второго основного инстинкта (танатоса) - влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни - это отрицательные эмоции - злоба, ненависть, деструктивность. З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса во вне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выходит наружу и направлена на других.
Этологический подход.
Агрессия является инстинктом, изначально и неотъемлемо присущим человеку. К. Лоренц писал: «Агрессия, проявление которой часто отождествляется с проявлением «инстинкта смерти», - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях также, как и они, служат сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям, но аналогично хотя не столь драматично обстоит дело с другими инстинктами». Человек должен признать, что его поведение подчинено природе. Исследуя агрессию, он рассматривал ее как часть общего животного мира, законы природы объясняют поведение и действия. Итак, согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживания, который присутствует у людей как и у других живых существ. [18] Этот инстинкт развивался в ходе длительной эволюции: а) борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов; б) агрессия помогает улучшать генетический фонд вида за счет того, что оставить и сохранить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы; в) сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства. Агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, агрессивнее действия являются совместной функцией: 1) количество накопленной агрессивной энергии и 2) наличие силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Чем большое количество агрессивной энергии имеется в данной момент, тем меньший силы стимул требуется для того, чтобы агрессия «выплеснулась» во вне. У людей, в отличие от большинства других живых существ, распространено насилие по отношению к представителям своего собственного вида. К. Лоренц считал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления и эта возможность проявляется в зависимости от способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. [18, 19]
Подход к агрессии Э. Фромма
Агрессия - это мазохистское влечение к смерти, к страданию. Э.Фромм выделяет несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип - жажда крови. Уделял внимание анализу такого типа как садизм - когда один человек пытается подчинить другого своей власти, сделать его беспомощным объектом своей воли, иметь возможность сделать с ним что угодно, унизить, поработить, но главная цель - заставить страдать, причинить боль. Человек использует свою силу, чтобы разрушать, когда он не способен созидать, создавать новое. Тогда насилие превращается в комперсаторное - это результат искаженной жизни человека. Единственное средство от проявления подобного насилия - увеличение творческого потенциала, развитие способностей человека к творческому использованию своих сил. Разочарование в вере, добре, любви делают человека циником, разрушителем. Разочарование ведет к ненависти жизни. Насилие из мести свойственно определенным индивидам так и целым группам. Жажда мести может быть восстановлением чувства собственного достоинства, элементом самоуважения, восстановлением идентичности. Существует связь между интенсивностью чувства мести и экономическим, культурным обнищанием социальных групп. Однако насилие, направленное на защиту жизни, имеет другую суть, чем насилие, направленное на разрушение. Реактивное насилие проявляется при защите свободы, достоинства, его целью является сохранение. Однако чувство опасности может быть основано не на реальной данности, а на манипуляциях.[20]
Взгляды К. Юнга на агрессию
Объяснял причины проявления агрессивности и насилия в соответствии с обоснованной им концепцией бессознательного и архетипами. Агрессия, насилие объясняется воздействием бессознательного на сознание, психику человека. Конфликт индивида с его темной половиной неизбежен и мучителен, поражение ведет к душевной гибели, преодолению, возрождению.
Понимание агрессии К. Хорни
К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, в которых индивид проявляет агрессию, насилие, показала взаимосвязь последних с повышенной базисной тревожностью личности....
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростковКвалификационная работа: Особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей
Курсовая работа: Особенности агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития
Курсовая работа: Особенности мотивационной направленности агрессивного поведения старших дошкольников
Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста