Квалификационная работа: Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников
Для того чтобы успешно готовить молодое поколение к жизни, к сознательному выбору профессии, необходимо всю работу по профориентации построить на рациональной основе, опираясь на достижения психологии, педагогики, медико-биологических и социальных наук.
Дата добавления на сайт: 18 сентября 2024
Скачать работу 'Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников':
Выпускная квалификационная работа
Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников
Введение
личность старшеклассник профессия трудовой
Актуальность исследования
Для того чтобы успешно готовить молодое поколение к жизни, к сознательному выбору профессии, необходимо всю работу по профориентации построить на рациональной основе, опираясь на достижения психологии, педагогики, медико-биологических и социальных наук.
К настоящему времени усилиями разных ученых создана хорошая теоретическая и методическая база для практической организации профориентационной работы. Однако некоторые проблемы профориентации еще не получили полного раскрытия. В частности, нуждается в дальнейшей разработке возрастной аспект проблемы профессионального самоопределения школьников.
Ценный вклад в теорию и практику профориентации внесли многие советские ученые.
Важное значение для решения проблем профориентации имеют данные возрастной психологии. В этой области несомненны заслуги Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынина, В.А. Крутецкого, Н.С. Лукина, Н.Д. Левитова, В.Е. Смирнова и др.
Для понимания социально-экономического аспекта профориентации большой интерес представляют исследования Н.А. Аитова, В.В. Водзинской, В.В. Кревневич, В.Н. Шубкина. Профессионализация, как форма становления субъекта деятельности, влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на фоне социального опыта личности с включением этого опыта в профессиональное «Я» личности. [1; 19]
Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Например, Б.Д. Порыгин считает, что профессиональное самосознание - это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В.Д. Брагина делает основной акцент в профессиональном самосознании на познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним. П.А. Шавир трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности. [39] Подобные интерпретации термина «профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия. [28]
По мнению А.К. Марковой профессиональное самосознание включает:
осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств;
осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;
учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
самооценивание человеком своих отдельных сторон - понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;
положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции».
У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации. [26]
При этом, как указывает А.К. Маркова, в процессе профессионализации меняется и профессиональное самосознание. Оно расширяется, меняются сами критерии оценивания своих профессиональных возможностей.
В большинстве исследований в качестве ведущих компонентов структуры самосознания рассматривается зависимость:
самосознания от ведущей деятельности предыдущего периода;
самосознания от возникновения рефлексии, осознания своей индивидуальности, открытия «Я»;
самосознания от профессионального самоопределения.
В плане исследования целостного процесса профессионального определения выделяют три направления.
Сущность первого подхода заключается в том, что профессиональное самоопределение рассматривается в узких, четко обозначенных - как существенный и неотъемлемый компонент индивидуального профессионального становления личности. Другими словами выбор профессии личностью является показателем того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. Как считает Т.В. Кудрявцев профессиональное становление личности проходит в своем развитии четыре стадии:
формирование профессиональных намерений;
профессиональное обучение;
профессиональная адаптация;
частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. [21].
Второй подход к изучению профессионального взросления личности разрабатывался И.С. Коном, выделяющим в качестве одного из главных показателей морально-психологической зрелости способность трудиться ради будущего. Согласно этому подходу, важнейшим аспектом становления «Я» является формирование жизненных планов личности. Жизненный план возникает в результате укрупнения и обобщения целей, которые ставит перед собой человек. Это своеобразная иерархия и интеграция мотивов личности, становление устойчивого ядра ее ценностных ориентаций. В процессе становления жизненных планов происходит дифференциация и конкретизация мотивов и целей, постепенно вырисовывается более или менее реальный, ориентированный на действительность план.
По утверждению автора способности, склонности и интересы присутствуют на начальной стадии профессионального выбора. Более обобщенная ценностная ориентация, как общественная - осознание социальной ценности той или иной профессии, так и личное формирование системы личных ценностей, того, что человек хочет для самого себя, складывается позднее.
