Курсовая работа: Психологические особенности межличностного общения

Выбранная мною тема, "Психологические особенности межличностного общения", не случайна, актуальность её заключается в том, что человек постоянно находится в ситуации общения. В течение жизни люди вступают в контакт с окружающими, формируют межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и каждый из нас оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

Дата добавления на сайт: 18 сентября 2024


Скачать работу 'Психологические особенности межличностного общения':


Содержание
Введение
1.Теоретические аспекты межличностного общения
.1 Общее понятие общения
.2 Функции и виды общения
.Психологические особенности межличностного общения и их анализ
.1 Характеристика межличностного общения
.2 Зоны, пространство и территория общения
.3 Уровни успешности и критерии общения
Заключение
Список использованной литературы
общение социальный успешность сообщество
Введение
Выбранная мною тема, "Психологические особенности межличностного общения", не случайна, актуальность её заключается в том, что человек постоянно находится в ситуации общения. В течение жизни люди вступают в контакт с окружающими, формируют межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и каждый из нас оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Любые отношения человека открываются и реализуются именно в общении. Когда индивид осуществляет полноценное общение по всем направлениям одинаково качественно и активно, то это, в свою очередь, способствует улучшению развития творческого и интеллектуального потенциала человека. Для нормального развития личности нужен определенный минимум качественного общения. Следовательно, общение является реализацией всей системы отношений человека.
Существование множества различных определений понятия "общения" связано с разными взглядами ученых на эту проблему (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.) Исходя из обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.
Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение, как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.
При психологическом подходе общение определяется, как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности - в общении, как важного фактора самоформирования личности.
Объектом данной курсовой работы является - межличностное общение, а предметом - психологические особенности межличностного общения.
Рассмотрение психологических особенностей межличностного общения и будет являться целью моей курсовой работы.
Для достижения поставленной цели необходимо провезти теоретический анализ следующих задач:
- узнать общее понятие термина "общения";
провезти теоретический анализ видов и функций общения;
дать характеристику межличностного общения;
рассмотреть пространство, зоны и территорию общения;
описать критерии и уровни успешности общения.
Методом исследования будет являться - анализ литературы.
Теоретическую основу работы составили труды Кузьмина Е. С., Кукушкина В. С., Куницыной В. Н., Казариновой Н. В., Леонтьева Л. А., Бодалева А. А., Клюева Е.В. и др.
Курсовая работа обусловлена целью и задачами, соответственно состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты межличностного общения
.1 Сущность общения
Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
В истории развития человеческой мысли постепенно происходит осознание теоретической основы собственного бытия и осмысления его отношения к себе подобным. Системная методология анализа общения включает элементы многообразных систем. Каждая из систем задает свои специфические параметры, которые прослеживаются в общении. Теория общения находится все еще в стадии разработки и должна предусматривать такой фактор, как субъективность процесса любого социального взаимодействия, что зависит и от общей мировоззренческой ориентации.
Теория общения может также зависеть и от герменевтической теории предпонимания, поскольку само понимание не может быть объективным, предпонимание основано на личном опыте.
Общение, в широком смысле слова, является одной из форм социального взаимодействия, содержание которого предполагает обмен коммуникативной деятельностью [1. Стр.64].
Специфика коммуникативной деятельности заключается в том, что в этом виде социального взаимодействия реализуется субъектно-субъектное взаимоотношение.
Общение представляет собой специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества. При этой форме реализуются социальные отношения людей. Также его можно определить как процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии. Один человек может передавать другому информацию о наличии потребностей, рассчитывая на участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об эмоциях (печаль, радость, гнев, страдание и т. д.), которые ориентированы на то, чтобы настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от индивида к индивиду и служит средством межличностной настройки. Содержанием общения может быть информация о состоянии внешней среды, которая передается от одного живого существа к другому [2. Стр.65].
Люди обмениваются друг с другом информацией, которая представляет знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Людское общение многопредметно, оно разнообразно по внутреннему содержанию.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных цель общения заключается в побуждении другого живого существа к конкретным действиям, предостережение об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты, какие-нибудь, жизненно важные сигналы.
У человека большое количество целей общения, помимо перечисленных выше включаются: передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, и многое другое.
Средства общения - это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения одного живого существа другому.
Кодирование информации - это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов) [3. Стр.67].