Таким образом, в работах И.С. Кона придается особое значение связи между общим социальным развитием личности и ее профессиональным самоопределением. [17]
Е.А. Климов в изучении профессионального самоопределения рассматривает этапы этого процесса, связанные с изменениями профессионально-ориентированных отношений и индивидуально-психологических особенностей личности. Это и является основой для развития третьего подхода к проблеме выбора профессии. [13]
По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений)». [14]
В работах С.Н. Чистяковой профессиональное самоопределение связывается со всесторонним развитием личности и ее общественной активностью. [38]
Сам по себе выбор профессии является не только следствием, но и активизирует процесс развития личности.
В ходе освоения профессией возрастает информированность, разнообразие, полнота самохарактеристики субъекта деятельности в поло-жительном плане и уменьшается информированность самохарактеристики в отрицательном плане. Профессиональное самоопределение рассматривается в его возрастной и индивидуальной динамике. Она выделяет, что самое ценное при выборе профессии - определить, какие из качественных сторон профессии для вас наиболее желаемые, возможные. Е.Ю. Пряжниковой были выделены основные задачи профессионального самоопределения:
формирование общей готовности к самоопределению;
а для старшеклассников и выпускников школ - это помощь в конкретном выборе. [33]
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. [31]
Цель исследования: Изучить психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средних школ.
Объект исследования: Профессиональное самоопределение учащихся.
Предмет исследования: Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средних школ.
Задачи:
1.Охарактеризовать главные психологические особенности самоопределения личности в старшем школьном возрасте, показать предпосылки и трудности правильного выбора профессии в ранней юности;
2.Дать анализ профессионально-трудовой направленности современных старшеклассников, выявить различия в профессиональных намерениях городских и сельских школьников;
.Сопоставить выбор профессии подростков и старшеклассников;
.Изучить роль и соотношение основных внутренних и внешних факторов, обусловливающих выбор профессии;
.Обобщить опыт профориентационной работы обследованных средних школ и дать рекомендации по улучшению подготовки молодежи к выбору трудового пути.
Организация и этапы исследования:
Экспериментальной базой исследования служили учащиеся 9, 10, 11 классов МОУ «Гимназия №46» г. Чебоксары и Траковская гимназия Красноармейского района. Всего в исследовании приняли участие 374 старшеклассника городских и сельских школ.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: метод теоретического анализа философской, педагогической, психологической литературы; длительное (внешнее и включенное) наблюдение, беседа, анкетирование, метод сбора и обобщения независимых характеристик, биографический метод, изучение сочинений учащихся о профессиях и т.д.
Большое значение имел психолого-педагогический эксперимент в указанных школах. Он позволил проверить обоснованность предварительно разработанных рекомендаций по профессиональной ориентации учащихся и в то же время выявить роль целенаправленной и систематической подготовки школьников к выбору профессии.
1. Важнейшие особенности развития личности в старшем школьном возрасте и проблемы профессионального самоопределения
1.1Социальная ситуация развития и особенности личности старшеклассников
В нашей стране каждому гарантируется ровный и свободный выбор рода занятий и специальности с учетом интересов общества. Возможности и гарантии ровного и свободного выбора профессии заложены в самой природе социального общества и определяются его политическим строем, экономическим укладом, непрерывным ростом производства, огромными успехами в области общего образования и профессионального обучения.
Реализация объективных возможностей зависит, однако, от самого человека, от того, насколько обоснованным будет принимаемое им решение о выборе профессии. Чтобы объяснить правильный выбор профессии, необходимо иметь в виду одновременно три главных условия:
1)общественные потребности, спрос на те или иные профессии;
2)личные способности, профессиональную пригодность;
)интерес, склонность к выбираемой профессии.
Поскольку вопрос «Кем быть» с особенной остротой встает перед человеком в пору его ранней юности, важно знать, какие черты данного возраста способствуют, а какие, напротив, препятствуют профессиональному самоопределению личности.