Язык и другие знаковые системы, письменность в ее различных формах и видах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и другие формы записей).
Общение занимает важное место в жизни людей и выступает необходимым условием формирования личности, более того, общение является средой развития основных качеств человека и фактором процесса социализации. В литературе выделяют три уровня включения индивида в сферу социального общения, которые находятся в иерархической последовательности и взаимозависимости: ближайшее включение в семейное окружение; включение в контакты разнообразных сообществ, микроколлектива, большого коллектива; включение в социальную систему определенного общества в рамках села, города, области или республики и т. д. [4. Стр.43].
Таким образом, общение представляет собой специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества, при которой реализуются социальные отношения людей.
.2 Виды и функции общения
В литературе выделяется большое количество видов и форм общения, в рамках данной работы выделим основные виды общения.
Среди видов общения можно выделить инструментальное и целевое, деловое и личностное, вербальное и невербальное.
Инструментальное общение не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует достижение иной цели, наряду с получением удовлетворения от акта общения как такового. Целевое - это общение, служащее средством удовлетворения специфической потребности в общении.
Личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми предполагает прямое общение. Косвенное общение реализовывается через третьих лиц, например при переговорах между конфликтующими сторонами.
Деловое общение - способ организации и оптимизации определенной деятельности: профессиональной, научной, коммерческой, производственной, политической и т. п. Деловое общение включено, как частный момент, в совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности; это предметно-целевая деятельность. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Следовательно, содержание любой коммуникативной формы, и любой речевой конструкции зависит от коммуникативного намерения и предвосхищаемого результата.
Вербальное общение - взаимодействие, выстроенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).
По коммуникативным возможностям, вербальное общение намного богаче любых видов и форм невербальных коммуникаций, хоть в жизни и не могут полностью их заменить. Развитие вербальных коммуникаций изначально опирается на невербальные средства коммуникации.
Перечислим виды вербального общения: познавательное - осуществляется для освоения новой информации и применения ее на практике; убеждающее - реализуется в целях вызова у партнеров по коммуникации некие чувства и сформировать установки и ценностные ориентации, убедить в правильности и необходимости стратегий взаимодействия; сделать единомышленником; экспрессивное - реализуется для формирования у партнера психоэмоционального настроя, передачи чувств, переживаний, мотивации к необходимому действию; суггестивное - оказание внушающего воздействия в целях изменения поведения, замены установок, ценностных ориентаций партнера; ритуальное - для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения традиций и ритуалов организации и пр. [5. Стр.28].
Невербальная коммуникация - одно из средств репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, формирует образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Является дополнительным источником информации к собственно вербальной коммуникации [6. Стр.16]. Невербальная коммуникация включает все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Совокупность средств невербального общения призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу [7. Стр.34].
Примитивное общение - общение, при котором оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если человек нужен, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает - отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
Формально - ролевое общение - это вид общения, для которого характерно регламентированность как содержания, так и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
Манипулятивное общение сосредоточено на извлечение выгоды от собеседника, применяя различные приемы, такие как лесть, обман, демонстрация доброты и другие, в зависимости от личностных особенностей собеседника.
Светское общение характеризует беспредметность (люди говорят то, что положено говорить в подобных случаях), оно закрытое, так как точка зрения людей по любому вопросу не имеет значения и не определяет характера коммуникаций [8. Стр.59].
Соответственно числу общающихся людей распознают три вида общения: межличностное общение - это общение между двумя-тремя людьми, личностно-групповое - общение между одним человеком и группой и межгрупповое - между группами.
К структуре общения можно подойти с разных точек зрения как через выделение уровней анализа явления, так и через перечисление его главных функций. Как правило, выделяются три уровня анализа [9. Стр.67]: макроуровень: общение человека - основная сторона его жизни; мезауровень: общение - чередующаяся система логически завершаемых, целенаправленных контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе своей жизни, на разных временных отрезках своей биографии; микроуровень: основной акцент на анализе простых единиц общения, как сопряженных актов или трансакций.
Охарактеризуем структуру общения посредством выделения трех взаимосвязанных сторон: интерактивной, коммуникативной, перцептивной. Данные стороны выступают в качестве раскрытия субъективного мира одного человека относительно другого. Следует отметить, что процесс общения на каждой стороне обладает своими особенностями.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, заключается в обмене информацией между общающимися субъектами. Характеризуется умением находить психологический контакт; учетом особенностей коммуникативного воздействия; аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения; эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.
Интерактивная сторона состоит в организации взаимодействия между общающимися субъектами, то есть в обмене знаниями, идеями, действиями. Специфика интеракции заключается в фиксации обмена информацией, совместно с организацией взаимодействий, следственно, вырабатывает их формы и нормы.
Перцептивная сторона общения - процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления взаимопонимания. Социальная перцепция - восприятие наружных признаков индивида, соотнесение их с его характеристиками личности, истолкование и прогнозирование на этой почве его поступков [10. Стр.36].
Конечно, перечисленные термины являются условными. Иногда по аналогии применяются и другие. Задача состоит в том, чтобы подвергнуть анализу тщательным образом, содержание каждой из этих сторон или функций.
Естественно, что в действительности каждая из трех сторон не бытует изолированно от двух других, и их выделение представляется возможным только для анализа, например, для построения совокупности исследований. Названные стороны общения могут быть выявлены в малых группах, а значит в условиях непосредственных контактах между индивидами.
Функции общения - это те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.
Аффективно - коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы личности [11. Стр.35].
Информационно-коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией или приеме-передаче информации между субъектами общения.
Регуляторно - коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции способов поведения и организации совместной деятельности людей.
Функции по Лисиной: оpганизация совместной деятельности; познание людьми друг друга; фоpмирование и pазвитие межличностных отношений; познание людьми друг друга [12. Стр.115].
Выделяют восемь функций общения:
) контактная - цель которой заключается в установлении контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме неизменной взаимоориентированности;
) информационный обмен сообщениями - прием - передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, идеями и т.п.;
) мотивация активности партнера по общению, которая направляет его на выполнение определенных действий;
) координационная - взаимоориентирование и согласование действий при планировании совместной деятельности;
) понимание - как адекватное восприятие смысла сообщения, так и понимание партнерами друг друга, в том числе их намерений, установок, переживаний и т. п.
) повышенная чувствительность в партнере нужных эмоциональных волнений, и изменение личных переживаний и состояний с его помощью;
) установление отношений - осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей сообщества, в котором предстоит действовать субъекту общения;
) оказание влияния на состояние, поведение, намерения, установки, мнения, решения, представления и т. д. [13. Стр.89].
Таким образом, общение представляет собой процесс межличностного взаимодействия, который порождается потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение таковых потребностей.
В литературе выделяется большое количество видов и форм общения, в рамках данной работы выделим основные виды общения: инструментальное и целевое, деловое и личностное, вербальное и невербальное, примитивное, формально - ролевое, манипулятивное, светское общение, межличностное, личностно - групповое и межгрупповое.
Также, мною были перечислены функции общения: контактная, функция информационного обмена сообщениями, мотивация активности партнера по общению, координационная, понимание, эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных волнений, установление отношений, оказание влияния на партнера по общению.
2. Анализ психологических особенностей межличностного общения
.1 Характеристика межличностного общения
Основанием для теоретического обоснования межличностного общения является теория речевой деятельности, потому что вербальные средства общения играют основную роль в межличностном взаимодействии.
Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев рассматривали эту деятельность с точки зрения психологических основ поведенческой теории и установили мотив и цель ключевыми факторами вербальной коммуникации.
Рассмотрим понятие термина "мотивация" - состояние личности, которое определяет степень активности и направленности действий человека в ситуации. Мотив является поводом, причиной, объективной необходимостью совершить что - то, побуждение к чему - либо. Мотив сопоставляется с коммуникативной деятельностью. Цель почти всегда осознана, однако мотив может быть осознанным, но может быть и не осознанным. Мотив и цель могут совпадать. В ходе межличностной коммуникации, важным является уметь разгадать мотив партнера, особенно если смысл его фраз неясен.
Межличностная коммуникация может влиять на изменение мнений, социальных установок индивидов, участвующих в информационном обмене.
Социальное основание мотивов - общественные отношения. Мотивационная основа межличностной коммуникации может быть изучена на базе мотивационных теорий [14. Стр.65].
Межличностное взаимодействие между людьми может быть так названо, если оно удовлетворяет следующим...

Похожие материалы:

Реферат: Социально-психологический тренинг межличностного общения

Курсовая работа: Психологические особенности проявления самостоятельности у подростков

Курсовая работа: Социально-психологические особенности слабовидящих людей на основе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению

Курсовая работа: Психологические особенности агрессивного поведения у людей с нарушением зрения

Курсовая работа: Психологические особенности агрессивности личности при разном уровне волевого самоконтроля