Психологическая готовность к выбору профессии формируется у учащихся старших классов в тесной связи с их учебной, трудовой и другой деятельностью. Старшеклассники овладевают не только основами наук, но и знаниями о различных профессиях.
Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план, решить вопросы: кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Жизненный план - не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии.
По результатам индивидуальных консультаций с учащимися можно говорить о том, что старшекласснику трудно ориентироваться в различных профессиях, это не просто, так как в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт - чаще всего это сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит ребенком. А для того, чтобы сделать определенные выводы, необходимо прожить, присвоить опыт.
Кроме того, из индивидуальных бесед с подростками становится очевидным, что отсутствует адекватная оценка своих о6ъективных возможностей, соответствующего уровня учебной подготовки, здоровья, материальных условий семьи и, главное, своих способностей и склонностей.
На что ориентируются старшеклассники при выборе профессии? Если раньше при выборе профессии для молодежи наиболее значимыми были три фактора; престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга, то сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный - возможность много зарабатывать в будущем.
То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребенок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция у учащихся 11-х классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще они изменяют и пересматривают свои жизненные планы.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности, связаны с выработкой мировоззрения. Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир.
Подросток идет к познанию действительности во многом «от себя»; через свои переживания. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
Часто старшеклассники демонстрируют низкий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях своей будущей трудовой деятельности. Такое положение нередко приводят к ошибкам в выборе профессии, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой. В конечном итоге человек вынужден переучиваться или искать работу в других областях трудовой деятельности. Вот почему одной из главных задач школьного образования является профессиональная ориентация учащихся. Таким образом, выбор профессии в старшем школьном возрасте включается как важнейшая составная часть в общую задачу жизненного самоопределения личности. Однако, такой подход к выбору профессии, будучи типичным для данного возраста в целом, в действительности характерен не для всех учащихся. Это объясняется, в частности, огромной трудностью проблемы профессионального самоопределения, что в значительной степени связано также с особенностями возрастного развития.
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека - от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности.
Если рассматривать развитие только как изменение психических функций (памяти, мышления, внимания), то с этой точки зрения все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, а в дальнейшем идет укрепление и совершенствование того, что сложилось у подростков. С этой позиции старший школьный возраст некоторыми авторами рассматривается как возраст завершения новообразований, возникающих у подростков. И подростковым назывался весь период от 11-12 до 17-18 лет.
Если же отойти от такого понимания развития, если рассмотреть его как те изменения, которые происходят в связи со свойственной этому периоду социальной ситуацией, то окажется, что в этом возрасте имеют место весьма существенные, качественные новообразования.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. [4]
Перед старшим школьником возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию.
Это своеобразие внутренней позиции, по мысли Л.И. Божович, заключается в том, что школьники старших классов - это «люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности». [5]
Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Выяснилось, например, что среди учеников 1-3 классов вообще нет таких школьников, у которых бы отношение к различным сторонам школьной жизни и учению определялось мотивами будущего, в 4-5 классах оказалось 5% таких учеников, в 6-7 - 20%, а в 9-11 классах 58% школьников смотрят на школу с позиции своего будущего.
Старшие школьники начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. На вопрос «Зачем ты учишься?» подростки часто теряются и отвечают вопросом же: «Как это - для чего учусь? А как можно не учиться? А что же делать, если не учиться?». Старшеклассники отвечают с точки зрения будущего: «Получишь образование и будешь настоящим человеком», т.е. старшие школьники смотрят на настоящее с позиции будущего.
Исследования показывают, что у старшеклассников встречается...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения личности при переходе из среднего звена в высшую школуРеферат: Проблема развития мышления. Основные психологические теории
Реферат: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ РИСКА
Реферат: Возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени личностью в период взрослости
Курсовая работа: Психологические особенности развития приемных детей